Музыка Замка
Духовная музыка, католицизм

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 10 Ноября 2010, 22:55:25 »
За каждым примером приоткрывается своя область музыкальной культуры. Может быть, стоит показать что-нибудь более систематично? Например, григорианский хорал, или хоровую культуру строгого стиля, или Монтеверди, или органную музыку?
(См. ниже. Е. Морошкин)

С диска "CATHOLICISM in Music and Songs"

К сожалению ссылки на аудиофайлы на DivShare перестали работать (удалены).

Ниже даны ссылки на записи в нашей Фонотеке.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 07 Декабря 2015, 22:23:48, ВОЗ»

« #2 : 14 Ноября 2010, 15:15:22 »
Материал на диске хороший, да больно эклектически собран. Дам краткий комментарий, чтобы было понятнее, что это такое.

№ 4. Органная прелюдия, про композитора Франсуа Котрена мне ничего не известно. Вероятно, конец XVII века или начало XVIII.

№ 2. Мотет или часть мессы Клаудио Монтеверди (1567-1643), одного из самых радикальных новаторов в музыке первой половины XVII века.

№ 6. Колокола одного из европейских соборов. Нельзя не признать, что русские колокола звучат разнообразнее и интереснее.

№ 3 и 5 – аналог нашего духовного стиха, только на европейской почве. № 5 – в жанре французского шансона, № 3 – испанский (?) романс в слегка авангардной обработке, особенно в конце.

№ 1. Напоминает традиционную африканскую или южноамериканскую музыку, оригинальный текст в которой заменен на католический.


За каждым примером приоткрывается своя область музыкальной культуры. Может быть, стоит показать что-нибудь более систематично? Например, григорианский хорал, или хоровую культуру строгого стиля, или Монтеверди, или органную музыку?


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #3 : 14 Ноября 2010, 15:54:59 »
Спасибо, Евгений.
Ваши замечания интересны.
Видимо, диск "Католицизм" и создавался с целью показать спектр того, что можно отнести к "католической музыке". Отсюда его эклектичность.

...Мне нравится Ваша рекомендация "показать что-нибудь более систематично".

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 20 Ноября 2010, 14:58:52, КАРР»

« #4 : 15 Ноября 2010, 11:18:48 »
Начну с примеров григорианского хорала. Это самое раннее, что дошло до нас письменно из европейской культовой музыки. Фиксировалось это не современной нотной записью, а старинной, невменной, которую стали расшифровывать только в конце 19 века.

Музыка григорианского хорала звучит для нас непривычно, поскольку в ней не предполагается разделение на исполнителей и слушателей, она предназначена для общего действа, для вхождения в молитвенное состояние через интонирование богослужебного текста.

Предлагаю фрагменты Пасхальной вечерни в староримской певческой традиции.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2014, 12:35:42, Е. Морошкин»

« #5 : 15 Ноября 2010, 22:08:14 »
Еще несколько примеров: средневековая певческая традиция Миланской церкви (амвросианский хорал). Если в предыдущих примерах звучание было немного осовременено (добавлен глубокий басовый голос, создающий объемность звука), то здесь (за исключением последнего примера) строго выдерживается одноголосная мелодия, как это было в раннем григорианском хорале.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 02:31:06, ВОЗ»

« #6 : 16 Ноября 2010, 09:45:51 »
К григорианскому хоралу я еще вернусь. А сейчас – музыка Возрождения. Нужно учитывать, что музыка вплоть до начала 18 века была «младшим искусством»: те задачи, которые решались европейской живописью, литературой и зодчеством на высочайшем уровне, в музыке отражались ослабленно и с запозданием на несколько поколений. Поэтому и настоящий дух Возрождения, как мы его сегодня понимаем, раскрылся в музыке только к концу 16 века.

С необычайной для того времени свободой и яркостью новые качества музыки выявил Карло Джезуальдо да Веноза (ок. 1560 - 1613), итальянский композитор и меценат, друг Торквато Тассо. Распространенный тогда жанр пятиголосного мадригала (вокальный ансамбль на светские и духовные тексты) Джезуальдо наполнил особой сложностью и индивидуальностью чувствования, разработал для этого экспрессивный, интонационно насыщенный музыкальный язык. Теми же качествами обладают и его духовные песнопения (изданы в 1603 и 1611 г.)




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 17 Февраля 2014, 11:23:43, Е. Морошкин»

« #7 : 17 Ноября 2010, 17:28:08 »
Возвращаюсь к более ранней музыкальной истории.

Переход от одноголосного склада григорианских хоралов к развитому хоровому многоголосию занял несколько столетий. Он привел к формированию в начале 15 века строгого стиля, центром его развития сначала была Северная Европа («нидерландская школа»), а в 16 веке – преимущественно Италия.

Для образного строя С. с. типичны сосредоточенность и созерцательность, здесь отображается течение возвышенной, даже отвлечённой мысли; из рационального, продуманного сплетения контрапунктирующих голосов возникают чистые и уравновешенные звучания, где не находят места характерные для более позднего иск-ва экспрессивные нарастания, драм. контрасты и кульминации. Выражение личных эмоций мало свойственно С. с.: его музыка решительно чуждается всего преходящего, случайного, субъективного; в её рассчитанном мерном движении выявляется очищенное от мирской обыденности всеобщее, объединяющее всех присутствующих на литургии общезначимое, объективное.
(из статьи в муз. энциклопедии)

Кульминацией хоровой музыки строгого стиля стало творчество Палестрины (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, ок. 1525 – 1594). Для его сочинений характерны созерцательное спокойствие, душевная ясность, просветленность. Он автор мотетов, многочастных месс, духовных и светских мадригалов.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 17 Февраля 2014, 11:22:40, Е. Морошкин»

« #8 : 17 Ноября 2010, 19:50:19 »
И снова хорал раннего средневековья. На этот раз – фрагменты мессы в мозарабской (староиспанской) традиции. Подробнее о сосуществовании и развитии локальных хоральных традиций здесь.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2014, 12:38:37, Е. Морошкин»

« #9 : 19 Ноября 2010, 20:05:18 »
Первые дошедшие до нас образцы хорового многоголосия относятся к 11 веку. Постепенно оно стало вытеснять строго одноголосный григорианский хорал. Органум – первый из устойчивых жанров раннего двухголосия, где еще не установились строгие правила голосоведения, ставшие обязательными в последующие столетия.


Предлагаю записи с диска Organa and tropes of the 11-th century.

Les premieres polyphonies francaises. Organa and tropes of the 11-th century (Органумы и тропы XI в., Шартр. Все сочинения анонимны)
КОММЕНТАРИЙ. В основу настоящей записи положен Шартский манускрипт (Chartres 47, градуал X в.), погибший 26 мая 1944 г. Осн. корпус – хоралы, записанные в бретонской невменной нотации; содержит также небольшое кол-во двухголосных пьес. Поэтому, наряду с Винчестерским тропарем (конца X – начала XI в.), может считаться самым ранним НОТНЫМ памятником профессиональной многоголосной музыки (органума). Реконструкцию (транскрипцию и редакцию) рукописи для этой записи выполнил Wulf Arlt (Базель).





____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2014, 12:46:57, Е. Морошкин»

« #10 : 24 Ноября 2010, 23:54:19 »
На протяжении 15 и начала 16 веков средоточием новаторских поисков в области хоровой полифонии была нидерландская школа, ее представители работали во многих странах Европы. Ведущее место в иерархии культовых жанров занимала месса со сложившейся пятичастной структурой, распространенными жанрами также были мотеты и светские мадригалы.

Композитор Жоскен Депре (ок. 1440 - 1521) представляет полностью оформившийся к концу 15 века строгий стиль. Он автор 20 месс, около 100 одночастных культовых песнопений, а также светских произведений.

Прозвучит месса, за которой закрепилось название «La Sol Fa Re Mi».



Композитор А. Брюмель работал в Ферраре (Италия); он один из тех, чья деятельность привела к перемещению центра музыкального развития в Италию. Для его музыки характерно насыщенное многоголосное хоровое звучание, особую силу воздействия обретавшее в пространстве и акустике готического собора.


Agnus Dei из мессы Брюмеля.

https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/15/Brumel_05.MP3


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 21 Сентября 2020, 20:01:29, Е. Морошкин»

« #11 : 25 Ноября 2010, 09:23:53 »
Привожу в хронологический порядок представленный материал:

Раннее Средневековье – одноголосный хорал в староримской традиции, миланский (амвросианский) хорал, староиспанский (мозарабский) хорал

10-11 век – одноголосные и двухголосные песнопения из Шартского манускрипта

Конец 15 века – Жоскен Депре и Брюмель

Вторая половина 16 века – Палестрина

Конец 16 – начало 17 века – Джезуальдо

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 02:36:43, ВОЗ»

« #12 : 03 Декабря 2010, 20:33:29 »
Еще несколько примеров раннего многоголосия 12 века: органум школы Сен-Марсьяль, Лимож (так наз. аквитанская полифония). В последнем отрывке – образец ранней органной музыки (попытка реставрации, ориентируясь на средневековый хоровой стиль).




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2014, 13:14:57, Е. Морошкин»

« #13 : 11 Января 2011, 11:24:02 »
Несколько образцов хоровой полифонии Палестрины: «Месса папы Марчелло» (1555 год), Месса «Assumpta est Maria» и одночастная композиция «Stabat mater».






____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Февраля 2014, 13:22:49, Е. Морошкин»

« #14 : 22 Января 2011, 18:28:13 »
Остановлюсь более подробно на произведениях Клаудио Монтеверди (1567-1643), поскольку по ним можно проследить перелом в музыкальном мышлении, произошедший в первой половине 17 века. Монтеверди раньше других современников находил и ярче воплощал новые принципы, легшие в основу всего последующего развития музыки.

До конца 16 века главенствующим руслом профессионального творчества была хоровая музыка строгого полифонического стиля (его примеры – произведения Жоскена Депре, Брюмеля, Палестрины). В нем создавались сочинения как духовного, так и светского содержания, не очень отличавшиеся друг от друга стилистически. От этого стиля постепенно отделился стиль камерных мадригалов (в своем очень индивидуальном и крайне новаторском виде представленный в мотетах Джезуальдо). Музыкальные инструменты в это время использовались только для замены или дублирования отдельных вокальных голосов; чисто инструментальная музыка еще не сложилась как самостоятельный способ высказывания. Некоторые новые тенденции нарождались за пределами профессионального композиторства – в городском бытовом музицировании, в искусстве странствующих музыкантов, но в профессиональное творчество это проникало очень медленно.

На рубеже 16-17 веков возник новый жанр искусства – dramma per musica («драма с музыкой», впоследствии это стало называться оперой). Перед музыкой встали совершенно новые задачи, недоступные ни строгому стилю, ни мадригалу: обрисовка человеческих характеров, их индивидуальности, передача динамики драматического действия. Потребовалось коренное обновление выразительных средств; из оперы это распространялось на другие музыкальные жанры, стимулировало появление новых жанров, способствовало возникновению инструментальной музыки.

К моменту зарождения оперы Монтеверди был уже сложившимся композитором, в совершенстве владевшим традиционными стилями. Он включился в оперное творчество, став одним из самых радикальным реформаторов музыкальной речи. К сожалению, из множества написанных композитором опер до нас дошли только первая (1607) и две последние (1640, 1642). Найденные им в опере новые драматургические и языковые принципы (сам композитор дал им название stile concitato – «взволнованный стиль») он применил и для переосмысления жанра мадригала, ставшего в его руках подобием музыкально-драматический сценки, нередко динамично развивающейся и ярко психологизированной. Эти же тенденции проявились у него и в традиционных духовных жанрах.



«Духовный концерт» («Un concert spirituel») – большая одиннадцатичастная композиция для двух женских голосов и небольшого инструментального состава (несколько виол, орган, лютня; примерно так же выглядел и инструментальный состав в ранних операх). Своим музыкальным языком этот концерт близок первой опере Монтеверди, это позволяет датировать его первым десятилетием 17 века.

На раннем этапе поисков «взволнованного стиля» композитор стремится к передаче смысла каждой фразы в тексте, ее индивидуальной окраске. В результате получается несколько дробная музыкальная речь с постоянными сменами темпа, сменами выражаемых настроений. Именно настроений – эта категория вполне уместна по отношению к музыке Монтеверди, как не была она свойственна строгому стилю, и только очень условно можно говорить о настроении в мадригале 16 века.

Дробность развития, неоформленность самостоятельной мелодики сегодня затрудняет восприятие этой музыки. Но иногда здесь слышны и прорывы к строю музыкальной речи последующих времен. Так, в начале дуэта «O beatae viae» звучит ясная мелодия с определенным и рельефным рисунком, какая вполне могла бы появиться столетие спустя в какой-нибудь арии из кантаты И. С. Баха, да и позднее – у венских классиков. Впрочем, эта мелодия здесь не главенствует, быстро уступая место другим музыкальным эпизодам. Более цельно построен дуэт «Laudate Dominum», он почти целиком подчинен равномерной ритмической пульсации, что вскоре станет очевидной нормой композиторского мышления.


Части из «Un concert spiritual»:

Duo seraphim
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/01.MP3

O beatae viae
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/03.MP3

Fugge, anima mea
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/07.MP3

Ego flos campi
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/08.MP3

Laudate Dominum
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/10.MP3



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 06 Марта 2014, 22:21:19, Е. Морошкин»

« #15 : 22 Января 2011, 22:14:22 »
Монтеверди владел и мастерством полифонии строгого стиля, примером чему является Месса "In illo tempore". Стилистически она близка произведениям Палестрины. Есть, однако, черта, существенно отличающая Монтеверди от предшественников: это более упругая, целеустремленная драматургия музыкального развития. Если для строгого стиля в целом не было свойственно выделение кульминаций, напряженность музыки распределялась равномерно по всей временной горизонтали, то у Монтеверди в каждой из частей мессы (кроме первой) идет захватывающий подъем на кульминационные высоты, он сопровождается постоянным увеличением темпа, введением в оборот все более экспрессивных интонаций.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 06 Марта 2014, 22:15:03, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика