Итак, диалог.
Теоретически разговаривать можно только с представителями ислама, церковного протестантизма и католичества.
С иудейством ни о каком диалоге не может быть и речи. И дело не в том, что они пользуются масоретским текстом, а мы переводом семидесяти толковников (что исключает из православной традиции отношение к евреям по крови как к автоматически богоизбранному народу). Дело в том, что отношение иудейских толкователей к святым для нас Именам просто кощунственны.
Но, обо всем по-порядку. Что такое западное христианство сегодня?
Нынешние церкви Запада погрязли в «толерантности»; они боятся разговаривать с «мiром» как «власть имеющие», они давно уже в хвосте мировых процессов. В большинстве своем их сообщества состоят из завзятых гедонистов, страшащихся расстаться с комфортом.
Вот, как образно выразился об этом философ В.Семенко:
«Западное христианство выродилось, кончилось. Храмы закрываются, святыни распродаются с молотка. Рим утерял главное - сознание своей исторической правоты продолжателей апостольского дела, святой огонь той веры, что способна если не сдвинуть горы, то во всяком случае радикально изменить лицо эпохи, повернуть ход истории…
Эти потомки Карла Великого до смерти боятся двух вещей: 1) что их не похвалят евреи и 2) что их обидят мусульмане. Вот вам и все папство!
Когда мы вступаем в диалог с теми, кто мыслит себя наследниками западно-христианской традиции, можно ли признать за ними, хоть за кем-то, такое право? Или же мы обречены на то, чтобы разговаривать уже с какими-то полными вырожденцами, «постхристианами»?»
Впрочем, говоря об оживлении диалога между православием и католицизмом, о совместном противостоянии духу апостасии, речь, по-идее, должна бы идти о тех людях внутри западного общества, которые отдают себе трезвый отчет в том, что современное западное христианство во многом выродилось. С теми, кто готовы взглянуть реальности прямо в лицо. Такие люди на Западе есть, хотя и пребывают в подавляющем меньшинстве.
Но ведь не с ними-то ведется разговор!!!
Разговор, увы, ведется как раз с теплохладными, с теми, кто по своему духу мало в чем отличен от радикальных релятивистов, утверждающих в духе того, что «все, по-своему, правы».
Допустим, все-таки, разговор происходит с честными представителями западного христианства.
Если мы говорим об опасности бездуховности, то ведь в первую очередь необходимо будет поставить вопрос об истоках деградации.
О корнях европейской ментальности очень интересно высказался покойный историк В.Л.Махнач. Европейская ментальность представляет собою соединение скепсиса и рационализма. Это те 2 качества, которыми заразились латинские студенты в Университете Кордовы. Средневековая Кордова – центр иудейской и арабской учености, куда приезжали студенты-западноевропейцы в то время, как Константинополь сотрясала иконоборческая ересь (VIII-IX века). Тогда считалось, что обучение у иноверцев будет меньшим злом, нежели учеба в еретическом ВУЗе, вот фрязины и заразились от иудеев скепсисом по отношению к Писанию, то есть к основе собственной традиции. А арабы преподали им начала анализа, то есть аристотелевской логики. Вот эта гремучая смесь скепсиса и анализа и легла в основу того, что можно назвать западноевропейской ментальностью.
Что же потеряли католики?
«На протяжении многих веков рационалистическое сознание, оторванное от духовного опыта Церкви, не могло постичь тайну обожения, то есть того же Богочеловечества, но реализованного на духовном, а не на природно-сущностном уровне.
Соединение человека с Богом по природе, как мы знаем, невозможно, ибо между тварным и нетварным бытием - онтологическая пропасть.
Но соединение по благодати, о котором учит Церковь, означает, что, в отличие от природ, соединение которых означало бы прямой пантеизм, тварная и нетварная энергии, энергии Бога и человека все же соединяются неким таинственным образом, непостижимым при помощи чисто рациональных методов.
Весь опыт подвижников Церкви, весь колоссальный массив святоотеческой литературы, жития, богослужебные тексты - все это просто вопиет, что духовное, энергийное соединение человека и Бога («обожение») - и есть та высшая цель духовной жизни, без которой спасение невозможно и к которой в конечном счете устремлена Церковь воинствующая в своей земной активности». (В.Семенко)