120 лет со Дня рождения и 70 – со дня смерти Мастера, Старика, Эйзена. В детстве, хотя и крестили в честь Сергия Радонежского, дома звали Рорик... Загадочно созвучно и Рёрику (Рюрику) и ролику – термину из народившегося одновременно с ним нового Искусства, буквально кусочку, плоть от плоти ткани Кино. Вот и вышел Рюрик роликов. Но поскольку звали его позднее и по имени, данному в Крещении, то планида его святого, объединителя русской земли, сработала в темах и энергетике его фильмов и не менее великих замыслов. Похоже, что звуки имени, которое произносится (что мы знаем по книге Павла Флоренского "Имена"), не только в трактатах древности, но и в жизни созидали характер и судьбу. Но это всё же мои поэтические измышлизмы.
А главное чудо – это, как всегда, услышать об Эйзенштейне из уст Наума Иехильевича Клеймана, Киноведа киноведов, сердечного мудреца, божественной личности и неутомимого труженика истории мирового кино, гениального исследователя, любимейшего лектора и авторитетнейшего участника международных киножюри за последние полвека. Создавшего Музей кино и Музей-квартиру Эйзенштейна, напечатавшего много драгоценнейших книг для осмысления практики и философии Кино, дающего нам высочайший пример Служения и выстаивания среди самых недостойных из интриг против Культуры, разработавшего самую мощную из творческих концепций Музея Кино 21 века. Самого драгоценного и нежночтимого из тончайших доброжелательнейших рецензентов работ многих молодых и зрелых режиссеров, ставших его друзьями.
Первый раз я услышала его в середине 80-х на лекции об Эйзенштейне для рабочих завода и была поражена тем, как Любящий Киновед находил такие простые, мудрые, честные и великолепные слова для рассказа о сложнейших перипетиях биографии режиссера и его творческих замыслов, что его умнейший густой и вдохновенный рассказ превратил людей, по-советски насильно приведенных на лекцию и показ 2 серийного фильма "Иван Грозный" после тяжелой рабочей смены, в горячих ценителей таланта Эйзенштейна и благодарных почитателей его человеческого подвижничества в искусстве.
Мне очень пришлась по душе передача по каналу Россия Культура к 80-му Дню рожденья Наума Иехильевича, где среди других прекрасных воспоминаний и пожеланий от коллег, и наш корифей мировой анимации Юрий Норштейн помимо других хороших слов другу с оттепельной юности обнародовал и то, как зовет его и внучок в дружеской семье: "Дядя Наук"... В этой передаче впервые услышала и очень впечатлившую меня автобиографию, рассказанную фрагментарно Клейманом. А в интернете нашла еще отснятый его рассказ, любовно записанный ВГИКовцами в несколько-частевом фильме в обстановке Музея Эйзенштейна.
Здоровья Вам крепкого, любимый Наум Иехильевич, хороших, не менее посвященных делу учеников, реорганизации Музея по Вашим уникальным рекомендациям добросовестными коллегами, глубокого всенародного покаяния Вашим супостатам! Бог в помощь Вам, семье и единомышленникам! СпасиБо!!! Да сохранит Вас Господь в добром здравии и благоденствии на радость всем нам!