Учебный курс «Религия в мировой культуре» продолжает образование школьника в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне 8-9-х классов общеобразовательных школ. Рекомендуется к использованию после прохождения курса «Духовно-нравственные беседы» или независимо от него. Данный учебный курс разработан на феноменологической основе. Это значит, что учащимся предлагается знакомство не с отдельной традицией, а с проявлениями религиозной жизни, общими для разных традиций и культур. Знакомство осуществляется в опоре на материал, составляющий культурное наследие учащихся, но без необходимости идентифицировать себя с той или иной традицией. Основная задача курса – достижение лучшего понимания религии и тех культурных явлений, в которых запечатлелись религиозные смыслы. Гуманитарный и развивающий характер обучения выдвигает в число приоритетов развитие способности учащегося ориентироваться в смысловом поле, составленном религиозными понятиями, образами и идеями, что, в свою очередь, способствует формированию широкого набора гуманитарных компетенций. Особое внимание уделяется раскрытию религиозного символизма и связанных с ним культурных архетипов. Это достигается чередованием насыщенных символикой понятийных и образных рядов и применением дидактических приемов, стимулирующих интерпретативную активность учащихся.
Содержание учебного курса собрано в шесть тематических блоков, имеющих единообразную внутреннюю структуру. Каждая тема раскрывается посредством трех последовательных приближений. Первое приближение сосредоточено на концептуально-семантических вопросах. Оно нацеливает учащихся на прояснение смыслового поля, в котором происходит знакомство с изучаемым феноменом, пока не ассоциируя его тесно с той или иной традицией. На втором этапе происходит знакомство с конкретными культурно-историческими формами, в которых данный феномен вошел в религиозную жизнь, традицию и культуру разных эпох и народов. Третье приближение переводит внимание на экзистенциальный уровень проблематики, используя, как правило, в качестве основного материала признанные мировые шедевры духовной и художественной культуры. На этом этапе, в свете изученного материала, целесообразным и продуктивным становится разговор о том, каким духовно-нравственным реалиям, значимым сегодня для нас в личном и социальном планах, отвечают традиционные религиозные представления и элементы культовой жизни, и как они трансформируются в ходе истории.
Структура учебного процесса может быть описана также в терминах расширяющегося горизонта интерпретации, при котором учащийся переводится из круга абстрактных понятий, связанных с названием темы, сначала в культовое, а затем и в культурное пространство, обеспечивая живой диалог личности и традиции.
На изучении одной темы отводится 5-6 занятий, так что учебный курс при нагрузке 1 час в неделю, укладывается в учебный год.
Основу методического обеспечения учебного курса составляет интерактивный информационно-образовательный ресурс «Тезаурос», позволяющий учащимся не только выполнять готовые задания, но и участвовать в развитии ресурса, предлагая свои сюжеты, делясь мыслями и наблюдениями, наполняя его результатами своих проектных работ. Учебный курс представляет собой принципиально незаконченный проект, в развитие которого могут внести свой вклад все его участники: разработчики, эксперты, учителя и учащиеся. Курс содержит приложения: альбомы в Галерее Воздушного Замка и фонотеку духовной музыки, которые могут пополнить как учащиеся, так и все желающие участвовать в разработке проекта.
Апробация учебного курса осуществлена в 2015-2016 учебном году в рамках опытно-экспериментальной работы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 53 Приморского района Санкт-Петербурга по теме: «Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и развития школьника на ступени основного общего образования».