Страна знаний
Образование и духовность (по книгам «Гуманитарное религиозное образование» и «Религия как дар»)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Гуманитарное религиозное образование:
книга для учителей и методистов

«...С тех пор, как религиозное образование стало восприниматься как предприятие, строящееся на научно-педагогических началах, возник соблазн классифицировать религиозно-педагогические качества и явления  по принципу импликации: «раз не это – значит, то». Раз не конфессиональное, значит научное, раз научное – значит, объективное и нейтральное, а раз, нейтральное значит, все религии поровну. В этой логике лучшим учителем оказывался неверующий, а лучшим способом обращения с религиозной реальностью – удаление ее на безопасное расстояние, лучше всего – за музейное стекло. Этот короткий этап одержимости религиозно-педагогической мысли идеалами сциентизма был похож на историю увлечения классицистами идеей нахождения математически точных законов, управляющих искусством. Несостоятельность идеи обнаружилась довольно быстро.»
Из главы 2:
"От катехизиса к образовательному религиозному образованию:
краткая история большого пути
"


«...Применительно к учителю новизна ситуации выражается в том, что, не выступая более в роли транслятора догматических истин и канонических норм, он  оказывается перед учащимся в уязвимой открытости своего личного религиозного опыта. В каком-то смысле можно сказать, что гуманитарное религиозное образование требует от учителя большей религиозной восприимчивости, чуткости и открытости, чем этого требовало обучение религии как закону. Неустранимость из педагогического взаимодействия субъект-субъектного пласта отношений, а равно и субъективного восприятия учебного материала, не позволяет учителю спрятаться ни за авторитет религиозной традиции, ни за бесстрастную отстраненность объективного научного рассмотрения. Становясь по преимуществу интерпретатором изучаемой реальности, он оказывается в нетривиальном положении литературного критика, вынужденного сочетать объективно-критическую точку зрения с глубоко субъективным переживанием критикуемого текста…»

«Несовместима с гуманитарным религиозным образованием не педагогика авторитета и не религиозный авторитет сам по себе, а безличный и обезличивающий характер педагогического отношения, возникающий в том случае, когда личная религиозность участников этого отношения отчуждается, выводится из педагогического процесса как помеха. К такому отчуждению ведет всякая абсолютизация вне-личностных (объективированных) форм знания, которой равно чреваты схоластический и сциентистский  подходы. Можно ожидать, что более субъективированные (будущие?) формы конфессионального религиозного образования, отнесенные нами выше за неимением лучшего названия к эзотерической парадигме, окажутся более совместимыми с гуманитарным педагогическим отношением и возьмут на вооружение многое из гуманитарных методик, к которым проявляет столь повышенный интерес наше время.»
Из главы 3:
"Гуманитарное религиозное образование в аналитическом приближении"


статьи и доклады из одноимённого сборника

Русская самобытность и европейство, открытость и традиционализм, научность и вера, свобода и закон, культура и личность, этика и религия – вот круг противопоставлений и отношений, который задает горизонт рассмотрения феномена школьного религиозного образования в предлагаемом читателю сборнике. Опубликованный через четыре года после выхода в свет книги «Гуманитарное религиозное образование», этот сборник стал ее продолжением и развитием, детализирующим разные аспекты ранее сформулированной концепции на основе личного опыта преподавания и исследования религии.  Представленные работы написаны в разное время – с 2005 по 2014 годы, – но все они могут рассматриваться как составные части единого проекта. Все они вдохновлены стремлением автора преодолеть печальный разрыв отечественной религиозно-педагогической традиции, случившийся в советское время, и помочь учителю сформировать адекватный современной ситуации взгляд на роль религиозного образования в школе и на возможности, которые открывают в религиозном развитии школьника новые достижения педагогической науки. 

«Последнее редактирование: 06 Августа 2019, 11:46:54, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика