Тема 4. Подвиг
Приближение первое: Свершения
«Поем подвиги твои, преблаженный Георгий, ибо ими рассыпал ты идольские служения и упразднил всю демонскую прелесть, преславный!»
Из канона великомученику Георгию Победоносцу:
Задание 1 Подвиг и жертва Оставить ответА. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – заповедал Иисус Христос ученикам, прощаясь с ними на Тайной вечери (Ин.15.13). Само добровольное принятие Иисусом крестных мук и смерти воспринимается христианами как исполнение этой заповеди: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3. 16).
Тема самопожертвования проходит красной нитью и через христианскую, и через античную классическую культуру. Ярким примером тому служит греческий миф о царе Кодре.
Рассмотрите подборку изображений. Какие из них относятся к христианской, а какие – к античной мифологии и истории? Что изображено на каждой картине? Ответ здесь.
Вспомните, перечитайте или познакомьтесь с запечатленными сюжетами. Назовите атрибуты, которые позволяют идентифицировать изображенных лиц. Все ли они совершили самопожертвование? И какой сюжет выбивается из общего ряда? Аргументируйте свою точку зрения.
Б. Очевидно, что понятия подвига и жертвы перекрываются по смыслу. Но всякий ли подвиг – жертва, и всякая ли жертва – подвиг? Определите, чем они отличаются друг от друга и что их объединяет. Для этого заполните таблицу. В середину ее поместите слова, общие для двух понятий, а по краям – слова, которые относятся только к одному из них. Обсудите результаты.
? | жертва | ? | подвиг | ? |
Слова для заполнения: риск, смелость, забота, преодоление, слава, верность, доблесть, победа, преданность, самоотверженность, благодарность.
В. Самоотверженность, самозабвенность, готовность отречься от своих прихотей и преодолеть себя, несомненно, составляют условия совершения подвига. А что говорит о самоотверженности Евангелие? Проведите исследование на эту тему, используя электронные средства поиска.
Задание 2. Подвиг длиною в жизнь Оставить ответСтаринное значение слова «подвиг» – путешествие, странствие, поездка. Существительное «подвиг» в этом первоначальном значении прямо связано с представлением о движении в пространстве: осуществлять подвиг – значит двинуться дальше, подвинуться в направлении цели. Это первоначальное значение имел в виду, например, В. Набоков, дав роману о странствии своего героя название «Подвиг». Словарь В. Даля наряду с этим устаревшим значением дает следующее определение: «Подвиг – доблестный поступок, дело, или важное, славное деяние». Это определение вполне соответствует современному словоупотреблению. Для нас подвиг – это чаще всего единичный поступок, будь то рассмотренные выше акты самопожертвования или боевые и трудовые победы, как, например «двенадцать подвигов Геракла». Но такое понимание очень сильно отступает от первоначального значения, ведь движение – это протяженный во времени процесс, а поступок – разовый, а иногда и мгновенный акт, момент движения.
Как вы думаете, может ли существовать подвиг «длиною в жизнь», подвиг как образ жизни? Приведите примеры.
К какому из двух видов подвига (подвигу-поступку или подвигу-образу жизни) применимы слова «подвижник» и «подвизаться» (см. к примеру: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» - Евр.12:4)?
Что (или кто) приходит или приводится в движение в ходе совершения подвига? Обсудите две версии: А) сам человек; Б) окружающий человека мир. При обсуждении используйте два изречения из Нового Завета:
«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:24,25)
«Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк.11:23)
Дайте свое определение подвига, используя слова: «путешествие», «путь», «движение», «сдвиг».
Приближение второе: Невидимая брань
Представление о подвижнической жизни в христианстве, как и в других религиозных традициях, тесно сплетено с представлением о непрестанной борьбе с невидимыми силами зла, которые носят названия демонов, духов зла или бесов. Христианская житийная литература содержит множество свидетельств о борьбе подвижников с бесами. Прототипом таких историй выступает краткое житие основателя египетского монашества преподобного Антония Великого. Жизнеописание вместе с наставлениями преп. Антония было составлено его современником святителем Афанасием Великим. Этим произведением открывается важнейший сборник православных аскетических текстов «Добротолюбие»
Прочитайте житие преподобного Антония
Задание 3. «Молитвою и постом…» Оставить ответ
А. Однажды Иисус Христос сказал своим ученикам о демоне, которого те не смогли изгнать из бесноватого отрока: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). В христианской аскетической традиции с самых давних времен молитва и пост считались главным делом подвижника. Прочитайте выдержки из аскетических наставлений Антония Великого. Найдите место, где Антоний говорит об этом. Какие еще средства борьбы с демонами он называет? С каким оружием и из каких побуждений демоны нападают на подвижника? Что приобретает подвижник, побеждая врага?
Три части, на которые разделены наставления, соответствуют трем этапам невидимой брани. Заполните таблицу, ответив на поставленные вопросы по трем частям текста.
Сравните ваши ответы с изречением апостола Павла:
«Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14-17)
Б. На первом этапе борьбы с искушениями подвижник учится удерживать себя от злых дел. На втором – бороться с злыми помыслами, влагаемыми в него врагами. Но только на третьем он постигает всю сложность борьбы с хитростями врага и прибегает к помощи послушания. «Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу, – говорил в наставлениях монашествующим другой почитаемый Церковью учитель, авва Дорофей. – Увидишь ли падшего, – знай, что он последовал самому себе».
Святой Антоний в своих наставлениях изображает дьявольское лукавство в образе птицелова, раскладывающего сети в траве, или рыбака, прячущего крючок под наживку. Кроме этого, он вспоминает историю искушения прародителей в раю. Перечитайте эту историю (Быт. 3). Найдите в ней упоминание трех основных искушений, с которыми борется подвижник в невидимой брани. «Время брани – вся наша жизнь», – писал преп. Никодим Святогорец. Как вы думаете, относится ли это к сегодняшней жизни? Назовите врагов, с которыми призван (вынужден) ежедневно, в течение жизни, бороться подвижник XXI века. Устройте дискуссию на эту тему.
В. На Западе в Средние века невероятной популярностью пользовался сборник занимательных жизнеописаний святых «Золотая легенда». Составленный около 1260 г., по популярности он уступал только Библии. Автор сборника, епископ Генуи Иаков Ворагинский, стремясь привлечь как можно больше читателей, уделил особое внимание чудесам и невероятным приключениям подвижников, включая их борьбу с демонами. В частности, множеством самых выразительных и фантастических деталей наполнилось в нем житие святого Антония. Благодаря этому картины борьбы Антония с искушениями стали одним из самых устойчивых сюжетов европейской живописи.
Проект. Просмотрите картинную галерею «Образ святого Антония в искусстве». Сделайте презентацию, выбрав 2-3 картины. Сопроводите каждую картину эпиграфом из житийной или художественной литературы. В качестве источников можно использовать полное Житие преп. Антония в изложении свт. Дмитрия Ростовского (Четьи Минеи) или драму Гюстава Флобера «Искушение святого Антония». Попробуйте объяснить, что изображено на картине, и каким именно эпизодом жизнеописаний вдохновлялся художник
Задание 4. Наука подвига Оставить ответСлова «аскетизм» и «аскеза» произошли от греческого «аскео», что означает старательное упражнение в чем-либо или искусную обработку грубого материала. В переносном значении слово стало означать упражнение в добродетели и «возделывание сердца».
Основными видами упражнения в добродетели у христиан изначально выступали телесное воздержание и духовное бдение (пост), добровольная нищета (пропитание от трудов своих рук), непрестанная молитва и пребывание в учении и послушании у духовных наставников. Позже из этих аскетических практик выкристаллизовались три обета, принимаемые монахами при пострижении: безбрачия, нестяжательства и послушания.
Великий подвижник VI века преп. Иоанн Лествичник так описывал главные черты христианского подвига: «Вот верное начертание узкого пути: утеснение чрева, всенощное стояние, умеренное питие воды, скудость хлеба, очистительное питие бесчестия, укоризны, осмеяния, ругательства, отсечение своей воли, терпение нападков, не роптание при презрениях, перенесение досаждений тяжелых, – чтоб мужественно претерпевать, когда обижают, не негодовать, когда клевещут, не гневаться, когда осуждают, смиряться, когда унижают. Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3-12)».
Имя Лествичник отсылает к названию одного из самых известных святоотеческих трудов по аскетике: «Лествице». Духовный подвиг описан в нем как восхождение по лестнице добродетелей, каждая ступень которой связана с преодолением свойственного человеческой природе порока, или страсти. Таких пороков святые отцы насчитывали восемь. Вот они (в алфавитном порядке):
блуд – гнев – гордость – печаль – сребролюбие – тщеславие – уныние – чревоугодие.
4.1 Расставьте восемь страстей в порядке их преодоления при восхождении по лестнице добродетелей. Сверьте свой вариант ответа с учениями святых отцов. (Для этого достаточно заглянуть в содержание 2-го тома «Добротолюбия».)
4.2 Подберите антонимы к каждой страсти. Они очевидно будут обозначать те добродетели, которые подвижник надеется обрести на каждой ступени духовного восхождения А как они соотносятся с Заповедями Блаженств (Мф. 5.3-12), которые составляют сердцевину нравственного учения Нового Завета? Заполните таблицу:
преодолеваемая страсть | обретаемая добродетель | исполняемая заповедь |
4.3 Одни страсти тянут человека вниз, не давая подняться, другие же, наоборот, побуждают взлететь, а в результате ведут к падению. Разделите восемь страстей на две группы, представляющие эти противоположные искушения. Можно опираться при этом на выдержки из поучений Иоанна Лествичника.
4.4 Как Вы понимаете поучение преп. Иоанна о смирении: «Когда начнет в нас процветать святое смирение, тогда начнем мы презирать всякую похвалу и славу человеческую. Когда же оно созреет, тогда не только за ничто станем мы почитать свои добрые дела, но и вменять их в мерзость…»? Напишите размышление (эссе) на эту тему.
4.5 На картинке представлено схематическое изображение духовного пути, который совершает христианский аскет в поисках духовного совершенства. Прокомментируйте схему. Сопоставьте ее с двумя прежде заполненными таблицами (задания 3А и 4.2) и внесите в них дополнения и поправки. Попробуйте объяснить, почему печаль возникает после преодоления гнева, а тщеславие – после преодоления уныния.
Задание 5. Отцы пустынники и жены непорочны Оставить ответПо мере распространения христианства и превращения его из гонимой в привилегированную религию, аскеты стали уходить «из мира» в пустыню или в специально создаваемые общины подвижников (киновии, монастыри, скиты). Такое удаление от мира в христианстве почиталось подвигом добровольного мученичества, поскольку оно, действительно, всегда сопряжено было как с естественными лишениями (незащищенность от погодных условий, зверей и злых людей), так и с искусственными ограничениями, которые накладывали на себя подвижники ради стяжания благодатных даров. Среди этих последних обычным было ограничение в пище (постничество) и сне (бдение), ношение вериг, истомление себя тяжелым трудом. Но были и особые виды подвига, которые давались далеко не всем.
Среди них можно выделить следующие:
- отшельничество,
- молчальничество,
- затвор,
- столпничество.
5.1 Проект. Подготовьте серию минипрезентаций с описаниями наиболее удивительных аскетических подвигов. В презентациях должны быть использованы выдержки из житий, иконопись с изображениями святого и исторические комментарии. Рекомендуемые источники: жития древних преподобных и юродивых Макария Великого, Герасима Иорданского, Виссариона и Марии Египетских, Симеона Столпника, Серапиона Синдонита. Оформите альбом аскетических подвигов в Тезауросе.
5.2 Подвижники по разным причинам уходили из мира и посвящали свою жизнь служению Богу. Иногда такое решение приходило одновременно с обретением веры, а поводом к нему становились те или иные слова Евангелия, услышанные в Церкви. В большинстве случаев жития святых сохраняют такие подробности. Проведите исследование на тему «Побуждения аскета». Найдите в житиях известных отшельников описание причин или целей, с которыми они покидали мир, а также событий или слов, давших непосредственный толчок к принятию ими решения. Соберите описания и обобщите их.
Иоанн Лествичник пишет: «Все усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно». А какие «неразумные» причины оставления мира вы можете назвать?
5.3 Как теперь, после знакомства с традицией монашеского подвига вы понимаете слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф:6, 12)? Против кого или чего ведется невидимая брань? Обсудите .
Приближение третье: Путь к спасению
Итак, удаляющиеся из мира для совершения подвига делают это, по слову Иоанна Лествичника, во искупление грехов, из любви к Богу и ради достижения Небесного Царствия, обещанного Иисусом Христом. Три эти цели тесно связаны между собой представлением о грехопадении, случившемся с прародителями в раю, последствием которого стала потеря любви к Богу и изгнание из рая. Идея подвига соединяется, таким образом, в христианском сознании с идеей спасения.
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», – сказал Иисус ученикам (Мф.7:14). Наиболее ревностные из Его последователей восприняли это слово как призыв отделиться от большинства. Так, один из святых отцов Исаак Сирин пишет: «Без удаления от мира никто не может приблизиться к Богу». Дмитрий Брянчанинов – будущий святитель Игнатий, а в пору молодости любимец императора Николая I и лучший из выпускников инженерного училища – задумал уйти в монастырь, и был непреклонен в своем стремлении, несмотря на все посулы и уговоры. В одной из бесед с ним великий князь Михаил Павлович заметил, что гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в миру. Брянчанинов отвечал: «Остаться в мире и желать спастись – это, ваше высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть».
Но были и другие свидетельства…
Задание 6. «В меру кожевника» Оставить ответВ православных патериках содержится следующий рассказ из жизни преп. Антония Великого: «Однажды блаженный Антоний молился в своей келлии, и был к нему глас: "Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии". Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, тот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: "Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню". Кожевник отвечал: "Не знаю за собою, чтобы я сделал когда-либо и что-либо доброе. По этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: "Все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои". Эти же слова повторяю в сердце моем прежде чем лягу спать". Услышав это, блаженный Антоний отвечал: "Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал Царство Божие. А я, хотя всю жизнь провожу в пустыне, не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими".»
- Как вы назовете добродетель, сделавшую кожевника великим в глазах Божиих?
- Какие из известных вам евангельских поучений или притч вы могли бы поставить эпиграфом к рассказу о кожевнике?
- Можно ли назвать жизнь кожевника подвижнической? В чем заключался его подвиг и почему преп. Антоний сравнил кожевника с ювелиром?
- Сравните подвиг Антония и подвиг кожевника. Какой вам кажется более трудным?
Оставьте комментарий. Пример размышления здесь. Аналогичные истории, призывающие монахов не превозноситься над мирянами, встречаются и в других житиях. Найдите такую историю в житии ученика Антония – Макария Великого.
Задание 7. Якорь спасения Оставить ответНаряду с образом восхождения по лествице в христианской литературе для обозначения пути к спасению широко используется образ плавания по волнам «житейского моря». Церковь в этом случае уподобляется кораблю, а якорь выступает символом надежды на спасение (Евр.6.19). Образ якоря в соединении с крестом был, наряду с рыбой, одним из первых символов христианства. И сегодня его можно часто увидеть на куполах православных храмов.
Раскройте символику корабля и спасения, опираясь на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Что нового дают нам эти образы для понимания христианского подвига? К чему призывают и против чего предостерегают? Не забудьте, что в Ветхом Завете мы сталкиваемся с образом потопления не один раз. Мы находим их в книгах Бытия, Исхода и книге пророка Ионы. Какое развитие получили эти образы в христианской культуре? Подготовьте презентации на эту тему.
Задание 8. Бремена мира Оставить ответЕвангелие – это весть о спасении, которое, несомненно, обещано всем, а не только тем, кто сумел одержать большие духовные победы. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый», – писал своему ученику апостол Павел (1 Тим.1.15), и эти слова повторяет каждый раз священник на литургии перед причащением прихожан. Но это не значит, что для спасения не надо ничего предпринимать. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – говорится в Евангелии (Мф.11.12). И это значит, что путь к спасению – это всегда в меньшей или в большей степени подвиг.
К какому подвигу призван мирянин? На этот счет у апостола Павла есть короткий и емкий ответ: «Носите бремена (то есть тяготы) друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал.6.2). Трудно это или легко? И многие ли исполняют этот закон? Размышления на эту тему можно найти в лучших произведениях мировой литературы. Проанализируем одно из них.
Просмотрите одну из постановок (спектакль или фильм) пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня».
После просмотра перечитайте внимательно выбранные отрывки из произведения и выполните задания.
8.1 В пьесе «Дядя Ваня» нет героев, которых можно было бы назвать счастливыми. Составьте список героев пьесы, расположив их по степени увеличения их несчастливости. Используйте критерий вашего личного отношения к герою: кто вызывает в вас большее сострадание? Чье положение кажется в большей степени безрадостным, безнадежным?
8.2 Известно, что в «Ревизоре» Н.В. Гоголя нет положительных героев. А можно ли разделить персонажей пьесы «Дядя Ваня» на положительных и отрицательных? Примените критерий авторского отношения к героям и попробуйте провести такое разделение. Сопоставьте получившееся с вашим списком. Есть ли какая-нибудь закономерность?
8.3. Ответьте на вопросы:
- Что общего в том, как живут дядя Ваня, доктор Астров, Телегин, Соня?
- По каким причинам несчастливы эти герои? Какие из этих причин связаны со внешними условиями? Есть ли другие причины их несчастливости?
- Что могли бы предпринять выше перечисленные герои, чтобы стать счастливыми? Почему они не предпринимают этого?
- В какой мере жизнь каждого из этих героев можно считать подвигом? Почему?
Задание 9. Путь малых дел Оставить ответ
Отечественная история знает много примеров светских людей, которые вели аскетический образ жизни, не покидая мира. Достаточно познакомиться с биографиями московского библиотекаря и философа Николая Федорова или врача Федора Гааза. Вот что писал историк В.О. Ключевский об одном из московских друзей Н.М. Карамзина, канцелярском чиновнике С. Гамалее: «Когда ему предложили обычную в то время награду за службу крепостными в количестве 300 душ, он отказался: ему-де не до чужих душ, когда и с своею собственной он не умеет справиться. Слуге, укравшему у него 500 руб. и пойманному, он подарил украденные деньги и самого его отпустил «с богом» на волю; но он не мог простить себе ежегодной траты 15 р. на табак, которую считал похищением у бедных».
Подвиги самоотречения, благотворительности и милосердия часто остаются незамеченными, но, согласно религиозному взгляду на вещи, они имеют огромное значение как для окружающих, так и для посмертной судьбы самого человека.
Прочитайте проповедь почитаемого в России старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о малом доброделании и сопоставьте ее с притчей о луковке, приведенной Ф.М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Как притча соотносится с проповедью: противоречит ей или дополняет ее? Напишите сочинение на тему «Притча Достоевского о луковке в свете учения о малом доброделании».
Ответьте в нем на вопросы:
- Почему архимандрит Иоанн призывает не думать о великом самопожертвовании?
- Какое место в спасении малыми делами занимает подвиг?
Возьмите в качестве эпиграфа-подсказки изречение Исаака Сирина: «Если что-либо глубоко сочеталось с душой твоею, то почитай сие своим стяжанием не на этот только век, но верь, что оно пойдет с тобою и в век будущий». Примеры – в разделе «Говорят школьники».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Царь Кодр
(из книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция»)
Когда доряне заняли Пелопоннес, то пелопоннесские ахейцы или подчинились им, или ушли в глухие горные местности. А самые знатные и гордые роды стали покидать страну и переселяться на север: в Беотию, где жило третье большое греческое племя — эоляне, и в Аттику, где жило четвертое племя — ионяне.
Их принимали гостеприимно, особенно в Аттике. Здесь как раз в это время умер последний царь из рода славного Тесея, победителя Минотавра. Старейшины посовещались и выбрали новым царем пришельца — ахейца из царского рода по имени Кодр.
Пелопоннесским дорянам было обидно видеть, что беглец из-под их власти стал царем на чужой стороне. Они пошли на Аттику войной и осадили Афины. Осада оказалась делом трудным, решили послать к оракулу и спросить: «Возьмем ли мы Афины?» Оракул ответил: «Возьмете, если не тронете царя». Доряне объявили по всему войску строгий приказ: никому не трогать царя Кодра ни под каким видом — и продолжали осаду.
В Афинах тоже узнали об ответе оракула. И царь Кодр решил спасти город ценой своей жизни.
Он оделся в рваное мужицкое платье, взвалил на плечи мешок, взял кривой серп для обрезания веток, вышел за ворота и стал собирать хворост. Его схватили и поволокли в дорийский лагерь. Он стал отбиваться, взмахнул серпом и ранил какого-то воина. Это разъярило дорян, его убили, а труп бросили в поле.
Афинские старейшины выслали в дорийский стан посольство: «По священным обычаям предков верните нам для погребения тело нашего царя!» — «Мы не трогали вашего царя!» — ответили им. «Вот он!» — показали афиняне на мертвое тело в лохмотьях и с вязанкой хвороста за плечами. Доряне вгляделись и поняли: предостережение оракула они не соблюли. Они отдали убитого Кодра, сняли осаду и ушли из Аттики ни с чем.
Кодра похоронили как героя, у ворот спасенных им Афин. Над его могилой насыпали высокий курган и засеяли его пшеницею — в знак, что он отдал жизнь за счастье и процветание приемного отечества.
А старейшины, поразмыслив, постановили: после Кодра никто в Афинах не достоин носить имя «царь» — отныне глава государства будет выборным и будет называться просто правителем, погречески — архонтом.
Первые архонты в Афинах выбирались пожизненно и только из числа потомков Кодра; потом только на десять лет; потом только на один год — и уже из любых знатных семейств. Первые архонты управляли единовластно; потом в помощь такому архонту стали выбираться еще три, поделивших между собой три главные царские заботы, — архонт-жрец, архонт-воевода и архонт-судья; потом одного архонта-судьи стало мало, и начали выбирать целых шесть. Так составилась коллегия девяти архонтов, управлявших Афинами в течение года; а отслужив свой срок, они становились членами совета старейшин, заседавшего на холме бога Ареса — Ареопаге.
Так в Афинах власть царя сменилась властью знати — монархия сменилась аристократией.
Наставления святого Антония Великого
Будем бороться (с собою), чтоб не тиранствовал над нами гнев и не властвовала похоть. Но ведя такую жизнь, будем крепко трезвиться, и, как написано: «всяким хранением блюсти свое сердце» (Притч:4, 23). – Ибо имеем страшных и вселукавых врагов, злых демонов.
И с ними-то у нас брань, как сказал св. Апостол: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф:6, 12). Великая их толпа в окружающем нас воздухе, и они не далеко от нас. Великая также есть между ними разность. Но о естестве их и различии слово было бы очень продолжительно, и при том говорить о сем более прилично тем, кои выше нас, чем нам. Нам же ныне нетерпящая отлагательства настоит нужда узнать только их против нас козни
Итак, во-первых, знаем, что демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они; но ниспадши от небесного мудрования, и вращаясь уже около земли, Еллинов прельстили привидениями, нам же христианам завидуя, все приводят в движение, в желании воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали. Посему потребно и молиться много и подвизаться, чтобы прияв от Духа дарование «различения духов» (1 Кор. 12:10), можно было узнать касательно их, какие из них меньше злы, и какие больше, о каком деле каждый из них имеет заботу и как каждого из них можно низлагать и изгонять. Ибо много у них козней и много изворотов их наветливости. – Блаженный Апостол и последователи его знали сие, говоря: – «ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). – Мы же в чем были от них искушены, в том должны взаимно друг друга предостерегать. – Вот и я, сам отчасти испытавши (их козни), говорю вам о том, как детям.
Они коль скоро увидят и всякого христианина, а тем паче монаха, пребывающими в труде и преуспевающими, то первее всего покушаются и пытаются положить на пути соблазны: – соблазны же их суть злые помыслы. – Но нам не должно бояться этих внушений их; потому что молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью. Когда не возмогут обольстить сердце явно нечистыми пожеланиями, то иным опять образом нападают, именно: устраивают разные привидения, чтоб устрашить; для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы: жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов. Но и таких привидений не должно бояться; потому что они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста. – Впрочем они дерзки и крайне бесстыдны. – Почему, если и в этом бывают побеждены, то нападают иным еще образом: – принимают на себя вид прорицателей и предсказывают, что будет спустя несколько дней; также показывают себя высокими, чтоб кого не могли прельстить помыслами, уловить хотя такими привидениями. Но не будем слушать демонов, как чуждых нам; не станем слушаться их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах; а будем внимательнее смотреть на цель нашего подвижничества, – и не будем обольщены ими, делающими все с лукавством. – Бояться же их не должно, хотя бы казались они наступающими на нас, хотя бы угрожали смертию; потому что они немощны, и ничего более сделать не могут, как только угрожать.
<…>
Сколько мириад злых бесов, и сколь бесчисленны виды козней их! Они и после того как увидели, что мы, пришедши в познание своих страстей и своего посрамления, стараемся уже избегать злых дел, на которые они нас наводят, и уха своего не склоняем к злым советам, которые они нам внушают, – не отстали, но приступили к делу с отчаянным усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их есть ад, за их крайнюю злобу и отвращение (от Бога). Да откроет Господь очи сердец ваших, чтоб вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день, – и да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы могли принести самих себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демонов во всякое время и их злых советов, их скрытных козней и прикровенной злобы, их обманчивой лжи и помышлений хульных, их тонких внушений, который влагают они каждый день в сердце, гнева и клеветы, на которые подущают они нас, чтоб мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая, чтоб злословили друг друга, или сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших горечь, чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб спорили между собою, и шли наперекор друг другу, в желании поставить на своем и показаться честнейшими. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится постыдными срамотами – ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.
<…>
Берегитесь советов злого диавола, когда придет он в виде правдоречивого, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светлого, – не верьте ему и не слушайтесь его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательной видимостью Истины. Несовершенные не знают этих хитростей диавола, и того, что постоянно он влагает им; совершенные же знают, как говорит Апостол: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Этих враг не может обольстить; но верных, которые себе мало внимают, удобно прельщает он своей сладкой по виду затравой, и их уловляет, подобно тому, как рыболов уловляет рыбу, прикрывая острие удочки затравой. Рыба не знает, что этой затравой прикрыта удочка: потому подплывает, проглатывает затраву и тотчас попадается в плен. Если бы рыба знала, что этой затравой она будет поймана, без всякого сомнения, не приблизилась бы к ней и бежала бы от нее. Писано также у Пророка Амоса: «что ты видишь, Амос?» Он ответил: «сосуд (тенета, сети) птицелова» (8, 2). Птица, из страха быть пойманной на земле, летает по воздуху и строит себе гнездо, для отдыха и сна, в самых высоких местах: там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать или поймать ее. Но известно, как ухитряется обмануть ее птицелов: приходит к тому месту, расстилает тенета, и посыпает на виду семена; этой пищей сманивает он птицу с той высоты, она слетает и попадается в лов. Подобным образом делает и диавол, уловляя несовершенных христиан своими хитростями, и низвергая их со своей высоты. Так он действовал когда прикрылся змием и сказал Еве: «не умрете... но в день, в который вкусите, откроются глаза ваши и будете как боги» (Быт. 3:4, 5). Услышав эти слова, Ева склонилась к нему сердцем и думала, что тут истина, потому что не рассудила о том как следует. Но когда вкусила сама, и дала вкусить Адаму, тогда случилось с ними то великое несчастие: они пали оба с своей высоты. Таким же образом поступает диавол и с несовершенными христианами, когда, не зная как различить доброе от худого, следуют они своим склонностям, довольствуясь своим суждением и мнением; когда отцов своих совершенных, умеющих верно различать добро от зла, – не спрашивают, – а следуют желани- ям своего сердца, думая, что они и сами достигли уже совершенства и получили благословение от- цов своих. Таковые подобны тем птицам, которые построили свои гнезда высоко, но слетели на землю, попались в сети птицелова и были пойманы. Подобное сему случается с ними, потому что в самоуверенности они действуют всегда по влечению сердца своего и исполняют свои желания, не слушая отцов своих и не советуясь с ними. Посему диавол устраивает им видения и призраки и надымает их сердце гордыней; иногда дает им сны ночью, которые исполняет для них днем, чтоб в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтоб они относительно его оставались спокойными, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с их высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается он держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их, А они, по Писанию, суть в самом деле блестящие грозди, но незрелые и терпкие. Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверены, что сами знают уже все.
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» приводится следующая притча:
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел».
Из «Подвижнических уроков» святого Иоанна Лествичника
Когда пришел гость, чревоугодник подвигается на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать пришедшему утешение есть и для него разрешение на все. Посещение другого принимает за предлог разрешающий пить вино; и под видом скрытия добродетели, делается рабом страсти.
Если духовный отец тебе – юному разрешит пить вино, на пиршествах, то смотри, каков он сам: если он богобоязнен, то можешь не много разрешить, а если он не совсем радив, то лучше тебе, не обращая внимания на его благословение, хранить воздержание, особенно когда еще борешься с огнем плотской похоти.
Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.
Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение, – и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объедения и тщеславия; но, боясь исчадий объедения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием. В мiрянах корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах – объедение.
Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо.
Иссохшая тина не угодна бывает свиньям, так и плоть, увядшая от подвигов, не упокоевает более бесов.
Борьба с блудом
С новоначальными падения в плотские грехи случаются обыкновенно от обилия яств; с средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству – они случаются только от осуждения ближних.
Кто одним воздержанием пытается пресечь сию брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одною рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным.
Борьба с сребролюбием
Сребролюбие есть дщерь неверия. Оно в предлог к себе выставляет возможные немощи, приближение старости, внезапность голода, по причине бездождия.
Сребролюбец есть осмеятель и добровольный нарушитель Евангелия. (Дух Евангелия – любовь). Но кто имеет любовь, тот не убережет денег. Загадывающий ужиться с тем и другим (с любовью и деньгами), сам себя обманывает.
Не говори, что имеешь нужду собирать для нищих (чтоб чрез помощь им получить Царствие), ибо Царствие можно купить и за две лепты.
Начинается сребролюбие предположением раздаяния милостыни, а кончается ненавистью к бедным. И он (сребролюбец), пока собирает, милостив бывает, а как скоро набрал, – и руки сжал.
Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо.
Если крайняя степень сребролюбия есть то, когда человек не может перестать собирать богатство, или не насыщается им; то высота нестяжания состоит в том, чтобы не щадить и тела своего.
Как променивающие золото на глину делают себе большой убыток, так и те, которые для приобретения телесных выгод объявляют и разглашают о своих духовных успехах, получают один убыток.
Борьба с гневом
Гнев, подобно быстрому движению жернова, в одно мгновение может истереть и уничтожить душевной пшеницы и плода – больше, нежели что другое в целый день. Посему тщательно надлежит внимать себе. Он, как пламя, раздуваемое сильным ветром, скорее нежели медленный огонь, попаляет и губит душевную ниву.
Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных есть непомерное желание похвал. Безгневие есть победа над естеством, приобретаемая трудами и потами, при нечувствительности к оскорблениям.
Начало блаженного незлобия – терпеливо переносить бесчестия, не смотря на горечь и боль души, средина – держать во время их сердце бесскорбным и беспечальным, совершенство же, если оно бывает, – вменять их себе в похвалу.
Видел я троих, вместе потерпевших бесчестие, монахов. Один из них почувствовал оскорбление, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за поносившего; третий же, напечатлевши в уме вред ближнего, горячие пролил о нем слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и любви.
Как огонь противен воде, так кающемуся несвойственно судить других. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающим даже при исходе души из тела, – и тогда не осуждай его, ибо суд Божий сокрыт от людей. Иные явно падали великим падением, тайно же совершали еще большие добрые дела; и любители пересудов впали в ошибку, видя дым, и не усматривая за ним солнца.
Борьба с духом уныния
Каждая из прочих страстей упраздняется одною какой-либо добродетелью; уныние же для инока – всеобъемлющая смерть. Из всех восьми предводителей зла дух уныния есть самый тягчайший.
Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашие пред Богом.
Борьба с тщеславием
Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу.
Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и, думая присвоить себе славу, от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: «как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь».
Борьба с гордостью
Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты испол- нил после рождения, даровал тебе Бог, также как и самое рождение.
Монах есть бездна смирения, в которую он низринул, и в которой потопил всякого злого духа.
Гордый не имеет нужды в бесе – искусителе; он сам сделался для себя бесом и супостатом.
Кто пленен гордостью, тому необходимо нужна чрезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства к спасению его безуспешны.
Когда начнет в нас процветать святое смирение, тогда начнем мы презирать всякую похвалу и славу человеческую. Когда же оно созреет, тогда не только за ничто станем мы почитать свои добрые дела, но и вменять их в мерзость, думая, что мы ежедневно прилагаем к бремени грехов своих неведомым для нас расточением добродетелей.
Конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность. (Сравнивай себя с лучшими и избежишь самомнения).
Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, вверх принимает ветви; а когда оные наклонят, то они скорее бывают плодоносны. – Стяжавший знание понимает это.
Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак да дерзают падшие, уповая на Бога.
Однажды спросил я одного из искуснейших старцев, каким образом послушание имеет смирение? Он ответил: благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит; и избавления от браней достигнет, всегда думает, что это совершает молитва отца его духовного, – и пребывает чужд и далек от суетного возношения.
Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий; иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностью, и себе дашь повод к высокоумию.
Кто слезами своими внутренне гордится, и осуждает в уме своем не плачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего, и убивающему им самого себя.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок — поступок добра. К дикой яблоне совсем не обязательно прививать целый ствол яблони доброй. Достаточно взять малый черенок и привить его к одной из ветвей дичка. Также, чтобы всквасить бочку с тестом совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей — и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «большое добро не могу сделать — не буду заботиться и ни о каком добре».
Сколь даже самое малое добро полезно для человека, неоспоримо доказывается тем, что даже самое малое зло для него чрезвычайно вредно. Попала нам, скажем соринка в глаз — глаз уже ничего не видит, и даже другим глазом в это время смотреть трудно. Маленькое зло, попавшее, как соринка, в глаз души, сейчас же выводит человека из строя жизни. Пустячное дело — себе или другому из глаза тела его или души вынуть соринку, но это добро, без которого нельзя жить. Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на сте- нах — кирпичиках малого добра. <…>
Всякий человек, живущий в мире, привязан к обычному и привычному. Привык человек к злу — он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стесни- тельным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо де- лать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица — не летать.
Человек, добрый умом, укрепляет и утешает прежде всего самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает. Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Нельзя кричать человеку: «Ты эгоист, ты наслаждаешься своим добром!» Это единственная неэгоистическая радость — радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.
Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное. <…>
Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить... Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.
Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его незначительности, его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами.
Пожалуйста, если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф. 5:22).
Выдумывайте в необходимом случае какую угодно ложь, но не говорите в ежедневном житейском обиходе неправды ближнему своему. Пустяк это, мелочь, ничтожество, но попробуйте это исполнить, и вы увидите, что из этого выйдет.
Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, — женщин, детей и стариков, — попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте лично- сти вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла... И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.
И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки, — не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.
Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн!
Справка и примеры ответов
Задание 1. Изображения по порядку:
«Прикованный Прометей», «Мученичество святого Себастьяна», «Казнь Жанны д'Арк», «Распятие апостола Петра», «Муций Сцевола», «Геракл и гидра».
Задание 2. Примеры определений:
«Подвиг – это продвижение человека к цели, при котором он переступает через себя и свои воз- можности» - Антон К.
«Подвиг – это душевный (внутренний) сдвиг, который сопровождается риском и резкой переменой как для того, кто совершает подвиг, так и для окружающего его мира» - Дарья Т.
Задание 6. Смирение, покаяние, «нищета духа» - все эти состояния, достигнутые кожевником, свидетельствуют о победе над гордостью. Наиболее очевидная ассоциация – притча о мытаре и фарисее, но в Евангелии есть и другие созвучные места, могущие служить эпиграфом, например изречение о «рабах ничего нестоющих» (Лк.17.10) и другие аналогичные призывы не ценить высоко собственные заслуги. Сравнение с ювелиром прямо ведет к этимологии слова «аскет», показывая, что в глазах Антония приобрести свое высокое расположение ума кожевник мог только путем долгого упражнения в добродетели. Подвиг Антония все же был, несомненно, более трудоемким, но и тем самым более располагающим к гордости. Откровение, данное Антонию, таким образом, правильнее понимать как назидание аскету и предостережение его от гордости, нежели как сравнительную оценку меры подвига.