Искусство слова
Перекличка стихов и не только: Сычёв – Таран

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Посвящаю это стихотворение новелле Сергея Сычёва "Ты придёшь ко мне умирать"

                          ***

            Закат разгорается. Осень.
            Чуть слышно шуршит метроном,
            тот вечный, что в сердце мы носим,
            еловым укутавшись сном.

            И утром, мы верим, затеем
            побег из любимой тюрьмы.
            Спасут нас засовы и двери,
            что втайне навесили мы.

            Ведь каждый здесь узник и стражник:
            других здесь никто не встречал.
            Собою не узнанный страждет.
            Забыт колыбельный причал.

            Заря расплывается. Солнце
            строкою бежит. И весна
            не знает, как осень смеётся –
            бездомной тоскою полна.

            В заката багряном колодце
            я видел себя из окна.

                                                            5 сент. 12

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 13 Декабря 2016, 20:31:15, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Не хочу показаться пафосным, но жутко понравилось. И ритм, и слог, и кажущаяся вполне естественной в контексте парадоксальность метафор. И собственные ощущения от прочтения тоже понравились ))) Чтение слегка наэлектризовывает. Будоражит подсознание (или сознание? не знаю точно, что именно), создаёт картинки в голове.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Мне тоже понравилось стихотворение.
Хотя не все ассоциации автора ясны.
Второй катрен... И третий...

...Вот что может раздражать в стихе Ярослава (меня в своё время тоже кто-то отругал за подобную вещь): ассоциации и ощущения личные автор как бы распространяет на всех ("втайне навесили мы", "каждый... узник и стражник" и т.п.
Человек может не узнать себя в лир. герое, а его как бы "насильственно" в него "запихивают".

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 06 Сентября 2012, 12:58:31, КАРР»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Татьяна, у нас с Ярославом уже был разговор на эту тему. Буквально вчера-позавчера (запутался в днях, простите за приблизительность хронологии). Ярослав пообещал внести  ясность для читателей. Ваши слова только подтверждают насущную необходимость этого  :)  Думаю, скоро всё прояснится. И так же уверен, что объяснение будет интересным.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

И так же уверен, что объяснение будет интересным.

Конечно.
:)

Путинцева Т


   Понравилось.
   Как раз ассоциации, ощущение и образы очень мне родные. В предыдущем стихе больше завораживал ритм, этакая "апокалиптическая поступь" - здесь другое.

Дух дышит, где хочет

Интересно слушать новые ноты в поэзии Ярослава, она стала по-иному мелодичной. Это стихотворение отражает его настоящее внутреннее состояние, освобождённое от того, что мешало ему вздохнуть новых сил и выразить себя посредством своей песни.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Ох, Марат... Спасибо, конечно. А если абстрагироваться от Ярослава, а просто по стихам (в данной конкретной ветке хотя бы) пройтись: разве видно по ним что-то уж совсем новое у автора? какой-то существенный прогресс? Я не вижу. И даже не вижу развития темы - в линейном смысле, но лишь новые проекции одной и той же темы. Дополняющие, но не вытекающие одна из другой.

Если бы стихи, творчество вообще так впрямую зависело от событий нашей жизни, оно было бы функцией жизни. Однако, творчество и поэзия не функция, но самостоятельная (параллельная, может быть) реальность. И ещё неизвестно, что больше на что влияет: события в жизни на творчество или события в творчестве на жизнь. Мне порою кажется, что второе. И жизнь подражает поэзии, а не поэзия - жизни. Во всяком случае, связь между ними не причинно-следственная и не отражательная.

И ещё: я никогда не воспринимал свои стихи как акт самовыражения ("выразить себя посредством своей песни"). Скорее, это они меня ведут (и используют мой "жизненный материал", как сырую глину) и мне помогают что-то понять и в себе, и в мире, а не я их использую как средство для самовыражения. Если уж говорить о "посредстве", то поэзия (не только авторское, но и читательское творчество, и на второе - несравнимо больше уходит и сил, и времени, и труда) - это способ самопознания (для меня), миропознания и в итоге - богопознания (сродни молитве).


Татьяна, спасибо:
Человек может не узнать себя в лир. герое, а его как бы "насильственно" в него "запихивают".
Да, два раза "каждый" во второй строфе - перебор, излишний нажим на читателя. Вернул вариант:
"Собою не узнанный страждет" (вместо: "И каждый неузнан и страждет").
Так и понятнее в целом: кто кем не узнан...

Там была ещё одна строфа (черновой вариант):

Закат и восход незнакомы,
не виделись осень с весной:
покой и удар метронома -
так вместе и врозь мы с душой (вариант: с собой).
(Был вариант вместо "не виделись осень с весной" - "движение и тишина", - и вся строфа чуть другая, соответственно; но я отказался от неё вообще и не стал развивать).

Я отказался от этой строфы - как от лишней расшифровки. Свобода читателя - необходимое условие творчества. А читательское творчество я люблю и ценю не менее, если не более, авторского. Читатель - полноправный сотворец и соучастник мистерии искусства. Диалог читателя с душой произведения ("художественным предметом") такой же творческий акт, как и диалог автора с читателем и автора с душой произведения. И без читательского (зрительского, слушательского и т.д.) творчества ни одно произведение искусства не может воплотиться в нашем мире.

Что же касается последнего стихотворения, то оно является развитием (одной из проекций) всей этой ветки, начиная с заглавного поста. Или вот - дополнительная перекличка (в двух проекциях), которая может помочь понять, о каком "узнике и стражнике" здесь речь. И почему таки - "каждый"...

О стихах как "проекциях" одного стихотворения, а также о читательском творчестве по отношению в том числе и к своим "вещам" (автор и читатель внутри "я" - тоже две разные проекции, две субличности одного целого; так же как автор-человек и автор-лиргерой) напишу позже и не в этой ветке. Это и есть то "объяснение", о котором сказал Сергей и которым я поделился с ним в ЛС.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Декабря 2014, 06:24:52, ВОЗ»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Ох, Марат... Спасибо, конечно. А если абстрагироваться от Ярослава, а просто по стихам (в данной конкретной ветке хотя бы) пройтись: разве видно по ним что-то уж совсем новое у автора? какой-то существенный прогресс? Я не вижу.

Ох, Ярослав! :) А я заступлюсь за слова Марата. Я сам хотел сказать о том, о чём сказал Марат. Потом решил лишь обозначить ощущение увиденной новизны и предложить другим читателям поделиться ощущениями. Потом решил не делать и этого, чтобы не наводить никого ни на какие мысли, чтобы у других была полная свобода собственного восприятия.

И вот комментарий Марата, который так совпал с моими ощущениями. Да, мы увидели здесь  нового Ярослава, увидели его новое внутреннее состояние, не известное читателю ранее. Очень симпатичное и жизнеутверждающее состояние. Так что, Ярослав, от этого факта ни нам, ни тебе никуда не уйти )))

P.S. Ты можешь отражать не себя в поэзии, но твоё эмоциональное состояние, твоё общее ощущение своего места под солнцем в текущий период времени никуда от тебя не уйдут и оставят заметный след в твоих творениях. К тому же было бы несправедливым, говоря о том, что отражаешь не себя, лишать себя права быть хоть немножечко творцом ))) Не в этом ли должен заключаться процесс со-творчества в высшем значении этого слова, при котором, отражая что-то высшее, мы пропускаем это через себя, таким образом отражая и частицу самого себя, со-творя? Иначе было бы просто тоскливо, думаю. Иначе не нужна была бы никакая человеческая индивидуальность.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 11 Сентября 2012, 07:42:59, Сергей С.»

А я заступлюсь за слова Марата.
А... на слова Марата кто-то нападает? Скажи только кто - сразу Козла отпущения забаню! У меня не заржавеет.

Да, мы увидели здесь  нового Ярослава, увидели его новое внутреннее состояние, не известное читателю ранее.
Ключевое слово - увидели. До этого мы немного другим были заняты: сужу по откликам в ветках со стихами, не только моими и не только стихами: тишина в течение трёх лет в большинстве таких веток, а сколько их у нас! Очень надеюсь, что теперь у нас найдутся силы и время (высвобожденные!) для того, чтобы ознакомиться с творчеством наших авторов более внимательно. Ведь столько есть открытий чудных!
Я всё мечтаю, когда мы начнём знакомиться с прекрасным проектом Евгения Морошкина "Перекличка вестников", обсуждать выпуски (и не только с этим проектом, много с чем). Просто у нас начинают высвобождаться душевные силы: мы вышли из сетевого "рм-поля" на деле, а не на словах. Новый этап.

Так что, Ярослав, от этого факта ни нам, ни тебе никуда не уйти )))
И не хотелось бы. Этот факт - факт начала общения, на новом этапе и в новом качестве. Будет очень хорошо, если такое общение состоится. Собственно, именно для такого общения - в точном смысле слова творческого - мы и делали наш портал с акцентом на интерактивную часть. Я очень рад, что спустя три года у нас начали прорастать первые ростки такого общения, форум стал потихоньку становиться "творческой лабораторией". И верю, что это только начало...
Что же касается моих стихов, то я не вижу в них особого прогресса (специально пролистал эту ветку с начала: да нет, всё о том же...). Да он и не нужен, прогресс, это же не линейная структура. Какой прогресс в искусстве (в космосе)? Смена времён года - это прогресс?

К тому же было бы несправедливым, говоря о том, что отражаешь не себя, лишать себя права быть хоть немножечко творцом ))) Не в этом ли должен заключаться процесс со-творчества в высшем значении этого слова, при котором, отражая что-то высшее, мы пропускаем это через себя, таким образом отражая и частицу самого себя, со-творя? Иначе было бы просто тоскливо, думаю. Иначе не нужна была бы никакая человеческая индивидуальность.
Отражаешь - не то слово просто. Познание не отражение, познание (любое) - творчество. Самопознание в том числе. Естественно, всё через себя и из себя - по-другому не интересно (ни себе, ни людям, ни Богу), но это не отражение. А на "отражение чего-то высшего" я не претендую: если такое и случается (если случается, не знаю), то это происходит помимо моей воли, как бы "случайно". И о таких вещах стараюсь не думать вообще (мешает). Человеческая индивидуальность (лучше - личность) есть необходимое условие раскрытия новой "проекции" Целого (истины). Без личности нет и Целого. Об этом у нас с Сергеем Борчиковым и шла речь в "Истине истины" (скоро выйдет книжка, где найдётся место и для этого диалога, состоявшегося благодаря нашему форуму - творческой лаборатории нового искусства, и не только :) ).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Ноября 2014, 18:58:01, Ярослав»

Скажи только кто - сразу Козла отпущения забаню!
Ну вот, чуть что - сразу Козла в огород.
 
После долгого и пристального всматривания в даль не могу удержаться от пары реплик по поводу. Слова Марата требовали защиты от излишней скромности автора. Я вот тоже, подглядывая из-за плеча Сергея (на большее смелости не хватает) за процессом творения-обсуждения, увидел другого Ярослава. Посмею даже высказаться прямо: нынешний Ярослав более понятен и близок читателю, даже не смотря на то, что порой совсем не понятен  :D :D :D

Как это можно объяснить? На мой взгляд, эмоциональный посыл - очень недооцененный элемент стихосложения. Чем сильнее этот посыл, тем понятнее то, о чём пишет автор, даже если... ну об этом я уже говорил.

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Приветствую литературного героя!
(Я ждал тебя, чего скрывать.)
Со скромностью, увы, не спорят.
Чего не скрыть, того и не отнять.

Ну вот, чуть что - сразу Козла в огород.
Не место красит человека. Но краска ложного стыда. Прижился козлик. Это хорошо. (Чуть не сказал - для стада. Но прошло.)

Слова Марата требовали защиты от излишней скромности автора.
А у этого автора всё - излишнее. Даже скромность. В муках скромности и открыл, наверное, ветку "Ярослав всегда прав". Не сужу автора, я его - сердцем чую. Терзаем скромностью, как ястребом...
 
Джон, мой дом - Аэродром! Залетай? Поговорим о скромности писательской. Тема страшно насущная и даже нескучная.

увидел другого Ярослава
Их там не сосчитаешь! Если хорошенько прищуриться...

эмоциональный посыл - очень недооцененный элемент стихосложения. Чем сильнее этот посыл, тем понятнее то, о чём пишет автор
Эмоциональный посыл - воспринимаемый читателем - следствие веры (доверия). Подтверждается сия гипотеза простым перечитыванием (не об Ярославе речь: ему ещё надо дописать свою книгу, он ещё не вылупился толком из яйца). Любого автора (нормального) - чем больше читаешь, тем больше чувствуешь эмоциональный посыл. И думаешь, а где я раньше был? почему мимо плыл?

Ну и судьба, конечно, как завершённое стихотворение времени, помогает: чем больше узнаёшь её, тем эмоциональный посыл явственнее. На расстоянии - ещё сильнее жжёт. Такова селяви: когда книга жизни читается в целом: то есть, читая первую строку, знаешь последнюю. Вот тогда и раскрывается - эмоциональный посыл внутри читающего. У меня так. Со всеми. Всегда. Автор, завершив свою жизнь, становится литературным героем, как ты да я. И тогда мы можем его видеть и чувствовать как произведение искусства, то есть - в целом, подлинно. Вот тогда мы можем общаться как люди (в любви)... Это облегчает. Обоих. Очень. А пока - только вопрос веры, и ничего больше. А это само находит - неизвестно откуда и почему... Говорю со знанием дела - как заслуженный пациент с пожизненным опытом.

"Мы любить умеем только мёртвых." И это не упрёк - это констатация факта: чтобы понять (прочувствовать) книгу, её надо прочесть всю (и не один раз). А такой номер с живым не пройдёт. Увы. В нашем линейном времени такое невозможно, пока сидишь по горло в теле.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов
«Последнее редактирование: 11 Сентября 2012, 19:00:25, Сумалётов»

Привет, Слава! И я, и мне... В общем, со свиданием.
Эмоциональный посыл - воспринимаемый читателем - следствие веры (доверия).
Именно! Вот видишь, всё-таки мы с тобой лучше Ярослава знаем о нём самом. Вопрос веры и доверия. А откуда они возьмутся? Из мастерства и таланта автора. Если написано талантливо - эмоциональный посыл к месту, а если нет - никакой эмоциональный посыл не поможет. Одни эмоции и останутся в тарелке. Так что, ничего внимательное око читателя мимо себя не пропустит. Уж мы-то с тобой знаем, как сквозь сито обыденности просеивать хаос, рождающий свет...
 ;)

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

И это не упрёк - это констатация факта: чтобы понять (прочувствовать) книгу, её надо прочесть всю (и не один раз). А такой номер с живым не пройдёт. Увы. В нашем линейном времени такое невозможно, пока сидишь по горло в теле.
Ах, Слава! Сейчас ты говоришь почти как Сергей. Он, конечно, парень хороший, но иногда бывает несколько пафосен. Я же люблю, чтобы было потише, почти шёпотом, без ненужной пафосности громких слов. И чтобы из этого шёпота рождалась музыка, усиливаясь и возрастая красотой как Афродита из пены. Это и есть, наверное, в моём представлении понятие идеала. Идеал должен рождаться из тишины, из ничего, чтобы ему ничего не мешало стать и быть идеалом. Ох, куда-то меня совсем понесло...

А вообще я с докладчиком согласен. :-[

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Привет, Слава! И я, и мне... В общем, со свиданием.
И тебе! И, как пишется на полях, даст Бог не последняя!..

всё-таки мы с тобой лучше Ярослава знаем о нём самом
Не без этого.

Или так (развёрнутый вариант ответа):

Сергей Довлатов. "Заповедник":

"Ко мне застенчиво приблизился мужчина в тирольской шляпе:
      - Извините, могу я задать вопрос?
      - Слушаю вас.
      - Это дали?
      - То есть?
      - Я спрашиваю, это дали? - Тиролец увлек меня к распахнутому окну.
      - В каком смысле?
      - В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите.
      - Не понимаю.
      Мужчина слегка покраснел и начал торопливо объяснять:
      - У меня была открытка... Я - филокартист...
      - Кто?
      - Филокартист. Собираю открытки... Филос - любовь, картос...
      - Ясно.
    - У меня есть цветная открытка - "Псковские дали". И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить - это дали?
      - В общем-то, дали, - говорю.
      - Типично псковские?
      - Не без этого."

Так что, ничего внимательное око читателя мимо себя не пропустит.
Наверное... Но всё-таки о книге лучше судить, прочитав её до конца. Надёжнее.

Я же люблю, чтобы было потише, почти шёпотом, без ненужной пафосности громких слов.
Тут уж как ни говори: шёпотом, громко, с пафосом или с сарказмом, а факт остаётся фактом: книга познаётся в целом и при неоднократном возвращении. С книгой это возможно, с человеком (пока жив) не очень получается. Разлука и всё такое... помогает, но тоже не до конца. В общем, это свойство линейного времени, мы тут если и виноваты, но лишь в том, что выбрали такое время внутри себя (давно). Впрочем, это уже не обсуждается: выбрали, так выбрали. Надо дойти до конца. С пафосом или без - просто деваться некуда уже.

Будем!

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика