сайт гуманитарного религиозного образования интерактивный информационно-образовательный ресурс

Тема 1. Пробуждение

Приближение первое. Пробуждение: образы и смыслы

Пробуждение Адониса

Задание 1   Подберите к каждому ключевому понятию как можно больше связанных с ним по смыслу слов. Оставить ответ
ДО   ПОСЛЕ

НОЧЬ

тьма

УТРО

Рассвет

ДЕНЬ

свет

СПАТЬ

лежать

ПРОСНУТЬСЯ

БОДРСТВОВАТЬ

стоять

СОН

кажущееся

ПРОБУЖДЕНИЕ

ЯВЬ

реальное

 

С помощью собранных в таблице слов определите понятие пробуждения, например:

1) Пробуждение – это состояние после …………………… перед ……………………………..

2) Пробуждение приводит нас от …………… к ……………………………..

Примеры здесь. Запишите свое определение.

 

Аврора

У многих народов богиня утренней зари ассоциируется со светом, сиянием, красотой юности. «Сияющая», «блестящая», златокудрая», «розовоперстая» - таковы атрибуты греческой Эос, римской Авроры, ведической Ушас, германской Остары. Не случайно у греков образ Эос сближался и даже сливался иногда с образом богини любви и красоты Афродиты.

Задание 2   Догадайся: Оставить ответ

1. Какой элемент таблицы Менделеева несет в названии образ рассвета? Почему? Оставь комментарий.

2. В Библии ангел утренней зари назван Денницей, или Люцифером. В отличие от греческой мифологии в библейском предании он олицетворяет собой силы тьмы. Оставьте комментарий.

Сон и явь

Человечество с древних времен билось над загадкой снов и сновидений. Аристотель написал целых три сочинений о снах, пытаясь ответить на важный для греков вопрос: откуда приходят к нам сновидения и что это за мир, в который погружается наше сознание, когда мы спим. Греки знали много замечательных историй о снах. Так, Гекуба, царица Трои, перед рождением ее сына Париса увидела сон, будто она рожает факел, от которого сгорит весь город. Сон был истолкован как пророческий, и младенца, дабы спасти город от уничтожения, бросили в горах. Тем не менее, когда много лет спустя выросший Парис появился в Трое, его приняли как родного, забыв о предостережении. После того, как Парис похитил Елену, Троя действительно была сожжена дотла.

А вот другая, более утешительная история, рассказанная Диогеном Лаэртским в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: говорят, что, когда Сократ собирался принять к себе Платона, ему приснилось, будто на коленях у него сидит лебедь без крыльев, а потом вдруг у лебедя прорезаются крылья и он взлетает ввысь со звонким криком, чаруя слух каждому: так была предвозвещена будущая слава Платона.

Многочисленные свидетельства об откровениях Божиих, данных в форме сновидений, содержатся в Библии. Достаточно вспомнить историю патриарха Иосифа, описанную в книге Бытия.

 

Задание 3   Проект. Оставить ответ

Соберите истории о вещих снах, разложив их по трем корзинам: истории из греческой мифологии, истории из Библии и современные свидетельства. В последней корзине может оказаться и Ваша личная история. Оформите ее в виде документа и оставьте здесь.

А вы как думаете:

А) Почему откровение так часто приходит к человеку во сне, а не наяву?

Б) Какое отношение к реальности имеет то, что снится?

В) Откуда берутся сны (деятельность мозга или внушение извне)?

Г) Почему одни сны сбываются, а другие нет?

Д) Можно ли толковать сны?

Е) Придавать значение снам – это предрассудок или предусмотрительность?

 

Каждое новое сновидение, сбывшееся наяву, укрепляло веру древних в то, что сновидение – это дар богов. И все же встречались скептики, включая того же Аристотеля (ученика Платона), которые считали, что причину сновидений надо искать не в потустороннем, а в этом мире. Если человеку снится пожар, это значит, по Аристотелю, скорее всего, что его рука или другая часть тела оказалась слишком близко к свече. А в том, что незначительные причины вызывают во сне столь бурную игру воображения, нет ничего удивительного. Ведь стоит нам долго смотреть на яркий предмет, и наше зрение притупляется. Так и со всеми другими чувствами наяву. Поэтому одно и то же ощущение будет оказывать на спящего человека более сильное воздействие, чем на бодрствующего, испытывающего множество других ощущений. «Точно так же, как за большим и сильным огнем не виден слабый», - поясняет Аристотель.

Однако даже при таком объяснении оставался открытым вопрос, как относиться нам к этой игре воображения. Приближает она нас к действительности, к жизни вещей или уводит в кажущуюся, мнимую реальность? И как понимать состояние сна без видений? Не является ли оно прообразом смерти? И если так, то уж, конечно, сновидение – это послание из загробного мира.

Таким образом размышления о снах и сновидениях незаметно и неизбежно переходят в размышления о потустороннем мире, а пробуждение в этом контексте превращается в метафору рождения или воскресения. Обыденное событие пробуждения от сна становится символом духовного пробуждения.

 

Задание 4   Смысл идиом Оставить ответ

Для того чтобы раскрыть смысл духовного пробуждения, рассмотрим сначала смыслы, связанные с пробуждением телесным/материальным. Для этого: 1. Определите значение набора известных идиом. 2. Выпишите качества, которыми наделяется состояние сна, используя значения идиом.

Примеры здесь.

 

 

Утро туманное...

Выражение «пробуждение природы» применяется обычно к утру или к весне. Образы утра и рассвета особенно близки к нашей теме. Они воспеты во множестве стихов и запечатлены в полотнах художников. Анализ этих произведений помогает определить культурные архетипы, связанные с идеей пробуждения.

Задание 5   Оставить ответ

Загляните в нашу галерею (фотоальбом) и прочтите подборку стихов русских поэтов об утре и рассвете. Выделите эпитеты, которыми поэты описывают состояния сна и пробуждения. Какое определение пробуждения теперь мы могли бы дать? (См. примеры).

В известном стихотворении Тургенева и в картине Айвазовского главный эпитет утра – туманное. Какому состоянию души соответствует этот эпитет? Дополняет ли сделанное наблюдение наше представление о смысле духовного пробуждения и чем?

Ожидание, неопределенность, готовность к чему-то новому – все эти переживания, связанные с образом утреннего тумана, но обращенные непосредственно к религиозной теме, гениально выражены в стихотворении Осипа Мандельштама, которое мы объединили с полотном Айвазовского. Не правда ли, стих и картина хорошо подходят друг к другу? Попробуйте составить свой коллаж на тему пробуждения, объединив изобразительный и словесный ряд. Пополните им галерею.

Так сон или явь?

Итак, тьма и свет, ночь и день, мрачность и веселие, бессилие и бодрость, смерть и жизнь – вот тот ряд противоположностей, переход между которыми осуществляется в пробуждении. Но если пробуждение телесное есть символ пробуждения духовного, не значит ли это, что все те качества, которые мы связываем с состоянием сна, предстают в аналогии как качества нашей обычной жизни? Некоторые мыслители так и считали.

Платон описывал наше земное существование как движение теней на стене пещеры. Мы, как плененные путники, сидим лицом к пещере, и только по движению серых теней на стене, можем догадаться, что за нашей спиной движутся разноцветные караваны верблюдов. Этот истинный мир, невидимый для нас, Платон назвал миром идей.

Представление о призрачности нашего бытия очень ярко выражено еще в одной религиозной традиции. В какой? Развитие темы здесь.

Итоговые вопросы:

  1. Можно ли отождествлять сон с состоянием небытия? В чем разница?

  2. Чем пробуждение отличается от рождения?

  3. Какая реальность истинная: та, что до или после пробуждения?

 

Приближение второе. Призвание

Прозрение

Обращение СавлаДалеко не всегда мы пробуждаемся сами. Чаще нас будят. На картине «Пробуждение Адониса» представлен такой широко распространенный в фольклоре и духовной литературе мотив: человек пробуждается к полноте жизни от прикосновения высших сил.
Пример поэтического воплощения этого религиозного мотива мы находим в стихотворении Пушкина «Пророк». Стихотворение представляет собой переложение библейского сюжета «Видение пророка Исайи в Храме». Прочтите стихотворение и библейский источник. Выполните задание. 

А.С. Пушкин. Пророк  Исаия 6:1-10 
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.  2. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.  3. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!  4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.  5. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.  6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,  7. и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.  8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.  9. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.  10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 

 

Задание 6.   И шестикрылый серафим… Оставить ответ

1. Кто такие серафимы? Найдите в тексте Исайи их описание. Рассмотрите изображения серафимов и обсудите, какие из них больше соответствуют тексту. Соберите богословскую справку и ответьте на вопрос: почему серафим изображается на головном уборе православных патриархов? 
2. Сравните образный ряд стихотворения Пушкина с библейским источником. Какие черты, добавленные поэтом, усиливают аналогию между призванием пророка и пробуждением?

 

Пробуждаясь, мы открываем глаза. Способность видеть окружающий мир – это то, что в первую очередь отличает бодрствующего человека от спящего. Поэтому образ пробуждения так тесно связан с образом прозрения. Человеку, не понимающему, что происходит с ним или вокруг него, мы можем сказать: «Очнись!», или «открой глаза!», «посмотри вокруг!» и эти выражения будут означать одно и то же.  Понятия тьмы невежества, света истины и просвещения опираются на ту же аналогию с состояниями физической зрячести и слепоты.   
Священное Писание и церковное предание включает целый ряд историй, в которых обретение веры (обращение) сопровождалось прозрением в буквальном смысле этого слова. Важнейшим архетипом таких сюжетов выступает событие обращения Савла (будущего апостола Павла), описанное в книге Деяний апостольских

 

Задание 7   Обсудите: Оставить ответ

Тема А. Отчего ослеп Савл? В чем особенность света, ослепившего его? Найдите Савла на гравюре Доре. Правильно ли художник передает историю?  Рассмотрите изображение Савла на картине Пармиджанино. Он тянется к свету или защищается от  него? Оставьте комментарий. 
Тема Б. Можно ли считать событие, произошедшее с Савлом, только психологическим фактом его внутренней жизни и что в тексте Деяний не позволяет так считать? В чем заключаются признаки чуда в этой истории? Перечислите их. 
Тема В. Как можно определить предыдущее духовное состояние Савла? Если можно сказать, что он был ослеплен ненавистью или был «слепым» приверженцем веры отцов, то что в этом случае с ним произошло по дороге в Дамаск: ослепление или прозрение? Дайте свою формулировку.

Комментаторы Нового Завета подчеркивают, что многочисленные случаи исцеления Иисусом слепых суть прообразы духовного просвещения евангельской проповедью. Как и с пробуждением в целом, телесное прозрение – символ прозрения духовного. Но Иисус исцелял не только слепых. Другие наиболее часто встречающиеся категории недугов – это расслабленные и прокаженные. Пример здесь.

Задание 8   Проект. Оставить ответ

1. С какими духовными недугами можно сопоставить состояния расслабленных и с какими – прокаженных? Какие качества обретает человек в момент исцеления в том и другом случае? Найдите, как в сюжете призвания пророка у Исайи и Пушкина отражен этот аспект призвания. А каким словом правильнее назвать то духовное преображение, аналогом которого выступает в Евангелии исцеление Иисусом бесноватых, или изгнание злых духов? Подберите слово и прокомментируйте его. Пример решения здесь.

2. Мотив чудесного пробуждения от прикосновения, восстания от «мертвого сна» или внезапного обретения силы в ответ на призыв наполняет произведения народной и художественной культуры. Достаточно вспомнить «Сказку о мертвой царевне» А.С. Пушкина или повесть об Илье Муромце. Пополните галерею коллажами, включающими отрывок из произведения и иллюстрацию к нему. 

 

Бдение

Вместе с пробуждением приходит побуждение к действию, призвание же, когда оно достигает своей цели, обращается во внутренний позыв. В этой игре слов раскрывается важное качество пробужденного естества, а именно бодрствование, т.е. внимательность, сосредоточенность, готовность отвечать на внешние вызовы. К такому именно состоянию духа призывались ветхозаветные пророки и апостолы Нового Завета:   

Задание 9.   Новый Завет о бодрствовании: Оставить ответ

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.  Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. (Лк. 12:35-40)

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Мк. 13:32-37)

«…Любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти…» (Рим.13:10-13).

«Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фес. 5:4-10). «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.  Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефес. 5:10-14)

Услышав притчу о рабах, ожидающих господина (Лк. 12:35-40), апостол Петр спросил Христа: «Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?»  А как думаете вы? Найдите ответ в приведенных цитатах.

Какими чертами описывает апостол Павел образ духовного бодрствования? Что нового добавляют они к нашему пониманию пробуждения или как перекликаются с ним? Оставьте комментарий.

 

Задание 10.   «Востани, что спиши?» Оставить ответ

Призыв к бодрствованию содержится и в православных молитвах, входящих в состав богослужений. Само устроение церковной службы с ее регулярным чтением «Часов» и строгой привязкой ко времени дня и года напоминает режим воинского стояния на страже. Недаром и продолжительная ночная служба называется в православии «Всенощным бдением».

С началом Великого поста в православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Дальше в ходе чтения личный духовный путь молящегося предстает в образах библейской истории ослушаний и преступлений богоизбранного народа Израиля. И в одном месте есть такой рефрен: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…» 

В молитве другого знаменитого учителя Церкви Василия Великого есть похожие слова: «И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти».

Как следует понимать образ спящей даже во время бдения души? И что значит «настоящаго жития нощь»?

Оставьте развернутый комментарий, опираясь на раскрытую нами символику пробуждения.

 

Приближение третье. Новая жизнь

М. П. Боткин Беседа Христа с учениками (1867)

Второе рождение

Мы уже размышляли над тем, чем пробуждение отличается от рождения. Пробуждение предполагает какую-то форму существования прежде, в то время как рождение – переход из небытия. Родиться можно лишь раз, так что выражение «второе рождение» - это, строго говоря, оксюморон. Не удивительно, что учение о «рождении свыше», проповеданное Христом, смущало даже самых мудрых из ученых мужей Израиля, как это засвидетельствовано евангелистом Иоанном

Задание 11.   «От воды и Духа…» Оставить ответ

А. Изучи вопрос.  Почему Иисус называет Никодима учителем Израилевым? Как это звание соотносится с принадлежностью Никадима к фарисеям и «начальникам Иудейским»? Тождественны ли понятия «Израилев» и «Иудейский»? Что имеет в виду Иисус, когда говорит о змие, вознесенном Моисеем в пустыне, и что – под  словами «должно вознесену быть Сыну Человеческому»? Какой религиозный символизм может скрываться за выражением «родится от воды и Духа» и каковы его ритуальные выражения? Соберите историческую и богословскую справку, позволяющую ответить на эти вопросы.

 Б. Обсудите. Как этот текст связан с темой пробуждения? Какие уже известные нам определения пробуждения подходят к этому тексту? А чем образ второго рождения существенно дополняет образ пробуждения? Чего не достает в образе пробуждения? В каких отношениях находятся образы второго рождения и пробуждения с учением о переселении души? Какой из них более совместим с этим учением? Дайте определение «второму рождению», отталкиваясь от определения пробуждения. Оставьте комментарий.

 

Покаяние

Второе рождение и духовное пробуждение человека, как правило, начинается с покаяния.Недаром, крещение Иоанна во очищение от грехов – то самое «рождение от воды», упомянутое в беседе с Никодимом, – сопровождалось проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3). По-гречески покаяние – «метанойя», что значит буквально изменение ума, глубокая перемена в образе мыслей. При истинном покаянии за такой переменой должна следовать и перемена в образе жизни. Архетип истинного покаяния встречается и в народном творчестве (пример:  песнь о Кудеяре-разбойнике) и в современной культуре (пример: фильм П. Лунгина «Остров»). Один из самых сильных художественных образов покаяния представлен Ф.М. Достоевским в истории старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы». Прочитаем эту историю.

Задание 12.   Маркел и Зосима. Оставить ответ

Анализ текста. 
1. Ответьте на вопросы:

 

2. Заполните таблицу

Цитата Объяснение (что значит высказывание, почему важна эта деталь, что она объясняет) 
характера вспыльчивого и раздражительного, но добрый, не насмешливый    
за год пред тем проговорил раз за столом мне и матери хладнокровно: «Не жилец я на свете меж вами, может, и года не проживу»,   
много еще жить мне, много веселиться с вами  
изо всех товарищей был на всё восприимчивее.  
о настоящей же чести почти никто из нас и не знал, что она такое есть, а узнал бы, так осмеял бы ее тотчас же сам первый.   
все эти молодые люди были хорошие, да вели-то себя скверно  
догадался, что, может быть, вовсе я ее и не любил с такою силой, а только чтил ее ум и характер возвышенный  
искусственно разжигал себя и стал наконец безобразен и нелеп  
Видал, — кричу ему, — победителя — вот он пред тобою!  
сущую ложь за правду считаем да и от других такой же лжи требуем   
«Да ты б с самого начала уведомил, ну теперь всё и объясняется, монаха судить нельзя», — смеются, не унимаются, да и не насмешливо вовсе, а ласково так смеются, весело, полюбили меня вдруг все, даже самые ярые обвинители…  

 

3. Историческая рефлексия.

Проследите параллельные мотивы из рассказов о Маркеле и Зиновии:  О Маркеле: «Прислуга же была у нас вся крепостная, четверо человек, все купленные на имя знакомого нам помещика. Еще помню, как из сих четверых продала матушка одну, кухарку Афимью, хромую и пожилую, за шестьдесят рублей ассигнациями, а на место ее наняла вольную…» – «Нельзя, чтобы не было господ и слуг, но пусть же и я буду слугой моих слуг, таким же, каким и они мне». О Зиновии: «А служивших нам в корпусе солдат считали мы все как за совершенных скотов, и я тоже». – «…Чем я так стою, чтобы другой человек, такой же, как я, образ и подобие божие, мне служил». 

Попробуйте реконструировать неназванную в тексте насмешку Зиновия, послужившую поводом вызова на дуэль, исходя из ремарки «в двадцать шестом году дело было». Как вы думаете, какой «рецепт» решения социальных проблем предложил бы Зиновий до и после обращения? Обсудите.

 

4. Проект.

Прочитайте рассказ В. Дроганова. Напишите сочинение (миниэссе) с размышлениями над текстами Достоевского и Дроганова на тему: «Все за всех виноваты: заблуждение или правда?»

 

 

 

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                

Озарение

Понятие «покаяния» включает не только осознание совершенных страшных поступков, но и переживание всякого несовершенства и неполноты собственной жизни, с готовностью сделать решительный шаг на пути к освобождающей истине. Часто такое осознание приходит внезапно, как озарение. В традиции дзен-буддизма это явление мгновенного озарения носит название сатори.  

В словарях можно найти такое определение: «Сатори – озарение, внезапное пробуждение, которое наступает в результате сосредоточения и самоуглубления. В дзэн это состояние сознания, называемое разумом Будды, т.е. как таковое, чистое сознание, позволяющее «слиться» с подлинной природой вещей. Такое спонтанное, внезапное и мгновенное «озарение» близко интуиции, неожиданному прозрению, которое в искусстве и науке выступает как высший миг познания, когда неясное становится ясным». 

Задание 13.   Букет сатори. Оставить ответ

1. Высказывание одного из учителей Дзэн о сатори:  «Оно подобно морю огня: если вы приблизитесь к нему, вы наверняка обожжете себе лицо. Его можно сравнить с мечом: если его обнажают, то кто-то рискует потерять жизнь. Но если вы не опустошите ножны и не подойдете к огню, вы ничем не будете отличаться от куска камня или дерева. Чтобы идти по этому пути, человек должен быть решительным и смелым. Здесь нет ничего похожего на трезвое рассуждение или спокойный анализ. Это некое отчаяние, которое должно перескочить через непреодолимый барьер. Это воля, приведенная в движение какой-то иррациональной бессознательной внутренней силой. Поэтому продукт этой воли отрицает умствование и умозрительность». Попробуйте раскрыть символизм отрывка: какие духовные реалии обозначены в нем огнем и мечем? Отчего приходит отчаяние и что за барьер необходимо преодолеть, чтобы победить его? Оставьте комментарий.

2. Найдите эпизод озарения в рассказе Гоголя «Шинель». Как вы считаете, можно ли его назвать сатори? Было ли это озарение покаянием и если да, то в чем?

3. Проект. Прочитайте материал о коанах и поразмышляйте над ним. Соберите свой поэтический букет. Поделитесь стихотворными строчками, которые вызвали у вас когда-либо чувство безотчетной радости или ощущение познанной истины. Сопроводите их живописными изображениями, лучше всего отражающих ваше чувство. Придумайте название для вашего озарения. Можно оставить и короткий собственный комментарий. Составьте из своих страничек художественную галерею «Тезауроса» с названием «Букет сатори».

 

Сны Будды

Как мы помним из истории буддизма, одно из значений слова «будда» - пробужденный. 

Обсудите вопросы: 

- от  каких снов «пробудился» Будда Шакьямуни?

  - в какой момент его жизни произошло пробуждение?  

Первым сном, от которого пробудился  царевич Гаутама,  было иллюзорное пребывание в мире, где нет страдания и смерти. Все, кто знает хоть что-то о буддизме, помнят побег царевича Сиддхартхи из родительского дворца после четырех важных для него встреч – с больным, стариком, похоронной процессией и отшельником. Несомненно, что пробуждение – прозрение в значительной степени связано с этими встречами.  Однако имя будда царевич получил позднее – после шести лет отшельнической  жизни  и 49-дневной медитации. Поэтому правильнее в связи со «снами» Будды говорить о видениях-воспоминаниях, которые посетили его во время медитации.   

Вспомнил он свои существованья, 

Там рожден и с именем таким,

  Все, до настоящего рожденья,

 Через сотни, тысячи смертей 

 Мириады разных воплощений,

 Всякие и всюду, без числа… 

Так описаны эти видения в поэме Ашвагхоши «Жизнь Будды». Иными словами, «сном», от которого пробудился царевич Гаутама, стало пребывание в сансаре – то есть та самая жизнь, которую и он, и другие живые существа вели до сих пор.

 

Сатори и коан

Последователи учения о сатори практикуют некоторые способы, облегчающие его достижение. На обретение истины может, например, натолкнуть краткая поучительная история (коан). Некоторые коаны близки к традиции европейского парадокса и их можно попытаться раскрыть логически.

Вот два из них: о чем они? Обсудите

Победа одного есть поражение другого. Поражение одного есть победа другого. Истинно свободный не может ни победить, ни быть побежденным.

Ученик спросил: «Как достичь освобождения?» Наставник ответил: «А кто тебя связывает?» Ученик спросил: «Как достичь нирваны?» Наставник ответил: «А кто поместил тебя в сансару?»

Другие коаны дают знание, которое, как учит дзэн, не может быть выражено словами. Вот пример:

Один монах спросил наставника Фэнуаня: "Ни словом, ни молчанием не выразить смысла бытия.

Как же поведать истину?" Фэнуань ответил: "Мне всё видится весна на южном берегу Янцзы.

Стайки птиц щебечут среди ароматных цветов".

Комментаторы говорят, что Фэнуань, на самом деле, процитировал стих. Мы все хорошо знаем это свойство поэзии взывать непосредственно к чувству, минуя разум. «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», – в этих строчках Есенина тоже есть то самое знание, которое очень трудно объяснить.

 

Обращение Савла

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Он сказал: кто Ты, Господи?

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. (Деяния св. Апостолов 9:1-22)

 

О втором рождении

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:1-21).

 

В. Дроганов

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

В то время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька.

Я от возмущения разинул рот. Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня День Рождения, и я подумал, что…

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга…

Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

 

Примеры выполнения заданий

Задание 1. Пробуждение – это…
- переход из действительности в Иное (Костя)
- событие, которое непременно должно произойти (Ваня М.)

Задание 4. Пробуждение народа – революция. Пробуждение природы – весна. Сон в этих идиомах раскрывается как состояние бездействия («Ты проснешься ль исполненный сил?» – Некрасов), вынужденного покоя, замирания (зима).

Задание 5. Эпитеты, связанные с наступлением дня: веселие, радость, надежда, оживление. Эпитеты ночи: мгла, сумрачность, скука, уныние, горесть, мертвенность, забвение, хладный сон.
Пробуждение – переход от смерти в жизнь.

Задание 7. «Дыша угрозами и убийством…», – так в Деяниях описывается состояние будущего апостола на пути в Дамаск. Про таких говорится: «ослеплен ненавистью». Образ ослепления гневом широко встречается в мировой культуре. Достаточно вспомнить историю наведения богиней Герой приступа безумства на Геракла.

Задание 8.

исцеление Иисусом

следствия призвания / пробуждения

слепых

прозрение


способность внимать (отзывчивость)

расслабленных обретение силы, бодрствование
прокаженных очищение, покаяние
бесноватых очищение, покаяние

 

Комментарии

Регистрация

Вы не зарегистрировались.
Внимание! Участники учебных групп проходят отдельную регистрацию по ссылке с указанием номера группы. Получите ссылку у своего учителя / организатора группы.

Вход в личный кабинет
Вспомнить пароль
Вспомнить пароль
Список дополнений