Начну с конца. Хочу-таки определиться с терминами, иначе так и будем ходить по кругу, а это малоэффективное зрелище. Антон, Вы на самом деле не понимаете принципиальной разницы между интернационализмом и мультикультурализмом? Давайте попробуем ещё раз вместе разобраться в этом вопросе, ибо в него упирается большинство наших с Вами разночтений (что дурно сказывается на плотности совместного текста-диалога).
I
И вновь о терминах-антиподах:
интернационализм-мультикультурализм и всеединство-неолиберализм
Это не теоретический интернационализм, но «идеальный». Бердяев прозревает всю глубину этой идеи.
Во-первых, книга «Философия неравенства» имеет острополемический, эмоционально-сиюминутный характер, потому и была впоследствии названа автором самой неудачной своей работой. Во-вторых, в 1918 году ни один гений человеческий не мог предсказать, каким государством станет Советская Россия – на деле, а не в теории (а теорий тогда была тьма тьмущая, в том числе и среди марксистов). И в-третьих, Бердяев прозревает пагубность
идеи равенства и всесмешения. Это идея мультикультурализма, а не интернационализма.
Идея интернационализма – содружество наций во имя наднациональной цели (построения идеального бесклассового общества). Никакого равенства и всесмешения в реальном советском интернационализме не было. Потому и книги того же Бердяева в более поздний период, посвящённые осмыслению русского коммунизма и русской идеи, имеют предметом этого осмысления уже ставший исторический феномен, а не лозунги и теории. Отсюда и другие оценки, и другие смысловые акценты, чем в «Философии неравенства». Критика же материализма никаких вопросов не вызывает, но интернационализм и материализм – это как килограмм и километр (могут к одному предмету относиться, а могут вообще никак не сопрягаться).
Но слава Богу, что не суждено было этой идее раскрыться во всей своей полноте.
Суждено – но в мультикультурализме и неолиберализме. Советский интернационализм имеет полярные с этими идеями основы.
Итак:
Интернационализм – это
безусловный приоритет общего (наднациональной общности) над индивидуальным (узко-национальным). Такой приоритет
не предполагает нивелирования национальных культур, ни их всесмешения, как и служение сверхличному (общему) идеалу не предполагает нивелирования личности и растворения её в этом идеале.
Мультикультурализм – это
безусловный приоритет индивидуума над любым общим, включая национальную общность. Из такого приоритета вытекает равнодушие к национальным сущностям. Их тотальное равенство есть следствие этого равнодушия, а всесмешение видится методом освобождения индивидуума от националистической узости.
Интернационализм и мультикультурализм имеют полярные нравственные приоритеты и духовные корни. Поэтому
подлинным духовным антиподом интернационализма является мультикультурализм, а не национализм и не всеединство.
Всеединство имеет тот же безусловный приоритет общего над личным, но это общее одухотворено религиозным смыслом, в отличие от советского интернационализма. Духовными антиподами интернационализм и всеединство от того не становятся. Всеединство так же предполагает служение личности сверхличному идеалу (только идеал тот не от мира сего, а в вечности). Всеединство – это гармония иерархий, в том числе иерархий национальных культур. Такую же гармонию провозглашает как идеал и интернационализм, но его идеал лишён религиозного измерения (вечности). Отсутствие измерения не означает автоматического появления отрицательного духовного вектора. Безрелигиозность не синоним тёмной духовности, а иногда (как в конце средневековья) – и преграда на пути к ней.
Неолиберализм исходит из безусловного приоритета индивидуума над любой иерархией, воспринимаемой как подавление личной свободы. Не просто нивелирование, а полное уничтожение любых иерархических структур – это идеал свободы по меркам неолиберализма. На практике получается финансовый тоталитаризм, абсолютное господство одной универсальной и безликой денежной иерархии. Это и есть предельное духовное равенство (абсолютное безразличие к любым иерархическим качествам и ценностям) и тотальное всесмешение.
Неолиберализм – это количественное единство без различения качеств, духовный антипод всеединства, его дьявольская обезьяна.
Интернационализм является снижением идеала всеединства, его безрелигиозной проекцией (как светская культура – по отношению к высшей духовной культуре), но не обезьяной-антиподом.
II
Идеальное и реальное
Идея интернационализма, упавшая на почву русской идеи как всеединства, не смогла стать тем, чем грозила стать в любой другой стране. Советский интернационализм – это не «идеальный интернационализм».
Советский интернационализм и есть культурно-исторический феномен, который мы вправе называть «интернационализмом». Никакого «идеального интернационализма» в человеческой истории не было и нет, как не было и нет в ней «идеального коммунизма». И то, и другое – абсолютные утопии. Идеальное предполагает преодоление греховной природы человека, что в принципе невозможно в материалистической парадигме. На Западе, с его приоритетом индивидуального над общим, реальной альтернативой национализму стал мультикультурализм и неолиберализм – как глобальный проект объединения человечества.
Это интернационал-патриотизм – противоречивая смесь, требовавшая синтеза, но так и не получившая его в бытие СССР.
Смесь не столько противоречивая, сколько парадоксальная. Но это если помещать интернационализм и национализм (патриотизм) на одну ось и считать антагонистами. В другой системе координат они сочетаются так же, как дух и душа. Никакого неразрешимого противоречия нет. А вот для Русской идеи «интернационал-патриотизм» мне представляется куда как перспективнее, чем «национал-патриотизм». В интернационал-патриотизме есть выход к всеединству (по вертикали), а в национал-патриотизме – нет. В национал-патриотизме нет вообще глобального проекта, который мог бы духовно преодолеть неолиберализм. Идея «Москва – Третий Рим» бессильна противостоять глобальным идеологиям (любым). Поговорим об этом чуть позже (когда таки определимся с терминами наконец).
Так Бердяев и в «Философии неравенства» не воспевал русский национализм!
Русский национализм воспевали критики Бердяева, когда он стал осмыслять реальный советский феномен, а не пропагандистский фантом. Вообще по сей день все сторонники идеи «Москва – Третий Рим» (православный русский национализм) являются ярыми антисоветчиками. А причина антагонизма и проста, и глубока одновременно: советский проект несовместим с сословным разделением общества (это краеугольный камень!) Зато либерально-рыночная экономика совместима. Потому противоречия с советским строем у православных националистов глубже и непримиримей, чем с либерализмом (здесь лишь вопросы формы, а не сути разделяют). Оттого и критики Бердяева с позиций православного национализма (Солоневич и Ко) вылили на него буквально ушаты лютой ненависти, когда он стал осмыслять советский проект с христианских позиций.
По аналогии всеединство религий может быть достигнуто лишь через раскрытие каждой из них. Эта идея полностью противоположна космополитическим идеям, нивелирующим иерархии.
Интернационализм ничего общего не имеет с космополитизмом и никакого нивелирования иерархий не предполагает. Исторически интернационализм и космополитизм противостояли друг другу в мире как две глобальные альтернативы. Служение высшему (наднациональному) и нивелирование национального – две большие разницы (мягко говоря, по-одесски).
Интернационализм и есть раскрытие национальных иерарх
ий в их
соратничестве ради общей великой цели. Беда интернационализма в том, что он весь от мира сего. И эта та формальная схожесть, по которой интернационализм можно спутать и с космополитизмом, и с мультикультурализмом. Только судить идеи нельзя по одёжке, а суть же – у них полярная, ибо полярны духовно-нравственные приоритеты и корни этих идеологий.
Я не принимаю интернационализм и считаю его обезьяной всеединства, так как он, так же отказывая нациям в уникальности, глубине, в божьем замысле, закрывает возможность подлинного всеединства человечества.
В Божьем замысле – отказывает, пожалуй, так как не верит в существование такового. Но в уникальности и глубине не отказывает. Считать советский интернационализм обезьяной всеединства можно только в том случае, если считать советскую культуру обезьяной русской культуры. Русская культура пропитана идеей всеединства так же, как советская – идеей интернационализма. Была ли советская культура духовным антиподом (дьявольской обезьяной) культуры русской? Судя по плодам – нет: в чём-то была снижением, в чём-то продолжением, а в чём-то и развитием. Да и сама советская культура воспитывалась на классических образцах культуры русской. Начиная с детского сада, душа советского человека впитывала в себя русскую классику, была пронизана её духом.
Таким образом, никаким «закрытием возможности подлинного всеединства человечества» советский интернационализм не был, и возможность его религиозного одухотворения – через русскую культуру и религиозную философию – оставалась открытой. Чего нельзя сказать о неолиберальном проекте – там вот как раз блокируется любая возможность религиозного одухотворения, так как изгоняется сама идея сверхличного служения, качественной иерархии, полностью подменяются на противоположные все нравственные приоритеты и критерии (чёрное становится белым, а белое – аннулируется как таковое). Ничего подобного в советском интернационализме не было, ни практически, ни теоретически.
Антон, я привёл развёрнутую аргументацию (в нескольких постах), почему нельзя считать советский (реальный) интернационализм обезьяной всеединства; Вы либо тогда опровергните мои аргументы, либо нужно приравнять интернационализм к неолиберализму, либо давайте перестанем в дальнейшем называть обезьяной то, что ею не является.
Советский интернационализм показал, что настоящего единения народов в СССР всё же не было. Единение было внешним, кажущимся.
Идеального ничего и никогда не было. Да и вряд ли может быть в текущем мировом эоне. А вот тенденции, вектора в истории различимы: к идеалу или от него. Если бы единение народов в СССР было только внешним и кажущимся, то и Гитлер оказался бы прав (это ведь его уверенность была в призрачности советского интернационализма!) – и Союз пал бы под натиском германского нацизма так же, как пала под ним Европа. А раз такого не случилось, значит советский интернационализм не был фантомом, хотя и не был идеалом. И это тот аргумент, который подтвердила история, его невозможно опровергнуть. А потому и не нужно утверждать, что единение народов в СССР было внешним и кажущимся. Внешнее и кажущееся не могло бы выдержать такого удара и такого перенапряжения сил, какие выдержал Советский Союз.
Оттого СССР и рухнул так легко, да ещё и национальный эгоизм охватил все народы.
СССР рухнул, когда состарился и умер. И человек так же рушится, что не означает отсутствия в нём духовной и физической силы во все периоды его жизни. А вот почему СССР состарился и умер так быстро (по историческим меркам) – разговор отдельный, для другой темы. Не в интернационализме тут корень зла.
Когда вместо служения стал культивироваться эгоизм во всех областях жизни, в т.ч. и национальный эгоизм, тогда и начал разрушаться проект, смыслообразующим началом которого был приоритет общего над частным. Культ эгоизма и такая модель социума – две вещи несовместные. Закономерной для культа эгоизма выглядит и замена советской консервативной системы ценностей – системой либерально-рыночной (прежде всего в идеологии, а затем уже в экономике; если бы наоборот – ещё был шанс на сохранение фундамента, а там, глядишь, и на модернизацию всего здания; начали же с подрыва основы основ – всё и посыпалось).
Интернационализм не может преодолеть национализм.
И не должен преодолевать, зачем? А вот нацизм преодолеть и победить смог. Национализм же под натиском нацизма пал. Интернационализм – наднациональная общность, а национализм – национальная. Они о разном. Им нет необходимости сталкиваться лбами – это уже чисто политические игры.
Национализм, конечно, враг, но враг моего врага мой друг. Вот и весь принцип интернационализма.
И не весь, и вообще не принцип. И национализм не враг (если он не принимает форм шовинизма и нацизма). Враг – колониализм. И национально-освободительные движения были поддержаны в борьбе с этим врагом. Остальное – опять же чисто политическая плоскость, а не сущностно-духовные смыслы. Подлинный враг (инфернальный перевёртыш) интернационализма – это мультикультурализм, как неолиберализм – духовная подмена всеединства (вот где настоящие обезьяны порылись!) А смертный враг (злая обезьяна) национализма (патриотизма) – это шовинизм (нацизм).
Подлинное преодоление национализма возможно лишь через любовь к Богу и ближнему.
Это преодоление вообще греховной природы (природы эгоизма), что отдельной души, что общества. Это вектор, желаемое. Мы же говорим об исторических феноменах.
Как я и написал выше, осуществление интернационализма на практике не смогло привести к подлинному единению народов СССР.
К идеальному – не смогло, а вот к такому единению народов, что выдержало (прежде всего духовно!) напор тьмы, превосходящей СССР материальными ресурсами, смогло. И это немало. Надрыв произошёл в относительно сытый и мирный период, а не во время испытаний на прочность. Вкрадчивый и мягкий мещанский дух для советского проекта оказался коварней и тлетворней страшного нацистского зверя...
Осуществление подлинного всеединства впереди. И оно должно идти вглубь и ввысь, а не скользить по поверхности.
Чтобы идти вглубь и ввысь, гуманистическая (безрелигиозная) эра должна уступить место в истории эре религиозной. Мы же рассматриваем идеологии и формы государственности в эпоху гуманизма. Предъявлять к ним мерки религиозной глубины вряд ли корректно: всякому овощу своя грядка во времени. А судим их по плодам, по культурному качеству и нравственному климату прежде всего. Плоды были, семена в историческую почву попали... Сейчас мы видим иные всходы иных семян. Но это ещё не наш последний осенний вечер...
III
Ленин, советский интернационализм, христианство и Богосотворчество
Разве это интернационализм? Для Ленина это было не что иное, как крайняя степень великорусского шовинизма. Но кто как не Ленин лучше олицетворяет идею интернационализма?
Идею интернационализма олицетворяет вся советская культура, а не Ленин. Мировосприятие советского человека формировалось советской культурой, а не Лениным. Ленин же на редкость гибкий был ум, хотя и ограниченный материализмом, но совсем не догматик; политически же – поистине гениальным чутьём обладал. Культ Ленина так же далёк от Ленина реального, как и постсоветские либеральные карикатуры на него. Я совсем не специалист по Ленину, его трудов толком не читал (и не собираюсь), но в период оголтелой антисоветчины большинство приписываемых Ленину лозунгов даже у меня хватает эрудиции отделить от Ленина исторического.
Вновь повторю всю ту же мысль:
идея интернационализма воплотилась в советской культуре, воспитавшей такую историческую общность как советский народ. Это те плоды, по которым мы только и имеем право судить об идее интернационализма (всё остальное – абстракции или домыслы, бесплотные и бесплодные).
А по мне это есть осуществление христианства на Земле. Через национальную глубину ощущается единство с человечеством. Я русский, а потому брат каждому человеку. Такое ни один интернационалист не примет.
Кроме последнего предложения, никаких возражений. А вот почему такое не примет ни один интернационалист, ума не приложу. Если он примет христианство, то остальное вытекает из самой идеи интернационализма органично. Достаточно посмотреть советские фильмы, чтобы в том убедиться.
Но также невозможно всечеловеческое братство без искренней любви к своей нации, и прежде всего любви к её божественному образу – замыслу Бога о ней.
Интернационализм противоречит любви к своей нации и своей Родине не в большей степени, чем служение, например, поэта поэзии противоречит «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Противопоставление над- и интер- национальной идеи любви к своей Родине – такое же надуманное, как и противопоставление идеи социальной справедливости – личной инициативе или изобилию на прилавках. Это всё пропагандистские трюки, нужно только смотреть,
кто их исполняет и с
какой целью (сами же по себе эти трюки глубоко бессмысленны).
Интернационализм только тогда и реализуется исторически как гармонизация межнациональных
отношений, когда он
наднационален. Если бы интернационализм лежал на той же оси, что и национализм, он бы ничего, кроме бездарной национальной уравниловки, предложить был не в состоянии: в нём не было бы
наднационального измерения вообще.
Интер- и появляется тогда, когда есть
над-, то есть – идея, высшая по отношению к идеям национальным и только потому способная предложить им путь гармонизации. Сами по себе национальные идеи гармонизироваться не могут, но будут бороться друг с другом за жизненное пространство до полного взаимоистребления. Основное отличие интернационализма от всеединства в том, что
над- в первом лежит исключительно во временн
ой перспективе, а во втором – существует ещё и духовное измерение вечности, которое никоим образом не отменяет и перспективы временн
ой, но наполняет её высшим качеством и вечным смыслом.
Любовь к Богу предполагает любовь к себе, своему народу, ближним и дальним, а потому и ко всему человечеству.
Что такое любовь ко всему человечеству, я не знаю (мне ощутить такое не дано). Интернационализм же не есть любовь – по определению идеологии. Интернационализм есть идея содружества наций во имя общей великой цели. Почему такая идея должна отменять любовь к кому-то, я не понимаю: судя по историческим и культурным плодам, никакой отмены любви к своим и своему не было. Да и способность к любви не идеологией создаётся. Любви же к Богу в атеистической идеологии быть не может. А все идеологии 20-го века были атеистическими (на деле все, а большинство и на словах). Но и атеизм, отнюдь, ещё не синоним бесовщины (бесы-то как раз в Бога «веруют и трепещут»).
И как далека любовь националиста и интернационалиста от любви христианской! Обе они полны своеволия и нежелания богосотворчества.
Я не уверен, что у православных приверженцев идеи «Москва – Третий Рим» христианской любви больше в сердце, чем у большевиков-интернационалистов. Равно как и способности к Богосотворчеству. Также я не уверен, что советская культура сплошь богоборческая и что в ней нет Богосотворчества. Опять же, если судить по плодам, Божьего в ней больше, чем бесовского. Чего не скажешь о неолиберальной альтернативе...
Вот ещё один характерный штрих в тему. Раз уж мы помянули здесь добрым словом Бердяева. В книге «Русская идея» он утверждает следующее: «
Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу. И по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы.»
Вот тебе, бабушка, и православное царство (идеал и современных русских националистов). Это к вопросу о Богосотворчестве: где его было больше, в Московском православном царстве или в безбожной Советской России? Не на словах, а на деле.
IV
Исторические метаморфозы
Мне всё хочется от общих терминов перейти к исторической конкретике в этой теме. Попробую задать ещё один ракурс. Интересная получается раскладка:
В Первую Мировую войну сцепились разные национализмы друг с другом. А победу одним принесли интернациональные революции у других.
Затем в России интернационализм воевал с национализмом в Гражданскую войну и победил. А в Европе национализм, подавив интернационалы, скатился в фашизм и нацизм.
Интернационализм (оставшийся в советском варианте единственным в мире) во Второй Мировой войне одолел общечеловеческое зло, воплотившееся в европейском нацизме и фашизме.
Затем интернационализм оказал поддержку национально-освободительным движениям и тем предопределил крах колониальной системы.
Противостояние на равных советского интернационализма и западного либерализма позволило отодвигать во времени Третью Мировую войну.
После распада СССР западный либерализм стал стремительно трансформироваться – и вместо двух глобальных проектов (интернационализма и либерализма) появился мультикультурализм и неолиберализм.
Здесь просматривается аналогия с тем, как в Европе первой трети 20-го века национализм трансформировался в фашизм и нацизм. А ныне национализм пытается противопоставить себя глобальному неолиберализму.
И вновь на горизонте появляется реальная угроза Мировой войны...
Возможно ли возрождение в новом качестве интернационализма и его союз с национализмом (патриотизмом) в борьбе с глобальным неолиберализмом? Вопрос более чем насущный.
Если есть понимание объективной неизбежности глобализации мира, тогда ясно, что никакой национализм не сможет ни идейно, ни культурно, ни политически противостоять глобализму – хотя бы в силу своей локальности. Отменить глобализацию и повернуть мир вспять национализм может только новой Мировой войной. Это будет катастрофа катастроф.
Противостоять глобальному проекту может только всемирный союз национализмов, их содружество (соратничество). Что и есть интернациональная идея по сути. Такой союз возможен, если национализм перестанет видеть в интернационализме свою противоположность и признает приоритет интернациональной идеи над узкими национальными интересами.
Путь к всеединству (гармонизации) человечества лежит через союз национальных (патриотических) сил и интернациональной идеи (по всей видимости, социалистической). Где и на какой стадии возможно религиозное одухотворение интернациональной идеи – вопрос и отдельный, и непростой. Пока ясно одно: формы религиозно-национальные (вроде мечты о Третьем Риме и православном царстве) совершенно непригодны для интернационального проекта. А ему альтернатива – либо Мировая война, либо трансформация неолиберализма через цифровой фашизм во всемирную сатанократию. Других вариантов пока не просматривается на горизонте. И горизонт тот грозен...