I
Национал-социализм и фашизм не являлись вариантами социализма, а напротив были вариантами капитализма, реакцией на социализм. Потому настоящий социализм в фашизм или нацизм перерасти не может. Возможно в нечто иное и тоже крайне ужасное может, но пока в истории такого не было.
Троцкисты называли СССР "государственным капитализмом", объясняя с точки зрения классического марксизма, почему никаким социализмом СССР не является. И по-своему были правы. А есть теперь и "скандинавский социализм", и "китайский социализм", да ведь и европейский - тоже отчасти "социализм". А есть ещё северо-корейский, кубинский и венесуэлльский варианты. Т.ч. и национал-социализм можно называть как "социализмом", так и "капитализмом" с равной долей справедливости. Да и фашизм - это "народное государство"... Не социализму национал-социализм противостоял, но интернационализму (экономическое устройство тут дело даже не второе, а далеко тридесятое) - это ДУХОВНОЕ противостояние, по вертикальной оси, а не по экономической горизонтали.
Различия между капитализмом и социализмом лучше искать не в марксистской классификации, а совсем в другой плоскости. Нужно рассматривать
интегральный вектор не только в экономике, но и в культуре, и в общественном укладе, и в политике, и в идеологии: "приоритет общего над частным" (это социализм) - "приоритет частного над общим" (капитализм). В
моей классификации - это государственность первого или второго типа (всё собираюсь открыть отдельную тему о государстве и культуре, двух тенденциях 20-го века...) Также имеет отношение к разным типам государственности интернациональный или национальный характер их (тоже параллельная тема, ещё вернёмся туда).
Даниил Андреев называл государство инков "теократическим социализмом", т.ч. вполне себе может быть что-то ужасное и на религиозной почве в социализме...
Термин национал-патриот не несёт какой-то отрицательной окраски и означает патриотизм в отношении народа.
Скажу как поэт: термин плохой, и несёт он именно отрицательную эмоциональную окраску. Именно как термин, как СЛОВО. Объяснять же, что на самом деле имелось в виду, и расшифровывать любой термин можно до бесконечности. Можно доказать, что и в термине "национал-социализм" нет ничего дурного и человеконенавистнического (в самом термине). Так вот, первичная реакция (чувство языка) на "русский национал-патриотизм" - отторжение, вызываемое целым рядом дурных ассоциаций. И если Пасечник своим художническим чутьём того не чует - это и говорит о том, что принадлежность человека к политическому лагерю порождает лагерное мышление, убивающее в итоге и художественный вкус, и свободу мысли.
Просто сейчас быть патриотом государства означает принимать его таким, как оно есть, то есть несправедливым и антинародным. Неприятие Российской Федерации и породило этот термин.
А когда в России было государство справедливое и народное?..
Неприятие самодержавия и империи привело к революции. Неприятие СССР привело к распаду страны. К чему теперь приведёт неприятие Российской Федерации?..
В том-то и дело, что не от "неприятия" надо исходить, а от совсем другого чувства: государственную плоть должно просветлять (такой, какая имеется), а её неприятие ведёт к её разложению.
так как мы русские, то прежде всего русского народа
Вот это "прежде всего" и неприемлемо для Русской идеи как идеи интернациональной, идеи всеединства.
принадлежность к русской культуре, русской ментальности
В словах "русский национализм" или "национал-патриотизм" читается этнический смысл, а не культурно-ментальный. Идеологические, а тем более политические "указатели" должны быть такими, чтобы они были понятны без многословных расшифровок и ясно указывали на тот идеал, к которому призывают агитаторы.
Национализм же для Русской идеи (если "русский" не в этническом, но в культурном смысле как раз!) неприемлем. Для любой другой национальной идеи - приемлем, если не переходит в стадию шовинизма, а вот для Русской - нет, более того - духовно ей враждебен.
(Как родонизм - Розе Мира.)
II
Русская идея многогранна и не умещается ни в какие формулы. Поэтому можно говорить о разных гранях русской идеи.
Любая идея такого масштаба, имеющая духовное измерение, ни в какие формулы не умещается, что не означает, конечно, ненужность никаких формул для символизации этой идеи. Можно говорить о гранях, но можно и о целостности, превышающей совокупность всех граней и включающей в себя их меняющиеся во времени
отношения.
Одна грань - русская идея как православный социализм. Другая грань - русская идея как всеединство.
Русская идея как православный социализм - это, да, одна грань. А вот всеединство - не грань, ибо это вообще не система, но
качество отношений систем (граней). Всеединство и есть
гармония граней (систем, идей, смыслов, культурных ликов и т.д.) Гармония же не является одной гранью или проекцией Идеи, но её внутренним качеством и качеством взаимоотношений её отражений в мире.
А постигать приходится через грани. По-другому не можем.
Возможно ещё целостное восприятие, невербальное. Более того, каждая грань в отдельности без такого целостного восприятия теряет существенную часть собственного смысла.
Таким образом русская идея есть комплекс идей, представляющий предположительный замысел Бога о русском народе и России.
В человеческом понимании на определённом отрезке времени, да, можно называть и "комплексом идей", и "предположительным замыслом". Но целостно - это не комплекс идей и не предположительный замысел, но Истина Бога о русской соборной Душе и её становлении в Истории. Русская идея и есть раскрываемая в истории русская культура во всём её многообразии. А культура больше, чем любой, самый грандиозный комплекс идей.
Сужает ли акцент на православии русскую идею? Я считаю, что нет. Это другая грань.
Если это другая грань, то сужает - по определению, т.к. одна грань меньше и совокупности граней, и целостного их единства.
А вот в самом термине "православный социализм" мне видится и сущностное, не только формальное сужение русской идеи, причём чреватое целым рядом искажений. Для начала уместен вопрос: в чём отличие "православного социализма" от "христианского социализма"?
Далее: как в этот термин включить многоконфессиональное и многонациональное содружество народов, этот самый "православный социализм" воплощающих в исторической реальности? Будет ли наряду с православным социализмом в России социализм мусульманский, например? На мой взгляд, термин "Роза Мира" и красивей, и вместительней. Повторю главную мысль из предыдущей ветки: необходима не только религиозная прививка к интернационализму, но и интернациональная - к религиозному социализму. В совокупности это и есть идея всеединства, выраженная в социальной области.
Так уж Богом было задумано, чтобы русские хранили веру православную.
Если бы это было главной "задумкой", то ничего лучше Московского патриархального царства и не придумаешь. Тогда нужно считать историческим тупиком и культурным заблуждением императорскую Россию Петра и весь Советский период. Тогда и великую русскую литературу (да всю светскую культуру), которая зародилась в императорской России и не могла бы появиться в Московском православном царстве (там была другая культура, принципиально другая), следует признать тупиковой ветвью. А именно русская культура, философия и литература 19-20 в.в. породили само понятие Русской идеи как всеединства ("мировой отзывчивости" по Достоевскому). Православное царство такой идеи родить не могло: у него другая идея - хранить православие.
Сам опыт построения империи в России - это и есть становление в исторической плоти Русской идеи. Это уникальный опыт. И Советский проект ему прямо наследовал в своей интернациональной составляющей. Акцент на одной ведущей национальности и религиозной конфессии сводит на нет опыт Российской империи, делает её похожей на все другие империи, где есть одна ведущая центральная нация и её религия. Исторически, да, одна нация из содружества (с её культурой и религией) становится ведущей, но это не должно быть отражено в идеологии, это познаётся во времени и на опыте другими. Сама же титульная нация должна (для осуществления Русской идеи всеединства) провозглашать равенство всех народов и всех религиозных и культурных ликов как их равенство перед Богом. И не просто равенство, но уникальную необходимость каждого лика для каждого и для всех вместе.
Также "православный социализм" наводит на мысль о соединении церкви и государства. Но отделение церкви от государства, как и упразднение сословий, было одним из главных достижений советского социализма. Такое отделение пошло на благо и самой церкви, только подняло её духовный и нравственный авторитет, несмотря на атеистическую пропаганду и все гонения. А возврат церкви в государственный ареал стал снижать авторитет православия, хотя и привёл к материальному и количественному росту. Это ещё одна серьёзная проблема для идеи "православного социализма", требующая осмысления.
Да, гуманистическая эра подходит к концу, а неолиберальная глобализация говорит лучше всех пророков о неизбежности нового средневековья, ибо иначе - духовная смерть и вырождение человечества. Нет другого пути. Только новое средневековье не может и не должно быть калькой со старого. К слову, из самого термина "православный социализм" отдаёт монархией, даже социализм не спасает. А монархия неизбежно ведёт к сословному разделению общества. Это так, деталь, но существенная.
Религиозные смыслы должны вернуться в культуру, а через культуру - в общественную жизнь и в государственную плоть. Но не должно быть теократического сращивания ни церкви с государством, ни поглощения церковью культуры, как было в средние века, в том же Московском царстве. Я уже не говорю о тех пластах русской культуры, которые несут собою духовные отблески русской идеи, но не принимаются православием: это и прароссианство, и русские стихиали.
Что касается социализма, тут тоже всё очень и очень непросто. Формы собственности ничего не значат, могут быть любыми. Значит другое: приоритет общественного над частным, смещение акцентов в культуре с личного на общее. Невозможность передачи по наследству крупной собственности - это ещё одно великое достижение советского проекта, наряду с упразднением сословий и отделением церкви от государства. Прибыль в социализме, как и конкуренция, должны перестать быть движущими силами прогресса, как и ссудный процент, вот тогда это будет, действительно, социализм. Религиозное же содержание должно стать содержанием взаимоотношений церкви и культуры, церквей и культур друг с другом, а в социалистическом обществе это не будет ни конкуренцией, ни борьбой за рост прибыли (рост паствы, успеха, государственного статуса и т.п.) Подходит ли для описания такого общественного идеала термин "православный социализм" - не знаю, не уверен. Здесь слишком много оговорок требуется.
Одно, на мой взгляд, точно неприемлемо для Русской идеи (идеи всеединства, братства, сотворчества и содружества) - это русский национализм. Поэтому у меня при просмотре фильма и политических роликов Пасечника наступает когнитивный диссонанс. И не столько от разницы масштабов и уровней одного и другого, сколько от провозглашения несовместимых смыслов: "социализма" и "русского национал-патриотизма".
Тип государственности, который мы можем назвать "социализмом", отличается от типа государственности "капитализма" одним сущностным приоритетом: "общего над частным". Всё остальное - вариации одного типа, в экономической и политической сферах весьма широкого спектра. Кардинальное различие лишь в одном этом генеральном критерии, определяющем интегральный общественный вектор. А в национальной области вектор приоритета общего над частным и есть интернационализм, наднациональная общность. В чём принципиальное отличие интернационализма от мультикультурализма, поговорим в другой теме, отмечу одно существенное лишь: в мультикультурализме приоритет индивидуального над любым общим, включая национальное, становится тотальным. Отсюда и всесмешение - как безразличие к любому общему.
Национализм же и есть приоритет частного (своего) над общим (наднациональным) - и несовместим с социализмом ни идейно, ни духовно. В этом заключается и дьявольская карикатура при совмещении несовместимого в национал-социализме. Такая же карикатура и в неолиберализме, где совмещаются провозглашаемая абсолютная свобода личности и фактический абсолютный финансовый тоталитаризм, превращающий личность в безликую цифру ещё в утробе матери и до гробовой доски.
На мой взгляд, социализм несовместим не только с национализмом, но и с любой конфессиональной принадлежностью в идеологии. Религиозный лик - это лик культуры и лик церкви, а социализм - это лик государственности. Когда смешивается одно с другим, получаются химеры. Поэтому, полностью разделяя идею, я не могу принять сам термин "православный социализм". Мне кажется, что этот термин не отражает Русскую идею, как она высказана и в фильме А. Молотковым, а уводит в ту сторону, где затем появляются "русские национал-патриоты" и т.п. Это совсем другая степь, совсем другая...