Ох,
Марат... Спасибо, конечно. А если абстрагироваться от Ярослава, а просто по стихам (в данной конкретной ветке хотя бы) пройтись: разве видно по ним что-то уж совсем новое у автора? какой-то существенный прогресс? Я не вижу. И даже не вижу развития темы - в линейном смысле, но лишь новые проекции одной и той же темы. Дополняющие, но не вытекающие одна из другой.
Если бы стихи, творчество вообще так впрямую зависело от событий нашей жизни, оно было бы функцией жизни. Однако, творчество и поэзия не функция, но самостоятельная (параллельная, может быть) реальность. И ещё неизвестно, что больше на что влияет: события в жизни на творчество или события в творчестве на жизнь. Мне порою кажется, что второе. И жизнь подражает поэзии, а не поэзия - жизни. Во всяком случае, связь между ними не причинно-следственная и не отражательная.
И ещё: я никогда не воспринимал свои стихи как акт самовыражения ("выразить себя посредством своей песни"). Скорее, это они меня ведут (и используют мой "жизненный материал", как сырую глину) и мне помогают что-то понять и в себе, и в мире, а не я их использую как средство для самовыражения. Если уж говорить о "посредстве", то поэзия (не только авторское, но и читательское творчество, и на второе - несравнимо больше уходит и сил, и времени, и труда) - это способ самопознания (для меня), миропознания и в итоге - богопознания (сродни молитве).
Татьяна, спасибо:
Человек может не узнать себя в лир. герое, а его как бы "насильственно" в него "запихивают".
Да, два раза "каждый" во второй строфе - перебор, излишний нажим на читателя. Вернул вариант:
"Собою не узнанный страждет" (вместо: "И каждый неузнан и страждет").
Так и понятнее в целом: кто кем не узнан...
Там была ещё одна строфа (черновой вариант):
Закат и восход незнакомы,
не виделись осень с весной:
покой и удар метронома -
так вместе и врозь мы с душой (вариант: с собой).
(Был вариант вместо "не виделись осень с весной" - "движение и тишина", - и вся строфа чуть другая, соответственно; но я отказался от неё вообще и не стал развивать).
Я отказался от этой строфы - как от лишней расшифровки. Свобода читателя - необходимое условие творчества. А читательское творчество я люблю и ценю не менее, если не более, авторского. Читатель - полноправный сотворец и соучастник мистерии искусства. Диалог читателя с душой произведения ("художественным предметом") такой же творческий акт, как и диалог автора с читателем и автора с душой произведения. И без читательского (зрительского, слушательского и т.д.) творчества ни одно произведение искусства не может воплотиться в нашем мире.
Что же касается последнего стихотворения, то оно является развитием (одной из проекций) всей этой ветки, начиная с заглавного поста. Или вот -
дополнительная перекличка (в двух проекциях), которая может помочь понять, о каком "узнике и стражнике" здесь речь. И почему таки - "каждый"...
О стихах как "проекциях" одного стихотворения, а также о читательском творчестве по отношению в том числе и к своим "вещам" (автор и читатель внутри "я" - тоже две разные проекции, две субличности одного целого; так же как автор-человек и автор-лиргерой) напишу позже и не в этой ветке. Это и есть то "объяснение", о котором сказал Сергей и которым я поделился с ним в ЛС.