Эпоху средних веков принято называть «темными веками» и мы попробуем проникнуть глубже в природу этой темноты. Кроме того, следует отметить, что некоторые современные исследователи расширительно трактуют понятие средневековья, распространяя его на период от начала христианской эры вплоть до эпохи Просвещения. По мнению данных авторов, все этапы этого протяженного исторического отрезка времени объединяет некая общая парадигма. Пожалуй есть основания согласиться с таким мнением. Можно сказать, что как бы хронологически не очерчивать границы той эпохи – это время, когда вера преобладает над разумом, когда несмотря на любые жизненные перипетии в душах людей постоянно присутствует стремление к высшему, к трансцендентному.
Эта тенденция проявляется практически во всем, но охватить все стороны средневековой жизни и сознания невозможно. Поэтому я попытаюсь продемонстрировать ее проявления на примере центральной темы своих исследований – темы символизма, а точнее на одном из наиболее характерных его аспектов: символике костюма.
|
Сен-Шапель
|
Средневековое платье –
Историческая реконструкция
|
Символика средневекового костюма многогранна и многослойна – в прямом смысле слова, поскольку именно в средневековье рождается в качестве основополагающего принципа «этажность» в одежде, причем сам этот термин указывает на тесную связь между костюмом и архитектурой, принципиальное значение которой подчеркивали многие анализировавшие искусство данной эпохи авторы. И здесь мы сталкиваемся с одним из важнейших проявлений универсальной символики одежды, получившей свое развитие и в других культурах. Ведь «семь одежек и все без застежек» – это наши тонкие тела, оболочки души, совлечение которых столь наглядно выражено в танце семи покрывал или танце Саломеи – одной из излюбленных тем средневекового изобразительного искусства, темы радикально переосмысленной и наполненной поистине космическим содержанием.
Так почему же символика в одежде, поведении, и да во всех других аспектах образа жизни была столь сильно развита в средневековье и практически никак не выражена сегодня. Символ, как известно, связывает мир видимый и невидимый, материальный и духовный, указывает на соприкосновение с инобытием, а современный человек тотально погружен в социальную действительность. Поэтому костюм наших дней по большей части несет не столько символическую, сколько лишь маркирующую функцию. И хотя эта функция всегда была свойственная символу, она по самой своей природе вторична. Дело в том, что символ может служить маркером статуса, престижа и других социальных категорий лишь в той степени, в которой он содержит в себе некую высшую идею. А современный мир, в том числе мир повседневной и по большей части даже «высокой» моды – это в самом точном смысле приземленный и плоский мир, в котором просто-напросто отсутствует то измерение, ключом к проникновению в которое служит символ.
Кроме того, современная эпоха – время тотального индивидуализма и взаимного отчуждения, ниспровержения и забвения всего универсального, в том числе символики, тогда как средневековье – это время, когда индивидуальность еще не выделилась полностью из природно-родовой стихии, а потому средневековый образ человека, выраженный в одежде, во многом наследует символику традиционного костюма, являющего собой воплощение традиционной трехчастной картины мира и архаической космогонии. В то же время именно Готика явилась периодом, когда процесс индивидуализации начал приобретать все более значительные масштабы и темпы.
|
Рисунки женских головных уборов
|
Лукас Кранах Старший – Сибилла Клевская
|
Поэтому в готическом костюме с одной стороны присутствует цельность силуэта, отражавшая свойственные древности и античности представления о цельности человеческого существа и его тесной связи с макрокосмом. С другой помимо этажности, отражающей символику взаимопроникновения внутреннего и внешнего, в нем зачастую ясно различимы три уровня вертикального членения человеческого тела, соответствующие трем мирам – верхнему, среднему и нижнему. Такое членение находит выражение во всех традиционных культурах, в частности в древнекитайской философии эти категории трактуются как небо-человек-земля, а в древнеславянской мифологии они известны как правь, явь и навь. С точки зрения этого трехчастного деления головной убор представляет собой «символический верх» – устремленность к вершине. Отсюда неоднократно отмечавшиеся параллели между формой средневековых головных уборов и шпилем готического собора. Однако эта устремленность проявляет себя не только в элементах верхнего яруса, но и во всех элементах готического костюма.
То же самое можно сказать к примеру и об обуви, с одной стороны относящейся к уровню «нижнего мира» – земли во всех ее проявлениях, а с другой, непосредственно связанной с перемещениями человека в пространстве и потому прочно ассоциирующейся с идеей пути. И в этом смысле удлиненные носки средневековых туфель воплощают движение вперед, выход за пределы себя. Эта тенденция проявляется в развитой в средние века практике странствования, паломничества и даже в крестовых походах. Она находит продолжение и в современных уже полностью десакрализованных формах, в частности – в страсти к путешествиям, столь комфортным и безопасным по сравнению с готическими временами.
Возвращаясь к верхнему уровню костюма можно отметить и другие мотивы, характерные для средневековой символики. Как известно, голова и головные уборы, а также прически, являются традиционным символом ментальной сферы человека, его мыслей и представлений. Вероятно с этим связано типичное для готики увлечение витиеватыми формами шляп, в особенности женских, примеры коих можно найти на многочисленных средневековых картинах. Во многих случаях эти формы несомненно являются отражением набожности и сосредоточенности на духовной сфере. Женский головной убор – это как бы раскрытая книга жизни, Святое писание.
|
Танец Саломеи
|
Влюбленные из Готы
|
Следует отметить и еще один образ, лежащий в основе форм головных уборов всех древних народов – это образ птицы. Символика птицы находит отражение в самых различных элементах костюма: в силуэте, головном уборе, в распространенном как на западе так и на востоке искусстве веера, и т.д. Образ птицы чрезвычайно многогранен, а символика птицы, как и символика вообще, неисчерпаема, однако один из основных ее мотивов состоит в том, что птица – это символ души, символ отрыва, полета, экстаза.
Кроме того, образ птицы очевидно связан и с тайным «птичьим языком». Заслуживает внимание тот факт, что древнего человека поражала не столько способность птиц летать, сколько петь – вероятно потому, что человеку были известны другие летающие существа, но не поющие. Об этой исключительности свидетельствует само название: птица (а не «летица»), что находит параллели и в других европейских языках, ср. например английские слова bard и bird. Впрочем, обе эти способности – летать и петь объединяет их связь со стихией воздуха, которая символически тождественна небу.
Аналогичные идеи и символы прослеживаются во всем облике человека той эпохи. Так, наряду с одеждами, подобно средневековым запретам стягивающими и в то же время подчеркивающими плоть, в навершиях головных уборов и других символически значимых элементах костюма появляются обширные свободные пространства. Эти распластанные, удлиненные и остроконечные формы как бы говорят нам, что их заполняет не только тело, но и некая иная – незримая, духовная субстанция.
|
Сандро Боттичелли – Портрет молодой женщины
|
Киберготическая прическа
|
Одним из характерных отличительных признаков костюма той эпохи является готический S-образный силуэт. Обычно его происхождение трактуют как «силуэт беременной женщины», возводя его к культу Богоматери. Однако, как мне кажется, главное в другом: дело в том, что наклон вперед уподобляет фигуру человека обезьяньей. Отсюда вероятно и возник S-образный силуэт с отклонением назад – как антипод животного начала в человеке, при этом женщина как бы разглядывает нечто, находящееся над ней, всматривается в вышину.
В то же время искусство Готики подчеркивает, что не только обращенные вверх части тела, но все тело человека, особенно женское, одухотворено и просветлено. В этой связи следует отметить, что в готическом костюме значительную роль играют элементы не только символического верха, но и низа: в частности, изнаночная сторона и выворачиваемые наружу детали одежды (манжеты, подол, отвороты шляп, и так далее) Как и в традиционном костюме, за богато орнаментированной и выделяемой цветом подкладкой или изнанкой стоит идея роста животворящих и оплодотворяющих сил природы и общинной родовой стихии, от которой еще не вполне свободно средневековое сознание. Но помимо этого, подчеркивание телесности в эпоху Готики приобретает и новый, духовный смысл, знаменуя образ человека и человеческого тела как образа и подобия Божьего. К примеру, рукава и другие отверстия в одежде символизируют отверстия человеческого тела. Орнамент, защищая эти самые ответственные зоны и одновременно привлекая к ним внимание – как бы приглашает нас проникнуть в интимный внутренний мир. Можно сказать, что это сочетание духовности и телесности достигает своего апогея в Ренессансе.
Даже небесная символика птиц воплощается в образах телесного «низа», связанного с землей. С ним связан один из аспектов символики шлейфа – хвост птицы, указывающий на связь человека с природным, естественным началом, на которой во многом базируется символика птицы в целом. В частности, с манипулированием птицами своим хвостом напрямую связаны и «ритуалы ухаживания» в мире пернатых, которые несомненно во многом послужили прообразом всех человеческих, в том числе сакральных ритуалов.
|
Лука делла Роббиа – Кантория, фрагмент
|
Средневековый витраж
|
В целом готический костюм, как и готический собор являет собою сочетание фундаментальности и в то же время воздушности, невесомости. И в этом смысле шлейф платья или длинные носки туфель можно также сопоставить с фундаментом средневекового собора. Продолжая эту параллель, следует отметить, что ворот и особенно радиальный воротник соответствует розе готического собора, отверстия пышных рукавов – стрельчатым окнам, а подол – порталу. Сама же иерархическая символика готических архитектурных элементов в высшей степени детально разработана. В частности, этой теме посвящена замечательная работа Фулканелли, а также статья Даниэля Готье, помещенная в приложении к этой известной книге. С архитектурой непосредственно связан и образ средневекового сада – образ рая, сад души, в котором мы можем заронить семена истины и взрастить любовь к природе и искусству.
_________________________________________________________ Иллюстрированный вариант статьи в авторском оформлении для скачивания:
НМ
«Последнее редактирование: 23 Сентября 2015, 11:07:18, Ярослав»
« #2 : 22 Января 2010, 14:48:01 »
Весна Средневековья – Наследие Готической Эпохи продолжение
Таким образом, все элементы, формирующие облик средневекового человека, отнюдь не случайны. Не случайна и связь между светским костюмом и рыцарским облачением. И здесь на первый план выходит защитная функция костюма, который призван защищать человека разумеется не только физически, а пожалуй в первую очередь психологически. С этой точки зрения рыцарские латы не просто выполняют свою утилитарную функцию, но служат символом всей эпохи, являясь отражением философии герметизма – тайного знания, знания о внутреннем мире человека.
Порой можно столкнуться с точкой зрения, что подчеркнутые, подчас нарочитые формы готического костюма обусловлены прежде всего безмерно возросшими амбициями знати. К примеру, бытуют истории о том, что остроконечный головной убор ввела в обиход некая фаворитка дабы возвышаться над окружающими или казаться стройнее своих соперниц, а обтягивающие панталоны или длинные носки обуви распространились с легкой руки некого придворного, стремившегося подчеркнуть достоинства, либо напротив скрыть недостатки своей фигуры. Разумеется, описываемые прецеденты наверняка имели место, поскольку такова жизнь и человеческая природа, которая дает о себе знать во все века. Однако подобные мотивы по отношению к рассматриваемым нами явлениям могли явиться лишь внешними толчками, и можно не сомневаться, что соответствующие элементы получили бы распространение в любом случае: Почему? Потому что за ними стоит нечто большее, нежели индивидуальные мотивы и пристрастия – за ними стоит дух эпохи.
|
Средневековый часослов – Апостолы, фрагмент
|
Платье от Zuhair Murad
|
Одним из наиболее разительных проявлений этого духа служит особое отношение к свету. Пожалуй, ни в одну эпоху истории человечества не уделялось такого внимание феноменам света и цвета, как в «темные» века. Так, готический остроконечный головной убор, окутанный прозрачной вуалью, подобен конусу лучей света, нисходящих на голову и женский лик. Кроме того, ниспадающая с вершины женского головного убора газовая вуаль – «дымка» – символ облаков, небесной сферы. А небесное тождественно возвышенному, духовному. Именно поэтому особый головной убор, в частности знаменитый фригийский колпак, служит символом причастности к посвящению, к тайным герметическим школам. К тому же, на символическом уровне это еще и перевернутый сосуд или чаша, из которой на землю изливаются блага в виде несущего плодородие дождя, символически тождественного солнечному свету, откуда вероятно во многом и проистекает символика рога изобилия.
Говоря об образе солнца как источника жизни, можно указать на отмеченное русскими религиозными философами сравнение, что если православие воплотило символику тепла, то западное средневековье, католичество – символику света. С этим связаны и различия в костюме: в русском климате главное – тепло, тогда как Италия и южная Франция, где берет начало средневековая эстетика, знаменуют световую стихию.
|
Рогир ван дер Вейден – Женский портрет
|
Мужской головной убор 15-го века
|
При анализе роли и символики цвета в костюме обращает на себя внимание геральдическая одежда мипарти. Предметы этой одежды делятся на две или на четыре части различных цветов, входящих в число основных цветов геральдики. Символически этим четырем первичным цветам соответствуют четыре базовых психологических функции. Теория типов, базирующаяся на античном учении о четырех темпераментах, была детально разработана в эпоху средневековья и нашла отражение в геральдике и в картах Таро, а в 20-м столетии обрела новое дыхание в интерпретации К.Г. Юнга.
Учение о четырех стихиях, исторических периодах (четырех «веках»), временах года и суток, и т.д., находит отражение и в красочном средневековом изображении из часослова Братьев Лимбург, традиционно помещаемом на обложки книг по истории костюма. Четыре различных оттенка голубого-синего-черного соответствуют цвету неба четырех основных времени суток. Вероятно, именно этот аспект цветовой символики имел в виду Фулканелли, подчеркивая символическое тождество черного и голубого.
Кроме того, геральдика и в том числе геральдический костюм основаны еще на одной важной для психологии теме – фигуры и фона, которая была детально разработана школой гештальт-психологии, другой известной психологической школой 20-го века. Так, готический собор несомненно представляет собой «фигуру» на фоне средневекового города. Аналогичным образом возвышает и подчеркивает фигуру человека головной убор и утонченный силуэт готического платья. При этом следует отметить, что четырехчастное цветовое деление предмета готической одежды, будучи рассматриваемым как фон, дает нам центральную фигуру креста.
|
Табард
|
Геральдическое платье –
Историческая реконструкция
|
Использование чистых первичных цветов при передаче одежды: красного, зеленого, синего и желтого повсеместно встречается в живописи Готики и возрождения, к примеру таких, Сикстинская мадонна. Однако помимо основных спектральных цветов, несущих наиболее разработанную символику, средневековье использует обилие чрезвычайно тонких оттенков цвета – и в костюме, и в живописи, и в готических витражах. Тот же смысл, что в диапазоне зрения несет многоцветие, в сфере звука заключает в себе многоголосие, средневековая полифония, символизируя неисчерпаемость возможностей Творца.
И все же, не только образы света, но и образы тьмы в эпоху Готики отнюдь не случайны. При слове «средневековье» невольно возникают в сознании представления о разгуле всевозможной «нечисти», зловещие картины ада и призванные производить отталкивающее впечатление образы химер. Не удивительно, что многие, в том числе и сегодня, воспринимают эпитет «темный» исключительно в негативном аспекте.
Тем не менее, возможны и другие трактовки этого понятия. К примеру, средневековье – эпоха анонимности, безвестности, что тоже безусловно является одним из проявлений «тьмы». Почему строители великих соборов не оставили нам свои имена? Прежде всего потому, что эти люди действительно верили в Бога и не приписывали собственному эго заслуг творения чего бы то ни было. В то же время они являлись носителями тайного знания: как подчеркивают исследователи и продолжатели древней традиции, в частности Рене Генон: тайного не в смысле скрытого от непосвященных, а сопричастного великой Тайне бытия. Глубинные в прямом смысле слова аспекты символики этой таинственной тьмы наглядно отражены, к примеру, в образе «Черной Мадонны» – символа плодородной матери-земли, алхимической первоматерии и извечной женской тайны, скрывающей в своем чреве новую жизнь – чьи статуи сами по себе хранились надежно сокрытыми в подземных галереях средневековых соборов.
|
Черная Мадонна
|
Цвета в средневековом костюме
|
Эта тайна – бездонная глубина мироздания и человеческого сердца, на которую указывали и течения последующих эпох, в особенности романтизм 19-го века, а вслед за ним и современный «темный романтизм». Но если романтизм прошлого и настоящего, это скорее ностальгия по утраченной тайне, то в Готике тайна живет: для человека той эпохи это актуальная реальность, можно сказать – действующее лицо повседневности.
Поскольку речь зашла о темном романтизме, нельзя не признать, что слово Готика в современном словоупотреблении невольно заставляет нас обращаться к альтернативной культуре, отношение к которой далеко не однозначно. Однако говоря об этом явлении самое время вспомнить о том, что и сами по себе средневековый менталитет, христианское мировосприятие и заповеди любви альтернативны – они своего рода «асимметричный ответ» миру бремени и закона. Но между этими явлениями существует и другая связь. Ведь современные «неформальные объединения» – не что иное как наследие древних инициастических союзов, готовящих к молодых людей к вступлению во взрослую жизнь, и посвятительных мистериальных школ, готовящих человека к вступлению в жизнь вечную. А кажущийся присущим этим группам с точки зрения представителей старшего поколения нигилизм, это тоже одна из форм проповеди свободы и преодоления сковывающих людей суеверий, предрассудков и ограничений, которыми в наш «просвещенный век» кажется столь изобилующим средневековое сознание.
Но быть может, само наше одностороннее восприятие готической эпохи являет собой предрассудок, и начав видеть те отдаленные времена в новом (а точнее изначальном) свете, мы сможем увидеть и смысл современных нам «темных веков». Что ж, пусть средневековье послужит источником вдохновения и для нас – для тех, кто ищет в окружающем мире красоты и смысла. Для всех, в ком жива готическая устремленность в небеса.
|
Лоренцо Коста –
Портрет девушки с собачкой
|
Современная Готическая мода
|
Иллюстрации взяты из книг по средневековому искусству, а также с сайтов: Академия изящных искусств (academy.chelkon.org), Библиотекарь (bibliotekar.ru), Храм Готики (gothictemple.net), Осинка (osinka.ru), NoNaMe (nnm.ru/), Liveinternet.
Возможно о некоторых источниках я забыл упомянуть. В этом случае приношу извинения авторам других веб-ресурсов, если не привел на них ссылки. Ведь как известно, заблудиться в сети нетрудно, гораздо важнее не заблудиться, а точнее – найти свой путь – вне ее. В любом случае:
Спасибо всем, кто несет в этот мир прекрасное.
НМ
«Последнее редактирование: 23 Сентября 2015, 11:06:34, Ярослав»
« #3 : 23 Января 2010, 14:20:09 »
Как я люблю, когда важнейшие смысловые дуги сегодняшнего дня протягиваются через (как нам кажется, малозначащие) детали иной эпохи. Ненавязчиво, полунамёками. Это пушкинский и чеховский стиль. И это высший пилотаж в литературе: не в лоб, не прямыми лозунгами, а окольными тропами (на поверку - самыми короткими и самыми нужными) находится путь к сердцу читателя. Это свидетельство уважения к творческому духу воспринимающего, которому ничего не надо разжёвывать, но достаточно просто рассказать о... средневековом костюме. Браво! Я получил не только огромное удовольствие, но вскрыл в своей душе ещё один мне неведомый пласт. Я его пока не могу вербализировать, но (знаю по опыту) он начнёт приносить плоды (чую чутьём, которое меня пока не подводило): "горячку вдохновения" узнаю по первым предрассветным запахам... Твоё слово начинает прорастать внутри по каким-то неведомым мне своим законам...
__________________________________________ Преображение хаоса в космос – это и есть культура. "Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели. Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 14 Апреля 2013, 03:17:09, Ярослав»
« #4 : 20 Октября 2010, 21:31:58 »
Впрочем, обе эти способности – летать и петь объединяет их связь со стихией воздуха, которая символически тождественна небу. Интересно, что индийская культура выделяла отдельно сферу воздушного пространства, и деление мира тоже было трехчастным: мир людей(сфера земли), мир богов(небесная сфера) и воздушная сфера, связывающая богов и людей, которая символизировала жертвоприношение. Ведийских богов делили по этим сферам: есть божества земные, небесные и атмосферные. И если рассматривать "птицу" - как обитателя воздушной сферы и в то же время как носителя голоса, то можно связать образ птицы с образом пророка или поэта: того, кто соединяет мир человеческий и мир божественный своим голосом. В Индии не уделяли "птице" такого внимания, более того, на санскрите слово "птица" по морфемной семантике переводится как "идущий по небу". Но вот к Божественной Речи отношение индийцев по-настоящему особенное. В Ведах Речь оживает, и относят ее именно к Атмосферной части мироздания. примеру, рукава и другие отверстия в одежде символизируют отверстия человеческого тела. Орнамент, защищая эти самые ответственные зоны и одновременно привлекая к ним внимание – как бы приглашает нас проникнуть в интимный внутренний мир. А в каких еще культурах есть особое отношение к отверстиям человеческого тела? Например, в Индии считается, что отверстия нужно защищать, через них могут проникнуть в человека злые духи и проклятия. Поэтому индийцы всегда носили много украшений, в частности прокалывание ноздрей связано с защитой отверстий: в Индии украшения защищают хозяина от дурных, завистливых взглядов, принимая их на себя. Из-за этого ювелиры принадлежат одной из самых низких каст (имеют дело с тем, что вызывает в людях дурные чувства: алчность, зависть, к тому же хранителями драгоценных камней были подземные змеи-наги, существа отнюдь не светлого происхождения). Так же из-за этого украшения не передают по наследству и есть мода на потерю или поломку украшений - активно продаются стеклянные браслеты: сломанное украшение уносит с собой в небытие все дурное, что оно притянуло. А прокалыванию ушей посвящен особый обряд.
___________________________________ Красота – это память о лице Бога. Александра Таран
«Последнее редактирование: 21 Октября 2010, 00:52:18, Саша»
« #5 : 15 Ноября 2010, 01:22:37 »
Н. А. Бердяев.
Средние века - самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры. Ночное сознание средневековья было полно прозрений, и в иных своих точках средневековье приближалось к несказанному. Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, отрицавшая сладострастье земное и утверждавшая сладострастье небесное, одинаково породившая идеал монаха и идеал рыцаря, феодальную анархию и Священную Римскую империю, мироотрицание церкви и миродержавство той же церкви, аскетический подвиг монашества и рыцарский культ прекрасной дамы, - эпоха эта обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешённые проблемы: прежде всего проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию. Душа средневековья - чувство покорности Господу, рыцарская верность Богу, Христу и Деве Марии - предметам любви. Во имя мистической покорности воздвигали люди средневековья готические храмы, устремлённые ввысь, шли в крестовый поход освобождать Гроб Господень, пели песни и писали философские трактаты, создавали чудесный, полный красоты культ, любили прекрасную даму. Душа средневековья женственна, покорна Богу, отдаётся Христу, и она же рыцарски мужественна в своём походе против врагов Господа. Романтики всегда возвращались и будут возвращаться к средневековью, видят там родственное себе томление. О, мы прекрасно знаем, что средневековые люди были полны грубости и жестокости, что средневековая теократия была подменой власти Божьей властью человеческой, что с веками этими связана инквизиция и суеверия, но всё это только подчёркивает двойственный и сложный характер эпохи.
Эпоха, проникнутая сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ Мадонны и влюблённости в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью мировой души.
_______________________________________________ Роза Мира не является новой религией и новой культурой, но ансамблем и диалогом религий и культур.
«Последнее редактирование: 23 Ноября 2010, 20:43:11, ВОЗ»
|