Духовно-нравственные беседы
Основу учебно-методического комплекта «Духовно-нравственные беседы» под общей редакцией Ф.Н. Козырева составляют три учебника-тетради, соответствующие трем частям учебного курса: «Евангельские притчи», «Мудрость Востока» и «Жемчужины добродетели».
Комплект разработан для реализации одноименного учебного курса в урочной или внеурочной деятельности в течение трех лет в режиме один час в неделю в 5-7 классах общеобразовательных школ.
В ходе изучения первой и второй частей учебного курса учащиеся знакомятся с текстами Писаний, составляющих историческую основу современных религиозно-этических учений (христианства, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма). В третьей части представлены живые примеры того, как нравственные императивы, запечатленные в религиозных текстах, воплощались в жизни и подвигах представителей разных традиций и культур.
Цель учебного курса – развитие способности учащегося к самостоятельному нравственному суждению и поступку и углубление его представлений о смысле человеческой жизни и о духовности как конституирующем признаке человечности на основе знакомства с нравственными императивами, мудростью и красотой религиозных традиций и этических учений, а также с примерами воплощения нравственных идеалов в жизни выдающихся людей. Развивающий характер обучения носит принципиальный характер и находит отражение как на уровне формулирования цели и постановки педагогических задач, так и на уровне проектирования содержания и методического оснащения программы.
В организационном плане основная особенность учебного курса, определяющая содержание учебных пособий, состоит в изучении религиозных культур без разделения учащихся на группы по выбору. Другая важная особенность курса, отраженная в структуре пособий – обращение к аутентичным текстам с целью их интерпретации. Методика преподавания предполагает активное участие ученика в прочтении и интерпретации изучаемых текстов и нарративов. Учебный цикл состоит из трех основных этапов: репрезентации, интерпретации и рефлексии. На первом учащимся предъявляется текст. На втором учащиеся выполняют задания разного содержания и уровня сложности – от ответов на вопросы, связанные с уточнением значений слов текста, до поиска и обсуждения кульминационной проблемы. Вспомогательным материалом при этом служат произведения мировой художественной культуры, транслирующие темы и мотивы обсуждаемого сюжета. На третьем этапе происходит осмысление и обобщение пройденной темы в свете личной жизненной позиции учащегося.
В составлении комплекта принимали участие ученые – историки, филологи, религиоведы – известные своими публикациями в области изучения духовной культуры народов России. УМК прошел экспертизу в ведущих научно-образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и успешную апробацию на опытно-экспериментальных площадках города (средние школы № № 53, 121, 309). В 2012 году «Духовно-нравственные беседы» были признаны лучшей программой духовно-нравственного воспитания в городском и окружном этапах Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе». Апробация, переработка и усовершенствование УМК осуществлялись в период 2011-2013 гг. в рамках опытно-экспериментальной работы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 53 Приморского района Санкт-Петербургапо теме: Разработка неконфессиональной модели духовно-нравственного образования на основе УМК «Духовно-нравственные беседы».
Помимо представленных на сайте учебников-тетрадей в комплект входят материалы для учителя, включая программу, мультимедийные презентации, постраничные комментарии к учебникам-тетрадям и набор проверочных работ. Для получения материалов, консультаций и иной методической помощи в организации и проведении бесед просим обращаться к администрации сайта.