Диалог культур
Круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности»

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» 
Второй Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности»
18-24 октября 2013 года
в рамках научно-творческого проекта «Потомки Арктиды»

В Московской консерватории вновь собираются музыканты, — исследователи и исполнители, — заинтересовавшиеся поиском единых корней в музыкальном мышлении народов, входящих в систему индоевропейской культурной общности. Первый подобный форум, прошедший в октябре 2012 года, выявил общие черты и парадоксальные параллели в звуковом творчестве различных народов Евразии. В предстоящей встрече примут участие учёные и носители самобытных музыкальных традиций из Азербайджана, Беларуси, Ирана, Турции, Японии и России. На повестку дня поставлены для обсуждения две основных темы:

1) «Анатолия — Русь — Персия: древние центры индоевропейского музыкального мира».
 2) «Внутренние и внешние связи музыкальных культур индоевропейских народов».

Работа круглого стола, включая собственно научные доклады, насыщена живым звучанием музыки. Участникам и слушателям собрания предстоит услышать столь редкие для московской музыкальной среды инструментальные тембры, как голоса турецкой багламы, иранских сантура и тамбура, а также уникальные в своём роде авторские инструменты иранского мастера Сейфоллаха Шокри и азербайджанского исследователя древних традиций Ближнего и Среднего Востока Махмуда Салаха.

Украшением форума являются пять великолепных концертов. Открытие круглого стола знаменуется выступлением 18 октября, в Концертном зале Мясковского (19.00) ярчайшего представителя дарвишеской традиции братства Ахле Хаг из иранского Курдистана, мастера игры на тамбуре Араша Шахриари. 19 октября в Рахманиновском зале (14.00) прозвучит специально для форума подготовленная Фольклорным ансамблем Московской консерватории  программа русских обрядовых песнопений; 20 октября Рахманиновский зал (19.00) наполнится звуковыми узорами турецких макамов в исполнении Дженка Гюрая и Ёндэра Ёзкоча —настоящих знатоков искусства багламы; 22 октября в том же зале (19.00) публика станет свидетелем уникального иранского искусства бедахэ — спонтанного звукового сотворчества, которое продемонстрируют выдающийся мастер иранского классического пения (аваза) Хосейн Нуршарг и блистательный сантурист Сиамак Агаи; завершится цикл 23 октября (Концертный зал Мясковского, 19.00) демонстрацией ошеломляющих звуковых возможностей азербайджанского тара, реконструированного Махмудом Салахом, при этом сам мастер будет играть на древнем ударном инструменте гавале, а тар будет звучать в руках молодого виртуоза Игбала Маммадзаде.

В научной части круглого стола при помощи звуковых и видео-иллюстраций и живых выступлений музыкантов будут представлены сообщения о древних обрядах славян и шаманских традициях самодийских народов, о реликтовых формах звуковой терапии в общинах иранских белуджей и о суфийской практике курдского братства Ахле Хаг, о замысловатой истории османской придворной музыки и турецкого макама, а также о разнообразных пересечениях в звуковой философии, эстетике и живой практике народов Индии, России, Ирана и других частей обширного индоевропейского мира.


Программа Международного круглого стола
Научные встречи

18 октября, пятница, Конференц-зал (Б. Никитская, 11, корпус Рахманиновского зала)

17.00 Открытие Круглого стола
Маргарита Каратыгина (Россия, Москва)


19 октября, суббота, Конференц-зал

15.30 Хамидреза Ардалан (Иран) «Историческая и мифологическая природа церемоний курдских дарвишей»

16.30 Сейфоллах Шокри (Иран) «Новоизобретённый щипковый, смычковый и ударный музыкальный инструмент фарш (ковёр)»


20 октября, воскресенье, Конференц-зал

14.00 Николай Денисов (Россия, Москва). «Казаки-некрасовцы в Турции»

15.00 Ольга Пашина (Россия, Москва). «Представления о магической силе голоса и обрядовое звуковое поведение у славян»

16.00 Елена Гороховик (Беларусь). «Индо-персидские связи в музыкальной культуре Индии»


21 октября, понедельник, Конференц-зал

15.00 Дженк Гюрай (Турция). «Макамные структуры: Музыкальная память Анатолии»

15.45 Ёндэр Ёзкоч (Турция). «Два композитора, одна работа: Итри, Аксес, "Нэва Кар"»

16.30 Сиамак Агаи (Иран). «Принцип бедахэ в иранской классической музыке»

18.30 Мохаммадреза Дарвиши (Иран). «Древний обряд зекр Гауати в культуре белуджей  в Иране»


22 октября, вторник, Конференц-зал

14.30 Ямадзи Михо (Япония). «Феномен звука в индоевропейской и японской традиции: слуховой сравнительный анализ практикующего музыканта»

15.30 Бурак Тюзюн, Айтуг Юльген (Турция). «Придворная музыка Османской империи: источники формирования и региональные разновидности»

16.30 Махмуд Салах Ага Рагим оглы (Азербайджан). «Возрождение азербайджанского мугама. Реконструкция Махмуда Салаха»


23 октября, среда, Конференц-зал

14.00 Оксана Добжанская (Россия, Якутск). «Шаманская музыка как хранилище обрядовых звуковых архетипов (по материалам шаманских обрядов самодийских народов)»

15.00 Татьяна Карташова (Россия, Саратов). «Поэтика девяти состояний»

16.00 — Итоговая дискуссия


(со страницы сайта Консерватории:
http://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=136661 )

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 11 Ноября 2015, 16:18:55, Ярослав»

Материалы о прошедшем Круглом столе начинают появляться в Сети.

Анонс с афишами:
http://muzkarta.info/afisha/nauchno-tvorchesky-proyekt-potomki-arktidy

Фейсбук об иранской музыке:
https://www.facebook.com/iranianmusicinrussia

Фейсбук Маргариты Каратыгиной, организатора Круглого стола:
https://www.facebook.com/margarita.karatygina?hc_location=stream


Статьи о последнем концерте, прошедшем 23 октября:
http://www.trend.az/life/socium/2204773.html
http://azj.rus4all.ru/city_msk/20131024/724559157.html


Есть материалы о Круглом столе прошлого года. Видеоролик на основе радиорепортажа Аиды Соболевой:

http://www.youtube.com/watch?v=KUvhJSNYZhQ

Статья в журнале «Караван» (на стр. 33):
http://www.vostokoved.ru/images/stories/pdf/karavan_19.pdf 

 
В дальнейшем я буду, параллельно с размещением собственных записей, отслеживать и отклики в сети. Возможно, появятся и видеозаписи концертов.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Октября 2013, 19:21:46, Е. Морошкин»

18 октября. Открытие Круглого стола.



Вечерний концерт. Араш Шахриари
исполнитель на тамбуре, иранском струнном инструменте.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:51:28, Ярослав»

19 октября. Концерт Фольклорного ансамбля Московской консерватории под руководством Н.Н. Гиляровой




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 04 Декабря 2013, 09:12:36, Е. Морошкин»

Моя беседа с Наталией Николаевной Гиляровой (записана прошлой осенью)



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:53:20, Ярослав»

Хамидреза Ардалан (Иран).
Историческая и мифологическая природа церемоний курдских дарвишей.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:52:39, Ярослав»

20 октября

Николай Денисов. Казаки-некрасовцы в Турции.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:53:53, Ярослав»

Ольга Пашина.
Представления о магической силе голоса и обрядовое звуковое поведение у славян.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:54:38, Ярослав»

Елена Гороховик.
Индо-персидские связи в музыкальной культуре Индии.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 24 Апреля 2015, 12:55:11, Ярослав»

Концерт "Подлинная турецкая музыка". Дженк Гюрай и Ёндэр Ёзкоч (баглама).





____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 04 Декабря 2013, 09:13:33, Е. Морошкин»

Концерт "Иранская классическая музыка".
Хосейн Нуршарг (аваз - иранское традиционное пение), Сиамак Агаи (сантур - струнный инструмент)




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 04 Декабря 2013, 09:24:21, Е. Морошкин»

Концерт "Азербайджанский мугам - между прошлым и будущим".
Игбал Маммадзаде (тар), Махмуд Салах (гавал)




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»
Международный симпозиум «Музыкальная карта мира»
18–26 октября 2014 года

Международный симпозиум «Музыкальная карта мира» проходит впервые, но в основе его концепции лежит 30-летний исследовательский опыт научно-учебного направления «Музыкальные культуры мира», развиваемого в Московской консерватории. Очевидная многополярность современного мира, открытость и интенсивность информационного обмена между различными культурами позволяют составить сегодня ясное представление о распространении музыкальных традиций по территории земного шара, о маршрутах циркулирования звуковых идей, об историческом процессе формирования и жизнедеятельности больших музыкально-культурных систем, охватывающих обширные пространства региональных цивилизаций.

Для обсуждения универсальных законов звукового бытия человечества и их проявления в уникальных музыкальных культурах мира на форум съезжаются специалисты из разных стран. Среди них такие прославленные учёные, как австралийская исследовательница Алисон Токита, ныне возглавляющая Научный центр традиционной японской музыки при Университете искусств в Киото; учёный с мировым именем Гэнъити Цугэ, в своё время создавший  экспериментальное направление этномузыкологии в Национальном университете искусств в Токио и выпустивший несколько десятков хрестоматийных трудов по японским, арабским, иранским и другим музыкальным традициям; международно известный иранский исследователь Ардешир Салехпур, признанный лучшим специалистом в области изучения иранского традиционного театра.

Особую краску симпозиуму придаёт включение в его программу ряда докладов и концертов, посвящённых празднованию под эгидой ЮНЕСКО столетнего юбилея Зиёдулло Шахиди, удивительной личности, основателя таджикской композиторской школы, о судьбе и творчестве которого, а также о путях таджикской музыки, поведают дочь композитора, востоковед и культуролог Мунира Шахиди, и известная тележурналистка, ныне заместитель министра культуры Республики Таджикистан, Бунафша Одинаева.

Обращение к таджикской музыке стимулирует интерес к непреходящему значению культуры суфизма для огромного региона Ближнего и Среднего Востока. Эту тему разовьют исследователи из Турции Ондер Озкоч и Бурак Тюзюн в своих докладах о звуковой символике и о феномене музыканта в мевлевийской традиции. В связи с этой сферой научных интересов впервые в стенах Московской консерватории прозвучит подлинная музыка священного мевлевийского ритуала «Аджембуселик Айин-и Шерифи» в исполнении музыкантов высочайшего уровня, которые приедут в Москву из мирового центра суфизма — турецкого города Коньи.

Не менее захватывающим событием станет показ в театре «Сфера» одного из древнейших на земле мистериально-театральных действ — иранской традиции та’зийе с её потрясающими по красоте и духовной силе звуковыми образами. Известная группа из города Казвина представит один из самых пронзительных сюжетов из репертуара та’зийе — меджлес «Хорр».

Очень важно, что среди участников симпозиума есть носители самих музыкальных традиций: мастер индийского классического вокала и игры на табла Гульфам Сабри, виртуоз-исполнитель на узбекском сато Абдували Абдурашидов, знаток азербайджанского мугама и уникальный исполнитель на гавале Махмуд Салах, звезда иранского классического аваза Хосейн Нуршарг, представитель редчайшей фергано-ташкентской традиции макома Ульмас Расулов, мастер намсаданга (традиционного корейского танца с барабанами) Хан Санг Дон, руководитель Фольклорного ансамбля Московской консерватории Наталья Гилярова и другие.

Замечательно то, что в качестве признанных фигур в области музыкального мироведения на симпозиум приглашены люди, чьё становление в качестве музыкальных учёных связано с Московской консерваторией: это Кетти Вонг (Эквадор), Елена Гороховик (Беларусь), Татьяна Карташова (Россия, Саратовская консерватория), Чэнь Чжэнтин (Тайвань), Сергей Акаш Анцупов (Латвия) и Анастасия Новосёлова (Россия, Московская консерватория).

Отличительная особенность симпозиума — его звуковая насыщенность. Иллюстрирование докладов живой музыкой, дневные мини-концерты и великолепная программа ежедневных вечерних концертов надолго наполнят слух и сердца всех участников и аудитории форума незабываемыми впечатлениями.


Концерты

18 октября, суббота, 16.00, МГВЗ «Новый Манеж» (Георгиевский пер., 3)
«Музыкальная магия Древнего Востока». Азербайджанский мугам
Концерт в рамках общественной программы «Выставка „Премия Джамиль 3“»
Вход по билетам на выставку

Ансамбль «Гадим Шарг» («Древний Восток»)
под руководством Махмуда Салаха (Азербайджан):
Махмуд Салах | гавал
Агаяр Ханларов | тар
Джахандар Ханларов | кяманча
Гюльнар Амиралиева | ханенде
Кёнуль Амиралиева | ханенде


19 октября, воскресенье, 19.00, Рахманиновский зал (Б. Никитская ул., 11)
«Не покидай меня!»
Иранская классическая музыка
Музыка Пежмана Эхтиари и Хосейна Нуршарга
Поэзия Хафэза и Хосейна Нуршарга

Хосейн Нуршарг (аваз) и группа «Фераг»
под руководством Пежмана Эхтиари (Иран):

Пежман Эхтиари | сантур
Араш Моштаги | тар
Нава Солеймани | уд
Сохейль Садэги | каманче
Хоссейн Хош Чехрэ | ней
Мохаммад Джамшиди | томбак
Набиль Юсоф Шаридави | даф


20 октября, понедельник, 19.00, театр «Сфера»
(ул. Каретный ряд, дом 3, строение 6; сад «Эрмитаж»)
Меджлес шаби-хани «Хорр»
Музыкально-театральное представление
священной мистериальной традиции та’зийе
Вход по пригласительным билетам

Группа та’зийе из г. Казвина (Иран)


21 октября, вторник, 19.00, Концертный зал имени Мясковского
(Б. Никитская ул., 13/6)
«Искра». Концерт посвящён столетию Зиёдулло Шахиди
Музыка Фарангис Нуруллы-Ходжи, Жана-Франсуа Лапорта, Клода Вивье,
Жана Дерома; импровизации на мелодии песен Зиёдулло Шахиди

Квартет саксофонов «Квазар» (Канада):
Мари-Шанталь Леклер | сопрано-саксофон
Матьё Леклер | альт-саксофон
Андре Леруа | тенор-саксофон
Жан-Марк Бушар | баритон-саксофон


22 октября, среда, 19.00, Рахманиновский зал (Б. Никитская ул., 11)
Аджембуселик Айин-и Шерифи (священный ритуал в магаме Аджембуселик)
Музыка мевлевийской традиции в Турции
Поэзия Мевланы Джалаладдина Руми (1207–1273)
Музыка Насера Абдульбаки Деде-Эфенди (1765–1821)

Ансамбль музыки тасаввуф
Министерства культуры и туризма Турецкой Республики:
Омер Фарук Бельвиранлы | солист:
религиозные песнопения на’ат, касыды, речитация Корана
Тимучин Чевикоглу | голос, кудюм, бендир
Джемаль Мутлу Бенлиоглу | голос
Тевфик Сойата | танбур
Явуз Акалын | ней
Тевфик Билен | ней
Махинур Озюстюн | кеменче


23 октября, четверг, 19.00, Концертный зал имени Мясковского
(Б. Никитская ул., 13/6)
Традиция таджикского макома. Концерт посвящён столетию Зиёдулло Шахиди

Ансамбль Академии макома Таджикистана
под руководством Абдували Абдурашидова:
Абдували Абдурашидов | сато; Народный артист Таджикистана
Озодахон Ашурова | пение, дойра; Народная артистка Таджикистана
Хуршед Иброхимов | пение, танбур
Джамшед Эргашев | пение, танбур, дойра
Мурод Джумаев | пение, дойра
Сироджиддин Джураев | дутар


24 октября, пятница, 19.30, Конференц-зал консерватории (Б. Никитская ул., 11)
Традиция фергано-ташкентского макома
Вход по пригласительным билетам

Ульмас Расулов | гиджак, танбур; Народный артист Узбекистана
Кахрамон Тураев | дойра


26 октября, воскресенье, 15.00, Концертный зал
Государственной детской библиотеки (Калужская пл., 1)
«Русский фольклор сегодня, или Что мы знаем о русской песне»
Вход свободный по регистрации

Фольклорный ансамбль Московской консерватории
под руководством Натальи Гиляровой


26 октября, воскресенье, 18.00, Концертный зал
Государственной детской библиотеки (Калужская пл., 1)
«Осенние ритмы». Корейская традиционная музыка самульнори
Вход свободный по регистрации

Ансамбль «Мэк» корейской школы Вон Гван
руководитель Хан Санг Дон


На все концерты, кроме 18, 20, 24 и 26 октября, — билеты:
в кассах консерватории: (495) 629 9401
бронирование по телефону: (495) 629 8905
электронная продажа: www.mosconsv.ru
Информация: (495) 629 2191 | www.worldmusiccenter.ru


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 14 Октября 2014, 15:45:27, Е. Морошкин»

Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» проводит также концерты и семинары в рамках проходящего сейчас фестиваля "Японская осень".


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Расписание докладов симпозиума


19 октября, воскресенье
Аудитория 433 (4-й корпус)

11:00 — Открытие симпозиума. Приветствия
Маргарита Каратыгина (Россия, Московская консерватория)
Музыкальные культуры мира в пространстве ойкумены

12:00 — Елена Гороховик (Беларусь)
Музыкальная карта мира сегодня: «планиметрия», «стратиграфия», «топология»

14:00 — Гульфам Сабри (Индия)
Музыкальная наука в Индии сегодня: от ученичества к музицированию
Доклад-концерт с участием Сергея Акаша Анцупова и Людмилы Журковой (Латвия)

16:00 — Ардешир Салехпур (Иран)
Меджлес шаби-хани «Хорр» как один из основных сюжетов в иранской традиции та’зийе


20 октября, понедельник
Аудитория 433 (4-й корпус)

13:00 — Татьяна Карташова (Россия, Саратовская консерватория)
Современные тенденции в музыкальной культуре Северной Индии

14:00 — Чэнь Чжэнтин (Тайвань)
Об особенностях звука гуциня в китайской музыкально-культурной традиции

15:00 — Анастасия Новосёлова (Россия, Московская консерватория)
Драгоценный звук мудрецов: о цитре гуцинь в музыкальной культуре Китая


21 октября, вторник
Конференц-зал (3-й корпус)

13:00 — Махмуд Салах (Азербайджан)
Азербайджанский аруз в исполнительском искусстве гавала

14:00 — Мунира Шахиди (Таджикистан)
Зиёдулло Шахиди: искусство и мировоззрение

15:00 — Абдували Абдурашидов (Таджикистан)
О возрождении и развитии традиции шашмакома в Таджикистане на примере творческой деятельности Академии шашмакома


22 октября, среда
Аудитория 303 (3-й корпус)

13:00 — Ондер Озкоч (Турция)
Аллегория в мевлевийском обряде

14:00 — Бурак Тюзюн (Турция)
Феномен музыканта в мевлевийской традиции

15:00 — Калмурза Курбанов (Узбекистан)
О традициях инструментального исполнительства в Узбекистане


23 октября, четверг
Конференц-зал (3-й корпус)

13:00 — Алисон Токита (Япония)
Традиция и современность в музыкальной культуре Восточной Азии

14:00 — Гэнъити Цугэ (Япония)
Миграция монгольской музыки и монгольских музыкальных инструментов на запад

15:00 — Кетти Вонг (Эквадор)
Китайские черты в жанре сальсы: транснациональный ток маркёра латиноамериканской самобытности

16:00–17:00 — Круглый стол:
Дополнительные сообщения. Дискуссии


24 октября, пятница
Аудитория 308 (3-й корпус)

13:00 — Хан Санг Дон (Республика Корея)
Традиция самульнори в корейской музыке

14:00 — Наталья Гилярова (Россия, Московская консерватория)
Музыкально-этнографический атлас. К новым методам изучения русского фольклора

14:30 — Марина Альтшулер (Россия, Московская консерватория)
Отражение народных верований в календарных обрядах юго-запада Калужской области

15:00–17:00 — Круглый стол
Дополнительные сообщения. Дискуссии


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика