Моя ИндияВид из мавзолея "Шиш Гумбад"(XV в.), Сады Лоди.Мы приехали в Дели 9-ого августа, обратных билетов пока нет. Примерный срок поездки - 10 месяцев. Поездка-стажировка, предполагаются занятия в делийском "Институте хинди". В индийском консульстве нам сказали, учебный год начнется примерно 15 августа и чтобы мы приезжали заранее. В итоге мы прилетели сюда утром 9-ого (наш первый день, как тяжелобольной, требует отдельного внимания и скрупулезной вербальной заботы), а 10-ого был День Рождения Кришны, а 11-ого - уже суббота... Еще 9-ого нам намекнули: занятия начнутся 20-ого. 13-ого, в понедельник, мы отправились в университет. Долго ждали местного администратора, который выдал нам необходимые бумаги, а также, показывая на распечатку длинного списка официальных праздников (тут и мусульманские, и индуистские, и Рождество, и День Рождения Гуру Нанака, основателя сикхизма, и День Независимости - кстати, 15-ого августа, и День Рождения Махатмы Ганди...), напомнил: 20-ого - Ид, окончание Рамадана, поэтому учиться не судьба, в прямом смысле слова. Приходите 21-ого к 11, вам дадут тест на знание языка, чтобы распределить по группам.
21-ое августа 2012 года. Нам надо было еще заехать в местное УФМС (FRRO), зарегистрировать визу (уже вторая попытка, в первый раз нас отправили заполнять-распечатывать онлайн формы и фотографироваться). FRRO и университет принадлежат соседним станциям метро (Грин Парк и Хаус Кхас соответственно), и мы решили посетить FRRO перед предполагаемым тестом. Но у природы были иные планы.
Вообще сезон дождей слабо проявлен на севере Индии. Муссон в Дели - густой туман, пелена повышенной влажности и периодическая морось; это на юге ливни теряют совесть и чувство меры. Однако в тот день индийцы даже не пытались высовываться из-под навеса на выходе метро. Все, кроме пятерых отчаянных белых обезьян, мечтающих побыстрее разобраться со своими обезьяньими делами. Мы были настолько уверены в себе, что преодолели упрямство дождя своим безразличием. Промокая до последних основ естества, подошли к рикше и, как ни в чем не бывало, произнесли на хинди: « - Свободен? Сколько возьмешь до FRRO?» (к рикшам в Индии нужно обращаться на «ты», иначе они подумают, что ты насмехаешься над их социальным положением). « - Нет». Ни единый мускул не дрогнул на лице рикши. Через лобовое стекло, покрывшееся мурашками капель, он, не отрываясь, смотрел на импульсивные этюды дождя в технике гризайль и словно выговорил ответ всей глубиной существа, минуя тело и, похоже, минуя сознание. Просто: « - Нет». Индийское терпение проще и убедительнее любого стихийного бедствия. По сути именно на предельном терпении была основана тактика ненасильственной борьбы и гражданского неповиновения.
Пришлось покориться и вернуться на станцию метро нашего института. Дождь между тем успокоился, а может, и у него иссякло терпение: еще неизвестно, что быстрее надоедает: течь или промокать. Мы без труда изловили рикшу (одного на пятерых - так дешевле, тем более мы уже приноровились вмещаться в пространство, рассчитанное впритык на трех человек).
Авторикша, вид спереди, за моей спиной - дворец президента, напротив - Ворота Индии, около 19 вечера.Авторикша, вид сбоку, на фоне дворца президента.А вот здесь на первом плане велорикша, но на таком ездить желания не возникает. Еще сюда попали кусочки двух авторикшей. Главный район Старого Дели - Чандни Чоук, где находится знаменитый Красный Форт и самая большая мечеть Дели - Джама Масджид, а также бесчисленные подробности индийского быта, способные глубоко шокировать неподготовленного посетителя. Когда мы проехали немного вперед по дороге, я поняла, что вовсе не национальная склонность к терпению и невозмутимости духа заставила первого рикшу отказать нам.
На дороге после дождя.У авторикши мотор очень слабый, и редко кто рискнет отправиться на подобном транспорте в плаванье, пусть даже не очень дальнее.
Когда мы, после всех приключений и впечатлений, преступили порог нашего учебного заведения, до назначенного времени оставалось минут 50, которые мы провели в столовой за пластиковыми стаканчиками с масала-чаем (примерный способ приготовления: кипятишь молоко, потом добавляешь заварку, сахар и специи). Кстати, цены в индийской столовой намного более приятные, чем те, к которым привыкли русские студенты и преподаватели. Например, чай здесь стоит 3 рубля (цены везде буду в уме переводить в рубли, 1 рупия - около 60 наших копеек), а обед из омлета, риса, чечевичной похлебки, овощей и лепешек-роти - 30 рублей.
Ближе к 11-ти мы пошли искать нужный кабинет, но по пути столкнулись с тем самым местным администратором. Он сказал: преподаватели были очень заняты, теперь они устали, поэтому сегодня с вами никто заниматься не будет. Тест переносится на 24-ое, однако вот вам мой телефон, позвоните 23-его и узнайте, ничего ли не изменилось. (24-ого тест состоялся, а тем, кто может говорить и писать на хинди через пару дней назначили продолжение банкета - тест устный. Мы все сдали хорошо, попали в самую сильную группу, но занятия начнутся только 3-его сентября... к тому времени, когда нам это объявили, мы уже ничему не удивились.)
Визит в FRRO не нарушил неколебимую логику того дня. Вот у нас забрали документы, отправили быстро распечатать еще одну недостающую бумажку, как вдруг (причем в прошлый раз наши документы просмотрели и сказали, что их точно будет достаточно, и остались только онлайн формы) мужчина, принимавший бумаги, закричал: "Нет-нет-нет, все назад, нужно более весомое подтверждение с места вашего проживания!", то есть копия договора с человеком, сдавшим нам квартиру. К слову, когда мы приехали в третий раз, у всех, кроме одной девушки(?), потребовали еще какую-то справку из университета, но нас все-таки зарегистрировали с тем условием, что мы донесем искомую бумагу после. Также поразило, как здесь работает электронная очередь: нам на документах поставили номера, которые уже прошли! Только один из предназначенных нам номеров еще светился на табло, видимо, его не успели обновить, хотя клиента с таким номером обслужили. В итоге, мы все поспешили туда, куда вызывали тот уцелевший номер. И самое смешное, что наши документы приняли.
Индийцы - знатные бюрократы, но эта бюрократия иного рода. Она больше похожа на игру (на такое мое замечание один человек из нашей группы пошутил: "Надеюсь, в больничку они не играют?"). Но любая профессия у индийцев отчасти игра. Как в игре им важен сам процесс, не столько результат. Они как будто купаются в каждом действии, ни на секунду не перестают ощущать жизнь, постоянно все воспринимают, не отключаются, - так ведут себя только дети, которые не работают, а играют в работу или люди, работающие по призванию. И как бы ни ругали несправедливость кастовой системы, именно она подарила людям эту увлеченность жизнью. Ведь каста приписывает тебе профессию, занимаясь которой, ты исполняешь религиозный долг, потому что ты родился в этой касте согласно своей карме, своей судьбе. Пусть в городах кастовость проявлена слабее, чем в сельских районах, но из национального менталитета это многовековое приравнивание религиозного долга и работы, социальной обязанности вывести практически невозможно.
Индийцам важно вкушать действие, поэтому здесь не прижилось и вряд ли когда полноценно приживется западное стремление свести до минимума участие человека в различных бытовых сферах. Например, тут очень редко встретишь супермаркеты, где ты сам себе хозяин, а с обслуживающим персоналом сталкиваешься разве лишь на кассе. Но даже в супермаркетах тебя не оставят одного: на днях ездила в один супермаркет за сыром (здесь редкостный деликатес, как и йогурты), так ко мне подошел работник этого магазина и следил за каждым выражением моего лица, ходил по пятам, без умолку рассказывал про все товары, в сторону которых я посмотрела. Избавиться от верного новоявленного спутника удалось только фразой: "Мне нужно побыть одной".
Есть целые районы огромных торговых центров - моллов, в таких моллах бывают заодно и кинотеатры.
Моллы в Гургаоне. Интересно, что территория Гургаона принадлежит штату Харьяна, но при этом до Гургаона можно доехать на делийском метро, которое, между прочим, продолжается и дальше.Еще моллы в Гургаоне.Однако в Индии торжествуют лавочки, рынки и магазины с продавцами, хотя лавочки все-таки несравнимо лидируют по популярности.
Фрагмент рынка INA.Еще один фрагмент.Продавщица жаренной кукурузы. Район Храма-Лотоса.Улочка с различными лавочками в нашем районе, совсем недалеко от дома, где мы сняли квартиру.Лавочка, где делают свежевыжатые соки. Подобные лавочки раскиданы по всему ДелиВ этих лавочках может продаваться все, что мы привыкли видеть в супермаркетах: молоко, яйца, мука, кетчуп, кукурузные хлопья, печенье, макароны, рис, соки, лимонады, чипсы, мороженое, хозяйственные принадлежности etc. Хозяина/хозяйку лавочки непременно окружают какие-то дети и подростки, помощники.
Есть лавочки, где можно купить газ, кастрюли, одежду, украшения. Есть аптека, есть лавочка с лекарствами традиционной индийской медицины; лавочка сладостей, лавочка врача, дантиста(!), парикмахера. Но в первый наш день в Дели мы видели еще более аскетическую парикмахерскую: прямо на улице на каких-то ящиках - зеркало, напротив, на еще одном ящике, восседает клиент, которого бреют или стригут.
В нашем районе есть своеобразное "интернет-кафе": темная, пыльная комнатушка с тремя компьютерами (мониторы, естественно, лучевые), доступ в интернет - 6 рублей полчаса. Интернет-модем тоже приобретается в скромной лавочке, хотя цена за беспроводной безлимитный интернет здесь значительно выше, чем в России: неограниченное число подключаемых компьютеров, интернет круглые сутки, максимально возможная скорость - где-то 1400 рублей в месяц.
В Индии не любят кредитные карты, ими можно расплачиваться только в больших магазинах европейского образца или в ресторанах. Из денег среднестатистический индиец еще не сделал сакральный фетиш. Тут совершенно нормальным, тактичным вопросом будет: "Сколько заплатил за эту вещь? Какая у тебя зарплата? За сколько сняли жилье?" Любой незнакомец (а для индийцев нет ничего странного в том, чтобы вдруг разговориться с тобой на улице) может задать тебе один или несколько подобных вопросов.
Счет на мобильном телефоне пополняется опять-таки только в пыльно-темной лавочке, которая одновременно будет и своеобразным "салоном связи". Там обычно сидит мужчина, ему говоришь, сколько денег хочешь положить, называешь номер, он достает свой мобильный, отправляет куда-то смску, тебе приходит оповещение о перечислении искомой суммы на счет, затем уже ты отдаешь ему деньги. Этот мужчина сам снимает с тебя комиссию, на стене такой лавочки висит распечатка размеров комиссий в зависимости от суммы и оператора. Пока мы заметили только один неработающий аппарат, где можно положить деньги на телефон привычным способом.
В Индии даже вынести мусор нельзя без посредника! Каждый день в 8 часов утра в дверь звонит молодой человек с большим пакетом. Он стоит на площадке и ждет, пока ты положишь ему в пакет весь мусор, накопившийся в квартире за сутки. Проспал мусорщика - в ароматной компании мусорных пакетов ожидай в гости различных насекомых-отходофилов.
Например, таковых! Этого таракана мы выловили и казнили в день въезда и великой уборки. Но вообще в нашей квартире тараканы не водятся (зато муравьев много и повсюду), несчастный забрел к нам, видимо, через открытую входную дверь.