сайт гуманитарного религиозного образования интерактивный информационно-образовательный ресурс

Тема 6. Бессмертие

Джованни Баттиста Пьяцетта (1745) Вознесение пророка Илии

Приближение первое: Вечность

Все религии так или иначе имеют дело с бессмертием. Существует даже такое простое и не лишенное смысла определение: религия – это путь преодоления смерти. Путей этих, на самом деле, много, да и под бессмертием разные религии понимают порой самые разные вещи. Это может быть и переселение бессмертной души в другое тело, и продолжение жизни в своем потомстве, и воскресение, и продолжение существования в каком-то ином неведомом нам состоянии. Но ни одна из концепций бессмертия не может обойти стороной фундаментальную загадку жизни: загадку времени.

Задание 1.   Время и эон Оставить ответ

А. Время течет. Еще мы можем сказать о нем, что оно ушло, истекло или, наоборот, что оно пошло и покажет нам то-то и то-то. Мы называем будущее грядущим. Во всех этих выражениях время выступает как активное, действующее начало. Ничего подобного мы не говорим о пространстве. Как вы думаете, почему? Обсудите.

Рубенс. СатурнБ. Люди давно заметили, что лишены возможности двигаться во времени так же, как можно двигаться в пространстве. Время бежит помимо нашей воли, унося с собой в прошлое все содержание настоящих мгновений. Оно делает несуществующим (прошлым, ушедшим) то, что лишь мгновенье назад было нашим переживанием или содержанием нашей мысли. Понимание этого породило многочисленные образы и выражения, в которых время наделено зловещим качеством похитителя или поглотителя настоящего. Самый известный из них – древнегреческий образ Кроноса (римского Сатурна), пожирающего своих детей. Хотя культ Кроноса первоначально имел иное происхождение, в эллинистический период греки отождествили Кроноса с Хроносом – олицетворением времени. Назовите слова русского языка, производные от Хроноса и объясните их происхождение. Какие еще мифологические образы, связанные с осмыслением времени, вы можете назвать? Как вы понимаете выражение «кануть в лету»? Соберите другие идиомы о времени и поясните, какое отношение человека ко времени отражено в них. Какие природные процессы выступают в качестве наиболее устойчивых аналогий времени? Как можно представить себе в этих аналогиях вечность? Пример здесь.

 

Эон и Гея в окружении времен года. Греко-римская мозаика (III век н. э.)В. У древних греков было еще одно божество времени. Его звали Эон. В отличие от Кроноса, погружающего настоящее в небытие, Эон олицетворял неуничтожимую связь времен и целостность жизненного пути человека. А у римлян было принято сходным образом почитать время в образе богини Этернитас. От этого имени происходят и латинское, и английское наименование вечности: aeternitas (лат.) и eternity (англ.). Прочтите справку об эоне. Какому из двух пониманий вневременного бытия соответствует, на ваш взгляд, русское слово «вечность»? Обоснуйте свою точку зрения. Пример здесь.

Начало и конец

Знание о том, что у человеческой жизни есть начало и есть конец, вполне естественно переносится на жизнь Вселенной. В развитых религиозных системах этому представлению соответствуют учения о сотворении мира и конце света. Если использовать математическую аналогию, такая модель уподобляет историю человека и мира направленному отрезку. Но она не является единственно возможной. В математике существует целый ряд объектов, у которых нет ни начала, ни конца. Таков ряд целых чисел, прямая линия или окружность.

В дхармических религиозных традициях представление о цикличности времени, как правило, доминирует над его линейной моделью. В связи с этим в космологии место мифов о сотворении мира занимают представления о чередовании процессов созидания и разрушения. Встречаются они и в европейской культуре. Такова, например, космология античного философа Эмпедокла. Элементы, слагающие мир, по убеждению Эмпедокла, не имеют ни рождения, ни смерти, а окружающее нас многообразие вещей не есть нечто возникшее единожды из изначального единства, но соответствует одной из фаз вечно повторяющегося мирового процесса. В природе сначала господствует Любовь, соединяющая элементы, а затем господствует Вражда, разъединяющая их. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется множество. Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов.

Задание 2.   Круг и крест Оставить ответ

Уроборос в алхимическом трактатеСамым древним и наиболее широко распространенным символом циклического восприятия времени ученые считают уроборос – свернутую кольцом змею, кусающую свой хвост. В западную культуру, как считается, этот символ пришел из древнего Египта, где первое его появление датируется примерно 1600 годом до н. э. Помимо древних цивилизаций Ближнего Востока, Греции, Индии и Китая, следы этого символа находят в мифологии древних германцев и даже ацтеков.

А. Какие наблюдения над природой поддерживают модель циклического хода времени? Какие этические следствия несет в себе эта модель? Как идею вечных повторений можно согласовать с фактом рождения и смерти человека?

уроборосВ христианской литературе встречается идея противопоставления круга и креста как геометрических символов двух взаимоисключающих концепций времени. Примером может служить роман английского писателя Г.К. Честертона «Шар и крест» (1909). Прокомментируйте эту идею. Как в образе креста отражено представление о конце и начале? А какой геометрический символ сочетает в себе линейную и цикличную компоненты движения и в каких философских системах он использовался? Проведите исследование.

православная икона Спаса ВседержителяБ. В христианской символике присутствуют и другие знаки приверженности учению о начале и конце вселенной. Рассмотрите православную икону Спаса Вседержителя. Найдите символику «начала и конца» на этой иконе. Подсказка здесь

 

Власть мгновенья

Временная длительность складывается из отдельных мгновений. Эти мгновения, собственно, и представляют собой реальность настоящего как того, что качественным образом отличается от прошлого и от будущего. О том, что момент времени и его длительность находятся в непростых отношениях между собой, философы догадывались с древних времен. Автор знаменитых апорий Зенон логически доказывал, что Ахиллес не может догнать черепаху, а стрела не может лететь. Ведь если стрела в каждый момент времени находится в каком-то определенном месте своей траектории – значит, она в этот момент покоится, а 0+0=0. Аристотелю для того, чтобы опровергнуть Зенона, пришлось признать, что время не слагается из неделимых «теперь».

Понимание особой значимости мгновений настоящего и стремление выделить их из временного потока свойственно и религиозному сознанию. Некоторые традиции целенаправленно развивают у последователей умение жить настоящим. На эту цель направлены, к примеру, многие коаны дзен-буддизма. Неравноценность моментов времени создает возможность еще одного восприятия вечности. Она отлична как от круговой модели вечного повторения, так и от модели отрезка, отложенного на линии времени. Вечность в этом третьем восприятии является застывшим мгновеньем.Остановись, мгновенье! Такое понимание вечности нашло отражение в сюжете великого произведения Гёте «Фауст». В сделке с Мефистофелем Фауст соглашается отдать свою бессмертную душу в момент, когда достигнет наивысшего счастья. Мефистофель должен остановить его земное существование и забрать в преисподнюю, как только услышит заветные слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Тогда, согласно одному из переводов слов Фауста, «и станет стрелка часовая, и время минет для меня».

Задание 3.   Врата вечности Оставить ответ

В христианской традиции моменту смерти человека придается большое значение. Церковное предание, восходящее к первому веку, приписывает Спасителю следующие слова:Фауст и Мефистофель у подножия памятнику Гёте в Риме «В чем застану, в том и сужу». Эти слова, не вошедшие в канонические книги Нового Завета, перекликаются с евангельскими поучениями и притчами, призывающими человека быть всегда готовым предстать перед Творцом. Это и притчи о бодрствующих слугах (Лк. 12, Мк. 13) и десяти девах (Мф.25), и напоминание о внезапности потопа (Мф.24) и др. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет», – таков общий смысл этих поучений (Мф. 24: 42). Внезапная смерть, настигающая нераскаявшегося грешника, традиционно признавалась знаком его богоотверженности.

А. Как, на ваш взгляд, соотносится с этой традицией «сделка Фауста»? Продолжает ли она ее или расходится с ней? Сформулируйте свою позицию.

Б. Православный философ Иван Ильин назвал умирание последним приобщением к Божественному Свету. «Для человека с духовным опытом, – пишет Ильин, – земная жизнь есть духовное подготовление к смерти; смерть же наступает в момент духовной зрелости; и конец земного странствования есть рождение к сверхземной жизни. Смерть должна быть духовным увенчанием жизни».

В этом же сочинении автор высказывает убеждение в бессмертии души. Прочтите этот отрывок. Найдите доказательство, которое приводит в пользу своего убеждения Ильин. Считаете ли вы его убедительным? Приведите свои аргументы за или против бессмертия души. Выразите свое мнение в сочинении. При подготовке можно воспользоваться материалами православного ресурса «Азбука веры».

Приближение второе: Путь в бессмертие

Память

Человеку свойственно с той или иной мерой осознанности искать бессмертия. Нравственная невозможность смириться с фактом прекращения бытия находит выход в религиозных учениях о загробной жизни души. Но есть другой, более наглядный способ продлить свое существование в веках – остаться в памяти потомков. Хотя такое виртуальное существование «вне себя» несравнимо ни с полнотой земной жизни, ни даже с призрачным бытованием бестелесной души, люди всех времен и народов, независимо от их веры и убеждений, прибегали к этому способу избавления от трагичности временного бытия. Героям ставили статуи и называли в их честь города и улицы, имена умерших увековечивали, вытесывая их на камне.

Иногда народная память о деяниях выдающегося человека оказывалась столь могучей и крепкой, что по сравнению с ней теряли значение материальные знаки увековечивания. Таков «нерукотворный памятник» произведений А.С. Пушкина, который сам поэт в своем известном стихотворении сравнил с Александрийским столпом. В этих случаях можно сказать, используя библейский образ, что имя умершего записано на «скрижалях сердца» его потомков (Прит.7.3).

Задание 4.   «…И память их в род и род» Оставить ответ

А. Прочтите стихотворение Пушкина «Памятник». Какое условие продления своей славы в веках называет поэт? Можно ли обобщить и переформулировать это условие так, чтобы его можно было распространить на всех людей? Запишите Ваши формулировки.

Б. Пожелание умершим вечной памяти, молитвы о сохранении их памяти «в род и род» составляют неотъемлемую часть поминальных служб православной церкви. Поминовение же как таковое представляет собой одну из важнейших сторон церковного обряда. С этой целью установлены особые дни (родительские субботы, Радуница), особые места в храме (канун), особые службы (панихиды) и особые моменты в чинопоследовании литургии (заупокойная ектения). Традиция церковного ритуального поминовения восходит к ветхозаветным временам. Священникам Израиля предписывалось совершать определенные действия с приношениями на жертвеннике «в память пред Господом» (Исх.30.16; Лев.2.2, 5.12, 6.15, 24.7). В советское время борьба с «религиозными пережитками» изменила, но не устранила традицию ритуального почитания и поминовения умерших. Возникли альтернативные светские ритуалы поминовения.
Проведите исследование. Перечислите светские траурные ритуалы, которые вам известны. Изучите греко-римскую традицию ритуального почитания умерших. К какой из двух традиций – иудейско-христианской или греко-римской – восходят собранные вами светские ритуалы и их символика? Какие ритуалы возникли и продолжают возникать в новейшее время?

В. Лишение человека памяти о нем в потомстве рассматривается в Ветхом Завете как проклятие. Так, в книге Иова посмертное наказание нечестивца описывается следующими словами: «Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его. О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога» (Иов.18.17-21). Но в той же книге, как и в некоторых других местах Писания, высказывается сомнение в том, что людское признание и память могут служить мерилом добрых дел человека. Так, Иов в минуту отчаяния восклицал: «Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону? Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа» (Иов 21:7-9,29-33). А мудрый царь Соломон видел несправедливость в том, что имена действительно достойных людей, наоборот, легко забываются потомками: «Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке» (Еккл. 9:13- 15). Согласны ли вы с наблюдениями Иова и Соломона и чем могли бы ответить на них?

Прощание

Вера в посмертное существование души входит в число самых древних и устойчивых религиозных представлений.Египетское захоронение (около 4000 до н.э.) Поэтому погребальные церемонии и ритуалы обычно не ограничиваются заботой о сохранении памяти об умершем, но напоминают в чем-то проводы человека в далекий путь. Уже в каменном веке, как показывают археологические находки, в могилу умершего помещали оружие и другие предметы, которые, по представлениям людей той эпохи, могли помочь ему в загробном мире.

В Древнем Египте культ мертвых достиг наивысшего развития и занял центральное место в системе религиозных верований. Египтяне верили не только в бессмертие души, но и в посмертное возрождение тела человека. Для того, чтобы оно стало возможным, требовался целый ряд условий. Это и физическое сохранение тела, откуда берет начало искусство мумификации, и наличие «дома для вечности» – гробницы с собранными в ней драгоценностями, принадлежащими умершему. Еще более важным было сохранение ка – нетленного двойника, или копии формы человека, которая будет участвовать в его возрождении. Ка надлежало сохранять в виде статуэтки, которой полагалось постоянное питание в виде жертвоприношений. Бедные люди, конечно, не могли себе такого позволить, но и они старались обеспечить умершего едой, питьем и минимальными условиями для сохранения тела и его ка.

Задание 5.   Со святыми упокой… Оставить ответ

В христианской традиции прощание с умершим (упокоившимся, преставившимся) включает совершением над ним специального церковного обряда отпевания, погребение усопшего на освященной земле (кладбище) и ежедневное поминовение усопшего (новопреставленного) в течение сорока дней (сорокоуст) и далее, в установленные для этого дни, включая годовщину смерти.

А. Познакомьтесь с православными молитвами об упокоении души. Найдите и выделите в них все, что, по вашему мнению, свидетельствует о вере в жизнь души после смерти. Какие представления об этой жизни отражены в молитвах? Сверьте свои ответы.

Б. В православной и католической традиции принято молиться не только об умерших, прося у Бога помилования и прощения их грехов, но и обращаться к умершим, которые были признаны Церковью святыми, за помощью. В обоих случаях Церковь свидетельствует веру в непрерываемую связь живых и мертвых. Вместе с тем, не все христианские общины практикуют почитание святых и молитвы об умерших. В прошлой беседе мы говорили о том, что в некоторых протестантских общинах бытует представление о святости всех членов общины. Как правило, в таких общинах отрицается и практика молитвенных обращений к умершим.

Как связаны между собой два этих установления? Какие особенности учения о спасении они предполагают?

Суд

Представление о суде, предваряющем посмертную участь человека, так или иначе присутствует во всех религиозных традициях. В одной из глав египетской «Книги мертвых» описывается суд Осириса, на котором собакоголовый Анубис, проводник мертвых в загробный мир, взвешивает сердце умершего на Весах истины. В разных ответвлениях индуизма, включая буддизм, роль весов отводится карме. Судьба человека определяется как бы сама собой, без посредников, исходя из последствий совершенных им на земле деяний.

Согласно христианскому учению, судный день наступает для каждого человека с его смертью, но кроме этого частного суда, ожидается еще окончательный, или Страшный суд, на который единовременно предстанет все человечество: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (Мф. 13: 49-50). Откровение о суде встречается во многих местах Нового Завета, входит в состав житийной литературы и составляет один из иконописных канонов православия. В росписи храмов сюжет страшного суда обычно размещался на западной стороне, у входа в храм, так чтобы выходящие из храма могли получить еще раз назидание через воспоминание о судном дне.

Страшный суд. Фреска Задонского монастыря

Задание 6.   «Есть Божий суд…» Оставить ответ

А. Одно из наиболее развернутых описаний Страшного суда в Новом Завете начинается словами: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:31-33). Прочтите продолжение и найдите ответ на вопрос: по какому признаку отделяются «овцы» от «козлищ»?

Б. В религиозной философии со времен античности и появления библейской книги Иова проблема объяснения зла сопряжена с проблемой теодицеи («оправдания Бога»). Древнегреческий философ Эпикур так ставил эту проблему. Наличие зла в мире может иметь четыре причины:

1. Бог желает избавить мир от страданий (несчастий, зла), но не может.
2. Бог может избавить мир от страданий, но не желает.
3. Бог не может и не желает избавить мир от страданий.
4. Бог может и желает избавить мир от страданий, но не избавляет.

В любом случае получается, что Бог не может быть одновременно Всеблагим и Всемогущим. Какой из четырех причин соответствует библейское учение о Страшном суде и какое оправдание предлагает? Обсудите.

В. Для того, чтобы совершить правосудие, недостаточно, чтобы судья был справедлив. Судья должен еще знать все обстоятельства разбираемого дела. Поэтому учение о Страшном суде дополняется представлении о Всевидящем Судии, т.е. о способности Бога видеть тайные деяния и «помышления сердец» всякого человека. Изучите символику «всевидящего Бога» в иконописной и живописной традициях. Составьте коллаж, соединив выбранное Вами изображение с поэтическими строками или цитатами из Писания.

 

Задание 7   Мытарства Оставить ответ

Мытарства

История посмертных странствий души и посещения ею обителей рая и ада составляли излюбленный сюжет Европейской средневековой литературы. В большинстве повествований такого рода смерть человека описывается как выход души из тела, после которого душа оказывается во власти духовных существ: ангелов-хранителей, сопровождающих человека, и нечистых духов-обличителей (бесов), пытающихся забрать душу в ад. Любопытно, что весьма схожие представления о смерти встречаются в исламе и индуизме.

По христианским представлениям между ангелами и бесами происходит борьба за душу, исход которой зависит от количества совершенных грехов и добрых дел. Если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Процесс этот носит в православной традиции название воздушных мытарств. Наиболее известный рассказ о мытарствах содержится в житии преп. Василия Нового. Он имел широкое хождение на Руси с XI века под названием «Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах». В нем описываются трудности, с которыми служанка Василия Нового Феодора преодолела (не без помощи преподобного) 20 мытарств по пути к небесным вратам.

А. Догадайтесь, что означает слово «мытарства». Составьте список грехов, за которые должна была отвечать Феодора.

Б. Католическая церковь признает помимо рая и ада некоторое особенное промежуточное место, в котором душа, не заслуживающая вечных страданий, может страданиями временными и при заступничестве святых искупить грехи, не позволяющие ей попасть в рай. Это место называется чистилищем. Выясните православное отношение к учению о чистилище.

Данте Алигьери «Божественная комедия»

В. В великом памятнике средневековой европейской литературы – поэме Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.) – ад представлен в виде колоссальной воронки, состоящей из девяти концентрических кругов. Его узкий конец упирается в центр земли. Рай тоже имеет концентрическое строение и состоит из семи кругов. Между ними расположено чистилище.

Проект «Дантов ад». Устарели ли представления и оценки Данте, касающиеся тяжести совершаемых людьми преступлений? Как соотносятся они с православными оценками? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполните следующее задание:Сандро Боттичелли. Ад

1. Воспроизведите структуру дантова ада, вписав в каждый из девяти кругов название пороков, грехов и преступлений их обитателей.
2. Сравните эту структуру с описанием мытарств блаженной Феодоры и скорректируйте, при желании, описание ада.
3. Населите ад персонажами русской литературы.

Задание можно выполнять в группе.

 

Приближение третье: Парусия

Г. Доре. АпокалипсисПредставление об окончании истории человечества обычно связывается с ожиданием планетарной катастрофы, или конца света. Эти ожидания называются апокалипсическими по названию последней книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова (по-гречески откровение – апокалипсис). «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих»,– в таких словах описывается вселенская катастрофа Иоанном (Откр.6:12-14). Существует множество толкований библейских апокалипсических предсказаний, а также научных гипотез о конце света. Среди них и гибель человечества от последствий ядерной войны, и падение на Землю астероида, и глобальное изменение климата, и извержение супервулкана, и выход из-под контроля научно-технических изысканий в области нанотехнологий или создания искусственного интеллекта. Вместе с тем в христианской эсхатологии (учении о конце света) в отличие от научной футурологии (науки о будущем) центральным событием завершения истории человечества выступает второе пришествие Иисуса Христа, или парусия, а череда катаклизмов рассматриваются лишь как предваряющий ее этап. Второе пришествие будет сильно отличаться от первого тем, что Христос, по его собственному предсказанию, придет не в образе раба, а в образе славы, и не для спасения человечества, а для суда над ним: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24.27). Это и будет тот Страшный Суд, на который, по христианским представлениям, одновременно предстанет все человечество, и каждому воздастся по делам его (Мф.16.27).

Задание 8.   Антиномия воздаяния Оставить ответ

Братья Лимбург (1385-1416). Св. Иоанн на острове ПатмосУчение об осуждении грешников на вечные муки всегда вызывало у части христиан внутренний протест, который выразился, в частности, в представлении о конечном спасении всех людей. Такого взгляда придерживался один из самых известных богословов III в. Ориген. Впоследствии это учение было осуждено Вселенским Собором Церкви. Русский философ и богослов свящ. Павел Флоренский (1882-1937) так формулирует нравственную проблему, связанную с идеей воздаяния:

Кто не знает, что ныне чуть ли ни в каждую душу закрался более или менее вульгарный оригенизм, – тайная уверенность на окончательное «прощение» Богом? Так часто в этом признаются люди самых различных состояний и положений, что начинаешь думать: «Тут есть какая-то внутренняя неизбежность». Действительно, тут есть неизбежность. Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, – созидать, зная о гибели; Любовь не может не простить. В блеске безмерной Любви Божественной, как туман в лучах всепобедного солнца, рассеивается идея возмездия и твари и всему тварному. Под углом зрения вечности все прощается, все забывается: «Бог будет всяческая во всех» (1Кор.15:28). Одним словом, невозможна невозможность всеобщего спасения. Так, с высоты идеи о Боге. Но, исходя не из Божией Любви к твари, а из любви твари к Богу, то же самое сознание неизбежно приходит к прямо противоположному заключению. Теперь сознание не может допустить, чтобы могло быть спасение без ответной любви к Богу. А так как невозможно допустить и того, чтобы любовь была несвободною, чтобы Бог принудил тварь к любви, то отсюда неизбежно следует вывод: возможно, что любовь Божия останется без ответной любви твари, т. е. возможна невозможность всеобщего спасения.

Одно из решений антиномии, которое в разных формах присутствует в православной богословской традиции, состоит в том, что свет Божественной любви и адский пламень – это одна и та же энергия, по-разному воспринимаемая разными людьми. Восприятие же зависит от соотношений света и тьмы в самом человеке, так что суд над ним совершается без внешних вмешательств, а как бы сам собой: «И каждый внутри себя увидел солнце в зверином круге… И сам себя судил», по словам поэта М. Волошина.

Напишите ваши соображения о представленной антиномии и о ее возможном решении. Постарайтесь дать в своем сочинении ответ на еще один трудный нравственный вопрос, связанный с учением о воздаянии: как праведники могут блаженствовать в раю, зная о том, что грешники в это время мучаются в аду? Сверьте своей ответ с мыслями Павла Флоренского из уже цитированного произведения «Столп и утверждение истины».

Воскресение

Г. Доре. Видение пророка ИезекииляОчевидность того, что смерть несет с собой разрушение тела, служила всегда самым сильным аргументом против веры в бессмертие. В древнем Египте, как мы видели, ответом на него стало искусство мумификации – посмертного сохранения тела. В других культурах возникло учение о переселении души (метемпсихозе) и о ее воплощении после смерти в новом теле (реинкарнации). В стороне от этого очень древнего и широко распространенного верования стояло учение о воскрешении, или восстании мертвых. Миф о том, как богиня Исида оживляет своего брата Осириса, собрав разбросанные по Египту куски его тела – один из самых ярких сюжетов такого рода, встречающихся в мифологии Средиземноморья. Библия повествует о нескольких единичных случаях воскрешения, совершенных пророками Илией (3Цар.17), Елисеем (4Цар.4; 13) и Иисусом Христом (Мф.9; Лк.7; Ин.11). Христианские толкователи усматривают также указание на всеобщее воскрешение мертвых в конце времен в грандиозном пророчестве Иезекииля: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей… Воскресение Иисуса ХристаЯ изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху… и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище…» (Иез.37:1-10). Впрочем, это пророчество имеет и иные толкования.

В христианском вероучении откровение о воскресении занимает центральное место:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:12-14).

При этом воскресение Иисуса Христа воспринимается как победа над смертью, открывающая путь ко всеобщему воскрешению:

«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1Кор. 15:19-24).

 

Задание 9.   Пасха Оставить ответ

А. Воскресению Иисуса Христа посвящен главный христианский праздник – Пасха. В Пасхальном тропаре поется: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах живот даровав».икона ордена бенедиктинцев «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» Рассмотрите икону Воскресения. Как слова тропаря отражены в ней? Как Вы понимаете выражения двух других церковных песнопений, приведенных внизу? Переведите их на русский и раскройте смысл.

    «Пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма».

    «Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив, яко Бог, / отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых, / избавил еси от тления живот наш».

Б. Распятие и погребение Иисуса Христа произошло во время празднования иудейской Пасхи (Песах). В христианском понимании это не случайно: между главными праздниками иудеев и христиан существует глубокая символическая и смысловая связь. Прочтите, что говорится в Библии об установлении ветхозаветной Пасхи (Исход 12). Найдите новозаветные соответствия в христианской символике. Прообразом чего в христианском толковании служит египетское рабство?

Одно из расхождений между католическим и православным обрядом заключается в том, что католики совершают причащение пресным хлебом, а православные – квасным. Какая традиция больше соответствует истории Исхода и что означает отступление от нее? Обсудите.

В. Изображение распятого Иисуса, пронзаемого копьем, довольно часто встречается в западной иконописной традиции. Она отсылает к моменту казни, описанному евангелистом Иоанном: (Ин.19.34). Более необычный образ излияния воды из ребра Спасителя запечатлен на представленной выше иконе ордена бенедиктинцев. Латинская надпись над иконой гласит: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Это слова из книги пророка Исаии (Ис. 12.3). Раскройте символику изображения, опираясь на следующие тексты Писания: Числ. 20.1-12, Мф.21.23-46, Ин.4.4-15; Ин.7.37-39. Составьте письменную аннотацию к иконе.

Жизнь будущего века

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Так заканчивается краткое изложение основных положений православного вероучения, называемое Символом веры. Что представляет собой эта будущая жизнь – никто не знает. Некоторые места Нового Завета свидетельствуют о том, что она будет качественно отличаться от теперешней жизни, и что доступ в нее в нашем наличном телесном состоянии невозможен:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24). «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:35-38, 48-54).

В то же время в истории христианства возникали то и дело учения о том, что проповеданная в Евангелии жизнь будущего века наступит в нашей земной реальности без чудесного вмешательства извне, но как результат научного и социального прогресса. Частично этому представлению способствовало содержащееся в Новом Завете откровение о тысячелетнем Царстве Христа, в котором будут участвовать праведники и которое завершится окончательной битвой с силами зла и Страшным Судом (Откр.20). В разного рода теориях хилиазма (от греч. «хилиас» – тысяча) это откровение превратилось в утопию – веру в скорое наступление на земле торжества правды и в начало эры мира и благоденствия – той поры, о которой пророчествовал Исаия: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком;и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.2:4; 11:6).

Жизнь будущего века

Необычный вариант утопий такого рода представляет собой учение русского философа Николая Федорова (1829-1903) о воскрешении отцов. Федоров считал, что победа над смертью должна совершиться не символически, а буквально, и не усилиями религии, а силой научного знания, когда мы научимся восстанавливать тела погибших из рассеянных в мире молекул.

Сегодня, в результате достижений молекулярной биологии и генной инженерии, расшифровки ДНК и начала клонирования, человечество как нельзя близко подошло и к решению задачи, поставленной Федоровым, и к бесконечному увеличению продолжительности жизни за счет омоложения организма. Однако еще слишком мало осознаны духовные и нравственные проблемы, которые ставит перед человеком перспектива обретения индивидуального бессмертия. Насколько совместима, к примеру, эта перспектива с христианской верой? Какие религиозные, психологические, этические и социальные коллизии она может повлечь за собой?

Задание 10   Проект Оставить ответ

Выполните один из вариантов задания.

Вариант 1. Напишите футурологическое исследование-эссе о вымышленном мире будущего, в котором у людей появиться возможность жить вечно. Что могут потерять люди с потерей смерти? Все ли захотят жить вечно? Станут ли больше ценить жизнь? Какие изменения в ценностной системе и нравах общества повлечет за собой биологическое бессмертие?

Вариант 2. Прочтите фантастический рассказ Р. Брэдбери «Синяя бутылка». Напишите эпилог к рассказу. Он может быть выполнен в форме умозаключения, своего рода «морали», вытекающей из истории, а может представлять собой краткое сообщение о последующей судьбе героев, в том числе, и если смерть Бека оказалась мнимой.

Вариант 3. Тема бессмертия широко представлена в фольклоре и художественном творчестве разных народов. Соберите коллекцию сюжетов на эту тему. Среди ученых бытует мнение, что в фольклоре бессмертием обладают лишь отрицательные персонажи. Подтверждает ли ваша коллекция это мнение? Составьте аналитическую записку по собранным материалам.

Иероним Босх (1502) Воз сена

 

                                                                       ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                       

Об эоне

«Эон, – пишет православный богослов В. Лосский, – это неподвижное время, время – движущийся зон. И только их сосуществование, их взаимопроникновение позволяет нам мыслить время». Действительно, если мы хотим мыслить длительность нашего существования не по образу Кроноса – как череду мгновений, выплывающих из мрака будущего, чтобы тотчас погрузиться в мрак прошлого, а по образу Эона – как непрерывную последовательность, в которой прошлое, настоящее и будущее соединены в цепь событий, нам необходимо мысленно остановить время. Эоническая вечность и есть такой образ застывшей реки времени. Наше временное бытие предстает в эоне как отснятый биографический фильм о нас, который можно сколько угодно просматривать, но в котором уже нельзя ничего поменять. Эоническое состояние есть простая противоположность состояния временности в таких его качествах как изменяемость, устремленность, незавершенность и неопределенность

В противовес такому эоническому определению вечности «от обратного», учителя Церкви настаивали на несоизмеримости временного бытия сотворенного мира и вневременного божественного бытия. И вечность мыслилась ими по образу бытия в лоне Бога Живого – продолжающейся жизни во всей, и даже большей, полноте ее качеств, но вне времени и в свободе от связанной с ним жесткой направленности событий. Точное представление об этой форме существования недоступно нам, поскольку представление о времени входит в число необходимых условий нашего мышления как такового.

Примеры выполнения заданий

Задание 1.

Б. Наиболее устойчивая аналогия – река. В этом случае вечность предстает как океан – или бездна, если река заканчивается водопадом. Другая аналогия – наслоение геологических отложений, «толща времен».

В. Слово «вечность» происходит от слова «век», подобно тому, как слово «мрачность» происходит от слова «мрак», «призрачность» – от «призрак» и т.п. Исходя из этого можно определить вечность как пребывание в веках, или даже как качество временной протяженности. Такое понимание вечности соответствует образу эона.

Задание 2

В. Буквы альфа и омега в раскрытой книге отсылают к тексту последней книги Нового Завета – Откровению Иоанна Богослова: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:7,8). Буквы в нимбе означают слово «Сущий» по-гречески.

 

Комментарии

Регистрация

Вы не зарегистрировались.
Внимание! Участники учебных групп проходят отдельную регистрацию по ссылке с указанием номера группы. Получите ссылку у своего учителя / организатора группы.

Вход в личный кабинет
Вспомнить пароль
Вспомнить пароль
Список дополнений