Немного об истории вопроса. Осенью 2006 года, когда готовилась конференция к 100-летию Даниила Андреева, мы с Володей Камским готовили DVD-диск, который собирались распространить среди участников конференции. Это была уже вторая, расширенная версия диска: первую Володя сделал сам и она имеется у всех участников встречи в Тарусе.
Там были представлены разнообразные материалы, имевшие, на наш взгляд, отношение к духу Розы Мира – моменты ее сквожения в земном творчестве. Были тексты, картины, фотографии, фрагменты фильмов и радиоспектаклей, некоторые материалы с rozamira.org. Я составил тогда первую версию поэтической библиотеки, несколько десятков выпусков рассылки. Еще я собрал там много музыкальных записей, объединив их в разделы «Классика» и «Музыка национальных традиций». Всему музыкальному разделу предпосылался такой текст:
Предлагаемая на диске программа классической и этнической музыки является первым шагом к созданию звуковой энциклопедии «Звучание метакультур». В основе этого замысла лежит представление о том, что каждая из существовавших и ныне существующих культур, имея свои неповторимые черты и собственные трансфизические источники духовной силы, сумели, насколько это возможно в земных условиях, выразить свою внутреннюю сущность на внятном для всего человечества языке искусства, в том числе искусства музыкального.
Картина музыкальной культуры различных цивилизаций очень многообразна. У одних народов она ограничивается устными фольклорными формами – от довольно простых до весьма развитых и утонченных. В других культурах, кроме этого, возникала и собственная профессиональная музыка, никак не связанная с европейской традицией (Индия, Китай, Иран, Турция, Индонезия и др.). В еще большем количестве стран можно отметить своеобразные национальные формы культовой музыки (тоже, естественно, развивавшихся в рамках локальных профессиональных традиций). В Европе постепенно сформировались (особенно активно этот процесс проходил в XVII – XVIII веках) универсальные основы профессионального музыкального творчества и основные жанры, играющие ведущую роль до сегодняшнего времени. В орбиту именно европейского музыкального мышления в XVIII веке включилась Россия, а на протяжении XIX и XX веков – практически все страны мира.
Таким образом в каждой из стран сегодня существуют несколько слоев музыкальной культуры. Это и национальный фольклор (в той степени, в какой он сохранился до наших дней), и собственные профессиональные традиции (в такой же степени), и слой музыкального быта – наиболее подвижный слой, сегодня во многом определяемый средствами массовой коммуникации, но, тем не менее, всегда сохраняющий некоторую инерцию национального вкуса и в силу этого также включенный в процесс накопления непреходящих ценностей; и, наконец – собственно профессиональное композиторское творчество.
Процесс приобщение композиторов к европейской традиции находится в различных странах на разных этапах. То, что кажется при взгляде на уже достигнутые результаты естественным и простым, на самом деле требует в процессе своего формирования длительного исторического времени и огромных духовных усилий. Так, России потребовалось все XVIII столетие для того, чтобы, войдя в круг европейского культурного влияния, осознать в этом контексте свою собственную сущность, найти и видоизменить жанры европейского искусства (речь идет не только о музыке), и в XIX веке на этой основе включиться в создание культурных ценностей мирового значения. Так и сегодня композиторы многих стран находятся на стадии поиска национального музыкального архетипа, перерабатывая и синтезируя обрушившееся на них многообразие идейных и стилистический влияний и стараясь в то же время сохранить основы национального самосознания.
Дать представление об этих процессах – задача составляемой энциклопедии «Звучание метакультур». Работа над ней сейчас находится на стадии первоначального накопления материала. Пока у меня нет возможности дать характеристику каждой из национальных музыкальных культур и прокомментировать положение в ней представляемых музыкальных примеров (разумеется, это не может быть делом одного человека – предполагается участие в этом проекте искусствоведческого коллектива). Весь отобранный материал пока располагается в двух разделах: музыка национальных традиций и европейской традиции («Классическая музыка»).
Раздел «Музыка национальных традиций» включает и собственно этнографические записи, и национальную профессиональную музыку (индийские и непальские раги, индонезийский гамелан, грузинское хоровое пение и др.), и культовую музыку (тибеткую и др., сюда же можно отнести и традицию русского колокольного звона). Включены также записи профессиональных коллективов, работающих в жанре реставрации народных традиций (ансамбль Д. Покровского и другие коллективы в разделе «Россия»). Среди исполнителей и ансамблей, выступающих с профессионально обработанным этническим материалом, отобраны несколько, транскрипции которых максимально приближены к духу и характеру народного исполнения (например, С. Старостин, ансамбли в разделах «Кельты», «Шотландия», «Скандинавия», «Иран», «Румыния»). Включена и запись оркестра национальных инструментов из Китая – явно композиторская обработка народных мелодий, ярко передающая, однако, колорит и тембровый облик национальной музыки.
Среди современных транскрипций народной музыки значительное место занимают обработки с участием электронных звучаний – именно они сегодня в огромном количестве распространяются под названием «этническая музыка». На самом деле подавляющее большинство их не имеет отношения ни к характеру, ни к традиционным формам бытования народного творчества. Тем не менее, некоторые из таких композиций представляют музыкальный интерес – в качестве одного из развивающихся сегодня направлений профессионального творчества. Такие примеры включены в раздел «Полиэтнические и электронные композиции».
Раздел «Классическая музыка» построен более традиционно, однако в силу незавершенности его составления может показаться не всегда понятным отбор произведений. Основная идея – показать постепенное развитие, взросление европейской и российской культур, все более серьезные и сложные задачи, решаемые профессиональной музыкой; возникновение, развитие и видоизменение отдельных художественных тенденций. Акцент сделан на музыке высоких духовных задач, на посильном проникновении композиторов в глубины метакультуры и человеческой души, а также на постоянном диалоге между профессиональным творчеством и народными истоками. Проследить все это в данный момент невозможно в силу того, что не все разделы и композиторы представлены нужным количеством примеров, некоторые важнейшие имена отсутствуют вовсе, совершенно не представлена музыка Возрождения и XVII века, почти нет европейской музыки ХХ века. Однако и в таком виде данная антология может дать представление о многообразии и сложности существующей музыкальной культуры.
Как видите, проект был задуман весьма масштабный и универсальный. Несколько комплектов из двух DVD-дисков Володя действительно изготовил и у кого-то они есть. Затем мы решили в два раза увеличить объем такого комплекта, чтобы он занимал 4 диска. Но вскоре творческий импульс иссяк. Главным образом из-за того, что к нашей работе никто не присоединился, а мы изначально рассчитывали на коллективные усилия.
И вот теперь, по прошествии трех с лишним лет, я могу сказать, что музыкальная часть проекта мне по-прежнему интересна, и именно в таком виде, как я ее тогда заявил. Но некоторые коррективы я бы теперь внес. Попробую их обозначить.
Тогда это было задумано в виде дисков, т. е. замкнутой в себе структуры. Сейчас это можно осуществлять в виде структуры разомкнутой и растущей на территории портала, занимая несколько форумных разделов со свободным включением в нее новых авторов. Те люди, которых я собирался три года назад привлечь к проекту, и сейчас готовы в нем участвовать, появились и новые. Моя личная фонотека с тех пор стала на порядок полнее. Это всё – положительные факторы. Но с другой стороны, составляя подобную замкнутую структуру, я тогда видел себя первооткрывателем многих вещей. Я тогда еще не общался с Интернетом и не знал о множестве сайтов, предлагающих классическую, этническую и другую музыку. Теперь я вижу опасность сделать еще один из таких сайтов, а миновать эту опасность можно только требовательным отношением к качеству размещаемого материала и осмысленной его подачей.
Кое-что я уже начал делать. Выкладываю собранный материал по этнике. Появляются записи сегодняшней музыки (то, что теперь находится в разделе «Музыка», когда-нибудь будет отделено в подраздел – «Новости от композиторов» или что-нибудь подобное). Приглашаю в «Замок» участников московских фольклорных ансамблей. Надеюсь на участие человека, который будет вести очень профессиональный разговор об истории массовой культуры.
Но самая масштабная и трудоемкая часть проекта касается европейской и русской музыки последних нескольких столетий – того, что в обиходе называют классикой. Пока не знаю, как к этому подойти и хотел бы по этому вопросу услышать ваши соображения. Один из путей: вести подробный и последовательный рассказ об истории музыкального искусства. Но в этом есть что-то слишком академичное, нетворческое. Можно постепенно открывать темы по принципу «концерта по заявкам», т. е. начать с тех тем, к которым читатели портала выразят особенный интерес и так постепенно отдельными точками заполнять пространство музыкальной культуры. Или отталкиваться от вопросов, уже затрагиваемых в дискуссиях исторических, культурологических, философских, и предлагать их музыкальные параллели. Какие еще могут быть варианты? Предлагаю совместно об этом подумать.