сайт гуманитарного религиозного образования интерактивный информационно-образовательный ресурс

Тема 2. Молитва

Приближение первое: Цели молитвы

Цели молитвы

Слово «молитва» у нас чаще всего ассоциируется с просьбой. Кто-то молится, значит – молит, умоляет о чем-то. Между тем, значение слова гораздо шире. Ведь мы говорим не только «молиться кому-то», но и «о ком-то» и даже «на кого-то». Значит, когда человек молится, он может о ком-то ходатайствовать, кого-то превозносить. В молитве человек обращается к Богу, а цели этого обращения могут быть разные. Давайте приглядимся получше к тому, каким целям служит молитва и какие побуждения лежат в ее основе. И сделаем это методом «от обратного», выполнив следующее задание.

Задание 1   Альтернатива молитвы Оставить ответ
молитва        ?        
Альтернатива молитвы
просить ?
? ?
... ...
   

Заполните схему в три шага, следуя направлению стрелок:

1) Впишите под словом «просить» от трех до пяти других глаголов, которыми можно заменить слово «молиться». Пусть каждый глагол соответствует отдельной цели обращения к Богу.

2) Найдите для каждого глагола слово, означающее противоположное действие или контрастную форму поведения, соответственно примеру: «просить – требовать»

3) Придумайте существительное, обобщающее все ваши глаголы в правом столбце и впишите его напротив слова «молитва»

Примеры здесь. Что нового вы поняли о молитве, заполнив схему? Обсудите. Если бы перед вами стояла задача классифицировать молитвы по назначению, сколько видов молитвы вы бы выделили на основе заполненной схемы и как бы назвали их? Сверьте свой ответ со справкой.

Жесты молитвы

Человек естественным образом сопровождает молитву определенными жестами. Так, когда мы сильно чего-то просим, умоляем о чем-то, то непроизвольно складываем ладони перед собой.

Этот молитвенный жест вошел в традицию и запечатлен в церковном искусстве, особенно часто – в католических изображениях Богородицы (мадонны).

 

Столь же распространена молитва с воздетыми руками. Она перешла в христианство из ветхозаветной религии и была принята как на Западе, так и на Востоке.

 

Задание 2.   Ответьте на вопросы: Оставить ответ
  1. Что означает название киевской Оранты «Нерушимая стена» и как оно связано с воздетыми руками? Найдите ответ в стихотворении Лермонтова.
  2. Какие виды молитвы перечисляет Лермонтов и какое важное подразделение просительных молитв подчеркивает?

Рассмотрите другие изображения.

  

Изучите тему и составьте справочный комментарий к изображениям, опираясь на богословские толкования. Пример справки здесь.

Архетипы молитвы

Христианская молитвенная традиция имеет разные источники, в том числе и библейский текст. В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет содержит мало указаний на то, как надо молиться. Фактически евангелисты приводят полный текст только одной молитвы, которую заповедал своим ученикам Иисус Христос (Мф.6.9-13). Она называется Господней молитвой, или по ее первым словам – «Отче наш». В то же время Евангелия дают нам ряд образов и историй, которые могут служить архетипом, т.е. примером, образцом, прецедентом, в согласии с которым складывается церковная традиция молитвы.

Задание 3.   Евангелие о молитве Оставить ответ

А. Важнейший среди таких архетипов – «Моление о чаше», или Гефсиманская молитва.

Б. Еще одна молитва, источником которой служит Евангелие, заняла очень важное место в аскетической практике православия. Она называется «Иисусовой молитвой» и составляет основу так называемого «умного делания» – практики непрестанного сосредоточения ума на молитве. Об этой практике написаны целые тома исследований.

Догадайтесь, к какому евангельскому сюжету восходит эта молитва. Подсказкой вам может послужить картина Джеймса Бренана (1858).

Ответьте на вопросы:

  В. Разберите Иисусову молитву по словам и определите те из них, которые делают ее покаянной. А как соотносятся с известными нам целями молитвы другие ее слова?

Поэзия молитвы

Может ли молитва быть одновременно и просьбой, и покаянием, и славословием? На самом деле, чаще всего так и бывает. Даже в короткой Иисусовой молитве кроме покаяния, очевидно, есть просьба о помиловании, а первую часть молитвы многие богословы толковали как краткое исповедание христианской веры, содержащее в себе славословие Иисусу. Иногда в молитвах даже содержатся вроде бы странные на первый взгляд просьбы о разрешении или даровании покаяния и славословия. Таких примеров много в церковных молитвословиях. Вот один: «И даруй нам единым сердцем и едиными устами восхвалять всечестное и великолепое имя Твое», – возглашает дьякон перед тем, как молящиеся в Храме начнут петь «Отче наш». Другой пример дает знаменитая покаянная молитва Ефрема Сирина, которая читается в православных храмах во время Великого поста.

Задание 4.   «И даруй ми зрети …» Оставить ответ

А. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина, включающее поэтическое переложение Великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Выпишите слова, которые показывают, для чего, с точки зрения автора стихотворения, люди «складывают» молитвы. Объясните своими словами точку зрения Пушкина. Дополните ваш список назначений молитвы, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Переложение Псалма 70», выполненное М.В. Ломоносовым (там же).

Б. Сравните прочитанные стихотворения с изречением В.А. Жуковского из дневниковой записи 1807 г. Сформулируйте одним предложением, в чем видели главное назначение молитвы русские поэты Пушкин, Лермонтов и Жуковский. Обсудите. Размышления на тему здесь.

В. Прочитайте отрывок из поучения преп. Иоанна Лествичника о молитве. Обсудите, как вы понимаете каждое из 27-и перечисленных в нем «действий» молитвы. Можно распределить по одному или нескольку «действий» среди участников и провести обсуждение в группах. Пополните свой перечень назначений молитвы, опираясь на определения Иоанна.

Подведите итоги тому, что вы узнали о молитве, в письменных сочинениях. Выберите в качестве эпиграфа одно из трех изречений православных богословов:
«Всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном становится молитвою, и нарицается именем молитвы.»
   преп. Исаак Сирин
«Частая молитва, о чем бы она ни была, не остается без плода, ибо в ней самой есть сила благодатная.»
   св. Марк Подвижник
«Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.»
   свт. Игнатий (Брянчанинов)
Примеры сочинений здесь.

Приближение второе: Сила молитвы

Иисус много раз обещал ученикам исполнение их молитв: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, …ибо всякий просящий получает, и ищущий находит» (Мф. 7.7); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22) и др. Тем не менее, опыт многих молящихся христиан входит в противоречие с этим обещанием.

Задание 5.   Почему Бог не слышит молитвы? Оставить ответ

Рассмотрите изречения трех русских богословов о молитве. Сформулируйте в тезисах содержащиеся в них объяснения того, почему наши молитвы остаются иногда без ответа. Сколько объяснений у вас получилось? Сравните и обсудите результаты между собой.
Оставьте комментарий.

Задание 6.   Ответы Бога Оставить ответ

А. Прочтите эссе К.С. Льюиса «Сила молитвы». Выполните задания:

Б. Прочитайте молитвенное исповедание знаменитой католической подвижницы, матери Терезы Калькуттской. С какими из обсуждавшихся идей и изречений о молитве оно перекликается больше всего? Обсудите

Молитва Терезы Калькуттской (1910-1997)

Я просила Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне – нет.
Он сказал, что гордыню не забирают – от нее отрекаются.
Я просила Бога исцелить мою прикованную к постели
дочку. Бог сказал мне – нет. Душа ее в надежности, а тело
все равно умрет.
Я просила Бога даровать мне терпение, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что терпение появляется в результате
испытаний – его не дают, а заслуживают.
Я просила Бога подарить мне счастье, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлива,
или нет, зависит от меня.
Я просила Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что страдания отворачивают человека от
мирских забот и приводят к Нему.
Я просила Бога, чтобы дух мой рос, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что дух должен вырасти сам.
Я просила Бога научить меня любить всех людей так, как
Он любит меня.
Наконец, сказал Господь, ты поняла, что нужно просить.
Я просила – и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости – и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества – и Бог послал мне опасности.
Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ – и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела – но я получила все, что мне было НУЖНО!
Бог услышал мои молитвы

В. Проект «Опыты веры». Опишите известные Вам случаи, иллюстрирующие силу молитвы или необычный образ исполнения человеческих просьб, как они представлены в опыте Льюиса и Терезы Калькуттской. Пополните ими коллекцию Тезауроса. Материалом могут быть как личные свидетельства ваших знакомых, так и истории из опубликованных дневников, писем, воспоминаний известных людей.

Приближение третье: Молитва и традиция

Кроме деления молитв на разные виды по назначению существует обычай различать личную и общественную молитвы. Общественная молитва тесно связана с практикой богослужений и с такими понятиями, как ритуал, обряд, традиция. Богослужения в храмах большинства религий в значительной мере состоят из молитвословий и молитвенных песнопений и сопровождаются строго определенными ритуальными действиями. «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов», – говорит пророк Исайя (56:7), и это изречение напомнил иудеям Иисус, когда выгонял из Храма торговцев (Мф. 21:13). Эти же слова мы находим высеченными на южным фронтоне Исаакиевского собора. Синагоги и мечети так же существуют, главным образом, для совершения совместных молитв.

фронтон Исаакиевского собора

Музыка молитвы

Молитвы не только говорятся, но и поются. «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс.150.3-6) Эти и другие места Псалтыри не оставляют сомнения в том, что молитвословия издревле были связаны с музыкальной культурой. Эта связь сохранилась и до наших дней. Музыка, как и поэзия, питается религиозным вдохновением молитвы.

Задание 7.   «Хвалите Его на струнах…» Оставить ответ

Прослушайте музыкальную подборку, составленную из фрагментов богослужения разных традиций. Угадайте, к какой религиозной традиции относится каждый фрагмент. Ответы здесь.

Пополните фонотеку Тезауроса тематическими коллекциями духовных песнопений. Темами могут быть: «Стили русских церковных песнопений», «Песнопения различных православных церквей (Греция, Сербия, Румыния, Болгария, Египет)», «Григорианское пение», «Спиричуэлс», «Молитвы в классической музыке».

Правила молитвы

Византийские часыСовместные молитвы обычно проходят в строго определенное время и сопровождаются набором общих для данной традиции правил. Так, в некоторых религиозных традициях рекомендуется читать тексты в особой последовательности и определенное количество раз, принимать то или иное положение тела, использовать особые молитвенные облачения и предметы. В третьем веке среди христиан возникла практика непрестанной молитвы, когда отцы-пустынники, следуя заповеди апостола Павла «непрестанно молитесь» (1Фес.5,17), стали делиться на группы, из которых одна сменяла другую, так что в результате получалась круглосуточная молитва. В исламской традиции регулярная молитва – намаз – входит в число пяти столпов веры. Наличие сложных и детальных установлений о совместной молитве (примеры здесь) ставят перед нами ряд вопросов: Зачем молиться в одно и то же время? В чем смысл ритуальных молитвенных поз и телодвижений? Для чего нужны специальные молитвенные облачения и приспособления? Прежде, чем обсуждать эти вопросы по существу, давайте немного подробнее познакомимся с традициями молитвы.

Задание 8.   «Да исправится молитва моя…» Оставить ответ

А. Время намаза

Прочитайте хадис об установлении времени намаза (Амр бин Аббас): «…Я сказал: «О, Посланник Аллаха, научи меня тому, чему научил тебя Аллах из того что я не знаю… Расскажи мне про молитву». Он ответил:Время намаза «Совершай утреннюю молитву до восхода Солнца, затем воздержись от намаза, пока оно не взойдет и не поднимется. Поистине, оно восходит между рогами шайтана. И не будь подобным неверным, потому, что в этот момент ему поклоняются неверные. После восхода Солнца молись! Поистине, эта молитва, на которой присутствуют ангелы и о которой они свидетельствуют, пока тень не достигнет размера небольшого копья. (Когда Солнце в зените) в это время тоже не совершай намаз. Поистине, в это время растапливают огонь ада. Потом соверши полуденную молитву (зухр) и послеполуденную (аср). Потом воздержись от молитв, пока не зайдет Солнце. Поистине, Солнце заходит между рогами шайтана и в этот момент ему делают земной поклон (саджда) неверные»…

Догадайтесь Почему молитва на восходе и закате солнца осуждается в исламе как молитва «неверных»? Справка здесь.

Б. Предписания о совершении определенных телодвижений во время молитвы содержатся и в православии. Как вы думаете, в чем заключается символизм таких ритуальных действий, как земной поклон, крестное знамение и троеперстие? Соберите справку.

В. традиция ношения тфилин в иудаизмеПоразительный пример буквального исполнения заповеди представляет собой традиция ношения тфилин в иудаизме. В книге «Второзаконие» повторение заповеди, данной Моисею на Синае, сопровождается следующим постановлением: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.6. 6-8). Следуя ему, иудеи до сего дня носят на левой руке (у сердца) и на челе специальные коробочки с текстом Закона.

Но наиболее широкое распространение среди предметов молитвенной практики получили четки. Их применяют и христиане, и мусульмане, и индуисты. Выясните, каково назначение четок. Что такое лестовка? И что такое католический розарий?

чётки

Теперь обсудим основной вопрос: «Зачем нужны молитвенные правила?» Выберите готовый вариант ответа или предложите свой. Обоснуйте свой выбор. Оставьте комментарий.

1. Указание времени для молитвы помогает верующим собраться вместе, а единообразие молитвенной практики способствует сплочению общества верующих. Правило способствует социализации. Гвидо Рени (1596) Дева Мария передаёт розарий св. Доминику

2. Молитвенные правила установлены Богом и не подлежит обсуждению. Следование правилам означает искренность веры.

3. Верующий, находящийся вдалеке от храма и не могущий возносить молитвы вместе со всеми, может делать это в те же часы, в которые идет общая молитва в храме. Таким образом он становится «дистанционным» участником общей молитвы. Разделенных в пространстве соединяет время. Правило имеет мистический смысл.

4. Молитвенная практика сложилась вместе с традицией, и следование ей означает сопричастность наследию отцов. Правило обеспечивает связь и преемственность поколений.

5. Человек не должен забывать о Боге, и молитвенное правило приучает его к духовной дисциплине. Правило выполняет воспитательную функцию.

6. Традиция вбирает в себя лучшие достижения человеческого духа. Следование правилам ведет к повышению уровня религиозной культуры.

7. Молитвы произошли из заклинаний. Поэтому следование правилам обеспечивает действенность молитвы.

Молитвенное правило

Наличие освященных традицией (канонических) молитвенных форм поднимает еще одну важную проблему: должны ли мы придерживаться правил в личной молитве? Ведь молитва – общение человека с Высшей Силой, с Богом, а в общении люди редко используют заготовленные заранее и выученные наизусть тексты. Не лучше ли молиться «своими словами»? Во многих религиозных традициях этот вопрос решался и решается неоднозначно. Молитву «своими словами» признает и даже иногда рекомендует и православная, и католическая церкви, однако при этом издаются молитвословы, причем на языках, не всегда полностью понятных верующему: церковно- славянском, латыни. В некоторых протестантских общинах считается, что «готовые» молитвы - «мертвые молитвы». Истинными молитвами признаются только те, которые произносятся спонтанно, под водительством Святого Духа. К примеру, у квакеров практикуются молчаливые собрания, в которых каждый член общины имеет право в любой момент прервать молчание, если он почувствовал присутствие Духа. Некоторые христианские деноминации допускают использование молитвенных форм, но только в исключительных случаях - например, из-за недостатка времени сформулировать собственные молитвы, а также в недавно созданных церквях. Наконец, среди протестантских церквей есть и такие, которые отдают предпочтение готовым молитвенным формам, ибо верующим легче тогда осознанно участвовать в совместной молитве. Так, в лютеранских или англиканских церквах прихожане обычно снабжаются программой богослужения и сборником гимнов, которые будут петься во время службы. Ислам допускает свободно формулировать дуа (просьбы, мольбы), причем не обязательно на арабском языке, хотя некоторые дуа обязательно, а некоторые желательно произносить по-арабски, строго по известному канону.

Задание 9.   Своими словами Оставить ответ

В.А. Серов (1894) Портрет писателя Н.С.ЛесковаВ русской духовной литературе можно найти разное отношение к свободной молитве. Когда общественное мнение взбудоражил рассказ Л. Толстого «Три старца», Н. Лесков выступил в защиту писателя со статьей «Лучший богомолец», в которую включил сходный, по его мнению, сюжет из древней монашеской литературы («Пролога»). Этот сюжет в переложении Лескова известен как «Повесть о богоугодном древоколе». Прочтите рассказ Л. Толстого и статью Н. Лескова. Составьте конспект основных положений Лескова и представьте свою позицию. Оформите результаты в виде статьи. Соберите в ней подборку изречений русских богословов на тему свободной молитвы.

Молитва и мантра

В индийской духовной культуре существуют понятия, близкие, но не тождественные понятию молитвы. Так, многие направления йоги связаны с практикой медитации, или глубокого самопогружения, умосозерцания. Словом «медитация» часто описывается и то состояние, в котором пребывал семь недель Будда прежде, чем обрел просветление. Другой непременный атрибут духовных практик индуизма и буддизма – мантра. (подробнее – здесь) Внешне мантра представляет собой разновидность непрестанной молитвы. В то же время среди христиан распространено мнение, что мантру правильнее рассматривать как заклинание. А чем заклинание отличается от молитвы и чем молитва – от медитации?

Задание 10.   Три круга. Оставить ответ

Три круга: молитва, заклинание, медитацияРассмотрите схему трех семантических кругов. Как можно описать те смежные области, в которых перекрываются понятия молитвы и медитации, молитвы и заклинания? Обсудите и дайте письменные ответы на два вопроса:

– Когда заклинание становится молитвой?

– Когда медитация становится молитвой?

Пример ответов здесь.

Хрестоматия молитвы

Задание 11.   «Блажен муж…» Оставить ответ

А. Одним из главных источников богослужебного канона в христианской традиции служит Псалтырь. Православное богослужение больше чем наполовину состоит из псалмов. Есть среди них ряд наиболее известных (здесь), к которым верующему человеку рекомендуется обращаться в определенных жизненных ситуациях. Определите, к каким ситуациям подходит каждый псалом нашей подборки (№№ 1, 22, 50, 90, 103). Сверьтесь со справкой.

Б. При обсуждении роли традиционной молитвы уже высказывалась мысль о том, что установление канона выполняет культурно-просветительскую миссию. Приобщение к языку религиозных традиций (санскрит, иврит, древнегреческий, латынь, церковно-славянский), несомненно, расширяет кругозор и способствует повышению гуманитарной образованности человека. Священные тексты и молитвы играют в этом процессе значительную роль. Известно, к примеру, что Чарльз Дарвин, собираясь в кругосветное путешествие на Бигле, взял с собой лютеранскую Библию, чтобы по ней изучать немецкий язык. Попробуем, как это работает на примере молитвы Господней («Отче наш»). Прочитайте текст молитвы на латыни. Выпишите в столбик слева слова, которые Вы можете узнать. Выпишите справа слова, значение которых Вам не известно, и переведите их самостоятельно, опираясь на знание молитвы по-русски.

В. «Учим церковно-славянский». Рассмотрите иконописные изображения двух православных праздников и фрагменты праздничных тропарей к ним. Переведите тропари на русский. Составьте в Тезауросе коллекцию наиболее удачных переводов.

иконописные изображения двух православных праздников

Молитва и вера

Задание 12.   «Еси!» Оставить ответ

Главное условие истинной молитвы – вера. Если человек не верит в существование того, к кому он обращается в молитве, молитва теряет смысл. Молитва начинается с того момента, когда человек говорит Богу: «Ты есть», или, по церковно-славянски, – «Еси!». Как писал русский религиозный философ и богослов прот. Сергий Булгаков, «Еси есть единственная опора религии, без которой она не существует, подобно тому как искусство не существует без красоты или мораль без различения добра и зла». Однако вера – не единственное условие, необходимое для того, чтобы человек начал жить молитвенной жизнью. Да и сама вера может быть укреплена молитвой. В Новом Завете встречается несколько мест, где говорится про молитву о вере (Мк.9.24; Лк. 22.32). Существуют и канонические православные молитвы об умножении веры. Каковы же необходимые условия для молитвы кроме веры? Что здесь может зависеть от самого молящегося, а что не подвластно ему? Как можно описать связь молитвы и веры? Если молитва укрепляет веру, может ли она также ослабить ее: например, когда мольбы и просьбы остаются без ответа? Напишите эссе-размышление на тему «Молитва и вера». В качестве эпиграфа возьмите изречение из иудейской книги Зогар: «Молитва человека – плод труда его духа». Обобщите в эссе самые важные открытия, которые вы сделали при изучении темы.

 

                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                          

Русские поэты о молитве

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста


И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(А.С. Пушкин)

 

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Великопостная молитва св. Ефрема Сирина

 

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,


И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(М.Ю. Лермонтов)

 

В тебе надежду полагаю,
Всесильный Господи, всегда,
К тебе и ныне прибегаю,
Да ввек спасуся от студа.
Святою правдою Твоею
Избавь меня от злобных рук,
Склонись молитвою моею
И сокруши коварных лук.
Поборник мне и Бог мой буди
Против стремящихся врагов
И бренной сей и тленной груди
Стена, защита и покров.
Спаси меня от грешных власти
И преступивших Твой закон,
Не дай мне в челюсти их впасти,
Зияющи со всех сторон.
В терпении моем, Зиждитель,
Ты был от самых юных дней
Помощник мой и Покровитель,
Пристанище души моей.
От чрева матерня Тобою
И от утробы укреплен,
Тебя превозношу хвалою,
Усердием к Тебе возжжен.
Враги мои чудясь смеются,
Что я кругом объят бедой,
Однако мысли не мятутся,
Когда Господь - Заступник мой.


Превозносить Твою державу
И воспевать на всякий час
Великолепие и славу
От уст да устремится глас.
Во время старости глубокой,
О Боже мой, не отступи,
Но крепкой мышцей и высокой
Увядши члены укрепи.
Враги, которые всечасно
Погибели моей хотят,
Уже о мне единогласно
Между собою говорят:
"Погоним, Бог его оставил,
Кого он может преклонить?
От нас бы кто его избавил?
Теперь пора его губить".
О Боже мой, не удалися,
Покрой меня рукой Своей
И помощь ниспослать потщися
Объятой злом душе моей.
Да в вечном сраме погрузятся
Которые мне ищут зла,
Да на главу их обратятся
Коварства, плевы и хула.
Надежду крепку несомненно
В Тебе едином положу
И, прославляя беспременно,
В псалмах и песнях возглашу.
(М.В. Ломоносов)

 

«Молитва не есть просьба, но чистое наслаждение, которое производит в душе тихое, ясное спокойствие, дает ей новую силу и новое мужество. Голос молящего не преклоняет Творца на милосердие, ибо Творец, верховная неограниченная благость и мудрость, не требует побуждения; но человек, способный молиться и прибегающий к молитве, сам меняется в отношении к Творцу, то есть делается лучшим, следовательно, и отношение Творца к себе изменяет.»

(Дневник В.А. Жуковского, 1807 г.)

 

Православные богословы о молитве

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда». Иоанн Лествичник

***

«Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезнаго и вреднаго. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!» Свт. Феофан Затворник

«Молитва оживет, если вы воплотите ее в действие. Если вы говоpите в молитве: "Боже, даpуй мне то или иное", это означает, что вы должны быть готовы действовать в этом напpавлении изо всех сил. Есть pассказ о святом, котоpый молился, чтобы ему было даpовано теpпение. И тут же кто-то из его дpузей довел его до яpости. Он обpатился к Богу и сказал: "Я же только что пpосил теpпения!" И Господь ответил: "Да, и Я умножаю случаи, на котоpых ты мог бы ему научиться"». Митр. Антоний Сурожский

«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (Лк.18:7), то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе». Свт. Игнатий (Брянчанинов)

«Есть ветхозаветное предание о том, как один из пророков молится Богу, и видит, как его молитва, как пламя, подымается с земли и вдруг превращается в туман, который ветер сбивает к земле. Он обратился к Богу и говорит: как же так, Господи, я от всей души молюсь Тебе, и моя молитва, как дым, стелется по земле. В чем дело? чем я согрешил перед Тобой? И Бог ему отвечает: ты обидел одну вдову, и она молится о том, чтобы ты был наказан за ту рану душевную, которую ты ей нанес. И пока она тебя не простит, твоя молитва к небу подняться не может. Ее молитва, словно сильный ветер, сдувает твою молитву». Митр. Антоний Сурожский

 

Правила молитвы

Иудейская молитва Амида. Начинается обязательным чтением стиха из 50-го псалма и состоит из девятнадцати благословений. Первые три благословения — прославление Бога. Средние благословения — их тринадцать — содержат просьбы к Богу. Наконец, последние три благословения представляют собой благодарность Богу за возможность служить Ему. Читается трижды в день, ее читают и совместно, и индивидуально, шепотом или про себя, обязательно стоя, плотно сдвинув ноги и повернувшись в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Храмовой горы). Существует обычай перед молитвой Амида делать три шага назад, а затем — три шага вперёд; после молитвы — три шага назад на прежнее место. Во время чтения Амиды предписывается совершить четыре поклона (по определенным правилам). Амиду запрещается прерывать.

Из поучения имама Мемориальной мечети Москвы. Шамиль Аляутдинов о совершении утренней молитвы (одного из четырех вариантов, принятых мусульманами суннитами):

«… После прочтения азана, извещающего о наступлении утренней молитвы, желательно произнести следующее «намерение»: «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек , а женщины — на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой. Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона <…>

Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона. Большая часть исламских ученых (джумхур) говорила о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным в совершении земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук, а потом лица, расположив его между кистями рук и касаясь носом и лбом земли (коврика). При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы. Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти — к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть <…>

После того как молящийся принял данное положение, он говорит: «Субхаана раббияль-а‘ляя» (3 раза). Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом — кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен. Некоторое время молящийся находится в этом положении. Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого. Поднимая сначала голову, затем — руки, а потом — колени, молящийся встает, говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение. На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй».

 

Об индуистской мантре

Слово «мантра» происходит от санскритского корня «ман» со значением «мнить» (думать), «полагать». Мантру повторяют многократно, чтобы достичь магических и/или духовных результатов (считается, что это помогает достижению высоких духовных состояний, обретению магических сил или избавлению от зла). Часто текст мантры представляет собой набор слов или даже слогов и не имеет лексического смысла. Многие мантры предсталяют собой отрывки из Вед, например одна из важнейших – Гаятри-мантра, дарующая мудрость и просветление через Солнце (Савитра) и в дословном переводе означающая следующее:

О том Савитаре наилучшем,
Сияющем Божестве, размыслим
Мысли те наши Он да вдохновит!

Мантры часто сопровождают ритуальные действия. Чтение мантры рекомендуется предварять слогом «Ом» и священной формулой, в переводе означающей «О земля, воздух, небеса!» Для того чтобы чтение особенно важных мантр было действенным, она должна быть ПЕРЕДАНА читающему его духовным наставником. Только некоторые мантры считаются действующими без обряда передачи

В буддизме мантра не менее популярна, чем в индуизме. Но часто она даже не произносится вслух и не читается про себя. Она пишется на своеобразном приборе, который в русской традиции принято называть молитвенной машиной, молитвенной мельницей или молитвенным барабаном. Этот прибор приводится в действие человеком, ветром, теплом свечи или даже водой, начинает двигаться и звучать. Считается, что движение и звучание молитвенной машины приносит умиротворение и покой в сердца людей, дарит гармонию окружающему их миру. Существуют также молитвенные флаги – кусочки разноцветной ткани, часто с изображениями или текстами молитв. Эти флаги развешиваются и в храмах, и в жилищах, и, например, между горными пиками.

Очевидно, что буддизм существенно иначе, чем многие другие религиозные традиции, относится к молитве. «Молитва — это… ежедневное напоминание самому себе о своих глубинных принципах и убеждениях», - учит своих последователей Далай-Лама XIV. Начинающим буддистам рекомендуется читать такой стих: "Пусть моя молитва будет не для защиты от опасностей, а для бесстрашия при встрече с ними. Пусть моя молитва будет не ради облегчения боли, но ради способности побороть её. Пусть я буду не в трепетном страхе желать спасения, а буду желать терпения, чтобы обрести свободу". А в сутрах есть свидетельства о том, как сам Будда Шакьямуни относился к молитве. Он приводил такой пример:

«Вот человек, имеющий дело на другом берегу, пришел бы, желая переправиться на другой берег. И, стоя на этом берегу, он стал бы взывать к другому берегу: "Иди сюда, другой берег, иди сюда, другой берег!" Как же ты думаешь об этом, Васеттха? Мог бы другой берег реки Ачиравати ради зова, ради молитвы, ради надежды, ради радости этого человека перейти на этот берег? – Конечно, нет».

Вот как комментирует этот эпизод христианский исследователь буддизма: «Безусловно– берег бы не пришёл и не ответил на молитву… А вот отец или мать, услышав с другого берега мольбы о помощи своего сына – неужто не ответили бы на них и не перешли оттуда к нему? Конечно, ответили бы, и перешли, и помогли. Если на это способны люди, то отчего же на это не может быть способен Тот, Кто их сотворил?»

 

Справка

К заданию 1: в церковной традиции принято различать молитвы прошения, благодарения, славословия и покаяния.

К заданию 2: Сложность символики жеста хорошо просматривается на иконе Марии Египетской, где одна повернутая от себя рука канонически толкуется и как знак отвержения мира, и как свидетельство чистоты, непорочности, открытости. Вторая рука, обращенная ладонью к груди, означает покаяние.

К заданию 4. Действия молитвы, о которых говорят Пушкин и Лермонтов, могут быть выражены словами: вдохновение, укрепление, утешение, умиление. В «Переложении» Ломоносова просительная часть молитвы выражена словами: избавь, склонись, спаси, укрепи, покрой и др., что перекликается с уже найденными ранее смыслами. Легко выделяется благодарственные («Помощник мой и Покровитель») и покаянные («Объятом злом душе моей») мотивы. Новым является то, что молитва может включать мотив обетования (обещания): см. заключительные строки Псалма.

Запись Жуковского служит ключом к раскрытию тайны молитвенного действия: мы просим Бога быть благосклоннее к нам, и Он делает это. Но не потому, что уступает нашим просьбам, а потому, что само наше обращение к Нему делает нас лучше. Принцип справедливого воздаяния не нарушается ответом на наши мольбы.

К заданию 7: исполнитель 1 – призыв муэдзина на молитву (ислам, Азербайджан); 2 – гимн кришнаитов (индуизм); 3 – пасхальный тропарь на греческом языке (православие); 4 – григорианское пение (католицизм); 5 – тибетская мантра (буддизм); 6 – негритянский спиричуэлс (протестантизм); 7 – звук шофара – призыв на молитву (иудаизм).

К заданию 8: Многие толкователи сходятся в том, что запрет молиться на восходе и закате солнца обусловлен опасностью подмены монотеизма поклонением светилам – одним из самых древних и широко распространенных языческих культов. Считается, что по этой же причине при описании сотворения мира в Библии Солнце и Луна названы не своими именами, а просто двумя большими светилами (Быт.1.16).

К заданию 11. Псалом 1, с которого начинается подборка, носит выраженный назидательный характер и потому раньше давался на заучивание ученикам церковно-приходских школ. Этот псалом очевидно способен укрепить человека в трудных нравственных решениях, когда он готов противостоять общественному злу. Псалом 22 до сих пор в Западных странах читается при отпевании усопших. Момент чтения этого псалма на похоронах вошел как кинематографический штамп во множество американских художественных фильмов. Псалом 50 называется покаянным. Он включен во все православные молитвословы и рекомендован к чтению перед исповедью. Псалом 90 используется в опасных ситуациях в качестве молитвы-оберега. Его вышивают на охранных поясах, браслетах, кольцах и других освященных элементах одеяния. Псалом 103 известен как самое восторженное славословие Творцу и Его творению.

 

Примеры выполнения заданий

Задание 1

молитва глухота души
просить требовать
извиняться укорять
спасать игнорировать
говорить молчать
задуматься глупить
молитва эгоизм
просить требовать
каяться скрывать
благодарить осуждать
признавать унижать
верить отрицать

Другие альтернативы: высокомерие, осуждение, отречение, гордость, атеизм.

Задание 10.

Заклинание – это «требовательная просьба» (Катя П., 9 класс). Значит, в заклинании молитва переходит в свою противоположность (сравни задание 1). Мы должны отказаться навязывать свою волю, должны довериться тому, кому молимся. С этого начинается молитва. И медитация станет молитвой только тогда, когда она не будет самопогружением – погружением в самого себя – но станет разговором с Другим.

Выдержки из сочинений о молитве смотрите в разделе Тезауроса «Говорят школьники».

 

Комментарии

Регистрация

Вы не зарегистрировались.
Внимание! Участники учебных групп проходят отдельную регистрацию по ссылке с указанием номера группы. Получите ссылку у своего учителя / организатора группы.

Вход в личный кабинет
Вспомнить пароль
Вспомнить пароль
Список дополнений