(продолжение)
Гильотина как лучшее средство от головной боли, или Пеликаны на снегу…
По стране идет зловещая жатва: закрываются десятки педагогических вузов. В тех, кого пощадила рука министерского чиновника, закрываются кафедры, идет сокращение педагогического состава. Остаются, как всегда, наиболее «удобные», самые адаптивные и выносливые – потому что весьма заметно увеличивается часовая нагрузка на педагога. Увольняют тех, кем труднее управлять – а это нередко самые талантливые, опытные и принципиальные. Так вершится пресловутая «модернизация педагогического образования» …
Охотно верю, что среди закрытых педагогических вузов немало «неэффективных». Предположим, среди них есть действительно малоэффективные – признанные таковыми не по формальным признакам вроде не вовремя заключенных договоров об аренде того-сего, а за дело: те, где зачет или положительную оценку на экзамене можно получить за мзду, чьи выпускники не идут в школы, а пополняют ряды «менеджеров по продаже» - попросту говоря, продавцов, работников бухгалтерии и прочих «специалистов», кому дипломные корочки помогают «покрасившее» выглядеть в резюме при устройстве на работу. Конечно, проще закрыть вузы, используя демографическую яму, чем разбираться в причинах создавшейся ситуации и разрабатывать меры по ее исправлению, использовав кадровую передышку в системе образования. Но все же – так ли уж виноваты педвузы?
Можно понять институты, которые получили в 1990-е годы право сменить вывеску и гордо влиться в ряды университетов: новый статус давал немало преимуществ, а кто же от них откажется, тем более нищие педвузы, которые всегда финансировались на пределе возможностей! И пошло-поехало! Кого только не готовят новоиспеченные университеты, каких только факультетов с красивыми и модными названиями в них нет! А исследовательские институты внутри университетов! А всевозможные филиалы и курсы по подготовке и переподготовке! А иностранные студенты и аспиранты с их оплатой обучения в конвертируемой валюте, благодаря которой начальство живет ах как красиво! И готовят эти наши университеты кого угодно, кроме учителей!
Не буду говорить о факультетах, которые хуже знаю. Возьму «худграфы», на одном из которых проработала 33 года, с их извечной, то тлеющей, то вновь разгорающейся батрахомеомахией «художников» и «методистов». Можно сколько угодно осуждать педагогов-художников, которые приходили на должности сначала старших преподавателей, потом доцентов, а потом и профессоров, не имея никакой педагогической подготовки. И умудрялись известным способом получать ученые степени, не будучи учеными. Эти факультеты – лучшее доказательство очевидной, хотя и вслух не признаваемой истины: подготовка педагога, хотим мы того или нет, идет по системе «делай, как я». Если любой педагог попристальнее всмотрится в себя, он не сможет не признать: никакие методики с педагогиками не оказали на него такого влияния, как пример любимого учителя. Мы все склонны к воспроизведению той системы, в которой сами были обучены. Тем более в тех случаях, когда профессиональной педагогической выучки не прошли. На худграфах большинство художников, кроме прирожденных педагогов, таких как, например, Борис Михайлович Неменский, может готовить только себе подобных. И как они могут готовить педагогов, если их собственный педагогический опыт основывался на той системе обучения, которую они сами прошли в художественном вузе?! Естественно, они и приносят с собой эту систему, и учат будущих учителей, как художников, и гордятся теми выпускниками, которые стали членами Союза художников! Было всегда и остается сегодня их затаенной мечтой стремление в педвузе организовать ма-а-аленькую академию художеств. И чтобы не мешали эти надоедные методисты и настырные искусствоведы правильно, достойно – «творческим дипломом» - картиной или серией графических работ! – завершить тот процесс обучения на факультете изобразительного искусства, который начался на приемных экзаменах, где на особых экзаменах отбирались самые подготовленные или хотя бы обладающие специальной одаренностью
в области изобразительного искусства. Заметим на полях:
никаких специальных экзаменов на одаренность педагогическую в советском педвузе отродясь не было. И в российском нет! В нашу рыночно-потребительскую эпоху извечное для этих факультетов противостояние между «художниками» и «методистами» не могло не завершиться победой первых: именно эти факультеты стали приносить педвузам самые ощутимые прибыли. Сохраненная вопреки «мировому тренду» русская художественная школа привлекает к нам сотни и сотни учащихся с Востока, который «заболел» тягой к европейскому изобразительному искусству. Теперь деканы факультетов изобразительного искусства, получив в руки не только бразды правления, но и «материальные рычаги» и пользуясь безоговорочной поддержкой ректората – кто же от живых денег откажется?! – обрели вожделенное право единолично определять политику факультета и спокойно выживают всех, по тем или иным причинам неугодных и неудобных. И прежде всего - тех, кто пытается хоть как-то сохранить ориентацию процесса обучения на школу.
Желаете доказательств? Решите задачу: на факультете изобразительного искусства из четырех кафедр – художественного образования, декоративно-прикладного искусства, рисунка и живописи две должны быть слиты в одну. Как вы думаете, какие? Конечно, первые из названных. Хотя на первой – история искусства, создающая базу гуманитарно-художественной образованности, методика преподавания, музейная педагогика, а на второй обучают различным видам художественной деятельности, которую так любят и школьники, и дошкольники! Зато «творческие» кафедры, задача которых всего лишь познакомить с опытом и основами художественного творчества, конечно, остаются в полной сохранности.
Можно спеть песню безумству храбрых, в этой ситуации вступавших в борьбу за будущего учителя, можно написать еще одну статью (это уже самоирония!), но «против лома нет приема, если нет другого лома»! Говорят, в какой-то речи бывший доцент университета в те дни президент Дмитрий Медведев сказал, что педвузы не нужны, поскольку любой предметник - выпускник «большого университета» - может преподавать в школе. Не знаю, сама этого заявления не слышала, но произошедшие события говорят о том, что оно было возможно: институты - то закрыли!
Хорошо помню, как на пороге 1990-х расцвела педагогическая мысль. И опять – только о том, что знаю лучше всего, об именах, людях, идеях самых ярких и продуктивных: Л.М.Предтеченская с М.С.Каганом придумали новый предмет – мировую художественную культуру, Б.М.Неменский – редкая личность художника-педагога в высшем смысле этого слова – напомнил о том, что преподавание искусства в школе – самый эффективный путь воспитания взращиваемой души. Вслед затем началась гуманитаризация – гуманизация не только школьного, но и вузовского учебного процесса. Кафедры художественной культуры открывались в вузах самых разных профилей, и «гуманитарная подушка» стала основой первых государственных стандартов вузовского образования! Кто и когда незаметно и ловко выдернул из-под системы педагогического образования эту подушку?
Но и в лучшие времена педвузы не были ориентированы на отбор людей с выраженной педагогической одаренностью. Неужели и сегодня мы не поймем: можно поменять содержание образования, разработать новые методики (ненавижу слово «технологии» в применении к человеку!) На это уйдут годы. Но ничего не изменится, пока не появится настоящий учитель.
Да, власть делает ставку на предметников – иными словами, информаторов. То есть не просто загоняет болезнь внутрь, а усугубляет ее. Как губят систему образования, лишая ее смысла, все бюрократические стандарты с их педагогическим воляпюком, напридуманным чиновниками от педагогики за последние два десятилетия. Как губит продуктивную идею единого государственного экзамена возведенная в сей высокий ранг любимая телеигра американских домохозяек, над которой мы потешались в 1960-1970-е годы. Только там премией были кофемолки и кухонные комбайны, а здесь угаданный или не угаданный ответ решает судьбу человека. А то, что информационным натаскиванием вместо обучения ставится на голову и разрушается весь учебный процесс, лишенный главного смысла, что в сознании выпускника школы безнадежно дробится на пазлы целостная картина мира и воспитывается осколочное, или «клиповое» – самое непродуктивное мышление – вроде никого и не интересует! Или, напротив, кого-то вполне устраивает? Добавьте к этому разрушительное воздействие криминогенной, агрессивной и по большому счету лживой «телекартинки мира», присутствующей в каждом доме. Чтобы уж довершить выполнение неизвестно (или известно?) чьего заказа полного разрушения личности, самое широкое распространение получили компьютерные «стрелялки». Как говорят осведомленные люди, эти игры были придуманы в свое время для того, чтобы разрушить глубинные табу человеческой психики – запрет на убиение себе подобного, которые приводили к массовому психозу американских солдат во время и по окончании войны во Вьетнаме. Сегодня «стрелялки» разрушают эти фундаментальные табу в психике наших детей и становятся механизмом массового производства отморозков, с наивным садизмом выкладывающих в интернет видеоролики с записью своих подвигов. В частности, например, издевательств над старой учительницей физкультуры…
Давайте посмотрим правде в глаза: авторитет учителя сегодня и правда упал ниже плинтуса. Ни одна учительская голова по объему информации не сравнится с компьютером, а тем более интернетом. Даже если она, эта голова, владеет новыми технологиями – это не заставит сегодняшних детей смотреть на нее с немым восторгом: они, нынешние, кажется, уже и рождаются с гаджетами в руках! Ну, в крайнем случае – под подушкой.
Ни один честный учитель не заработает праведными трудами ни палат каменных, ни даже крутой «тачки», что также могло бы поразить воображение его питомцев.
Что остается? Чем их взять, сегодняшних, прагматичных, целеустремленных и – как им кажется, – самодостаточных - это в лучшем случае, когда они хорошо «упакованы». А тем более других, лишенных возможности потреблять в обществе потребления, жадно провожающих глазами недоступные им принадлежности «красивой жизни» и ослепленных жаждой иметь их, ожесточенных этой жаждой? Нищий учитель для них – пример того, что нельзя, немыслимо жить честным трудом. И никакие благие призывы, услышанные от такого человека, который своей «неприспособленностью» вызывает их презрительное или в лучшем случае пренебрежительное отношение, не могут вызвать никаких не то что светлых чувств, но и простых позитивных эмоций. Так что же – тупик? Сдаемся на милость зла – победителя?
Да – если забудем, что все они, эти плюющие на все, и на нас с вами в том числе, гордо носящие драные джинсы и натягивающие на глаза капюшоны, говорящие на своем, не всегда нам понятном языке, выкладывающие в Интернет самые немыслимые свои подвиги, - наши дети, часто – заброшенные и одинокие, уходящие в соцсети и обманутые иллюзией общения, в глубине души ожидающие, жаждущие любви, тепла и доброго слова. Просто нужно уметь понять их. А главное – полюбить.
Я уже писала об этом, повторюсь: в борьбе добра со злом у нас есть два великих союзника – Вера и великая русская гуманитарная культура. Как человек православный, скажу: за тысячу лет православия были созданы такие духовные богатства, которых нам еще не на одну тысячу лет хватит. Два века русской светской гуманитарной культуры пополнили национальную сокровищницу Добра. Первый проводник в мир Добра – семья. Входящий в мир человек должен впитывать его с молоком матери – прежде всего в семье. А это значит, что сегодня, подняв рождаемость, мы должны распахнуть перед семьей настежь вход в эту сокровищницу. И понять: сегодня семья – наша главная забота, главная точка приложения сил всего мира русского и властей предержащих. Только получив в семье первую «прививку Добра», человек в школе не отвернется от него.
Но семья передает свое чадо школе. И там его должен встретить Настоящий учитель. Способный принять под крыло своих питомцев. Нет, не ангел, просто человек, окрыленный радостью любимого дела. Ради своих питомцев способный на самопожертвование – как легендарный пеликан, в раннем христианстве ставший символом жертвенной любви.