Моя Индия
Вид из мавзолея "Шиш Гумбад"(XV в.), Сады Лоди.Мы приехали в Дели 9-ого августа, обратных билетов пока нет. Примерный срок поездки - 10 месяцев. Поездка-стажировка, предполагаются занятия в делийском "Институте хинди". В индийском консульстве нам сказали, учебный год начнется примерно 15 августа и чтобы мы приезжали заранее. В итоге мы прилетели сюда утром 9-ого (наш первый день, как тяжелобольной, требует отдельного внимания и скрупулезной вербальной заботы), а 10-ого был День Рождения Кришны, а 11-ого - уже суббота... Еще 9-ого нам намекнули: занятия начнутся 20-ого. 13-ого, в понедельник, мы отправились в университет. Долго ждали местного администратора, который выдал нам необходимые бумаги, а также, показывая на распечатку длинного списка официальных праздников (тут и мусульманские, и индуистские, и Рождество, и День Рождения Гуру Нанака, основателя сикхизма, и День Независимости - кстати, 15-ого августа, и День Рождения Махатмы Ганди...), напомнил: 20-ого - Ид, окончание Рамадана, поэтому учиться не судьба, в прямом смысле слова. Приходите 21-ого к 11, вам дадут тест на знание языка, чтобы распределить по группам.
21-ое августа 2012 года. Нам надо было еще заехать в местное УФМС (FRRO), зарегистрировать визу (уже вторая попытка, в первый раз нас отправили заполнять-распечатывать онлайн формы и фотографироваться). FRRO и университет принадлежат соседним станциям метро (Грин Парк и Хаус Кхас соответственно), и мы решили посетить FRRO перед предполагаемым тестом. Но у природы были иные планы.
Вообще сезон дождей слабо проявлен на севере Индии. Муссон в Дели - густой туман, пелена повышенной влажности и периодическая морось; это на юге ливни теряют совесть и чувство меры. Однако в тот день индийцы даже не пытались высовываться из-под навеса на выходе метро. Все, кроме пятерых отчаянных белых обезьян, мечтающих побыстрее разобраться со своими обезьяньими делами. Мы были настолько уверены в себе, что преодолели упрямство дождя своим безразличием. Промокая до последних основ естества, подошли к рикше и, как ни в чем не бывало, произнесли на хинди: « - Свободен? Сколько возьмешь до FRRO?» (к рикшам в Индии нужно обращаться на «ты», иначе они подумают, что ты насмехаешься над их социальным положением). « - Нет». Ни единый мускул не дрогнул на лице рикши. Через лобовое стекло, покрывшееся мурашками капель, он, не отрываясь, смотрел на импульсивные этюды дождя в технике гризайль и словно выговорил ответ всей глубиной существа, минуя тело и, похоже, минуя сознание. Просто: « - Нет». Индийское терпение проще и убедительнее любого стихийного бедствия. По сути именно на предельном терпении была основана тактика ненасильственной борьбы и гражданского неповиновения.
Пришлось покориться и вернуться на станцию метро нашего института. Дождь между тем успокоился, а может, и у него иссякло терпение: еще неизвестно, что быстрее надоедает: течь или промокать. Мы без труда изловили рикшу (одного на пятерых - так дешевле, тем более мы уже приноровились вмещаться в пространство, рассчитанное впритык на трех человек).
Авторикша, вид спереди, за моей спиной - дворец президента, напротив - Ворота Индии, около 19 вечера.
Авторикша, вид сбоку, на фоне дворца президента.
А вот здесь на первом плане велорикша, но на таком ездить желания не возникает. Еще сюда попали кусочки двух авторикшей. Главный район Старого Дели - Чандни Чоук, где находится знаменитый Красный Форт и самая большая мечеть Дели - Джама Масджид, а также бесчисленные подробности индийского быта, способные глубоко шокировать неподготовленного посетителя. Когда мы проехали немного вперед по дороге, я поняла, что вовсе не национальная склонность к терпению и невозмутимости духа заставила первого рикшу отказать нам.
На дороге после дождя.У авторикши мотор очень слабый, и редко кто рискнет отправиться на подобном транспорте в плаванье, пусть даже не очень дальнее.
Когда мы, после всех приключений и впечатлений, преступили порог нашего учебного заведения, до назначенного времени оставалось минут 50, которые мы провели в столовой за пластиковыми стаканчиками с масала-чаем (примерный способ приготовления: кипятишь молоко, потом добавляешь заварку, сахар и специи). Кстати, цены в индийской столовой намного более приятные, чем те, к которым привыкли русские студенты и преподаватели. Например, чай здесь стоит 3 рубля (цены везде буду в уме переводить в рубли, 1 рупия - около 60 наших копеек), а обед из омлета, риса, чечевичной похлебки, овощей и лепешек-роти - 30 рублей.
Ближе к 11-ти мы пошли искать нужный кабинет, но по пути столкнулись с тем самым местным администратором. Он сказал: преподаватели были очень заняты, теперь они устали, поэтому сегодня с вами никто заниматься не будет. Тест переносится на 24-ое, однако вот вам мой телефон, позвоните 23-его и узнайте, ничего ли не изменилось. (24-ого тест состоялся, а тем, кто может говорить и писать на хинди через пару дней назначили продолжение банкета - тест устный. Мы все сдали хорошо, попали в самую сильную группу, но занятия начнутся только 3-его сентября... к тому времени, когда нам это объявили, мы уже ничему не удивились.)
Визит в FRRO не нарушил неколебимую логику того дня. Вот у нас забрали документы, отправили быстро распечатать еще одну недостающую бумажку, как вдруг (причем в прошлый раз наши документы просмотрели и сказали, что их точно будет достаточно, и остались только онлайн формы) мужчина, принимавший бумаги, закричал: "Нет-нет-нет, все назад, нужно более весомое подтверждение с места вашего проживания!", то есть копия договора с человеком, сдавшим нам квартиру. К слову, когда мы приехали в третий раз, у всех, кроме одной девушки(?), потребовали еще какую-то справку из университета, но нас все-таки зарегистрировали с тем условием, что мы донесем искомую бумагу после. Также поразило, как здесь работает электронная очередь: нам на документах поставили номера, которые уже прошли! Только один из предназначенных нам номеров еще светился на табло, видимо, его не успели обновить, хотя клиента с таким номером обслужили. В итоге, мы все поспешили туда, куда вызывали тот уцелевший номер. И самое смешное, что наши документы приняли.
Индийцы - знатные бюрократы, но эта бюрократия иного рода. Она больше похожа на игру (на такое мое замечание один человек из нашей группы пошутил: "Надеюсь, в больничку они не играют?"). Но любая профессия у индийцев отчасти игра. Как в игре им важен сам процесс, не столько результат. Они как будто купаются в каждом действии, ни на секунду не перестают ощущать жизнь, постоянно все воспринимают, не отключаются, - так ведут себя только дети, которые не работают, а играют в работу или люди, работающие по призванию. И как бы ни ругали несправедливость кастовой системы, именно она подарила людям эту увлеченность жизнью. Ведь каста приписывает тебе профессию, занимаясь которой, ты исполняешь религиозный долг, потому что ты родился в этой касте согласно своей карме, своей судьбе. Пусть в городах кастовость проявлена слабее, чем в сельских районах, но из национального менталитета это многовековое приравнивание религиозного долга и работы, социальной обязанности вывести практически невозможно.
Индийцам важно вкушать действие, поэтому здесь не прижилось и вряд ли когда полноценно приживется западное стремление свести до минимума участие человека в различных бытовых сферах. Например, тут очень редко встретишь супермаркеты, где ты сам себе хозяин, а с обслуживающим персоналом сталкиваешься разве лишь на кассе. Но даже в супермаркетах тебя не оставят одного: на днях ездила в один супермаркет за сыром (здесь редкостный деликатес, как и йогурты), так ко мне подошел работник этого магазина и следил за каждым выражением моего лица, ходил по пятам, без умолку рассказывал про все товары, в сторону которых я посмотрела. Избавиться от верного новоявленного спутника удалось только фразой: "Мне нужно побыть одной".
Есть целые районы огромных торговых центров - моллов, в таких моллах бывают заодно и кинотеатры.
Моллы в Гургаоне. Интересно, что территория Гургаона принадлежит штату Харьяна, но при этом до Гургаона можно доехать на делийском метро, которое, между прочим, продолжается и дальше.
Еще моллы в Гургаоне.Однако в Индии торжествуют лавочки, рынки и магазины с продавцами, хотя лавочки все-таки несравнимо лидируют по популярности.
Фрагмент рынка INA.
Еще один фрагмент.
Продавщица жаренной кукурузы. Район Храма-Лотоса.
Улочка с различными лавочками в нашем районе, совсем недалеко от дома, где мы сняли квартиру.
Лавочка, где делают свежевыжатые соки. Подобные лавочки раскиданы по всему ДелиВ этих лавочках может продаваться все, что мы привыкли видеть в супермаркетах: молоко, яйца, мука, кетчуп, кукурузные хлопья, печенье, макароны, рис, соки, лимонады, чипсы, мороженое, хозяйственные принадлежности etc. Хозяина/хозяйку лавочки непременно окружают какие-то дети и подростки, помощники.
Есть лавочки, где можно купить газ, кастрюли, одежду, украшения. Есть аптека, есть лавочка с лекарствами традиционной индийской медицины; лавочка сладостей, лавочка врача, дантиста(!), парикмахера. Но в первый наш день в Дели мы видели еще более аскетическую парикмахерскую: прямо на улице на каких-то ящиках - зеркало, напротив, на еще одном ящике, восседает клиент, которого бреют или стригут.
В нашем районе есть своеобразное "интернет-кафе": темная, пыльная комнатушка с тремя компьютерами (мониторы, естественно, лучевые), доступ в интернет - 6 рублей полчаса. Интернет-модем тоже приобретается в скромной лавочке, хотя цена за беспроводной безлимитный интернет здесь значительно выше, чем в России: неограниченное число подключаемых компьютеров, интернет круглые сутки, максимально возможная скорость - где-то 1400 рублей в месяц.
В Индии не любят кредитные карты, ими можно расплачиваться только в больших магазинах европейского образца или в ресторанах. Из денег среднестатистический индиец еще не сделал сакральный фетиш. Тут совершенно нормальным, тактичным вопросом будет: "Сколько заплатил за эту вещь? Какая у тебя зарплата? За сколько сняли жилье?" Любой незнакомец (а для индийцев нет ничего странного в том, чтобы вдруг разговориться с тобой на улице) может задать тебе один или несколько подобных вопросов.
Счет на мобильном телефоне пополняется опять-таки только в пыльно-темной лавочке, которая одновременно будет и своеобразным "салоном связи". Там обычно сидит мужчина, ему говоришь, сколько денег хочешь положить, называешь номер, он достает свой мобильный, отправляет куда-то смску, тебе приходит оповещение о перечислении искомой суммы на счет, затем уже ты отдаешь ему деньги. Этот мужчина сам снимает с тебя комиссию, на стене такой лавочки висит распечатка размеров комиссий в зависимости от суммы и оператора. Пока мы заметили только один неработающий аппарат, где можно положить деньги на телефон привычным способом.
В Индии даже вынести мусор нельзя без посредника! Каждый день в 8 часов утра в дверь звонит молодой человек с большим пакетом. Он стоит на площадке и ждет, пока ты положишь ему в пакет весь мусор, накопившийся в квартире за сутки. Проспал мусорщика - в ароматной компании мусорных пакетов ожидай в гости различных насекомых-отходофилов.
Например, таковых! Этого таракана мы выловили и казнили в день въезда и великой уборки. Но вообще в нашей квартире тараканы не водятся (зато муравьев много и повсюду), несчастный забрел к нам, видимо, через открытую входную дверь.