Открываю первую тему из цикла рассказов о классической музыке, который я предварил здесь:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=290.0 . Не хочется в очередной раз давать стандартные исторические обзоры – по эпохам, стилям, авторам; постараюсь сделать это как-нибудь непредвзято, беря пример с живого, непредсказуемого течения самой жизни.
Цель ознакомления с музыкой здесь я хочу определить как выработку умения слушать, настроить слух на восприятие музыкальных явлений, возросших на разных территориях человеческой культуры. Неподготовленному человеку для этого надо сначала зацепиться за что-то, нашедшее в нем отзвук, а затем постепенно расширять поле обзора, привлекать другие явления, по смыслу как-то связанные с тем, что уже стало интересным. Своим читателем я вижу человека с определенным культурным багажом, но необязательно сфера его деятельности должна быть связана с музыкой. Мне даже желательно, чтобы было не так, чтобы над человеком не довлели смысловые штампы, впитанные профессионалами, и тогда его не будут возмущать некоторые явно неакадемичные повороты моего рассказа.
Я предложу несколько своеобразных сюжетов, по ходу которых в изложение будет постепенно вовлекаться всё более широкий круг музыкальных явлений. И, наверное, не только музыкальных. Один из таких сюжетов я уже продумал и скоро открою по нему ветку. Но сейчас, учитывая события, развернувшиеся на Орге, я возьмусь за другую тему и сразу начну ее с довольно сложных, довольно специфичных примеров.
Здесь представлены два фрагмента из «Дафниса и Хлои» Равеля (начало и музыкальный антракт перед вторым действием) и фрагмент «Весны Священной» Стравинского (начало второй части). Это – те примеры, которые я приводил в заметке о симфонии «Навна», пытаясь дать представление о характере начального раздела симфонии. Для них характерно особое ощущение длящегося времени, здесь музыка почти лишена авторских волевых импульсов и течет как бы самопроизвольно, воспроизводит голос природы, не преображенной авторскими эмоциями. Это не нужно понимать буквально: автор не может полностью освободиться ни от своего эмоционального отношения к предмету, ни от особенностей своего композиторского языка, ни от его национальной специфики – у Равеля чисто французский акцент в музыкальной речи явственно слышен, так же как русский у Стравинского. Но всё это не выходит на первый план, цель композиторов здесь – воспроизвести нечто объективно протекающее, сделать музыкальную материю максимально приближенной к материи природной.
Пожалуй, уместной параллелью к Стравинскому и к первому фрагменту Равеля будут стихи Тютчева:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Или Мандельштама:
Есть иволги в лесах, и гласных долгота
В тонических стихах единственная мера,
Но только раз в году бывает разлита
В природе длительность, как в метрике Гомера.
Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты,
Волы на пастбище, и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.
В музыке – то же стояние в каком-то полдневном оцепенении, уход всех сил вовнутрь, а не вовне. И в то же время – у Равеля – ощущение раскрывающихся далей, как будто мы поднимаемся всё выше над землей (над Элладой с простором моря и бесчисленными островами, согласно сюжету произведения) и взгляд может охватить всё большее пространство.
Другой образ возникает во втором фрагменте «Дафниса и Хлои» – это ночной лес с его таинственными шорохами и зовами. Здесь возникает ощущение замкнутости пространства и в то же время – его какой-то прозрачности, вопреки реальной предметности. И есть постоянное присутствие какого-то внутреннего пульса, будто связывающего все живые существа в единое осмысленное целое.
М. Равель. Дафнис и Хлоя (начало)
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/mat/ravel/Dafnis1.MP3 М. Равель. Дафнис и Хлоя (антракт)
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/mat/ravel/Dafnis2.MP3 И. Стравинский. Весна Священная (II ч., начало)
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/mat/stravinsky/Sacre2.mp3