сайт гуманитарного религиозного образования интерактивный информационно-образовательный ресурс

Тема 3. Жертва

Приближение первое: Смысл жертвоприношения

Микеланджело Буонарроти (1509) Жертвоприношение Ноя

Задание 1.   Вокруг понятия Оставить ответ

А. В левом столбце таблицы приведен набор однокоренных слов и выражений. Дайте определение / объяснение каждому понятию в правом столбце, используя каждый раз слово «жертва».

жертвенник  
жрец  
пожирать  
пожертвование  
жертвенное служение  
самопожертвование  

 

 

 

 

 

Б. Жертва на латыни – «sacrificium». В русском языке есть заимствованные слова с этим корнем: сакральный, сакраментальный.
Объясните их значение. В современном бытовом употреблении слово «жертва» часто используется вне религиозного контекста. Мы слышим, к примеру, о жертвах преступлений или о том, что происшествие обошлось без жертв. Как вы понимаете эти выражения? О жертве кому, чем и за что идет речь? Оправдано ли такое употребление понятия и как оно могло возникнуть?

В. история Каина и АвеляПервое упоминание жертвоприношения в Библии связано с историей Каина и Авеля (Быт.4.3-5). Прочтите библейский текст. Как жертва названа в нем, и какой смысл жертвоприношения раскрывает это наименование? Начните составление таблицы «Семантика жертвоприношения». Соберите в ней синонимы или возможные заменители слова «жертва». Свяжите каждое из этих понятий с мотивами принесения жертвы и с особенностями отношения жертвователя к Богу. Примеры здесь.

 

Таблица «Семантика жертвоприношения»

понятие мотивация отношения с Богом
     
     

 

Задание 2.   Почему отвергнут дар Каина? Оставить ответ

Познакомьтесь с экзегетикой прочитанного библейского текста. Толкователи по-разному объясняют причину отвержения дара Каина. Вот четыре наиболее важных и широко признанных объяснения:

1. Авель принес дар Богу от всего сердца, а Каин принес «что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора» (Иоанн Златоуст). Найдите подтверждение такому толкованию в тексте Библии.

2. Дар Авеля был предпочтен потому, что его символическое значение было выше, чем значение дара Каина. Дар Авеля стал прототипом для всей последующей традиции кровавых жертвоприношений у потомков Адама, включая последователей ветхозаветной религии, ряда средиземноморских культов, ислама и некоторых христианских церквей.

Каин и Авель. Диптих. Фрагмент алтаря Кафедрального Собора в Салерно

Объясните, чем кровавая жертва выше бескровной в символическом отношении. Какому понятию семантической таблицы (задание 1) соответствует обсуждаемое символическое значение?

3. Каждый из братьев выбрал жертву соответственно своему роду занятий. Предпочтение дара Авеля было знаком благословения потомков Адама на скотоводство и кочевой образ жизни.
Какие религиозные или нравственные черты характера могут воспитываться опытом скотоводства и земледелия? Могут ли эти черты иметь отношение к предпочтению дара Авеля?

4. Предпочтение дара Авеля было одновременно испытанием Каина. Каин не выдержал этого испытания. Найдите подтверждение данного объяснения в тексте Библии, прочитав продолжение истории (Быт. 4.6-15).

Выдвигались и более экзотические версии, например, в стихотворении М. Волошина «Путями Каина»:

Он – первый земледелец – ненавидел
Кровь жертвенных животных и принес
Плоды и колос вспаханного поля
В дар Богу,
Жаждавшему испарений крови.
Но был отвергнут его бескровный дар,
И он убил кочевника,
Топтавшего посевы.
«А эта кровь – тебе угодна, Ягве?»
И прочь ушел с пылающим клеймом…

Так почему же был отвергнут дар Каина? За что Каин убил Авеля? И какой дополнительный смысл жертвоприношения раскрывает это убийство?

Дайте свои ответы. Справка здесь.

 

Задание 3.   Жертва в исламе Оставить ответ

Коран предписывает мусульманам совершать жертвоприношения. В исламе есть особый праздник жертвоприношения – Курбан-байрам. В этот день вспоминается готовность Ибрахима (ветхозаветного Авраама) принести в жертву своего сына. Приносятся жертвы и в связи с другими событиями – например, когда в семье рождается ребенок. Существуют очень подробные правила о том, какое животное может быть принесено в жертву, как именно оно должно быть приготовлено, как должно происходить само заклание и как должно распределяться мясо жертвенных животных. А вот некоторые положения Шариата (исламского закона) о пользе жертвоприношения:

1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего.

2. Жертвоприношение – это деяние ради прощения грехов и очищения поклонения Аллаху от недостатков.

3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами.

4. Жертвоприношение – это воспитание в человеке щедрости, очищение его сердца от скупости и жадности.

5. Жертвоприношение – это напоминание об истории пророка Ибрахима и его сына пророка Исмаила. Эта история является уроком, примером покорности Аллаху для всего человечества до Судного дня.

6. Если жертвоприношение происходит по случаю рождения ребенка, то это объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребенок, чтобы люди знали род и семью этого ребенка, а также вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда, собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.

А в Коране есть такое изречение о жертве: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша» (сура 22,Хадж, 38-й аят).

Сформулируйте свое понимание смысла жертвоприношения, опираясь на приведенные источники. Проясните вопросы:

Приближение второе: Жрецы и жертвы



Практика ритуального жертвоприношения уходит в глубокую древность. Древнейший памятник религиозной литературы – Ригведа – состоит из гимнов, многие из которых предназначались для принесения ритуальных жертв. В самой древней части Библии – Пятикнижии Моисея – правилам принесения жертв посвящена целая книга (Левит) и многочисленные пространные комментарии трех других книг. Вплоть до разрушения иерусалимского Храма в 70 г. н.э. жертвоприношение было основной формой еврейского богослужения. С разрушением Храма, по еврейским законам, жертвоприношение стало невозможно, и его заменила молитва.

 

Задание 4.   Жертва и ритуал Оставить ответ

А. Познакомьтесь с постановлениями Ветхого Завета о жертвах, прочитав первые семь глав книги Левит. Ответьте на вопросы:

Б. В главе 22 книги Левит перечислены требования, предъявляемые к жертвенному животному. Как вы думаете, от какого соблазна уберегает такая строгость? (справка) В главе 16 книги Левит описан особый ритуал отпущения козла в пустыню. В чем его смысл и как правильно понимать ходячее выражение «козел отпущения»? Какой символический смысл приписывается этому ритуалу в христианстве?

В.Жертва должна быть принята. Как мы знаем из повествования о Каине и Авеле, это происходит не всегда. Дар Каина был отвергнут. Как именно произошло отвержение, Библия не сообщает. Но мы можем догадаться об этом, опираясь на другой сюжет, представленный в Книге Царств. Этот сюжет носит название состязания Илии со жрецами Ваала (3 Царств 18). Прочтите его. Сформулируйте причину, по которой была отвергнута и принята жертва в этом случае.

Сравните текст об Илии с двумя другими сюжетами Библии: историей Надава и Авиуда (Лев.10) и Саула и Самуила (1 Царств 13). Составьте три условия «правильного» жертвоприношения. Пример здесь.

Жертва и предсказание

Во многих древних культах акт жертвоприношения воспринимался как особая ситуация, в которой возможен разговор с Богом. Разговор – это всегда возможность узнать что-то от собеседника. Поэтому исторически жертвоприношение стало отправной точкой многочисленных практик вопрошания Бога. Первым по важности был вопрос о том, была ли принята жертва. Для правильного решения этого вопроса в некоторых культурах существовала целая наука. В Древнем Риме она носила название гаруспиции: специально обученные люди (гаруспики) рассматривали внутренности жертвенного животного и по их качеству делали выводы о богоугодности принесенной жертвы. Вместе с обращением к древнегреческим оракулам, сивиллам и гаданием по полету птиц (ауспицией) эта наука служила главным источником предсказаний.Этрусская бронзовая модель печени овцы для гаруспиций

В древнем Китае гадания совершались по авторитетной системе, изложенной в трактате «Книга перемен». Гадая, человек мог узнать, например, как будет развиваться начатое им дело, идет ли его деятельность вразрез с ходом мирового свершения (что сулило несчастье), или она гармонически включается в мир (счастье). Гадание происходило путем составления знака из шести последовательно выпадавших сплошных или прерывистых черт (например, длинных и коротких тростниковых палочек). Каждое из возможных сочетаний этих черт имело свою «расшифровку» в «Книге Перемен» и иногда сопровождалось рекомендациями о том, как следует поступить.

Другим способом получить ответ свыше с древних времен считался жребий. По свидетельству Библии, за тысячу лет до нашей эры метание жребия для обнаружения виновного было принято как у евреев (ср.: «Тогда сказал Саул: бросьте жребий между мной и между Ионафаном, сыном моим. И пал жребий на Ионафана» - 1 Цар.14:42), так и у окружающих их народов («И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» - Иона 1.7). Книга «Деяний апостолов» свидетельствует о том, что обычай бросать жребий для выяснения божественной воли дожил до времен принятия христианства. Так, ученики Иисуса Христа прибегли к нему, выбирая двенадцатого апостола взамен Иуды Искариота: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою,<…> и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал <…> И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам» (Деян.1:23-26).
К способам предсказания следует отнести и толкование снов. О популярности этого способа заглянуть в будущее свидетельствует огромное количество сонников, имевших хождение в разных странах Европы, начиная с древних времен и до наших дней. Самой примитивной формой предсказания издревле служила также вера в приметы.

 

Задание 5.   Гадать – не гадать Оставить ответ

А. Современные взгляды на роль нестабильности в природе (точки бифуркации Пригожина, эффект бабочки Лоренца) заставляют серьезнее взглянуть на логику религиозных представлений о случайности как механизме божественного вмешательства в судьбы мира. Возможность предсказания поведения природных систем, подчиняющихся физическим законам, никто не ставит под сомнение. Но можно ли обосновать возможность предсказания случайных событий? Проведите диспут или дискуссию на эту тему, поставив перед участниками два вопроса: 1. Можно ли верить предсказаниям (да, нет, почему)? 2. Может ли жребий служить выражением высшей воли?

Б. Проект. Соберите коллекцию сюжетов для «Тезауроса» под названием «Знаменитые предсказания». В нее стоит включить классические древнегреческие мифы, известные библейские сюжеты (сны Иосифа, предсказание волшебницы Саулу и др.), а также самые яркие истории из великих произведений европейской (Макбет и др.) и русской (вещий Олег) литературы.

Н. Ге (1851) Саул у Аэндорской волшебницы

Жертва и обет

Очень часто жертвы, приносимые с просьбой о благословении или избавлении от бед, сопровождаются обетами, то есть обещаниями Богу. Такие обеты сами по себе являются жертвой, возможно, более ценной, чем материальные дары. Наиболее легкой и распространенной формой обета до наших дней остается пост: обещание воздерживаться от тех или иных яств, удовольствий или привычек до определенного срока. Существуют и гораздо более строгие формы обета, принимаемые на всю жизнь и связанные с самыми серьезными ограничениями. Таковы обеты целомудрия, послушания и нищеты, которые принимает каждый вступающий в монашество.

Восприятие обета в качестве одной из форм жертвоприношения характерно для разных религиозных традиций, включая индуизм и буддизм (подробнее здесь). Библия содержит множество историй, связанных с обетами. Одна из них уже упоминалась в связи с традицией жребия: Саул во время войны с филистимлянами объявил однодневный строгий пост, за нечаянное нарушение которого чуть не поплатился жизнью его сын Ионафан (1 Царств, 14). Еще более древней традицией был обет назорейства, описанный в главе 6 книге Чисел. Частично этот обет можно сравнить с временным уходом в монашество. Но иногда его принимали на всю жизнь. Пожизненными назореями были пророки Самуил, Илия и Иоанн Креститель. Особенностью назорейского обета был запрет стричь волосы, что и отражается на иконописных изображениях указанных пророков.

Задание 6.   Власть обета Оставить ответ

Истории взятия на себя обета иногда заканчивались трагически. Самая известная из таких историй, описанных Библией, произошла с силачом Самсоном (Суд. 13-16). Он потерял всю свою силу после того, как его возлюбленная Далила обманом состригла ему волосы с головы, нарушив тем самым назорейский обет. Еще более трагическая история произошла с другим вождем Израиля эпохи судьей, по имени Иеффай. Она описана в главе 11 той же книги. Оба сюжета нашли отражение во множестве произведений европейского искусства.Дж. Э. Хикс (1910) Плач дочери Иеффая

 

А. Прочтите историю Иеффая. Обет и жертва Иеффая рассматривается некоторыми историками как свидетельство существования у древних евреев практики человеческих жертвоприношений.Джузеппе Нуволоне (1619–1703) Самсон и Далила Согласны ли вы с таким мнением и что на него можно возразить? Обсудите.

Попробуйте в ходе обсуждения выработать согласованную позицию по следующим вопросам:

1) какие аргументы религиозного характера могут быть выдвинуты против человеческих жертвоприношений?

2) что можно считать человеческим жертвоприношением? Оставьте комментарий.

фильм Андрея Тарковского Жертвоприношение


Б. Проект. Посмотрите фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение». В его последней сцене прежде немой, но потом обретший дар речи мальчик произносит: «В начале было Слово. Почему, папа?» Как бы вы ответили на этот вопрос, исходя из полученных представлений о связи обета и жертвы? Напишите мини-эссе на тему о том, как сам фильм Тарковского отвечает на поставленный им вопрос.

 

В. Обещания в Библии даются не только со стороны человека, но и Бога. Одно из таких обещаний запечатлено в известном выражении «земля обетованная». Это та самая святая земля, в которую переселился «отец всех верующих» Авраам из Месопотамии и в которую пять веков спустя возвратил потомков Израиля из египетского рабства Моисей.

Приближение третье: Жертва Авраама

Караваджо (1598) Принесение в жертву Исаака

Задание 7.   Страх и трепет. Оставить ответ

К прочтению и обсуждению предлагаются отрывки из одноименного произведения датского философа С. Киркегора (он же Кьеркегор).Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

А. Рассмотрите четыре версии случившегося на горе Мориа. Они приведены в тексте под римскими цифрами и сопровождены краткими притчами о ребенке и матери. О каких четырех вариантах потери здесь говорится? Сформулируйте. Пример ответа здесь. Прочтите отрывок из Послания Павла к Евреям, на которое ссылается Киркегор (Евр.11.8-12). Найдите в книге Бытия описание упоминаемых апостолом событий. Расскажите, в чем состояли другие испытания Авраама? Какие качества испытывались в них?

Б. В последнем абзаце выбранного отрывка говорится о том, как поступил бы на месте Авраама древнегреческий герой. В том же трактате Авраам назван «рыцарем веры» и «путеводной звездой для тех, кто охвачен страхом». Как вы понимаете эти выражения? Чем «рыцарь веры» отличается от героя?

В. В последующих разделах трактата Киркегор выдвигает тезис о том, что Авраам «перешагивает через всё этическое», и «обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Как вы думаете, правильно ли Киркегор (а вместе с ним и великий философ Кант) считает согласие Авраама принести в жертву сына неэтичным (безнравственным)? Какие поступки, на ваш взгляд, нельзя оправдать религиозными побуждениями? Приведите примеры конфликтов нравственности и веры, которые мы можем наблюдать в нашей жизни.

Г. Главная тема произведений современной писательницы Л.С. Петрушевской – состояние женщины в трудной, иногда неразрешимой жизненной ситуации. В такой ситуации оказалась героиня повести «Свой круг». Она скрывает от родных и друзей, что умирает от неизлечимой наследственной болезни, но очень беспокоится за будущее своего семилетнего сына Алеши, отец которого, Николай, ушел в другую семью. Мать уверена, что после ее смерти Николай и его новая жена не возьмут Алешу к себе, а отправят его в интернат. Героиня повести придумывает, как избежать этого. Прочитайте финал повести (в сокращении). Ответьте на вопросы: Чем жертвует мать в этой истории? Оправдана ли такая жертва? С какой из версий Киркегора о жертве Авраама перекликается эта история? С какими из других известных вам библейских сюжетов вы могли бы сопоставить эту историю? Что в них общего? Напишите сочинение / эссе на одну из четырех названных тем. Примеры сочинений смотрите в разделе Тезауроса «Говорят школьники».

Задание 8.   Агнец Божий Оставить ответ

А. Испытание веры на горе Мориа заканчивается тем, что Авраам обнаруживает позади себя ягненка (овна), запутавшегося в чаще рогами, и приносит его во всесожжение вместо сына (Быт. 22.13). Сюжет замещения отрока жертвенным животным (овном или козлом) встречается в Библии не один раз. Найдите такие сюжеты. Справка здесь.

Б. В христианской символике более важную роль выполняет мотив «обратного замещения», в котором в качестве жертвы выступает человек, а символом этой жертвы становится агнец. Главным источником такого символизма, несомненно, выступает представление об искупительной жертве Иисуса Христа, как это особенно ярко выражено в книгах Нового Завета, написанных Иоанном Богословом:
«На другой день видит Иоанн (Креститель) идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29).
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (Первое послание Иоанна 4:9,10).
«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение Иоанна Богослова 5:11,12).

Проект. На латыни выражение «Агнец Божий» звучит «Agnus Dei». Так называется каноническое песнопение, завершающее католическую мессу. По популярности среди церковных песнопений, вошедших в классическую музыкальную культуру, с ним может сравниться только «Ave Maria» - гимн, посвященный Богородице. Пополните фонотеку Тезауроса альбомами с этими музыкальными темами. Начните составление в галерее Тезауроса художественного альбома «Agnus Dei», включив в него образы жертвенного агнца.

В. Среди почитаемых в русском православии икон есть Коневская, или Голубицкая икона Богородицы. На ней Богородица изображена с младенцем, в руках которого голубь. Смысл иконописного сюжета связан со следующим тестом Писания: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24). Объясните символику иконы, имея в виду текст Евангелия от Луки.

 

Г. В большинстве христианских церквей не принято приносить в жертву животных. И все же центральным действием христианского богослужения – литургии – является жертвоприношение. В самом чине богослужения приносимая жертва называется бескровной. Агнец заменен в ней священным хлебом – просфорой – которая, однако, также называется «Агнец». И разрезается Агнец на столе, который называется жертвенником. В самый торжественный момент священник, стоящий в алтаре, поднимает над головой дискос со святым приношением и произносит: «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Выясните смысл изречения и ответьте на вопрос:

Что христиане приносят в жертву Богу на литургии?

Подсказкой может послужить название таинства, совершаемого во время литургии. Поразмышляйте над тем, как главное христианское таинство перекликается с историей первой жертвы, принесенной Богу сыновьями Адама. Оставьте комментарий.

 

                                                                             ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                             

Библия о жертве

Каин и Авель …

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4:2-5).
И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4:6-15)

Надав и Авиуд

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь… (Книга Левит 10:1-6)

 

Саул и Самуил

И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена. Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; а некоторые из Евреев переправились за Иордан в страну Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него.
И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение.
И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом. (1Цар.13:5-14)

 

Илия и жрецы Ваала …

И пошел Ахав навстречу Илии. Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил.
И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо.
И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.
Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там. (3Цар.18:16-40)

 

Дочь Иеффая

И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам. И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.
И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году. (Суд.11:29-40).

 

Из повести Л. Петрушевской «Свой круг»:

Тут все завертелось, осуществился праздник их любви, все дружно орали, пели, как им было весело, а Коля, оставшись не у дел, подошел ко мне и спросил: а где Алеша?

— Не знаю, гуляет, — сказала я.

— Так уже первый час ночи! — сказал Коля и пошел в прихожую.

Я ему не мешала, но он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих, а в это время Марише стало плохо…

Пироги, окурки, разграбленные салаты, огрызки и половинки яблок, бутылки под диваном, Надя, которая навзрыд плакала, и Андрей, который держал на руках Маришу и танцевал с ней…

Потом Андрей собрался и строго собрал Надю, дело шло к закрытию метро, Серж и Жора дружно одевались, Коля вышел из уборной и, плохо соображая, лег на диван, но его поднял Жора и повел, сзади шествовала радостная Таня, и я наконец открыла дверь им всем, и они все увидели Алешу, который спал, сидя на ступеньках.

Я выскочила, подняла его и с диким криком "Ты что, ты где!" ударила по лицу, так что у ребенка полилась кровь, и он, еще не проснувшись, стал захлебываться. Я начала бить его по чему попало, на меня набросились, скрутили, воткнули в дверь и захлопнули, и кто-то еще долго держал дверь, пока я колотилась, и были слышны чьи-то рыдания и крик Нади:

— Да я ее своими руками! Господи! Гадина!

И кричал, спускаясь по лестнице, Коля:

— Алешка! Алешка! Все! Я забираю! Все! К едреней матери куда угодно! Только не здесь! Мразь такая!

Я заперлась на засов. Мой расчет был верным. Они все, как один, не могли видеть детской крови, они могли спокойно разрезать друг друга на части, но ребенок, дети для них святое дело.

Я прокралась на кухню и выглянула в окно. Мне недолго было ждать. Вся компания вывалилась из парадного.

Коля нес Алешу! Это было триумфальное всеобщее шествие. Все возбужденно переговаривались и ждали еще кого-то. Последним вышел Андрей, стало быть, это он держал дверь. Когда он вышел, последний прикрывавший фланги, Надя выкрикнула ему навстречу: "Лишение материнства, вот что!" Все были в ударе. Мариша хлопотала с носовым платком над Алешей. Пьяные голоса разносились далеко по округе. Они даже поймали такси! Коля с Алешей и поддерживающая их Мариша, спотыкаясь, влезли на заднее сиденье.

В суд они не подадут, не такие люди. Алешку будут прятать от меня. Его окружат вниманием. Дольше всех романтически будут любить Алешку Андрей и его бездетная жена Надя. Таня будет брать Алешку на лето к морю.

Коля, взявший Алешу на руки, уже не тот Коля, который ударил маленького ребенка плашмя по лицу только за то, что тот обмочился. Мариша тоже будет любить и жалеть маленького, гнилозубого Алешу, не проявляющего талантов даже в малой степени. И богатый в будущем Жора подкинет от своих щедрот и средств и, глядишь, устроит Алешу в институт… Вот это будет закавыка и занятие для маленькой толпы моих друзей, но это будет не скоро, через восемь лет, а Алеша за эти годы успеет набрать сил, ума и всего, что необходимо. Я же устроила его судьбу очень дешевой ценой. Так бы он после моей смерти пошел по интернатам и был бы с трудом принимаемым гостем в своем родном отцовском доме. Но я просто, отправив его на садовый участок, не дала ему ключ от садового домика, и он вынужден был вернуться, а стучать в дверь я ему запретила, я его уже научила в его годы понимать запреты. И вот вся дешево доставшаяся сцена с избиением младенцев дала толчок длинной новой романтической традиции в жизни моего сироты Алеши, с его благородными новыми приемными родителями, которые теперь свои интересы забудут, а его интересы будут блюсти. Так я все рассчитала, и так оно и будет. И еще хорошо, что вся эта групповая семья будет жить у Алеши в квартире, у него в доме, а не он у них, это тоже замечательно, поскольку очень скоро я отправлюсь по дороге предков. Алеша, я думаю, приедет ко мне в первый день Пасхи, я с ним так мысленно договорилась, показала ему дорожку и день, я думаю, он догадается, он очень сообразительный мальчик, и там, среди крашеных яиц, среди пластмассовых венков и помятой, пьяной и доброй толпы, он меня простит, что я не дала ему попрощаться, а ударила его по лицу вместо благословения. Но так лучше — для всех. Я умная, я понимаю.

 

Справка и примеры выполнения заданий

Задание 1.

Вслед за словом «дар» в семантическое поле можно включить следующие ключевые понятия: благодарение, пища, плата, выкуп, долг, залог, возмещение. Предлагались слова «взятка», «инвестиция». Желательно увидеть, что принесение жертвы может подразумевать самые разные отношения человека с Богом. Выкуп, к примеру, платится за раба, но раб едва ли может делать господину подарок. Если же жертва воспринимается как плата, приносящий ее, вероятнее всего, считает себя выше божества. Соответственно могут различаться мотивы: благодарность, желание задобрить, чувство вины, обретение помощи или защиты, обретение свободы и др.

Задание 2.

Ключом к первому объяснению служит выражение «от первородных», что значит – лучших из своего стада. Про Каина такого не сказано. Второе объяснение опирается на представление о «замещающей» жертве, что соответствует понятиям замещения и возмещения. Проливая кровь жертвенного животного, человек приносит в дар Богу живую душу – то, что наиболее соразмерно человеческой жизни. Моральный подтекст третьего объяснения заключается в том, что земледелие – более трудоемкий процесс. Приносящий жертву от трудов своих рук легче может возгордиться. При обсуждении четвертого объяснения следует делать упор на зависти как зародыше конкуренции и вражды. В стихотворении Волошина раскрывается вероятный дополнительный мотив материального характера («кочевника, топтавшего посевы»), а также представлен сквозной библейский сюжет обратной замещающей жертвы: агнец приносится Авелем, и сам Авель становится первым в ряду последующих жертвенных «агнцев» (Исаак, Иаков, Иосиф и др. в Ветхом Завете; Иисус Христос в Новом Завете). Дополнительный смысл – пророческий.

Задание 3.

Исламская версия событий на горе Мориа повествует о принесении в жертву Измаила, а не Исаака, как о том говорится в Библии. Поскольку евреи ведут свою родословную от Исаака, а арабы, первыми принявшие ислам – от Измаила, вопрос о том, кого Авраам приносил в жертву (и кто был его любимым сыном) имеет существенное значение для обоснования божественного происхождения каждой из двух традиций. Христиане придерживаются библейской версии. Необоснованность идеи «задабривания духов» вскрывается через различие в отношениях человека с Богом (богами) в монотеизме и политеизме. Попытка получить особое божественное покровительство сопряжена в политеизме с идеей разделения сфер влияния и состязания между богами. Аллаха нельзя «задобрить», потому что Он – Всевышний – справедлив и всемогущ. Он покровительствует всем существам, Им сотворенным. Поэтому жертва приносится не с целью «склонить на свою сторону», а утвердить через свою покорность (ислам в переводе и есть покорность) единый богоустановленный порядок.

Задание 4.

А. Совместную молитву объединяет с жертвоприношением то, что они входят в состав богослужебной практики. Как таковые, они обычно проводятся в строго определенное время и в специальных местах (храм, молитвенный дом), с соблюдением ритуальных действий и в определенном порядке (чинопоследовании). К жертвоприношениям человек прибегает по тем же причинам, что и к молитвам, поэтому деление жертв и молитв на виды по их назначению почти совпадают. Часть жертв, описанных в книге Левит, имеют искупительное значение (жертва повинности, жертва за грех), что соответствует покаянным молитвам, другая часть (хлебное приношение, мирные жертвы) приносится в качестве благодарения (Левит 7.12) или в знак особого усердия в служении Богу, аналогом чему выступают благодарственные молитвы и славословия.

Б. Если бы не было тщательного отбора для жертвы лучших животных стада, возник бы соблазн приносить в жертву то, что самому не очень нужно, по русской поговорке «На тебе, Боже, что нам негоже». Такое удобное с материальной точки зрения решение превратило бы жертву в профанацию, в действие напоказ.

В. Три условия могут звучать примерно так: 1. Жертва должна быть посвящена истинному Богу. 2. Она должна быть принесена специально назначенным для этого лицом (жрецом, священником). 3. Она должна быть принесена надлежащим образом.

Жертва и обет

Буддист в своем стремлении «стать буддой на благо всех живых существ» должен, подобно Будде Шакьямуни, взрастить в себе силу любящей доброты, а для этого принять и исполнять от 10 до 18 «коренных» и около 40 дополнительных обетов. Особенно строго должны исполняться коренные обеты – очень разные по сложности: от обета не воровать или не допускать самовосхваления до запрета отступать от Дхармы, отказываться ею делиться или давать учение о пустоте тем, кто не готов его понять. Даже однократное нарушение любого из коренных обетов в течение всей жизни считается возвращением к началу пути – полной потерей силы любящей доброты. Строгость в данном случае понятна по аналогии: если здание возводится с нарушением определенных правил – оно разрушается.

Задание 7.

А. Возможный вариант ответа: Потеря сына – потеря Бога – потеря себя – потеря Бога сыном

Задание 8.

А. Иаков, сын Исаака выдает себя за Исава, обложив руки шкурой козлят (Быт.27). Сыновья Иакова имитируют смерть Иосифа, вымарав его одежду кровью убитого козла (Быт. 37). Кровь жертвенных агнцев предотвращает смерть первенцев в жилищах израильтян во время последней казни египетской. В честь этого события устанавливается Пасха – главный праздник евреев и христиан (Исх.12).

 

Комментарии

Регистрация

Вы не зарегистрировались.
Внимание! Участники учебных групп проходят отдельную регистрацию по ссылке с указанием номера группы. Получите ссылку у своего учителя / организатора группы.

Вход в личный кабинет
Вспомнить пароль
Вспомнить пароль
Список дополнений