Здравствуйте, Геннадий Георгиевич!
Спасибо за статью - было интересно прочесть.
На мой взгляд, без повсеместного господства морально-нравственных основ жизни любая форма общественного устройства несёт в мир больше зла, чем добра. Демократия, в этом аспекте, не является ни правилом, ни исключением.
Я изложил некоторые мысли о демократии в ветке
"Демократия с религиозной точки зрения"Коротко, современные демократии (со всеми своими атрибутами: разделение законодательной, судебной и исполнительной властей, право голоса для граждан, свобода слова, выборные правители, и прочее) - есть лишь меньшее из зол, попытка человека построить "правильное" общество, после разочарования в монархии.
Собственно демократия, является лишь инструментом, формой общественного устройства. Как и всякую форму, демократию можно наполнить любым содержанием. Однако сама демократия, как учил
Аристотель, есть как бы переходная форма между "правильными" и "неправильными" формами общественного устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
«Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию.»
Современные нам демократии колеблются (в терминах Аристотеля) между политией и демократией с одной стороны, и охлократией с другой.
Полития, по-прежнему встречается редко и у немногих, монархия и аристократия исторически всегда вырождаются в тиранию и олигархию.
На мой взгляд, идеальная форма общественного устройства - это монархия (поэтому и обращаются к Богу - Царе), но реально такая форма невозможна из-за падшести человечества, первородного греха, злой составляющей человека.
Монархи всегда становятся тиранами. Современные европейские демократии возникли как реакция на такие монархии-тирании (и показали себя более "правильными" по Аристотелю формами).
Всегда и для всех демократий, основная задача удержать демократию от падения в охлократию, и направить развитие в сторону политии.
Несомненно, достигаются такие результаты через увеличение господства морально-нравственных основ жизни, в идеале - до повсеместного. Поэтому и обязанностью гражданина (в лучшем смысле этого слова), является не только участие в демократической политической деятельности, но и увеличение общей суммы морально-нравственных основ жизни в стране.
Общая сумма морально-нравственных основ жизни и определяет состояние общества как политию, или демократию, или охлократию.
Эпоха гуманизма несомненно оказала огромное влияние на современные демократии (чаще положительное, но иногда и отрицательное), однако гуманизм и демократия, это далеко не взаимосвязанные явления (Например, греческие полисы-демократии, будучи демократиями не видели нравственной проблемы в рабстве).
И наконец, немного о предстоящих выборах - я верю, что в России достаточно много людей способных построить демократию, стремящуюся к политии. Успех или неуспех демократического процесса будет зависеть от того, готовы эти люди взять на себя ответственность по построению демократии (а в перспективе и политии) в своей стране. Мне кажется очень важным подчеркнуть, что успех или неуспех демократических процессов зависит не только (и даже не столько) от властей, но в первую очередь от граждан.