Beatrice Leal . Representations of architecture in late antiquity «Образы архитектуры в позднеантичном искусстве» (часть 2)
Продолжаем обсуждение диссертации Беатрис Лил, начало см.
здесь. Тема исследования: изображения городов, церквей и домов в искусстве Европы и Ближнего Востока первого тысячелетия. Так как памятники этой эпохи известны наперечет и изучены вдоль и поперек, о новых находках речь не идет. Однако, известные факты, поставленные рядом и сгруппированные по-новому, позволяют перефокусировать проблематику и сформулировать новые вопросы. Например: зачем вообще нужны были изображения городов и зданий? Что бы изменилось, если бы их не было?
Понятно, что при обсуждении этой темы сразу выплывает Небесный Иерусалим. Его роль в христианской иконографии очевидна, однако Беатрис возражает против тенденции интерпретировать любое здание на иконах как Небесный Иерусалим. Она ищет и находит другие аспекты архитектурной темы. Вот они:
1. Города и здания олицетворяли мощь, власть, величие, богатство, комфорт, безопасность и престиж. Они притягивали. Кроме того, изображение великого в миниатюре всегда обладало неизъяснимым очарованием.
2. Христиане уподоблялись «живым камням» духовного здания (1 Пе 2:5), а принадлежность к церкви понималась как гражданство в Божьем Граде. Поэтому и города, и здания выражали дух коллективности, сплоченности и духовной избранности христианской общины, а также единство, прочность и неделимость церкви.
3. Общеизвестна фундаментальная роль церковных зданий в христианском культе. Во всех языках слово «церковь» выражает одновременно и здание, и собрание людей. Поэтому идеализированные города и здания выражали образ Церкви, одновременно земной и небесной.
4. Города и здания своей материальностью подчеркивали земной аспект христианских сюжетов. Они как бы создавали опору и почву для более «эфирных» образов, не позволяя им отрываться от материальной основы. В иконографической программе они могли даже прямо играть роль переходных элементов-связок между земным и небесным.
5. Идеализированный образ святого города воплотил центральную для христианства идею теозиса, т.е. обожения земного божественным. Для выражения общих идей такого рода образы зданий «работали» лучше чем образы людей, так как не отвлекали внимание на портретную конкретику.
6. Принадлежащие церковному интерьеру изображения зданий и городов связывали пространство мозаик и фресок с пространством и материалом самой церкви. Здания обычно изображали с фасада, т.е. со входом. Возникал вопрос: «А что там внутри?» Открывались двери воображению. Само церковное пространство становилось промежуточным местом, как бы дверным проемом, ведущим куда-то еще.
7. Данный список показывает, что множественность смыслов зданий и городов делала их изображения привлекательными символами, которые каждый мог понимать по-своему. В любом случае города и здания были частью человеческого мира. Они подчеркивали его величие и значение и связывали человеческое творение с «домостроительством Божиим». Изображения городов и зданий были одним из первых проявлений возвышенного в изобразительном искусстве.
Беатрис начинает с ротонды Св. Георгия в Салониках, которая является общепризнанным и вместе с тем уникальным воплощением темы Небесного Иерусалима. Весь периметр большого купола охватывает полу-утраченная мозаика 4 века с изображением архитектурных форм и человеческих фигур.
Ротонда церкви Св Георгия в Салониках, фрагмент купола
Мы видим здесь обобщенную храмо-подобную архитектуру с апсидами, алтарями, кивориями и человеческими фигурами в позе молящихся. Создан торжественный и идеализированный образ земной церкви как сошедшего с небес Святого Града. Эта архитектура служила опорой утраченному верхнему слою, на котором изображались небеса с Иисусом в центре купола.
Ротонда церкви Св Георгия в Салониках, общий вид купола
Отвлечемся от текста Беатрис и откроем книгу А. М. Лидова «
Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси». Лидов видит в ротонде Св. Георгия типические черты образа Небесного Иерусалима, характерные для иеротопии Византийского мира.
1. Небесный Иерусалим трактуется не как иллюстрация библейского текста, а как метафора, символический образ.
2. Небесный Иерусалим мыслится как храм-дворец и храм-город.
3. Небесный Иерусалим есть место вечной литургии, непрерывного богослужения.
Таким образом Небесный Иерусалим представлен в византийском искусстве не как прямой иллюстративный образ, а как образ-парадигма, созданный не столько на картинке, сколько в сознании верующих и вдохновленный полусказочной архитектурой, которая передает не буквальное описание Святого града, а суть его образа: ослепительное великолепие и божественное присутствие.
Мозаику ротонды Св. Георгия интересно сравнить с иллюстративным образом Небесного Иерусалима на триумфальной арке церкви Св. Прасседы в Риме
Небесный Иерусалим, фрагмент триумфальной арки церкви Св. Прасседы, Рим.
На мозаике 9 века стены Небесного Иерусалима покрыты золотом и драгоценными камнями. Внутри – Иисус и апостолы с венками победителей. Это – первый, но не последний пример прямого изображения Святого Града в западном искусстве. Другие примеры можно найти как в диссертации, так и в упомянутой выше книге А. М. Лидова.
В любом изображении города с золотыми стенами, украшенными драгоценными камнями, можно усмотреть Небесный Иерусалим. Ведь в реальной жизни таких городов не бывает. Однако все не так просто. «Изумрудные» города могут быть носителями и иных смыслов. В другой римской церкви, известной всем туристам базилике Санта Мария Маджоре, триумфальная арка 5 века опирается на два таких «изумрудных» города, явно обозначенных как Вифлеем и Иерусалим. Эти два города являются своего рода альфой и омегой в жизни Иисуса, как места его Рождества и Распятия.
Вифлеем, фрагмент триумфальнй арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме
Иерусалим, фрагмент триумфальнй арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме
Чтобы оценить их роль и место в композиции триумфальной арки, стоит взглянуть на неё целиком.
Общий вид триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме
Хорошо видно, что два города обеспечивают переход от капителей пилястр к иконическому миру основной мозаики. Они уже принадлежат иконографии мозаики, но еще соответствуют по своей субстанции архитектуре самой церкви. Они как бы продолжают капители колонн и служат прочной опорой для разыгрывающихся в мозаике сюжетов. Если их убрать, библейские сцены, ковром покрывающие арку, повиснут в воздухе, оторвавшись от земной основы.
Заглянув за инкрустированные самоцветами стены городов, заметим, что они состоят из вполне земных зданий, больших и публичных, но не имеющих явных признаков церквей. Т.е. подчеркивается их суть как крупных городов, хотя Вифлеем в исторической реальности не был крупным городом. Никаких признаков драгоценных камней и других украшательств внутри городов незаметно, что также препятствует их прямолинейной интерпретации в духе Небесного Иерусалима.
Заметим теперь, что у обоих городов открыты ворота, над которыми висит крест. Через ворота виднеется уходящая вдаль колоннада, а перед ними стоят в ожидании овцы. Всего овец 12, отражающих число апостолов или колен Израилевых. Так как овцы в позднеантичной иконографии означали одновременно и апостолов, и церковную паству (на что указывает сама этимология слова), мы опять возвращаемся к обобщенному смыслу городов, как мест входа, символов церкви, дверей в рай и т.п. Короче говоря, в этих бесхитростных картинках можно усмотреть множественные смыслы из приведенного выше списка.
Здесь нет возможности перечислять все примеры, рассмотренные в богатой материалом диссертации. Взглянем, пожалуй, еще на одну мозаику из римской церкви Св. Пуденцианы.
Мозаика апсиды церкви Св. Пуденцианы в Риме
Это одна из первых церковных мозаик, происхождение которой относят к концу 4 века. Хотя изображения Иисуса среди апостолов встречаются еще в ранней катакомбной иконографии, здесь мы впервые видим Иисуса на троне. Образ Иисуса стал меняться. Вместо юного мага, которого мы видели на золотых стеклах, возникает монументальная фигура, напоминающая известного в античности фидиевского Зевса Олимпийского. О значении трона я пишу в
другом очерке. Он означал не присвоение Иисусу императорского титула, а возведение его в ранг Божества, что вполне отвечало после-никейскому богословию.
Собрание апостолов с Иисусом во главе как всегда многозначно: это и тайная вечеря, это и ученики с Учителем, это и Небесный Суд после общего воскресения. Апокалипсический аспект подчеркнут четырьмя символами евангелистов, сопровождающими явление Христа во славе (Откр. 4:6-9). Обратим внимание на архитектурный фон. Во-первых, апостолы сидят на фоне стены здания с арками и колоннами, напоминающими аналогичные сцены на саркофагах, о которых шла речь в первой части. Так же как и в случае саркофагов, смысл стены неясен: принадлежит ли она городу или зданию? Наружная она или внутренняя? Над стеной возвышаются тщательно изображенные здания, от которых видна лишь верхняя часть. Беатрис ставит вопрос о смысле этих зданий, не имеющих очевидной богословской нагрузки. Покрытая золотом крыша может восприниматься как указание на Небесный Иерусалим, что согласовалось бы с апокалипсическим аспектом сцены, но изображенные здания представляют собой идеализированную секулярную архитектуру и указывают скорее на город вообще, чем на Небесный Иерусалим. Эти здания намеренно отделяют небесное видение от человеческих фигур, подчеркивая земное измерение иконографии. В результате получается впечатляющий драматический многозначный образ, который трудно интерпретировать, но невозможно забыть.
Мы обсудили лишь малую часть диссертации. Помимо итальянского материала, Беатрис уделяет много внимания мозаикам церквей Ближнего Востока, наводящих на грустные мысли о возможных утратах в сегодняшней обстановке. Речь идет о мозаиках полов, так как сами здания как правило не сохранились. Содержание этих мозаик отличалось для нефа и алтарной части. Мозаики нефа изображали земной мир с его богатствами и красотами, и архитектура отражала городской аспект этой тематики. В алтарной части чаще изображали кивории и элементы церковной архитектуры. Затем Беатрис переходит к мозаикам Великой мечети Дамаска и обсуждает связь их архитектурных образов с райскими мотивами. В заключение она касается использования архитектурных мотивов в оформлении рукописных книг.
Источник:
Beatrice Leal. Representations of architecture in late antiquity. Thesis submitted to the University of East Anglia for the degree of PhD, July 2016
См. также:
А. М. Лидов. Икона. Святые образы в Византии и Древней Руси. М., 2014
S. Curcic, E. Hadjitryphonnos. Architecture as Icon. Princeton, 2010