Остановлюсь более подробно на произведениях
Клаудио Монтеверди (1567-1643), поскольку по ним можно проследить перелом в музыкальном мышлении, произошедший в первой половине 17 века. Монтеверди раньше других современников находил и ярче воплощал новые принципы, легшие в основу всего последующего развития музыки.
До конца 16 века главенствующим руслом профессионального творчества была хоровая музыка строгого полифонического стиля (его примеры – произведения Жоскена Депре, Брюмеля, Палестрины). В нем создавались сочинения как духовного, так и светского содержания, не очень отличавшиеся друг от друга стилистически. От этого стиля постепенно отделился стиль камерных мадригалов (в своем очень индивидуальном и крайне новаторском виде представленный в мотетах Джезуальдо). Музыкальные инструменты в это время использовались только для замены или дублирования отдельных вокальных голосов; чисто инструментальная музыка еще не сложилась как самостоятельный способ высказывания. Некоторые новые тенденции нарождались за пределами профессионального композиторства – в городском бытовом музицировании, в искусстве странствующих музыкантов, но в профессиональное творчество это проникало очень медленно.
На рубеже 16-17 веков возник новый жанр искусства – dramma per musica («драма с музыкой», впоследствии это стало называться оперой). Перед музыкой встали совершенно новые задачи, недоступные ни строгому стилю, ни мадригалу: обрисовка человеческих характеров, их индивидуальности, передача динамики драматического действия. Потребовалось коренное обновление выразительных средств; из оперы это распространялось на другие музыкальные жанры, стимулировало появление новых жанров, способствовало возникновению инструментальной музыки.
К моменту зарождения оперы Монтеверди был уже сложившимся композитором, в совершенстве владевшим традиционными стилями. Он включился в оперное творчество, став одним из самых радикальным реформаторов музыкальной речи. К сожалению, из множества написанных композитором опер до нас дошли только первая (1607) и две последние (1640, 1642). Найденные им в опере новые драматургические и языковые принципы (сам композитор дал им название stile concitato – «взволнованный стиль») он применил и для переосмысления жанра мадригала, ставшего в его руках подобием музыкально-драматический сценки, нередко динамично развивающейся и ярко психологизированной. Эти же тенденции проявились у него и в традиционных духовных жанрах.
«Духовный концерт» («Un concert spirituel») – большая одиннадцатичастная композиция для двух женских голосов и небольшого инструментального состава (несколько виол, орган, лютня; примерно так же выглядел и инструментальный состав в ранних операх). Своим музыкальным языком этот концерт близок первой опере Монтеверди, это позволяет датировать его первым десятилетием 17 века.
На раннем этапе поисков «взволнованного стиля» композитор стремится к передаче смысла каждой фразы в тексте, ее индивидуальной окраске. В результате получается несколько дробная музыкальная речь с постоянными сменами темпа, сменами выражаемых настроений. Именно настроений – эта категория вполне уместна по отношению к музыке Монтеверди, как не была она свойственна строгому стилю, и только очень условно можно говорить о настроении в мадригале 16 века.
Дробность развития, неоформленность самостоятельной мелодики сегодня затрудняет восприятие этой музыки. Но иногда здесь слышны и прорывы к строю музыкальной речи последующих времен. Так, в начале дуэта «O beatae viae» звучит ясная мелодия с определенным и рельефным рисунком, какая вполне могла бы появиться столетие спустя в какой-нибудь арии из кантаты И. С. Баха, да и позднее – у венских классиков. Впрочем, эта мелодия здесь не главенствует, быстро уступая место другим музыкальным эпизодам. Более цельно построен дуэт «Laudate Dominum», он почти целиком подчинен равномерной ритмической пульсации, что вскоре станет очевидной нормой композиторского мышления.
Части из «Un concert spiritual»:
Duo seraphim
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/01.MP3 O beatae viae
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/03.MP3 Fugge, anima mea
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/07.MP3 Ego flos campi
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/08.MP3 Laudate Dominum
https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Un_concert_spirituel/10.MP3