Киноклуб
Наум Клейман. Лекции о кинематографе

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения С. М. Эйзенштейна. К дню рождения были приурочены два вечера с участием Наума Ихильевича Клеймана – выдающегося киноведа, основателя и директора Музея кино, в круге интересов которого значительное место занимает личность и творчество Эйзенштейна.

Лекция «Генеральная линия Эйзенштейна» была прочитана 23 января в кинотеатре имени Моссовета, был показан фильм «Генеральная линия» –  экспериментальная, почти неизвестная зрителю работа режиссера.


24 января в доме-музее А. И. Герцена, недавно возобновившем работу после реставрации, была прочитана лекция «История в человеке» и показан документальный фильм «Дом мастера».


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:51:59, ВОЗ»

Продолжаю здесь размещать репортажи о выступлениях Н. И. Клеймана, в связи с чем я переименовал эту тему.

1 октября прошлого года открылся новый сезон кинолекториев в кинотеатре им. Моссовета. Параллельно идут три тематических цикла: о немом кино, о раннем этапе звукового кино (до начала 60-х годов) и о кинематографе последней трети  XX века.

Киносеанс 1 октября был частью второго из циклов. Н. И. Клейман рассказал об общемировых процессах, связанных с появлением звука и подробнее – о первых звуковых опытах в советском кинематографе. Охарактеризовал фильм М. Цехановского «Пасифик 231» – эксперимент по визуализации музыки Артура Онеггера, и игровой фильм Николая Экка «Путевка в жизнь».


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:52:40, ВОЗ»

В январе в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка фотопортретов Ман Рэя – художника, скульптора, фотографа и поэта, крупнейшего деятеля французского художественного авангарда. Есть и несколько кинематографических опытов Ман Рэя конца 1920-х годов, где из необычных визуальных решений выстраивается ткань кинодействия, почти бессюжетная, апеллирующая к ассоциативному восприятию и пониманию логики других искусств.

16 января в рамках этой выставки были показаны четыре небольших фильма с обстоятельным рассказом Наума Клеймана об эпохе авангарда в кино, об актуальных для него задачах и его отзвуках в последующем развитии искусства.

Я записал весь вечер, включая сами фильмы, поскольку по ходу их демонстрации продолжались интересные комментарии. В результате у меня получился своеобразный аудиовариант фильмов. По нему нельзя составить представление о визуальном языке режиссера, однако, поскольку в новой восстановленной версии фильмов была очень тактично подобрана музыка (по большей части, видимо, специально для этого написанная), этот музыкальный ряд хорошо передает атмосферу французского искусства 20-х годов, и в целом звуковой образ должен получиться достаточно полноценным. Когда я сокращал некоторые фрагменты, я старался при этом не разрушать целостность музыкальной ткани.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:53:01, ВОЗ»

Сейчас в музее имени Пушкина (в отделе личных коллекций) проходит выставка Сюрреализм и livre d’artiste, где представлены работы европейских художников-сюрреалистов в жанре «книги художника». Этот жанр объединяет усилия художника и издателя, превращающих изданную малым тиражем книгу в самоценный художественный объект, где единому замыслу подчинена каждая деталь, вплоть до специально изготовленной бумаги и специально разработанных шрифтов. Нередко воспроизводится рукописный текст (факсимильно), бывает и участие художника в окончательном оформлении каждого экземпляра книги (раскраска, подробности рисунков и текстов), благодаря чему каждая книга становится неповторимым авторским произведением.

Подробнее о livre d’artiste можно узнать в статье посвященной предыдущей аналогичной выставке в Пушкинском музее.

В рамках выставки 25 апреля Наум Клейман выступил с лекцией «Сюрреализм и Сергей Эйзенштейн (режиссер, рисовальщик, теоретик)». Тысячи рисунков Эйзенштейна, которые создавались им на протяжении всей творческой жизни, становились непосредственным отражением его неосознанных творческих импульсов, и в этой непосредственности можно усмотреть аналогию с работами сюрреалистов. На лекции демонстрировались серии рисунков, возникшие в Москве, Париже и Мексике, эскизы к театральным и кинопостановкам, рассказывалось о неосуществленных замыслах Эйзенштейна.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:53:33, ВОЗ»


_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

Сегодня – день памяти Сергея Эйзенштейна, он ушел из жизни 70 лет назад, через несколько дней после своего пятидесятилетия. Сегодня в Третьяковской галерее прошел вечер с участием Наума Клеймана, где показывались документальные фильмы «Памяти Эйзенштейна» (1948 года) и «Дом мастера» (1998 года по сценарию Наума Клеймана). Запись вечера на днях будет размещена. В Третьяковской галерее сейчас проходит беспрецедентная полная ретроспектива фильмов режиссера, включающая все существующие варианты озвучания его немых фильмов (так «Броненосец ”Потемкин”» показывался в трех разных музыкальных оформлениях) и семь версий монтажа не законченного режиссером фильма «Да здравствует Мексика!». Ближайший сеанс из этого цикла будет в среду 14 февраля (информация о дальнейших сеансах будет появляться здесь: https://www.tretyakovgallery.ru/events/ ).

А в цикле «Московские школы кино» через две недели начнется программа «Сергей Эйзенштейн и его ученики» (среди учеников – Г. Александров, М. Донской, М. Швейцер, С. Ростоцкий, Э. Рязанов). Следите на новостями на сайте Третьяковки.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 04 Июнь 2018, 23:06:55, Е. Морошкин»

120 лет со Дня рождения и 70 – со дня смерти Мастера, Старика, Эйзена. В детстве, хотя и крестили в честь Сергия Радонежского, дома звали Рорик... Загадочно созвучно и Рёрику (Рюрику) и ролику – термину из народившегося одновременно с ним нового Искусства, буквально кусочку, плоть от плоти ткани Кино. Вот и вышел Рюрик роликов. Но поскольку звали его позднее и по имени, данному в Крещении, то планида его святого, объединителя русской земли, сработала в темах и энергетике его фильмов и не менее великих замыслов. Похоже, что звуки имени, которое произносится (что мы знаем по книге Павла Флоренского "Имена"), не только в трактатах древности, но и в жизни созидали характер и судьбу. Но это всё же мои поэтические измышлизмы.
 
А главное чудо – это, как всегда, услышать об Эйзенштейне из уст Наума Иехильевича Клеймана, Киноведа киноведов, сердечного мудреца, божественной личности и неутомимого труженика истории мирового кино, гениального исследователя, любимейшего лектора и авторитетнейшего участника международных киножюри за последние полвека. Создавшего Музей кино и Музей-квартиру Эйзенштейна, напечатавшего много драгоценнейших книг для осмысления практики и философии Кино, дающего нам высочайший пример Служения и выстаивания среди самых недостойных из интриг против Культуры, разработавшего самую мощную из творческих концепций Музея Кино 21 века. Самого драгоценного и нежночтимого из тончайших доброжелательнейших рецензентов работ многих молодых и зрелых режиссеров, ставших его друзьями.

Первый раз я услышала его в середине 80-х на лекции об Эйзенштейне для рабочих завода и была поражена тем, как Любящий Киновед находил такие простые, мудрые, честные и великолепные слова для рассказа о сложнейших перипетиях биографии режиссера и его творческих замыслов, что его умнейший густой и вдохновенный рассказ превратил людей, по-советски насильно приведенных на лекцию и показ 2 серийного фильма "Иван Грозный" после тяжелой рабочей смены, в горячих ценителей таланта Эйзенштейна и благодарных почитателей его человеческого подвижничества в искусстве.

Мне очень пришлась по душе передача по каналу Россия Культура к 80-му Дню рожденья Наума Иехильевича, где среди других прекрасных воспоминаний и пожеланий от коллег, и наш корифей мировой анимации Юрий Норштейн помимо других хороших слов другу с оттепельной юности обнародовал и то, как зовет его и внучок в дружеской семье: "Дядя Наук"... В этой передаче впервые услышала и очень впечатлившую меня автобиографию, рассказанную фрагментарно Клейманом. А в интернете нашла еще отснятый его рассказ, любовно записанный ВГИКовцами в несколько-частевом фильме в обстановке Музея Эйзенштейна.

Здоровья Вам крепкого, любимый Наум Иехильевич, хороших, не менее посвященных делу учеников, реорганизации Музея по Вашим уникальным рекомендациям добросовестными коллегами, глубокого всенародного покаяния Вашим супостатам! Бог в помощь Вам, семье и единомышленникам! СпасиБо!!! Да сохранит Вас Господь в добром здравии и благоденствии на радость всем нам!

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 11 Февраль 2018, 08:36:05, Ира Цилинь»

В Фонотеке размещены записи нескольких вечеров ретроспективы, страница будет пополняться. Впереди – множество версий монтажа фильма «Да здравствует Мексика!».

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика