Начну с контраргументов.
"Неприятие реинкарнации, вытекающее из христианского видения целостного человека, было свойственно и всему святоотеческому богословию эпохи Вселенских Соборов. Так, св. Григорий Богослов мнение о том, "будто бы душа постоянно меняет разные тела, каждое сообразно прежней жизни", считал "пустой книжной забавой" (Св. Григорий Богослов, Песнопения таинственные. Слово 7-е, О душе)."
Из лекций о. Ал. Меня.Вот, пожалуй, самый главный аргумент христианского богословия против теории перевоплощений: единичность Христа (Богочеловека) и вытекающая отсюда единичность и неповторимость в истории каждой человеческой личности, включающей в себя и тело: воскресение во плоти, побеждающее смерть, а не перевоплощение в других телах.
Далее перейду к бердяевским возражениям (иногда кажущимся убийственными и неопровержимыми для концепции Розы Мира).
Почему опять Бердяев, потому что:
1. Сейчас его плотно перечитываю - и он под рукой и в памяти;
2. Потому что Бердяев - главный антипод-близнец Даниила Андреева в русской религиозной философии (на этом настаиваю!)
Все цитаты здесь взяты из двух работ Н.А. Бердяева (лучше их прочитать полностью, чтобы убедиться в обоснованности бердяевской аргументации и в очень трудном преодолении её "сторонниками РМ"; но тем интереснее, тем интенсивнее работает мыслительный аппарат):
1. "Учение о перевоплощении и проблема человека".
2.
Философия свободного духа (в первую очередь глава:
Теософия и гнозис).
"Перевоплощение в одном плане, т. е. в этой земной жизни и ее истории, сталкивается с идеей личности, в которую входит и тело человека, и его неповторимое, единственное лицо."
"Существование человека в этом плане мира - есть лишь момент его духовного пути. Учение об одноплановом перевоплощении, в сущности, остаётся в этом времени и не знает выхода в вечность."
(Здесь - позже, когда попытаюсь выйти в "объём", где полярные точки зрения могут оказаться лишь противоположными гранями одного "кристалла истины", - важно понимание, что есть "тело" и что есть "время"; и то и другое вовсе не очевидно и имеют разные планы существования в нашем мире; именно в нашем, а не в ином: и для одного "тела" и "времени" справедлива одна установка, а для другого - другая.
Примечание автора ветки.)
"Учение о перевоплощении, в сущности, ничего не объясняет и не решает проблемы бессмертия, потому что не сохраняется памяти о предшествующих перевоплощениях, необходимой для единства личности. Припоминание предшествующих перевоплощений бывает очень редко, этого дара лишено большинство адептов перевоплощения, да и припоминание это в большинстве случаев настолько произвольно, что производит впечатление выдуманного."
(Здесь, как и в случае с "телом" и "временем", важно определиться, о какой памяти идёт речь; память бывает разная; и физическая память и память личности вовсе не идентичны.
Примечание автора ветки.)
"В индусском религиозном и философском сознании проблема личности не была по-настоящему поставлена и решена, она принадлежит христианству. Это и есть точка столкновения учения о перевоплощении с христианством. Для христианской эсхатологии человеческая личность приобщается к вечности и наследует вечность. Учение о перевоплощении оставляет во времени, в космическом времени. Если Бог есть божественный космос, то не может быть выхода из времени в вечность, ибо пребывание в космическом процессе есть пребывание в Божестве. Победа над временем, выход к вечности предполагает, что Бог над космосом и не отождествим с космической жизнью."
"Перевоплощение противоположно христианской идее богочеловечества. Только христианство ставит и решает проблему бессмертия человеческого, человека, взятого в его целостности, бессмертия личности."
"Для христианства проблема бессмертия есть проблема воскресения. Бессмертие человека, как целостного существа, мыслимо только как воскресение."
"Телесный образ человека, конечно, не в материальной его тяжести, восстановим лишь через воскресение. Христианство учит не о натуральном бессмертии души, а о воскресении целостного человеческого существа через искупление, через крест и воскресение Христово."
"Учение о перевоплощении есть отрицание трагизма смерти и примирение со смертью как благостным моментом космической эволюции. Христианство же есть признание трагизма смерти и борьба со смертью."
(В следующих аргументах мы выходим на уже другую тему: на связь человеческой судьбы (личной и исторической в целом) с иерархиями иных планов бытия. И как здесь важно не впасть в мистический натурализм! не заслонять верой в "лазоревую звезду" ("россианством") Бога и Христа.
Примечание автора ветки.)
"Теософическое учение о перевоплощении связано с демонологией. Употребляю слово демон в античном смысле. Человек целиком остается подчиненным космическим силам и иерархиям, духам и демонам природы. Судьбой человека водительствует не Христос, не Бог, а космическая иерархия. Но это означает возврат к дохристианскому сознанию."
"Христианство освободило человека от власти космических сил, избавило его от демонолатрии и подчинило его судьбу непосредственно Богу. Это было величайшее деяние, совершенное христианством, которое должны признать и неверующие. Учение о перевоплощении как странствовании душ по космическим коридорам ставит космос между человеком и Богом, – между человеком и Богом лежит космическая эволюция."
"Христианство ставит человека непосредственно лицом к лицу перед Богом. Отношения между человеком и Богом – личные и драматические, ибо и человек – личность, и Бог – личность. Эти отношения нельзя понимать эволюционно. Всякое эволюционное понимание означает засилие и господство космоса. Христианское учение совсем не признает, что ангельские иерархии руководят человеческими судьбами, как думают теософические и оккультические учения."
"Теософия принуждена отрицать бесконечное значение индивидуальной души, она не признает непреходящего значения за индивидуальным именем человека. Она не приняла внутрь себя христианского откровения о личности, осталась в периоде дохристианском и внехристианском."
(О индивидуальном имени, как и о индивидуальном теле - поговорим ниже. Пока только запомним это - "индивидуальное имя".
Примечание автора ветки.)
"Смысл и индивидуальность истории связаны с однократностью ее событий, прежде всего с однократностью явления Христа. Вся конкретная духовная жизнь основана на этой единичности, однократности и неповторимости. Индусское, дохристианское сознание не видит личности и не понимает истории, потому что не знает единичности, однократности и неповторимости. Совершенно так же и теософия не знает личности и не понимает смысла истории. Она находится во власти дурной бесконечности и повторяемости. Она не хочет знать конца, божественной вечности, от которой получает свой смысл все единичное, личное в истории. Кошмар бесконечных эволюции есть отрицание всякого смысла единичного и личного бытия."
"Теософия - космична, она и человека и Бога познает как космический процесс. Христианство же прежде всего исторично, оно освобождает познание Бога и человека от подавленности космической безмерностью, оно утверждает единичность и однократность, на которых и основана история в отличие от природы."
(Ниже следует большая цитата о карме, где уже намечается тот "объёмный смысл", который вопреки в
идению автора цитаты позволяет совместить без ущерба для обеих сторон идею перевоплощения, понятие кармы и христианского персонализма и христианской благодати. Для этого нам надо опять рассмотреть такие "понятия", как "время", "вечность", "тело", "материя", "закон", "память" и т.д. и обнаружить, что и в нашем мире эти понятия двоятся и говорят о разном "времени", "теле", "памяти", "карме" и т.д.
Примечание автора ветки.)
"Карма есть естественный закон духовной эволюции, выражение подзаконности безблагодатной человеческой судьбы и вместе с тем карма есть закон справедливости, справедливое воздаяние, пожинание последствий посеянного, изживание содеянного. Для теософического сознания закон природы и закон нравственный совпадают. Вы можете считать кошмарной и безысходно мрачной перспективу бесконечных кармических перевоплощений и эволюции, но самое теософическое учение основано на оптимистическом предположении, что в естественной эволюции духовных миров всегда осуществляется благой закон, всегда торжествует космическая и божественная справедливость. Теософия не видит вторжения свободно-иррационального начала зла в мировую жизнь и потому не нуждается в благодатном освобождении от власти зла. Все трудовое, нет ничего дарового. Благодать - даровая, и потому для теософии она непонятна и неприемлема. Кармическая справедливость, подчиняя человека естественной космической эволюции, отрицает также творческую избыточность. Человеческая природа призвана не к творчеству, а к развитию, к эволюции, к изживанию в будущем прошлого. Христианство во всем этом радикально отличается от теософии. Христианство есть религия благодати, преизбыточествующей и даровой благодати. В тайне искупления преодолевается кармическая подзаконность и кармическая справедливость человеческой судьбы. Христианство есть религия любви, а не религия справедливости. В христианстве преодолевается закон - и закон природы, и закон справедливости. Человек, приобщенный к тайне искупления, человек, принявший в себя Христа и к Христову роду причастный, не подвержен уже кармическому закону, не принужден уже в будущем, в бесконечных эволюциях, изживать прошлого, преодолевать его закономерным, справедливым, длительным процессом. Разбойник на кресте, мгновенно обратившийся к Христу, не подвластен уже кармической закономерности и справедливости, он в один миг проходит духовный путь, который по закону духовной эволюции и закону справедливости должен был пройти в длительном ряду перевоплощений, он, проживший грешную, преступную жизнь, будет с Христом в раю, в лоне Отца Небесного. С теософической точки зрения необъяснима и неприемлема судьба евангельского разбойника, хотя теософы и говорят о сокращении кармы. В судьбе разбойника отменяется закон кармы. И глубочайшая сущность христианства - в этой отмене закона кармы, в благодатном преодолении подзаконной судьбы человека. Христианство изымает человека из-под власти времени и временных процессов. Теософия же оставляет человека во власти времени и временных процессов. Ни в одной теософической книге нельзя найти не только решения, но и постановки проблемы отношения времени и вечности. Теософия как будто знает бесконечность, но не знает вечности. Человек остается отделенным от Бога бесконечностью космического процесса, он не приобщается мгновенно к вечности, к Божественной жизни, он остается прикованным к жизни космической. Христианская церковь ставит человека непосредственно лицом к лицу перед Богом и открывает путь непосредственного богообщения."
(Следующие цитаты выводят нас на тему иррациональности и безосновности зла, о невозможности понимания зла в рационалистическом плане вообще. Эту тему очень хорошо б увязать с другими ветками, где она уже поднималась, в частности:
"Ф. Достоевский. Сон смешного человека" и
"Террор".
Примечание автора ветки.)
"Христианство менее оптимистично, чем теософия, потому что признает иррациональное начало зла в мире и не верит в естественную благостность закона духовной эволюции. И христианство бесконечно радостнее и светлее теософии, потому что верит в благую весть об избавлении от зла мира и о наступлении Царства Божьего. Идея Царства Божьего не играет никакой роли в теософическом учении. Эсхатология остается нераскрытой. Теософическое учение о карме, о бесконечных эволюциях и перевоплощениях и даже слиянии с безликим Божеством не дает разрешения конечной судьбе человека. Искупление для теософического сознания как будто бы не совершилось, так же мало совершилось, как и для сознания индусского, хотя теософы живут в христианскую эпоху мировой жизни. Для теософов мир остается заколдованным в магии, в магической необходимости."
"Теософия соблазняет тем, что отрицает учение о вечных адских муках, столь неприемлемое для нравственного сознания современного человека. Она соблазняет также попыткой решить вопрос о происхождении, развитии и судьбе души, которое в церковном сознании не имеет определенного и приемлемого разрешения. Соблазняет также теософия примирением между верой и знанием, религией и наукой. На поверхности остаются те, которые думают, что проблема гнозиса разрешена официальным богословием."
(И последние две цитаты впрямую вводят нас уже в тот "смысловой объём", где возможно совместить обе стороны, хотя сам автор цитат этого ещё не видит.
Примечание и выделение жирным шрифтом автора ветки.)
"Мы защищены толстокожестью, нечувствительностью, отсутствием органов для восприятия того, что для нас опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть защитой, как и знание. Если бы могли увидеть и узнать в мире то, чего мы не видим и не знаем, то мы бы не выдержали этого, мы были бы растерзаны стихиями мира. Ясновидение опасно, оно могло быть доступно лишь немногим, и оно предполагает большую духовную подготовку. Человек не выдержал бы, если бы видел ауру окружающих людей.
Но могут наступить времена, когда незнание станет опаснее знания, толстокожесть опаснее чуткой восприимчивости. Прагматический смысл незнания может потерять свое значение. И тогда вступает в свои права прагматизм знания. Знание нужно, чтобы защищать себя от враждебных сил мира. Нужно не только механическое знание природы, вооружающее нас техникой, но знание внутренней жизни космоса, внутреннего строения мира. Для знания этого человек должен быть духовно укреплен, должен иметь ум Христов, не естественный рациональный ум, о котором говорит Ватиканский Собор, а ум просветленный. Тогда не грозит человеку опасность быть растерзанным космическими стихиями, попасть во власть демонов. Христианский гнозис есть гнозис, основанный на приобретении ума Христова, на богочеловеческом познании во Христе и через Христа. И мы уповаем, что такое познание возможно. Лжеимянной гнозис можно победить только истинным гнозисом, гнозисом Христовым. Этому поучают нас христианские мистики.
Наступают времена, когда нейтральная наука уже будет невозможна, когда наука будет или христианской, или черной магией."
"
Ложной теософии нужно противопоставить истинную христианскую теософию."
Конец цитат.В следующем посте перейду к поиску выхода из "безвыходных противоречий" сначала у самого автора аргументов против реинкарнации (он не только антипод, но и самый близкий Андрееву мыслитель!), а потом постараюсь изложить и свои аргументы "за", те что у меня появились в течение многих лет размышлений на эту тему и в том числе благодаря мысленному созерцанию диалога Бердяева и Андреева, который я и взял в качестве отправной точки для данной ветки.