Идея
Выдающийся русский религиозный философ А.Ф. Лосев писал, что цель религиозного воспитания состоит в расширении внутреннего религиозного опыта учащихся с тем, чтобы они могли осознать себя на всечеловеческом древе религии и истории. Образ растущего и плодоносящего древа религии как нельзя лучше отражает замысел разработчиков Тезауроса.
Мы надеемся, что сайт будет расти, наливаясь соками ученой мудрости, привносимой нашими взрослыми экспертами, и свежестью юных всплесков ума и впечатлений, которые вдохнут в него наши ученики.
Плодами же наших общих усилий должно стать то отыскание, раскрытие и укрепление в себе религиозного дара, о котором другой известный наш философ И.А. Ильин говорил как о главной цели всякого религиозного образования. Обретающий этот дар способен обогатить религиозную жизнь других людей, обогатить культуру.
Открытость проекта обусловливает его неконфессиональный характер. Следуя принципу культуросообразности обучения, мы изначально не стремились к «равной представленности» религий, но естественным образом при освещении феноменов религиозной жизни отдали предпочтение той традиции, которую лучше знаем, и которая нашла наиболее полное отражение в русской культуре: традиции восточного христианства, или православия. Но мы также осознаем педагогическую важность и необходимость знакомства с другими традициями, с многообразием религиозной жизни, в том числе, и в целях более надежного и осознанного основания собственной идентичности. Поэтому мы приветствуем расширение содержания нашего Тезауроса в направлении охвата опыта и культурного богатства других ныне существующих религий. Пусть дерево растет, питаясь корнями из разных источников, и пусть направление его роста не будет запрограммировано, но будет определяться энтузиазмом тех, кто захочет поделиться богатством своей традиции с представителями другой веры.
Идея интерактивного учебного пособия не нова. Достаточно вспомнить Селестена Френе, предложившего более полувека назад использовать вместо готовых учебников карточки для персональной работы, составленные на основе свободных текстов учащихся. Появление персональных компьютеров и развитие ИКТ открыло новые необозримо широкие перспективы для воплощения идей Френе.
Интерес к этому направлению дидактической инновации непосредственно связан с одной из наших ключевых концепций – концепцией гуманитарного религиозного образования. Познакомиться с ней посетители сайта могут в рубрике «Публикации». Здесь ограничимся лишь указанием на то, что гуманитарность предполагает, прежде всего, внимание к внутреннему миру человека, к субъективному восприятию, к личностному переживанию и пониманию того, что мы узнаем и обсуждаем в процессе образования. Это означает, что изучать религию гуманитарно невозможно без вступления в диалог и без предоставления обучаемому возможности выражать собственные взгляды. Интерактивность – одна из общепризнанных форм такого открытого и интенсивного обмена. Тезаурос, таким образом, призван служить задаче гуманитаризации религиозного и духовно-нравственного образования, переноса смысловой тяжести с преподаваемых «религиозных содержаний» на воспринимающий их «религиозный акт», выражаясь языком И.А. Ильина. В условиях почти векового разрыва традиции школьного религиозного образования это предполагает парадигмально новое осмысление того, зачем мы знакомим молодых людей с религиозной культурой и как сделать так, чтобы знакомство с миром религии стало заметным и неоспоримо позитивным шагом на пути их всестороннего развития.
Уверенность в необходимости поиска новых путей личностного, интерпретативного, диалогового, интерактивного, развивающего, гуманитарного преподавания религии исходит у разработчиков из накопленного педагогического опыта. Этот опыт безусловно свидетельствует о том, что формирование гуманитарной культуры личности, развитие того, что мы называем восприимчивостью к прекрасному и справедливому, развитым чувством и вкусом, неразрывно связано с восприятием религиозного наследия человечества. Хорошо поставленное гуманитарное образование с каждым шагом в мир культуры открывает учащемуся религиозные глубины жизни, и с каждым прикосновением к этим глубинам расширяет культурный горизонт. Тезаурос задуман как инструмент распространения этого опыта.