Символично, что именно в День Победы я обращаюсь к аудитории этого необычного интернет-содружества с разговором о взаимной дружелюбности народов.
Символично и многое-многое другое в Вашем здесь появлении, Андрей Анатольевич...
"
Понятие «комплиментарность» (от фр. compliment – приветствие, любезность), которое использует в своих работах Л.Н. Гумилев, подразумевает «неосознанную симпатию к людям», акт понимания, выходящий за пределы эмпирического опыта конкретной культуры или цивилизации."
В Вашей
статье есть места, которые, мне кажется, я сам написал (или хотел написать). А по утверждению Гумилёва-отца, это вернейший показатель ("почему не я написал?") качества - не только текста, но состоявшегося контакта его с читателем; что, собственно, и есть качество текста.
Выделю только самые-самые ключевые, на мой взгляд, идеи, которые мы уже начали разворачивать в этой и параллельных темах и хочется развивать далее в диалоге:
"
Если в результате европейской и американской экспансии многие народы сходили с исторической арены или просто исчезали, то при расширении Русского государства народы не исчезали, а получали возможности даже для ускоренного развития. Россия формировалась как «империя наоборот»: метрополия не высасывала все соки, а способствовала развитию входящих в неё народов."
Это уникальнейший, не имеющий аналогов в истории опыт "имперской альтернативы". Этот опыт России есть главный залог на будущее - для альтернативной глобализации. Пока же объединение человечества идёт по проторенным другими империями дорогам. Их несколько, но они все ведут (по плодам!) в духовно противоположную взаимному обогащению культур сторону - к подавлению, смешению, обеднению, вырождению. Я в начале ветки даже попробовал набросать схемку этих "глобализаторских дорог".
"
Русская цивилизация предложила миру самую высокую цивилизационную форму развития, достигнутую человечеством на сегодняшний день – социалистическую, и реализовала её в советском варианте. Весь XX век прошёл в активном противостоянии политических систем: капиталистической – социалистической. В советской цивилизации реализовался гуманистический идеал «человек человеку – друг, товарищ и брат». Это было радикальное духовное восхождение от господствующей до сих пор формулы «человек человеку – волк»."
Это центральная ось данного раздела! Но, как выясняется, видение социалистической идеи (что в прошлом, что в будущем) настолько различно даже у её симпатизантов, что о каком-то общем понимании магистрального пути для реализации этой идеи говорить пока нельзя.
Расхождения даже серьёзнее и глубже, чем были в среде социал-демократов и социал-революционеров до 1917 года (потом эти расхождения обернулись большой кровью). Тогда, по крайней мере, единство было в атеистическом мировоззрении и в противопоставлении социализма монархической и религиозной идеям. Ныне же всё смешано: и социализм, и Третий Рим, и православие (христианство), и национализм, и сталинизм... Это такая гремучая смесь, что жутко представить, если у неё появится реальный исторический шанс.
А такой шанс неизбежно появится, судя по усиливающимся сбоям в либерально-рыночной модели. Похоже, эта машинка не доедет до конечного пункта (глобального неолиберализма). А значит, потребуется реальная альтернатива. В России - это социализм (других вариантов альтернативы, способной увлечь народы, не просматривается на горизонте). Духовное же наполнение социалистической альтернативы, на сегодняшний день, это совершенно не оформленное месиво идей, включающее в себя весь спектр - от крайних форм национализма, монархизма, клерикализма до... христианского сталинизма. Химеры иногда воплощаются в истории, особенно когда им путь обильно устлан благими намерениями и глухим нежеланием слышать друг друга.
Я считаю, что всё ныне зависит от возникновения общественного дискурса о возможности сопряжения христианской духовности, опыта имперской России, советского опыта и опыта неолиберальной модели последних десятилетий. Для того, чтобы внести и свой вклад в этот дискурс, мы и открыли раздел "Богочеловеческий социализм".
Предстоит здесь открыть ещё несколько тем, кроме уже существующих, навскидку: 1. О не пересекающейся миссии христианства и государства (любого) в истории. О недопустимости их сращивания и превращения христианства в идеологию. 2. Об онтологическом различии государства и культуры и возможных (благих и злых) формах их сосуществования в двух типах государственности (с приоритетом общего и приоритетом личного). 3. О духовной (прежде всего духовной!) опасности сращивания сталинизма и социализма, сталинизма и христианства, национализма и православия. И т.д.
И понятие «комплиментарности» на этих развилках едва ли не самое существенное.
"
...именно Советская цивилизация разгромила самое чудовищное порождение капиталистической цивилизации – фашизм, именно она поставила щит от уничтожения мира в атомном огне (американский план «Дропшот» атомной бомбардировки и фактического уничтожения Советского Союза). Советская в ментальном смысле – это русская, российская цивилизация."
Это осевой момент для понимания не только смысла, но и стиля советского периода. В том числе и для понимания победы большевиков в революционном хаосе, и торжества сталинской системы (по сути военных поселений), и исчерпания этой модели к концу 20-го века. Эти вопросы, ещё до появления данного раздела, мы подробно обсуждали в теме "
Красная Россия и коричневая Европа (первая половина XXв.) Гражданская война и новое белое движение".
Мне представляется значимым не только то, что социалистическая система победила в смертельной схватке крайнюю форму капиталистической, фашизм; но и то, что именно интернациональная идеология одержала победу над нацизмом (крайней формой национального эгоизма). А также глубоко трагическим и не менее значимым видится поражение социалистической и интернациональной идеи в противостоянии с мещанским духом (как внутри, так и вовне).
Последние три десятилетия - не менее колоссальный опыт (несмотря на пошлость его внешних форм) для обнаружения будущей альтернативы. И вновь понятие «комплиментарности» здесь играет первую скрипку - в приложении не только к межнациональным и межрелигиозным отношениям, но и к отношениям церкви и культуры, человека и государства, и даже человека и природы! И последнее становится всё значимей.
«Комплиментарность» - это и есть та
атмосфера, в которой только и возможно
творчество диалога. А насколько диалог будет творческим, не формальным (от локальных сообществ до глобальных; от межчеловеческих, культурных, государственных форм до природных, религиозных и мистических), от этого зависит либо победа духа диалога, либо духа очередной тоталитарной системы (будь она либеральной, клерикальной или социалистической - духовная сущность её останется гибельной).
Станет Новое средневековье «комплиментарным» к творческому началу или подавляющим его - это и определит в итоге судьбу мира в следующие столетия. Век же, как и человек, рождается маленьким и учится общению с миром в песочницах. И все великие эпохи начинаются с воздушных замков...