сайт гуманитарного религиозного образования интерактивный информационно-образовательный ресурс

Тема 5. Святость

Приближение первое: Антиномия святости

Святость – одно из самых емких понятий авраамистических традиций. Оно может быть отнесено как к Богу, так и к Его творению. «Свят, свят, свят Господь Саваоф», – этот прославляющий святость Бога Израиля возглас серафимов из книги пророка Исаии (Ис.6.3) вошел и в чин православной литургии, и в молитвословия иудаизма. У пророка Исаии можно встретить также общее для трех авраамистических традиций представление о Святом Духе Божием (Ис.63.10). Христиане называют Духом Святым одно из лиц Божественной Троицы, а в Коране говорится о том, что Аллах укрепил Иисуса «духом святым» (2.87).

явление Бога МоисеюПервый раз в Библии понятие святости появляется в связи с явлением Бога Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3.5). Сегодня, пользуясь выражениями «Святая земля» (Палестина) или «Русь святая», мы ссылаемся на это древнее откровение.

 

Задание 1.   Святые места Оставить ответ

Соберите информацию о традициях паломничества к святым местам, как они представлены в разных религиозных культурах. Проведите интернет-экскурсии по самым известным святым местам в соответствии с этими традициями. Обратите особое внимание на ритуалы и символы, с помощью которых выражается почтение к святыне.

«Вы будете… народом святым»

Фердинанд Боль (1662). Моисей сходит с горы СинайПрименительно к человеку под святостью мы понимаем, как минимум, два весьма разных качества: во-первых, – праведность, благочестие, добродетельность и, во-вторых, – принадлежность, или посвященность Богу и связанная с этим избранность и обособленность, отделенность от остальных людей. На иврите эти два значения выражены разными словами: цадик и кадош. Первое предполагает личные заслуги человека в исполнении добродетели и соответствует представлению о высокой мере нравственности. В Библии это слово наиболее часто применяется к патриархам: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9); или «И Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15.6). Второе слово носит скорее культовый, чем нравственный характер. Оно связано с представлением о средоточиях божественного присутствия в тварном мире (святая земля, священные времена, священные предметы, священство и др.).С этим словом Бог обращается к сынам Израиля на Синае: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19.6), и Моисей разъясняет это установление именно в указанном нами значении: «Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:2), а апостол Петр наделяет этим качеством последователей Христа: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9).

Задание 2.   Святость и праведность Оставить ответ

2.1 Объясните логически, как два указанных значения святости связаны между собой. При каком условии понятие святости как богоизбранности (посвященности Богу) объединяется с понятием праведности? Внесите пустующие слова в силлогизм и заполните логическую схему.
Бог …
Святой – это человек Божий
Значит, святой …

2.2 В нравственном плане синонимами праведности выступают такие слова, как благость, совершенство, непорочность, безгрешность.<преп. Серафим Саровский. Беседа с Мотовиловым В то же время в христианском вероучении понятие святости сопряжено с представлениями о спасении, преображении, обновлении и одухотворении человеческого естества, о даровании ему благодати.

Составьте определение слова «святость», используя эти сопряженные понятия.

Подсказка: В беседе с Мотовиловым преп. Серафим Саровский определил цель христианской жизни как стяжание благодати Духа Святого. Попробуйте связать ваше определение с этими словами, а также с изречением апостола Павла: «Плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22).

2.3 В славянских языках слово «святость» созвучно, а, по мнению некоторых ученых, и этимологически связано со словом «свет». Содержатся ли основания для сближения двух понятий в Библии? Проведите анализ библейского текста с помощью поисковых инструментов и ответьте на вопрос. Разместите сообщение о выполненном исследовании в Тезауросе. Справка здесь.

 

Задание 3.   «Святая святым…» Оставить ответ

3.1 Есть ли разница между святостью человека и святостью Бога? И не ведет ли христианское учение о стяжании святости к обожествлению человека? Не вступает ли оно в прямое противоречие со словами Иисуса Христа, обращенными к богатому юноше: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19.17)? В христианском вероучении этот вопрос, как и многие другие сложные богословские вопросы, обретает форму антиномии. Антиномией же в философии Нового времени, начиная с Канта, принято называть противоречие между двумя суждениями или умозаключениями, М. Мироненко (2015) Преп. Серафим и Н. Мотовилов одинаково логически доказуемыми. Примером антиномии может служить приведенное в предыдущем задании изречение Павла: «Конец (ваш) – жизнь вечная». Поскольку вечность не предполагает конца, назвать вечную жизнь концом едва ли логично. С тем же основанием ее можно назвать началом, чем и вводится противоречие.

православная литургияИскусство философского размышления – диалектика – учит примирять эти противоречия, или, иными словами, снимать (разрешать) антиномии. Этим искусством пользуется и богословие. Прочтите отрывки из размышлений двух православных богословов и одного великого русского писателя о православной литургии. В них представлена антиномия святости. Сформулируйте антиномию в виде умозаключения, выразив своими словами смысл двух призывов. Объясните, как она разрешается в православном литургическом богословии и как она помогает нам понять сущность святости. Пример здесь.

«Священник берет в свои руки Божественный хлеб и, поднимая Его, говорит: «Святая Святым». Этот древний обряд – первоначальная форма призыва к Причастию, она точно и кратко выражает антиномию, сверхъестественную природу Причастия. Она запрещает всякому, кто не свят, приобщаться Божественной Святости. Но никто не свят, кроме Святого, и хор отвечает: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос» . И все же « приидите и примите », потому что Он нас освятил Своей святостью, сделал нас Своим святым народом. Снова и снова тайна Евхаристии открывается как тайна Церкви – тайна Тела Христова, в Котором мы вечно становимся тем, чем призваны быть.»
Прот. Александр Шмеман. Православное Богослужение. Литургия

Священник возглашает: Святая святым«По поводу возношения Агнца Николай Кавасила пишет: "Священник возглашает: "Святая святым",— как бы говоря: "Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, a тот, кто свят. К святыне допускаются только одни святые". Под святыми же здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и те, кто тяготеет к совершенству, но его еще не достигли. И этим ничто не мешает освятиться причастием Святых Таинств, и этой частью святыни стать святыми... Ответ певцов "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос..." Кавасила объясняет: "Никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Heгo (Христа) и через Heгo. И как, если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах. Точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят".»
Архим. Киприан (Керн). Евхаристия

«Когда же священник прострет руки свои к святому дискосу, воздвигающим словом «вонмем» напоминает он всем во храме к устремлению мысли на происходящее. Олтарь сокрывается от глаз народа, завеса задергивается, да совершится прежде приобщение самих иереев. Один только голос иерея, подъемлющего святой дискос, «Святая святым» раздается из олтаря. Содрогаясь от сего возвещения, говорящего, что нужно быть святым для принятия святыни, весь молящийся храм ответствует ему: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», и воспевается вслед за тем хвалебный гимн святому, его же день, в возвещенье, что можно быть святу человеку, так же как стал свят святой, которому гимн поется: стал свят он не своей святостью, но святостью самого Христа. Пребываньем во Христе святится человек и в такие минуты пребыванья свят, как сам Христос, подобно как железо, когда пребывает в огне, становится и само огонь и потухает вмиг, как только изъемлется из огня, и становится вновь темным железом».
Н.В. Гоголь. Размышления о Божественной литургии.

3.2 В разных христианских деноминациях сложились разные подходы к пониманию святости. Ряд протестантских деноминаций реформатского направления, следуя приведенному выше изречению апостола Петра «Вы – …царственное священство, народ святой…», распространяет понятие святости на всех членов общины.
Другие, напротив, подчеркивают трудную достижимость личной святости и первоочередную важность апостольского преемства в передаче благодатных даров от поколения к поколению. В католицизме, к примеру, обращение «святой отец» возможно только к представителям клира, а высшая церковная власть, олицетворяемая папой носит название «святой престол». 

Как вы думаете, какие нравственные и социальные требования влекут за собой католическое и протестантское понимание святости?

 

Задание 4.   Святое и сверхъестественное Оставить ответ

Прочитайте отрывок из поучения Иоанна Лествичника о естественном состоянии человеческой природы:

«Греха и страсти, естественно, нет в природе человека. Бог – не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из числа которых суть и следующие: милостыня, – ибо и язычники сострадательны; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, при потере друг друга; вера, – ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, – ибо мы и когда взаем даем, или берем, и когда сеем, и когда плаваем, делаем это, надеясь обогатиться. А. Дюрер. Плачущий херувимИтак, если, как доказано, любовь и добродетель естественно присущи нашей природе, любовь же есть исполнение закона, то явно, что добродетели не чужды нашему естеству. И да постыдятся те, которые извиняют неделание добродетелей своим бессилием.
  Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста и всегдашнего умиления, то сии добродетели выше естества. Некоторым из них научили нас люди своим примером; образцами других были для нас Ангелы; а иных учитель и дарователь есть Сам Бог Слово.»

Какие еще «естественные» добродетели, общие для нас с животными, вы могли бы назвать? Дополните ими список прп. Иоанна. Найдите в священном Писании и в житиях святых примеры «сверхъестественных» добродетелей. Обсудите.

 

Задание 5.   «Святые чувства» Оставить ответ

В нашей культуре понятие святости используется очень широко в переносном смысле вне прямого отнесения к религиозному контексту. Мы говорим о святых чувствах, словах и делах как о чем-то особенно ценном и высоком. В словаре В. Даля говорится: «Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом». Изменилось ли положение дел со времен Даля? Как можно дополнить или изменить его определение?

Коллективный проект. Проведите исследование использования слова «святой» вне религиозного контекста. Для этого:

1. Выберите ряд известных произведений художественной литературы или публицистики и просканируйте их поисковой системой

2. Составьте таблицу синонимов, расположив в левом столбце выдержки из произведений со сло- вом «святой», а справа – синонимы, которыми его в данном контексте можно заменить.

3. Сделайте выводы, опираясь на полученные данные и на сопоставление их с определением В. Даля.

Рекомендации: В качестве материала можно взять произведения школьной программы по литературе или перечень ста книг, рекомендованных к прочтению. Особый культурологический интерес представит сравнительный анализ произведений, дифференцированный по эпохам: дореволюционная, советская, постсоветская литература. Можно привлечь метод контент-анализа: посчитать частоты встречаемости прилагательных с корнем «свят» с разными значениями, а также существительных, к которым прилагаются определения «святой». Желательно добиться более структурированного описания словоупотребления, чем это предложено Далем. Вероятно, в семантической структуре помимо «особенно дорогого» и «истинного» выделится категория «обязательного, непреложного», как она сегодня представлена в расхожем выражении «святое дело». Результаты исследования будет целесообразно оформить в виде научной статьи и разместить ее в Тезауросе.

 

Приближение второе: Почитание святыx

Задание 6.   Герои и мученики Оставить ответ

Люди с древности почитали своих героев. В Древней Греции имена прославленных воинов, правителей, мыслителей и поэтов ставились в один ряд с богами. Герои почитались бессмертными, и в культе героя непременно подчеркивалась его родственная связь с богами. Их останки всегда старались доставить с чужбины, чтобы обеспечить благословение родных мест. На могилах героев приносились жертвы. Впрочем, обычай отдавать почести останкам великих людей существовал и у других народов.

Римские катакомбыХристианство восприняло некоторые черты героического культа из эллинской культуры. Особенно ярко эта связь проявилась в культе мучеников - верующих, принявших мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа во время великих гонений на Церковь (I-III вв.). В те времена, когда большинство христиан скрывались от преследований в подземных убежищах (катакомбах), сложилась традиция служить литургию на гробах мучеников. Позже частицы останков (мощей) святых мучеников начали вкладывать в престолы или специальные ковчежцы. Наличие мощей в алтарной части храма стало необходимым для его освящения. Для служения же литургии необходимым стало наличие у священника антиминса – матерчатого плата с вшитой в него частицей мощей прославленного Церковью мученика.

6.1 Слово «мученик» (мартирос) в греческом оригинале означает «свидетель».Антиминс Прочитайте жития великомучеников Георгия Победоносца и Федора Стратилата и ответьте на вопрос: В чем заключалось свидетельство мучеников? Справка здесь.

6.2 Один из самых почитаемых учителей Церкви, святитель Григорий Богослов сформулировал закон мученичества: «Щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие». Прокомментируйте этот закон. Объясните, почему Церковь не приветствует самовольного героизма.Мощи прп. Илии Печерского в Киеве

6.3 Почитание мощей, столь распространенное в православии и католицизме, отвергается или встречается с неодобрением в протестантских общинах. Какие аргументы этического характера могут быть, на ваш взгляд, приведены в защиту такого негативного отношения? И каковы контраргументы? Организуйте дискуссию.

 

Задание 7.   Канонизация святых Оставить ответ

В православии существует определенный порядок прославления и причисления к лику святых, называемый канонизацией. В католицизме же этот процесс еще более сложен и разделен на два этапа, первый из которых называется беатификацией. Православная канонизация производится обычно торжественно и сопровождается целым рядом ритуальных приготовлений, таких как составление жития, молитв и акафистов новопрославленному святому, создание его иконописного образа и т.д.

В 1989–2011 годах к лику святых были причислены 1776 новомучеников и исповедников РоссийскихСуществуют определенные (хотя и не очень строго) условия, необходимые для канонизации: благочестивая жизнь и кончина (преставление), наличие засвидетельствованных чудес и исцелений от мощей святого и др. Обычно канонизация происходит через 70 лет после кончины святого, однако это правило не всегда соблюдается. Иногда прославление совершалось раньше, а иногда откладывалось на многие годы и даже века. Так, блаженная Ксения Петербургская была прославлена Русской православной Церковью в 1988 году, хотя скончалась не позже 1806 года, а св. благоверный князь Александр Невский был канонизирован (в чине чудотворцев) после смерти почти спустя 300 лет. Хотя канонизация открывает путь к общецерковному почитанию святого, почитание на самом деле предшествует канонизации. Почитание святых начинается не по указанию церковных властей, а стихийно, с народной веры в их святость.

7.1 Подготовьте и представьте в классе набор презентаций с историями необычного, трудного или чудесного пути святого к канонизации или канонизаций, имевших значительный общественный резонанс или историческое значение.Фреска «Собор новомучеников и исповедников Российских» в Валаамском монастыре Включите в него презентацию о канонизации первых русских святых – страстотерпцев Бориса и Глеба. В набор могут быть включены истории канонизации митрополита Филиппа, Серафима Саровского, царственных новомучеников. На основе просмотренных материалов обсудите вопрос: какое историческое, социальное, культурное и религиозное значение может заключать в себе акт канонизации?

7.2 Подготовьте и представьте в классе презентации с биографиями и историей исповедничества избранных святых из списка новомучеников и исповедников Российских, прославленных юбилейным архиерейским собором РПЦ в 2000 году. Откройте соответствующую рубрику в Тезауросе.

 

Задание 8.   Лики святости Оставить ответ

Лики святостиМногообразие служений и духовных даров, которые стяжали при жизни святые, отражено в типологии, известной как перечень ликов святости. Учительство и проповедничество, воинское и государственное служение, пустынножительство и юродство, чудотворение, бескорыстие и мученичество – все эти столь разные образы жизни и подвига Божиих угодников нашли в этой типологии свое место.

Коллективный Проект. Составьте по единому плану коллекцию развернутых описаний («собирательных портретов») ликов святости. Для этого необходимо прочитать несколько (не менее четырех) житий святых, прославленных в данном лике, и провести обобщение, выделив наиболее характерные типические черты их жизни и подвига. «Портреты» необходимо снабдить ссылками на конкретные житийные примеры. Найдите и отберите наиболее подходящие к вашему описанию изображения святых в произведениях европейского и русского изобразительного искусства. Представьте результаты в галерее Тезауроса «Образы святости».

 

Приближение третье: «Будьте совершенны…»

Задание 9.   Святость и героизм Оставить ответ

В католической Церкви в свое время предпринимались попытки более четкого определения признаков святой жизни, в частности предлагалось определять святость как обладание героическими добродетелями, т. е. добродетелями, которые, превосходят естественные силы человека. К ним были отнесены три «богословских» добродетели — вера, надежда и любовь — и четыре «основных» добродетели, известных еще со времен Платона: благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. С другой стороны многие богословы подчеркивали принципиальную несводимость христианской святости к тому образу совершенного, или прекрасного человека, который сложился в античности. Христианский путь спасения совершается между страхом и надеждой. Эти слова преподобного Петра Дамаскина любил повторять великий оптинский старец отец Амвросий. В то же время, по словам российского ученого С. Аверинцева, «мораль героизма, эллинское “величие духа” предполагают как раз презрение к страху и надежде». Герою не положено испытывать жалость к себе, и такие заповеди Евангелия, как нищета духа или плач о грехах разрушают героический образ.

Прочитайте отрывок из статьи русского православного философа и богослова прот. Сергия Булгакова «Героизм и подвижничество». Статья издана в 1909 г. Сформулируйте письменно основные тезисы автора. Обсудите в классе следующие вопросы:

В чем автор видит главное отличие христианского подвижничества от героизма?

Как поклонение героическому идеалу отразилось на судьбах нашей страны?

Какой из двух идеалов – святости или героизма – привлекательнее для молодых людей нашего времени?

 

Задание 10.   Добродетели и пороки Оставить ответ

Добродетели и пороки

Семь добродетелей, ведущих к святости, в западной христианской традиции с давних времен было принято противопоставлять семи смертным грехам, или порокам. Знаменитой иллюстрацией этого противоспоставления служат фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе, расписанной в 1306 г. художником Джотто ди Бондоне. Они известны под названием «Аллегории Добродетелей и Пороков». Фрески расположены в нижнем ярусе капеллы и образуют непрерывный ряд, идущий по обе стороны от алтарной части к изображению Страшного суда. Каждой добродетели соответствует аллегория порока на противоположной стене. Расположены они в следующем порядке: Благоразумие (Предусмотрительность) и Глупость, Стойкость (Мужество) и Непостоянство, Воздержание (Умеренность) и Гнев, Правосудие (Справедливость) и Несправедливость, Вера и Неверие, Милоседрдие и Зависть, Надежда и Отчаяние.

Рассмотрите фрески. Определите атрибуты каждой Аллегории и объясните их смысл. Объясните порядок расположения фресок. Какую непоследовательность вы находите в нем? Составьте свою галерею «Добродетели и пороки», используя в качестве материала для аллегорий сцены из русской литературы. Примеры: Чацкий и Молчалин (А.С. Грибоедов), Гринев и Швабрин (А.С. Пушкин), Купец Калашников и Иоанн Грозный (М.Ю. Лермонтов)

 

Задание 11.   Блаженные Оставить ответ

Юродивый.
Художник П. А. Сведомский11.1 «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»,– призывал последователей Христа апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Пребывать постоянно в таком состоянии духа – вероятно, и означает быть святым. Мы выражаем это состояние словами с корнем «благо»: благостное, благодатное, благодарное, благолепное, благочестивое, благословенное, блаженное. Последнее слово особенно значимо, потому что главные заповеди Нового Завета названы заповедями блаженств. Блаженство – это соединение счастья и праведности. Удивительно, но наименование «блаженный» в православной традиции закрепилось за юродивыми – теми особого рода подвижниками, которые с виду казались безумными и совершали странные, а порой и не очень благовидные поступки.блаженная Ксения Петербургская Как вы думаете, почему так получилось? Обсудите.

11.2 Прочтите житие блаженной Ксении Петербургской. В чем, по вашему разумению, заключался подвиг блаженной Ксении и за что она была удостоена особых духовных даров? Запишите Ваши размышления на эту тему.

11.3 Прочтите повесть Андрея Платонова «Юшка». Какие черты главного героя позволяют назвать его блаженным? Подтвердите свои соображения текстом.

«Где любовь, там и Бог»

Прочтите одноименный рассказ Л.Н. Толстого. Отметьте все места рассказа, где содержатся отсылки к Евангелию. Проставьте напротив них на полях сноски с точным указанием евангельских стихов.

Апостол Павел в своем послании галатам в числе плодов духовной жизни на первом месте называет любовь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5.22). Уча же коринфян христианской добродетели, он говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор.13:13).

Прочитайте «гимн любви» из того же послания апостола:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». (1 Кор.13:1-10)

Задание 12.   Оставить ответ

Напишите эссе об образах святости в русской литературе, взяв за эпиграф изречение Павла из «гимна любви» и раскрыв смысл выбранного изречения на материале русской литературы.

Град Китеж

КитежРусское почитание святости неотделимо от мечты о святой Руси – таком преображенном состоянии нашей страны, при котором грех оказывается полностью побежденным силой любви и духовного единства. Эта мечта пустила глубокие корни в народном творчестве.град Китеж Самым ярким ее проявлением можно считать легенду о граде Китеже – городе праведников, невидимо живущем под водой на дне озера Светлояр. Это озеро действительно существует в Нижегородском Заволжье. Согласно легенде, город опустился на дно озера по молитве его жителей, чтобы избежать разорения и надругательства со стороны врагов в годы татаромонгольского ига. О популярности легенды свидетельствует следующий отрывок из повести М. Горького «В людях».

Сюжетом легенды вдохновлялись многие другие русские писатели и поэты: А. Ахматова, М. Волошин, С. Есенин, Н. Клюев, М. Пришвин. Но наиболее полное отражение она нашла в либретто к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907). Композитор, сам участвовавший в создании либретто (совместно с В.И. Бельским) считал оперу итогом всего своего творческого пути, и какое-то время думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти.

 

Задание 13.   «Кто же в град сей внидет?» Оставить ответ

13.1 Прослушайте оперу. Выберите наиболее полюбившуюся Вам сцену и составьте мультимедийную презентацию с заслушиванием музыкальной темы, иллюстрируя ее полотнами русских художников, историческими комментариями и литературными аллюзиями. Объясните, как выбранная Вами сцена оперы соотносится с темой святости

13.2 Искусствоведы находят в содержании либретто влияние как минимум семи литературных источников. Второй по значимости среди них, после легенды о невидимом граде Китеже – Повесть о Петре и Февронии Муромских. Прочитайте либретто и отметьте в нем влияние указанного источника. Найдите черты Февронии Муромской в облике главной героини оперы. Как вы назовете их? Какие народные идеалы и ценности они отражают? Обсудите.

13.3 В последней сцене оперы, по замыслу композитора, Феврония, уже идущая под венец с княжичем Китежа, вспоминает о безумном Гришке Кутерьме, который остался в лесу, и пишет ему письмо. Эта сцена, ввиду сюжетной перегруженности оперы, по традиции первых ее постановок обычно выпускается. В письме дирижеру первой постановки оперы в Москве Римский-Корсаков писал по этому поводу: «На пропуск сцены письма к Кутерьме в последней картине согласиться не могу. Об этом были разговоры и в Петербурге. Письмо Февронии есть кульминационный момент всего её образа» Как вы понимаете позицию композитора? Что принципиально важного в ней для раскрытия образа «святой Руси»? Составьте краткое описание «города праведников», опираясь на эту позицию и используя понятия праведности, греха, святости и спасения.

Град Китеж. Художник Беленикин В.Е. (2008)

 

                                                                       ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                       

из повести М. Горького «В людях»:

Мне нравилось бывать в церквах; стоя где-нибудь в углу, где просторнее и темней, я любил смотреть издали на иконостас – он точно плавится в огнях свеч, стекая густозолотыми ручьями на серый каменный пол амвона; тихонько шевелятся тёмные фигуры икон; весело трепещет золотое кружево царских врат, огни свеч повисли в синеватом воздухе, точно золотые пчёлы, а головы женщин и девушек похожи на цветы.

Всё вокруг гармонично слито с пением хора, всё живёт странною жизнью сказки, вся церковь медленно покачивается, точно люлька,– качается в густой, как смола, тёмной пустоте.

Иногда мне казалось, что церковь погружена глубоко в воду озера, спряталась от земли, чтобы жить особенною, ни на что не похожею жизнью. Вероятно, это ощущение было вызвано у меня рассказом бабушки о граде Китеже, и часто я, дремотно покачиваясь вместе со всем окружающим, убаюканный пением хора, шорохом молитв, вздохами людей, твердил про себя певучий, грустный рассказ:

 Обложили окаянные татарове
 Да своей поганой силищей,
 Обложили они славен Китеж-град
 Да во светлый час, заутренний...
 Ой ли, Господи, Боже наш,
 Пресвятая Богородица!
 Ой, сподобьте вы рабей своих
 Достоять им службу утренню,
 Дослушать святое Писание!
 Ой, не дайте татарину
 Святу Церкву на глумление,
 Жён, девиц – на посрамление,
 Малых детушек – на игрище,
 Старых старцев на смерть лютую!
 А услышал Господь Саваоф,
 Услыхала Богородица
 Те людские воздыхания,
 Христианские жалости.
 И сказал Господь Саваоф.
 Свет архангеле Михаиле:
 – А поди-ка ты, Михайло,
 Сотряхни землю под Китежем,
 Погрузи Китеж во озеро;
 Ин пускай там люди молятся
 Без отдыху да без устали
 От заутрени до всенощной
 Все святы службы церковные
 Во веки и века веков!

Справка и примеры ответов

Задание 2.3. Ассоциацию Бог – Свет можно найти в приведенной цитате из послания Петра «Вы – род избранный, царственное священство…». Особенно многочисленны ассоциации такого рода у евангелиста Иоанна (Ин.1.4 и далее), встречаются они и у Павла (1 Фес.5.5).

Задание 3.1. Умозаключение может выглядеть примерно так: Возглас 1: «Святыню могут принять в себя только святые». – Возглас 2: «Святым был только Иисус Христос». – Вывод: «Святыню не может принять в себя никто из смертных». Поскольку святыня все же дается верующим в причащении, это предполагает еще один вывод, который и заключает в себе снятие антиномии: «Христос уже пребывает незримо в каждом верующем». Подтверждения этому направлению мысли легко находятся во всех трех отрывках.

Задание 4.1. Учащиеся должны обратить внимание на чудесную помощь и поддержку, оказанную свыше святым. Эта помощь служила свидетельством о наличии у исповедующих веру христиан способностей к перенесению страданий и увечий, явно превосходящих естественную человеческую меру, т.е. было свидетельством небесного покровительства. Кроме того, чудесное обновление истерзанного тела служило зримым утверждением веры христиан в телесное воскресение. После того, как ответ найден, на обсуждение можно поставить вопрос о том, сближает ли найденная особенность культ святых с древнегреческим культом героя или наоборот разделяет. Для решения потребуется экскурс в античную мифологию и поиск аналогичных примеров небесного заступничества.

Комментарии

Регистрация

Вы не зарегистрировались.
Внимание! Участники учебных групп проходят отдельную регистрацию по ссылке с указанием номера группы. Получите ссылку у своего учителя / организатора группы.

Вход в личный кабинет
Вспомнить пароль
Вспомнить пароль
Список дополнений