Бронзовые чаши как музыкальный инструмент известен с IX – X веков во многих странах Азии: в Индии, Непале, Тибете, Китае, Японии, Вьетнаме, Корее. Помимо обычного колокольного звучания возможно и звукоизвлечение посредством медленного ведения рукой или каким-нибудь предметом по краю чаши – это рождает непрерывный, поющий звук. Такой звук применялся в буддийских практиках как средство для погружения в транс; колокольное звучание чаш широко использовалось в храмовых церемониях.
То что здесь будет показано, только очень условно можно назвать традиционной музыкой. Настоящие здесь только сами инструменты (частично старинные, частично современного производства), а импровизация на них сегодняшняя, не связанная с национальными традициями.
Довольно большой набор чаш (около тридцати) собрал Николай Владимирович Липец, руководитель школы духовного и психологического развития «Движение к истоку» (
www.dyx.ru ). Каждое лето он организует поездки с группой, в основном в горную местность – в Непал, Индию, Тибет, откуда и привозятся постепенно эти инструменты (здесь можно посмотреть фотоальбомы:
http://www.dyx.ru/galcat.php ).
Спокойного, медитативного характера импровизации на чашах используются им во время психологических тренингов.
Звук тибетских чаш
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0610/1.MP3Беседа с Н. В. Липецом.
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0610/2.MP3