Синтез индивидуального и коллективного творчества.
Моделирование новой культурной парадигмы – интеграция средневековой и гуманистической моделей.
Соборное произведение искусства как микромодель будущего.
Полифоническая литературная реальность как мистерия сотворчества.
Диалог по принципу дополнительности как ансамбль жанров и перекличка времён и пространств.
«Игра в бисер» Германа Гессе – первое художественное описание и философское осмысление феномена интерактивной книги.
См. также страницы: Содержание и Все новости (архив).
Авторский проект Сергея Борчикова. Философский, религиозный и научный синтез в контексте диалога культур XX-XXI веков. Философия изначально родилась как любовь к мудрости. Именно любовь, а не вражда, не рознь, не борьба с инакомыслящими. Любовь как таковая несёт в себе объединяющий фактор. В этом разделе идёт разговор о проблемах метафизики, как та сложилась в тысячелетних традициях мудрецов и гениев и преломляется в современности. Синтез – это то, без чего культура лишена внутреннего стержня.
Ключевые темы: Шекспир и Соловьёв: о сущности метафизики и поэзии, Со-бытие с Шекспиром (рефлексии вокруг сонета 24), Истина истины - это..., Первичная аксиоматика (картина мира или реальность), Синтез с идеями Н.А. Козырева, Философия "Розы Мира" Даниила Андреева (как поле для диалога), Воздушный Замок как модель синтеза, Понятие и формула синтеза.
Раздел посвящён направлениям в образовании, ставящим в центр внимания максимальное раскрытие творческих возможностей человека, воспитание одухотворённого и высокоэтичного отношения к миру. В разделе участвуют педагоги, авторы уникальных учебных методик и новаторских творческих проектов.
Модератор: Ф. Н. Козырев.
Ключевые темы: Апостол любви – Чехов, Образование и духовность, О роли учителя, Реформы в образовании, Детское творчество, презентация проектов.
Индологи до сих пор спорят, что такое индуизм: религия или культурный и социальный уклад. Границы индуизма очертить практически невозможно хотя бы потому, что индуизм пропитывает все сферы индийской жизни, почти каждая бытовая мелочь по сути является символом, связующим с реальностью ритуальной. Даже "деятельность" гетеры, вора, нищего оправдывает человека перед Богом в той мере, в какой эта деятельность соответствует традиционным "стандартам качества". Таким образом, в центре индуизма оказывается дело, творчество, культивирование реальности, а также связь этих действий с другими феноменами вселенной.
Ключевые темы: Люкарны любви, Священная жертва. Подраздел: Буддизм (эта религия как будто представляет собой твёрдое «вопреки» страстно влюблённому в этот мир, переливающемуся индуизму).
Иконология занимается извлечением смыслов, расшифровкой символов и описанием образов. Иеротопия интересуется созданием сакральных ансамблей и религиозной образностью. Авторский проект Андрея Охоцимского.
Ключевые темы: Введение в мечтоведение, Самая неопалимая купина, Образность готики, Свет, золото, стекло, Внутреннее христианство Александра Иванова.
Ислам – религия откровения Всевышнего пророку Мухаммеду. Чудо ислама в жизни пророка, в его гениальном даре, в его благих деяниях. Сердцевина ислама – это любовь к Всевышнему и покорность Ему. Цель религии – изжить из себя всё, что противоречит законам Божественного милосердия, любви и всепрощения. Раздел Ислам посвящён основам религии, творческому осмыслению откровения, а также межрелигиозному диалогу и диалогу с христианством.
Ключевые темы: Пророк Мухаммед (проблемы диалога), Переплетённые параллели религиозных откровений и научных открытий, Из уст суфия - из сердца мудреца, Солнце Джаннэта.
Православие – по-гречески «ортодоксия». Это слово в русском языке приобретает немного иной, более "солнечный" смысл: быть православным – значит славить Бога "право", в Духе и Истине. Но что такое Православие в подлинном, светоносном, вечном смысле? Всего лишь одна из восточно-христианских конфессий, созданная на основе никео-цареградского символа веры и этим безмерно гордящаяся, или нечто большее, несущее в себе соборный отблеск Вселенского Христианства, всемирной отзывчивости, в которой сходятся, не теряя себя, иные традиции и религии? Попытке ответить на этот непростой вопрос посвящён данный раздел.
Ключевые темы: Русское иконописание: благодатный образ на Руси и в России, Широкое сердце православия, Межхристианский диалог, Вызовы сегодняшнего дня - взгляд из России, На пути к "Гибельной Щели".
В этом разделе выкладываются избранные художественные произведения наших авторов, а также эссе о литературном творчестве. Это интерактивный раздел: здесь автор может вступить в прямой диалог с читателем, а значит – расширить пространство своего произведения. Раздел посвящён перекличке авторов и читателей, жанров и времён. Литературное творчество в интерактивном пространстве понимается нами как "любовный треугольник": диалог замысла (души произведения), автора и читателя. Душа произведения посредством автора воплощается в душе читателя.
Примеры таких перекличек: Братья-поэты, Читатели тоже пишут, Перекличка стихов и не только, Свобода Слова.
Раздел посвящён песне как самостоятельному жанру искусства. В 20-м веке авторская песня, наряду с кинематографом, обрела огромное не только культурное, но и социальное значение. Во многом даже заменила собою поэзию, хотя ошибочно считать песню стихами, положенными на музыкальное сопровождение. У песенного текста иная поэтика, иная стилистика.
Ключевые темы: К 30-летию гибели Александра Башлачёва, Пир во время чумы — Высоцкий, Звёздный ребёнок. Виктору Цою..., Обзор современных малоизвестных, но достойных групп и просто исполнителей.
Кинематограф – вид творчества, где в XX веке с наибольшей полнотой осуществлялась идея синтеза искусств. В создании фильмов объединялись усилия представителей многих творческих профессий. Иногда процесс производства фильма, объединив множество единомышленников, становился моделью жизни – духовно наполненной, устремлённой к возвышенной цели. Мы хотим не только познакомить читателей с многообразием видов и жанров кино, но и в общении с участниками кинопроцесса передать дух поиска и сотворчества, рождающий яркие и новаторские художественные решения.
Ключевые темы: К 100-летию российской анимации, Встречи с Юрием Норштейном, Наум Клейман. Лекции о кинематографе, Кукушкин Сад.
Раздел посвящён разным видам пространственных искусств: живописи, книжной иллюстрации, фотографии, скульптуре, архитектуре, декоративному искусству и др. Рассматриваются вопросы взаимодействия искусств и общего течения художественного процесса. Публикуются статьи и отклики на проходящие выставки, беседы с художниками и презентации изданий.
Ключевые темы: Сквозь природу, Виктор Черноволенко, "Вселенная Средневековья". Книга Андрея Пильгуна, О будущем архитектуры, Резьба по дереву Кронида Гоголева, Беседы в мастерской художника.
Мир музыки бесконечно широк и многообразен. Даже если рассматривать только чистое композиторское творчество, не принимая во внимание фольклор, музыку религиозных традиций и смежные области искусства, где музыка является одним из составляющих элементов, то и здесь мы видим огромное богатство традиций, направлений и творческих личностей. Мы пытаемся помочь ориентироваться в этом музыкальном океане, останавливаем внимание на отдельных его явлениях. В том числе – на новых, только что прозвучавших произведениях современных авторов.
Ключевые темы: И.С. Бах. Хоральные прелюдии, Духовная музыка, Колыбельная, Отражение стихиалей в музыке, Беседы о русской музыке, Елена Соколовская. Sapienti sat. Исполнительское искусство (подраздел)
Индию часто называют миром в миниатюре. Действительно, в контексте палитры представленных в Индии природных, лингвистических, этнических, религиозных разнообразий слово "страна" начинает звучать тесно, хочется как минимум мира, а по индийским представлениям – даже трёх. Индию невозможно выхватить из её традиции и мифологии, каждое явление здесь, будь то стихотворение, праздник, музыка, танец, архитектура, организация быта, поведенческие тенденции – вплоть до рекламы, мультфильмов и дешёвых брошюр с Махабхаратой вкратце, – яркий витраж, красота которого видна только в свете древней традиции.
Ключевые темы: Индийские раги, Дыхание Индии, Темы и образы классической санскритской поэзии, Моя Индия, Проповедь суфийского пути в поэме Джаяси "Падмават", Прогулки по Индии (фотоальбомы с описаниями).
Раздел знакомит с широким спектром явлений современной музыкальной культуры, объединяемых понятием «этническая музыка». Это и профессиональные исполнители из тех регионов, где традиционная музыка сегодня живёт своей полноценной жизнью (Кавказ, Алтай), и коллективы фольклористов, записывающих народную музыку в экспедициях. Представлены и многие варианты сценической адаптации фольклорного материала, в том числе с активным участием электронных звучаний, а также авторское творчество, стилистически ориентированное на народную культуру.
Ключевые темы: Ансамбль Дмитрия Покровского, Грузинское хоровое пение, Колокола, Гусли. Любовь Басурманова, Тибетские чаши, Ансамбль «Бюль-Бюль», Круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности», Музыкальная культура Армении.
Кавказ – место встречи многочисленных цивилизаций и культур, пик столкновения континентальных плит от Альп до Гималаев. Горы Кавказа находятся в центре Евразийской плиты. Народы различного этнического корня населяют этот регион. Мифологическое богатство Кавказа насыщено легендами о Прометее, о нартах, библейскими сказаниями о Ноевом ковчеге. Горой языков называют Кавказ, этимология имени которого имеет самые разнообразные версии и лингвистические корни. Страна Блистающих Ледяных Вершин звучит в поэтическом восприятии перевод слова: Кавказ.
Ключевые темы: Статьи на тему Кавказской истории, культуры и этнографии, Авары, Сарир и Сасаниды, Прикаспийская Гунния, Под тенью Горы Каф, Проблемы Кавказа, Кавказская йога.
Раздел знакомит с аутентичными записями народных песен, собранными в фольклорных экспедициях. Песни не перепеваются вторично исследователями-фольклористами, а звучат из уст самих носителей традиционной культуры на местах её бытования. Постепенно наполняясь материалами, этот раздел сможет стать звуковой картой России и прилегающих к ней регионов, давая представление о богатстве песенных и инструментальных традиций, через звук выражающих многообразие национальных менталитетов и глубину исторической памяти.
Ключевые темы: Южнорусская песенная традиция, Среднерусская певческая традиция, Песни донского казачества, Тувинская традиционная музыка.
Международный фестиваль «Житомирская музыкальная весна» проводится по инициативе композитора Сергея Жукова с 2009 года и представляет панораму музыкального искусства разных эпох и стилей. Со своими новыми сочинениями знакомят композиторы разных стран Европы, Азии и Америки. Особое внимание уделяется взаимосвязям музыки с современными представлениями о Земле и Космосе – этому посвящены семинары и научные конференции, проводимые Музеем космонавтики, Житомирским университетом и другими учреждениями города. В этом разделе с возможной полнотой отражается ход фестивалей: записи концертов, конференций, интервью, а также фоторепортажи и печатные материалы.
Ключевые темы: Дневник фестиваля "Житомирская музыкальная весна" 2011 года, Дневник 2012 года, Дневник 2013 года, Space Music.
Русская идея шире как идеи национально-культурной, так и не может быть вмещена только в идею православную, хотя обе – и национально-культурная, и православная – наполняют русскую идею духовным и нравственным содержанием. Русская идея несёт в себе волю к всеединству и обладает всемирной потенцией, также она в своей глубинной сущности является идеей социальной справедливости и зиждется на незыблемом приоритете общего над личным. Это неотъемлемые качества самой русской души. И они позволяют обозначить русскую идею как Богочеловеческий вектор и путь синтеза, который в историческом плане может быть явлен как новый, религиозно одухотворённый социализм.
Ключевые темы: Русская идея (православие, социализм, всеединство), Интернационализм и национализм (альтернативы и параллели истории), СССР – карикатура Розы Мира.
Цель – становление межрелигиозного диалога и воспитание в себе благоговейного чувства не только по отношению к родной религиозной традиции, но и к другим великим духовным традициям. Выход в объёмное мировосприятие, для которого каждая из традиций – живая соборная проекция Единой Истины. Вселенское христианство в уважительном общении с иными религиозными системами – путеводная нить будущего мира. Творческий диалог религии и культуры, религии и науки, религии и философии – это новое религиозное сознание.
Ключевые темы: Человеческий фактор, Идеи Козырева: 30 лет спустя, Пунктиры будущего физики времени, Символ и реальность, Образ Бога в творчестве Н.А. Бердяева и Д.Л. Андреева, Теория перевоплощений и христианство, Философия пола, Что есть религия? Что есть сатанизм?
Роза Мира – как историческая эпоха, следующая на смену гуманизму. Эпоха нелинейного синтеза средневековой и гуманистической социальных и культурных моделей. Новое религиозное сознание, ансамбль религий и творчество диалога религии, науки и философии. Роза Мира – как новое интерактивное искусство.
Данный раздел посвящён также осмыслению творчества Даниила Андреева и его книги «Роза Мира» в контексте русской религиозной философии и классической культурной традиции.
Ключевые темы: Два века прароссианства, Даниил Андреев – свой среди чужих, чужой среди своих, Интернет и Роза Мира, Роза Мира или родонизм? (вспоминая будущее), Интерактивное искусство – Солярис, Мировая Женственность (метаисторическая загадка 90-х).
Искусство – это объёмное, многовариантное моделирование реальности. Интернет даёт нам возможность создавать новые жанры искусства – сначала внутри одного проекта, потом в диалоге проектов. Это интерактивный прорыв в искусстве, которого не знали прошлые эпохи. Это возможность полифонического творчества в параллельных потоках времени. Возможность невиданного синтеза индивидуальных и коллективных жанров.
Ключевые темы: Интернет-форум как новый жанр нового искусства, Достоевский. Сон смешного человека, По ту сторону холста, Что есть искусство? О разных подходах к искусству.
Узнавание и сорадование, духовное обогащение – цель. Многообразие культурных ликов и их раскрытие во всемирном ансамбле – путь. Мы ждём и приветствуем авторов, которые помогут нам познакомиться с богатствами национальных культур. Дружеское общение наций возможно только в культурном поле – и это подлинная альтернатива обезличивающей глобализации, вражде и самоутверждению за счёт других.
Ключевые темы: Весна Средневековья – Наследие Готической Эпохи, Культурные традиции Запада и Востока – перспективы интеграции.
Цель – расширение пространства любви, одухотворение Природы. Путь – от утилитаризма безрелигиозной цивилизации к сотворческому общению с Природой. Умение прозревать за материальной оболочкой – живую душу. Воспитание благоговейного чувства красоты. Восприятие Природы как творчества великих духов, как Божьего Храма и Замысла. Бескорыстное отношение к Природе как к субъекту диалога, а не мёртвому объекту или среде обитания – это единственный выход из глобального кризиса человеческой цивилизации. Защита природы и животных.
Ключевые темы: Растения, О поступках животных, Первые христиане и животные, Православные святые и животные, Католические святые и животные, Просветление царства животных и христианство, Доска объявлений (защита природы), На Северном полюсе и на Южном (аудиобеседа).
Восприятие истории как единого духовного потока. Смысл истории, цель истории, конец истории. Зарождение, расцвет и закат цивилизаций как арена борьбы добра и зла, как становление человеческой свободы и творческий ответ Создателю. Приоритет нравственного начала над политическим и культурного над государственным – как путь просветления и одухотворения истории. Эсхатологический и метаисторический взгляд на исторические и политические коллизии. История как творящаяся память и диалог с будущим. Будущее как движущая сила истории.
Ключевые темы: Новые вызовы для "венца творения", Не возводи свой дом на песке, Опавшие иглы демократии, Даниил Андреев и современная Америка, Выборы в России 2011 – точка перелома?, Украина: 22 года "незалежности" (часть и целое, иерархия и власть).
Сверхзадача Культурного Поиска – вырастить сеть, в которой каждый затерянный огонёк найдёт свою нишу, свой отклик, обогатится через общение и войдёт неповторимой частью в Целое. Это структурирование времени творческими взаимосвязями, самоорганизующийся организм новой культуры. Это модель Розы Мира в интернете. Культурный Поиск – это воля архитектурного ансамбля. Культурный Поиск – главный вектор новой эпохи. Это искусство, выходящее за рамки только искусства. Культурный Поиск – это становление личного дара в ансамбле и перекличке даров.
Остановка по требованию. Литературный героизм. Зеркальная проза. Интерактивный джаз корней. Стихопляс. Последний друг всех одиночеств и обочин. Метасатира и ноты чёрной скорби из дома жёлтых мух. Быльки смешного монаха и аксиомы по месту службы. Репка, мозг, сон, нос, явь и суфлёр.
Ключевые темы есть, но их лучше найти и увидеть самому.
Раздел посвящён сетевой поэзии. Стихи и проза Татьяны Путинцевой (КАРР). Интерактивный проект "Я их люблю, я их читаю...", в котором представлена подборка читательских впечатлений по произведениям ряда сетевых поэтов (Ольги Родионовой, Олега Горшкова, Давида Паташинского и др.). Песни поющего поэта Александра Пименова в исполнении автора. Песни Сергея Волкова и Александра Матюхина на стихи поэтов журнала "Вечерний Гондольер". Видео выступлений поэта Алексея Рафиева.
Ключевые темы: Сетевые поэты, Песни, Стихи. Подборка "My love, my love...", Проза. "Не самый плохой вариант" (мемуарр), Стихи. Подборка "Софиофилия".
Авторский проект Ирины Мясковской. "Ещё учась на театроведческом, я вошла в конфликт с безжалостностью профессии критика и надолго оставила её для занятий поэзией, преподавания литературы, постановки спектаклей со школьниками. Чувствую, что наносимые художникам раны пора залечивать. Бесконечно драгоценно то вдохновение, то преображение, которое дарят нам люди культуры и искусства, самоотверженно, порой мучительно созидая его из самой своей глубины. Так родились благодарственные монологи, посвящения и поэтические отклики на события и явления искусства."
Ключевые темы: О людях искусства. Благодарственные монологи, Стихи, переводы, комментарии, Две выставки: Николай Фешин и Баки Урманче, Слово о Григории Померанце, Резо Габриадзе. Опыт поэтического перевода картин и спектакля.
Сергей Старостин – фольклорист, собиратель и исполнитель русских народных песен и народной инструментальной музыки. Раздел посвящён его деятельности и многочисленным творческим проектам, в которых он принимает участие.
Ключевые темы: Видеофрагменты концертов и фестивалей, Moscow Art Trio, Телепроекты "Мировая деревня" и "Странствия музыканта", Перед страшным зверем этнофутуризма, Беседы, интервью, Фольклорные ансамбли. Виртуальная деревня.
Здесь публикуются работы о музыкальных традициях различных регионов мира (в первую очередь – стран Центральной Америки и Юго-восточной Азии). Прослеживается происходящий сегодня процесс усиления этнического компонента в профессиональной музыкальной культуре, многообразие сочетаний традиционного и авангардного в музыкальном мышлении. Рассматриваются богатые мифологические истоки современного искусства и сложные сюжеты межкультурных взаимодействий.
Ключевые темы: Диалог индейского и испанского в традиционной музыке современной Мексики, Мир звучаний в произведениях М.А. Астуриаса, О музыкальной археологии, Хосе Астуриас Рудеке, "Увидеть музыку", Влияние Востока на искусство и науку в мире, Круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности».
Музей-библиотека Н.Ф. Фёдорова осуществляет многообразную научную и просветительскую деятельность, в центре которой – интерес к русской религиозной философии и к явлениям мировой культуры XX века, отразившим космичность мировосприятия и активно-творческую позицию человека. В музее-библиотеке проходят циклы семинаров, творческие встречи и выставки; совместно с Институтом мировой литературы, Музеем космонавтики и другими ведущими культурными учреждениями России организуются международные научные конференции и издания философских и искусствоведческих трудов. Модератор раздела: Анастасия Гачева.
Ключевые темы: Афиша Музея-библиотеки, Беседы.
Государственный институт искусствознания является ведущим в России центром по комплексному изучению отечественного и зарубежного искусства всех регионов мира. Институт осуществляет фундаментальные проекты по истории европейского и русского искусства, ведёт масштабную работу по созданию Свода памятников архитектуры и монументального искусства России, исследования по социологии и экономике культуры и искусства. В интерактивном разделе на сайте «Воздушный замок» размещаются материалы научных конференций и работы сотрудников института.
Ключевые темы: Конференция «Келдышевские чтения-2012», Конференция «Музыковедческий форум-2012», Рецепция русской музыки за рубежом. Цикл лекций Л.О. Акопяна.
Раздел посвящён творчеству философа Григория Померанца и поэта Зинаиды Миркиной и семинару «Работа любви», который сейчас ведёт Роман Перельштейн. Этот раздел является интерактивным филиалом сайта «Pomeranz-Mirkina.com». В разделе также представлено и обсуждается творчество Романа Перельштейна.
Ключевые темы: Кризис «концептуального человека» в свете вселенского духовного сознания, Предисловие к книге «Старая дорога» (эссе, рассказы, пьесы, стихи), Возможность Встречи (о новой книге Р. Перельштейна «Встречи с Померанцем и Миркиной»).
Сайт по философии неовсеединства посвящён новому метафизическому направлению – философии неовсеединства, которое ставит своей задачей возрождение и развитие на материале современной культуры основных идей русской и мировой философии всеединства. На сайте выкладываются аудиозаписи и тексты лекций по философии неовсеединства.
Сайт Интегрального сообщества посвящён координации работы интегрально-ориентированных современных философов. На сайте представлена информация об основных проектах и направлениях работы участников сообщества, доступны номера электронного журнала "Интегральная философия", организован форум.
Ждём...
Основное направление деятельности «Галереи Веллум» – коллекционирование, изучение и популяризация творчества русских художников ХХ века, обладающих ярким индивидуальным стилем, повышенно условной манерой письма. Среди них художники русского символизма и модерна, «формалисты», театральные художники и мастера графики, художники еврейской культурной традиции, андеграунда, абстракционисты и экспрессионисты – все те, кто находились за рамками официального признания в советский период.
Ключевые темы: Новости галереи Веллум, Любовь Агафонова. Интервью, «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Заметки о выставке, Русская мифология в творчестве А.П. Бубнова, Предместья минувшего, Из земли и глины. Натюрморты Ильи Табенкина.
Представительство Международной выставки современного искусства «RUSSIAN ART WEEK / Российская неделя искусств». Это большое разнообразие арт-объектов из двух десятков стран, это интенсивная программа мастер-классов, неповторимая аура творчества и радости от встречи с искусством.
Ключевая тема: Мероприятия, организуемые «Воздушным Замком» на Международной выставке современного искусства.
Наш проект – сетевой по определению. Как кристалл или как лес, такой проект растёт по фрактально-сетевому принципу. Авторские разделы – это фракталы единого организма. Индивидуальное творчество остаётся, но в интерактивном пространстве мы можем начать движение к неизмеримо более "объёмному" творчеству – коллективно-индивидуальному, соборному. Это Синтез. Это новая эпоха в культуре. Новый вызов и новая интересная задача, очень сложная, потому что степень случайности в этом процессе возрастает неимоверно.
Цель – постепенное выращивание культурной подсети, самоорганизующейся системы, имеющей своё духовное содержание и лицо. Путь – интерактивное общение автономных ресурсов, обмен информацией, налаживание взаимосвязей, создание общих проектов, которые не под силу одному ресурсу. Раздел "Друзья" состоит из интерактивных (живых) островков одного ресурса внутри другого.
Отобранные нашими участниками лучшие сайты по категориям. Это ещё один повод к общению, ещё один способ налаживания взаимосвязей в культурном поле Сети, ещё один шаг к построению самоорганизующейся сетевой структуры. Сайты, с которыми мы обменялись ссылками, выводятся на первых позициях каталога. Для более тесного сотрудничества в интерактивной части портала открываются подразделы сайтов-друзей, модерируемые представителями этих ресурсов.
Раздел более остальных соответствует привычному формату интернет-форума. Форум – это искусство общения в пространстве письменной речи. Мы хотим сделать форум интерактивным произведением нового искусства, где каждый читатель и зритель может войти внутрь действа и вмешаться в сценарий. Форумный спектакль идёт как бы несколькими параллельными потоками со сменой ролей. Это эпистолярный жанр, ставший творческой лабораторией времени. На форуме обкатываются различные как социальные, так и культурные модели будущего. Форум – это свободная импровизация.
Ключевые подразделы: События и размышления, Афиша, Репортажи.
Изучение основ религиозной культуры становится всё более привычным и востребованным компонентом содержания образования в нашей стране. Как сделать его педагогически эффективным с точки зрения достижения не только предметных, но и надпредметных целей личностного роста учащегося? Как избежать профанации высоких истин с одной стороны, а с другой – индоктринации, подавляющей самостоятельность человека, культивирующей инерционность сознания и конформизм? Тезурос представляет примеры решения этой задачи в виде учебных программ, разработанных на основе концепций гуманитарного религиозного образования и «религии как дара». Эти концепции получили теоретическое обоснование в одноимённых трудах главного редактора сайта Ф.Н. Козырева. Тезаурос позволяет оценить их на практике.
Изучать религию гуманитарно невозможно без вступления в диалог, без целенаправленного создания условий, в которых учащийся будет свободно выражать собственные взгляды и мнения, активно участвовать в поиске смыслов, рефлексировать свой духовный опыт в свете опыта собеседников и запечатлённых в традиции актов веры. Интерактивность – одна из общепризнанных форм такого открытого и интенсивного обмена смыслами. Тезаурос, таким образом, призван служить задаче гуманитаризации религиозного и духовно-нравственного образования, формирования гуманитарной культуры личности. Последняя же предполагает и развитие того, что мы называем восприимчивостью к прекрасному и справедливому, и утончение нравов и вкусов, и созидание того, что И.А. Ильин называл культурой религиозного опыта.
Раздел открывают две статьи Ф.Н. Козырева, в которых идея гуманитарного религиозного образования развёртывается в исторической и методологической перспективе как важный элемент формирования современной гуманитарной образовательной парадигмы.
Здесь представлены выдержки из сочинений, эссе, домашних заданий и проектных работ учащихся школы № 53 Приморского района Санкт-Петербурга, в которой проходила апробация курса.
Раздел предлагает знакомство с инновационными диагностическими технологиями и подходами, разработанными для оценки личностных достижений школьника в области духовно-нравственного развития. Среди них – диагностический комплекс ОНИКС, авторская разработка Ф.Н. Козырева. Это стандартизированный тест, основанный на методе дилемм Л. Кольберга и предназначенный для оценки степени развитости нравственных представлений субъекта по характеру и уровню структурированности его нравственных суждений. Принимаются заказы на прохождение теста онлайн и приобретения книги Ф.Н. Козырева «Измерение субъективности: Конструктивизм в практике педагогического исследования» (СПб.: РХГА, 2016. – 232 с.)
Учебно-методический комплект «Духовно-нравственные беседы» предназначен для реализации одноимённой программы в 5-7 классах общеобразовательных школ. В ходе изучения 1-й и 2-й частей курса учащиеся знакомятся с текстами Писаний, составляющих историческую основу современных религиозно-этических учений (христианства, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма). В 3-й части представлены примеры того, как нравственные императивы, запечатлённые в религиозных текстах, воплощались в жизни и подвигах представителей разных традиций и культур. Вспомогательным материалом служат произведения мировой художественной культуры, транслирующие темы и мотивы обсуждаемого сюжета. Методика преподавания предполагает активное участие ученика в прочтении и интерпретации изучаемых текстов и нарративов.
Учебный курс продолжает образование школьника в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне 8-9-х классов общеобразовательных школ. Данный учебный курс разработан на феноменологической основе. Учащимся предлагается знакомство не с отдельной традицией, а с проявлениями религиозной жизни, общими для разных традиций и культур. Особое внимание уделяется раскрытию религиозного символизма и связанных с ним культурных архетипов. Это достигается чередованием насыщенных символикой понятийных и образных рядов и применением дидактических приёмов, стимулирующих интерпретативную активность учащихся. Учебный курс представляет собой принципиально незаконченный проект, в развитие которого с помощью интерактивного ресурса могут внести свой вклад все его участники.
Библиотека Замка пополняется участниками нашего проекта. Но это не хаотичное коллекционирование культурных феноменов. Цель нашей библиотеки не только дать максимальную широту выбора для читателя, но за счёт взаимосвязей культур, жанров, дисциплин, перекличек времён и творцов отобразить целостное лицо человеческой культуры, дать почувствовать атмосферу её великого Замысла. Главный духовный вектор нашей библиотеки – это новое религиозное сознание, "всемирная отзывчивость", как назвал это движение человеческого духа Ф.М. Достоевский. В залах Библиотеки размещаются также избранные работы наших авторов.
Новости библиотеки, последние поступления, предложения участниками материалов и их обсуждение см. на форуме в Интерактивном зале библиотеки.
Чтение в детстве нельзя переоценить: именно здесь формируется что-то очень важное в душе и в судьбе. Определяется вкус, закладываются фундаментальные понятия о добре и зле, умение сопереживать и сочувствовать, в конечном счёте – способность к любви. При совместном чтении появляется дружеская связь между родителями и детьми, налаживается взаимопонимание. Никакие компьютерные игры, никакие фильмы не заменят вырабатываемую только при чтении способность творческого воображения. И если в детстве эта способность не была развита, наверстать упущенное потом очень трудно. Детский Зал в нашей Библиотеке призван помочь найти лучшее, что есть в детской литературе. И если нет под рукой книги в бумажном издании, то можно воспользоваться электронным вариантом, просто открыть страничку и почитать вместе с ребёнком...
Жанр устной беседы дополняет и расширяет интерактивное пространство Замка. Каждая из бесед имеет свой внутренний ритм, своё неповторимое звучание, становится художественно осмысленной и этим приближается к явлению искусства. В беседах участвуют художники, музыканты, писатели, кинематографисты: Лариса Миллер, Юрий Норштейн, Вилли Мельников, Елена Соколовская, Марина Рахманова, Александр Жихарев, Егор Резников, Всеволод Задерацкий, Анастасия Гачева, Борис Романов и многие другие.
В интерактивном пространстве литературный персонаж является одним из участников действа, исчезают привычные границы между автором, героем и читателем, амплуа и жанры становятся текучими, один и тот же спектакль разворачивается в параллельных вариациях, не исключающих перемену ролей и сюжетных коллизий. Литературный герой становится автором, автор – читателем, читатель – героем. В данном разделе Библиотеки представлены произведения некоторых литературных героев, принимающих активное участие в форумной жизни ресурса. Раздел будет пополняться и новыми произведениями, и новыми персонажами, которых порождает само интерактивное коллективное пространство письменной речи.
В искусстве последних веков раньше, чем в других областях человеческой деятельности, проявилась возможность синтеза, объединяющего разные пути постижения мира: научный, религиозный, художественный, философский, спонтанно-житейский. Именно художественное сознание оказалось для этого наиболее подготовленным, гибким и непредвзятым, способным вместить многозначность бытия. В проекте «Перекличка вестников» делается попытка проследить этот процесс на примере творчества русских поэтов и писателей. Русская поэзия XIX-XX веков рассматривается как единый живой организм, объединённый множеством неуловимых духовных токов, словесных и внесловесных ассоциаций.
См. также интерактивный раздел: Перекличка вестников
Здесь представлены все звуковые материалы Воздушного замка: музыка академического направления и фольклор, поиски композиторов современных национальных школ и музыка мировых и локальных религиозных традиций. Репортажи и аудиобеседы, проводимые участниками нашего проекта, дают представление о многоплановости современной художественной и интеллектуальной жизни, отмечают в ней светлые и перспективные течения, знакомят с неординарными творческими личностями.
Разделы фонотеки: Академическая музыка, Духовная музыка, Музыка национальных традиций, Аутентичный музыкальный фольклор, Репортажи и аудиобеседы, Литературные записи.
Здесь находится список избранных авторских работ участников нашего портала, опубликованных в Библиотеке Замка, а также те “ветки форума”, что “выросли” в интерактивном пространстве и являются, по мнению редакции, новым жанром нового искусства – раскрытием индивидуального и коллективного творчества в их свободном содружестве. На этом сайте подготавливаются тематические Сборники с ориентацией на печатные выпуски. Художественная проза, поэзия, религиозная философия, историософия, эссеистика, публицистика, искусствоведческие и культурологические работы, авторские аудиозаписи, научные статьи – вот неполный перечень жанров, представленный на этом сайте. Самое интересное, на наш взгляд, творится ныне на границах жанров и дисциплин, в их диалогическом синтезе и взаимопроникновении.
В этой категории представлены все авторы, чьи произведения вошли в Избранное нашего портала. На каждой авторской странице есть краткий рассказ об авторе и список его произведений с аннотациями.
Разбивка на жанры в гуманитарной сфере весьма условна, а историческая тенденция к синтезу, диалогу и взаимопроникновению дисциплин делает жанровые перегородки всё более прозрачными. Но для удобства наших гостей мы составили небольшую классификацию, хотя некоторые работы пришлось отнести сразу к нескольким жанрам:
Поэзия (работа с будущим), Художественная проза (структурирование времени), Музыкальные произведения наших авторов, Эссе, философия (творчество мысли, перекличка жанров), Искусствоведение (как сотворчество), Историософия (метаистория, смысл истории, эсхатология и профетизм), Мифология и мифотворчество, Культурология (соцветие культур, смысл творчества), Публицистика (статьи и дискуссии на актуальные темы современности).
Преображение форумного пространства в новое искусство и новые литературные жанры – сверхзадача нашей Интерактивной книги. Такие тексты невозможно ни запланировать, ни срежиссировать заранее – они растут по другим законам и только в открытой интерактивной среде. Поддерживать с одной стороны качество и плотность текста, а с другой – открытое пространство диалога, – это творчество новой режиссуры и новой редакторской политики. Такие тексты-диалоги должны стать мостиком к соборному творчеству, послужить катализатором в моделировании новой культурной и социальной среды эпохи Розы Мира, эпохи сотворчества и синтеза культуры, науки и религии.
В Интерактивной книге Воздушного Замка накоплено богатое и широкое по тематике содержание, позволяющее нам перейти к составлению книг, раскрывающих ту или иную тему многогранно и объёмно за счёт взаимосвязей и пересечений в ней нескольких авторских текстов, концепций и точек зрения. Выходу в объёмное мировосприятие через диалог позиций и через синтез индивидуального и коллективного творчества – а это один из приоритеных векторов нашего проекта – должны способствовать в том числе и такие сборники.
Первый наш сборник посвящается знаменитым «Вехам»:
«Роза Мира и новое религиозное сознание».
Алфавитный список всех произведений, вошедших в Избранное Воздушного Замка: авторских работ в самых разных жанрах, включая музыкальные; новых творческих проектов; текстов-диалогов и коллективных сборников.
Как и весь портал в целом, его Галерея посвящена диалогу и взаимопроникновению жанров и методов познания, что должно способствовать объёмному мировосприятию. В Галерее представлены тематические авторские фотоальбомы, альбомы с иллюстрациями для статей и книг, репродукции картин участников портала, альбомы компьютерной живописи и других жанров пространственного искусства.
Альбомы этого цикла содержат наиболее характерные произведения тех художников, которые упоминаются в работе Евгения Морошкина «Два века прароссианства». Акцент делается на многообразии путей раскрытия национального культурного мифа, а также на некоторых трансфизических прозрениях художников, имеющих параллели с прозрениями Даниила Андреева.
Год, прожитый в Индии, научил многому. Но самое важное, что я привезла из этой страны, – вовсе не хинди и даже не знания о культуре, географии, народе. В Индии я увидела совершенно другой мир, который создали другие боги, который скрепляет совсем другой быт, которым правят другие ценности, другие представления об истинном и ложном. Увидела, как работает индийское чувство юмора, закон кармы и перерождений, индийские электрики и сантехники, продавцы, портные. Мир, где одеваются по-другому, где едят другое, где боги родились и живут до сих пор. Но самым удивительным оказался не этот мир как таковой, а возможность существования и функционирования настолько иной, самобытной вселенной.
Галерея информационно-образовательного ресурса «Тезаурос» составлена по тематическому принципу и носит интерактивный характер. Каждый альбом привязан к определённому заданию учебного курса «Религия в мировой культуре», что отражено в описании альбома. Пополнение альбомов осуществляется участниками образовательного процесса в ходе выполнения заданий, а также «вольными» посетителями сайта. Главный редактор сайта и разработчик образовательных программ – доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев.
Работы учеников курса Т.А. Подосениной: «Почему студия, которой руководила, называется «Лики Детства»? Я как-то у детей спросила: «Почему у Феди – лицо, а у святого – лик?» Наверно, в этом и заключается ответ. Лик – это больше, чем лицо, это что-то другое, смысловое наполнение слова другое. Для меня у детства – лики, такие разные, такие прекрасные.»
Представлены альбомы совершенно разных художников и по технике, и по мироощущению: абстрактная живопись, резьба по дереву, компьютерная графика. Есть ли что-то объединяющее их, кроме времени, в котором они живут, и кроме несомненной качестенности их работ? Ответ может откликнуться лишь в творческом мире самого зрителя.
Максимилиан Волошин как никто из русских поэтов близок Даниилу Андрееву в мистическом чувстве русской истории и природы. К концу 1910-х происходит некоторое перераспределение задач внутри творчества Волошина: лирика и пейзажные зарисовки почти уходят из его поэзии, но с огромной силой и многообразием лирическая струя прорывается в его картинах. Акварели последнего десятилетия складываются в грандиозный художественный дневник, в нём сочетаются эмоциональная открытость и космическая отстранённость, эксперименты с построением пространства и отсылки к различным художественным стилям.
Альбомы составлены из фотографий разных авторов, найденных в Интернете. Фотографии подбираются по внутреннему созвучию, иногда в них есть лёгкое подобие сюжетного развития (в альбомах «Мурохамма» и «Нивенна»), иногда («Ледяное царство») – постепенное раскрытие и усиление основной мысли. Так создаётся ощущение сквожения земной природы, присутствия в ней добрых стихиалей.
Фотографии доступны практически все жанры, возникшие в живописном искусстве: портрет, жанровая сцена, натюрморт, пейзаж и многое другое. Специфика фотографии вносит в их развитие новую струю, а также стимулирует появление новых жанров (мгновенный репортаж, макро, символическая и абстрактная композиция с участием цифровой обработки изображения).
Компьютерная живопись – молодое искусство, только начинающее определять и раскрывать свои возможности. Преемственно связанное с живописью и фотографией, оно иногда воспроизводит эстетику сюрреализма, или обыгрывает чисто живописные фактурные приёмы, или преобразует изображение в тех направлениях, которые в прошлом находили мастера авторской фотографии. Однако постепенно компьютерная живопись находит и собственные образные сферы и свой язык, обогащая палитру изобразительных искусств.