Религия, философия, наука
Философия пола (по книге «Церковь и пол»)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Любовь между мужчиной и женщиной, образующая семью, создающая кровность уз, оказывается единственной силой на земле, способной не только продолжить род, но и из века в век поддерживать в человечестве человечность, приращивать тот слой почвы, в которой только и могут произрасти семена добра. Это единственная сила, сотворенная по образу той Любви, Которой начался мир и Которой в мир пришел Спаситель. Семья - это не монастырь. Семья - это Церковь, и Церковь - это семья. Это как в монадологии Лейбница: сколько бы мы ни делили Церковь, она будет в каждой своей частичке оставаться сама собой без остатка, и частичка эта будет семья.

"Церковь и пол"
четыре размышления о христианской этике пола
и путях гармонизации личностного и родового начал


ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)
«Последнее редактирование: 26 Ноября 2014, 03:35:36, ВОЗ»

Бердяев как-то верно сказал, что «для католической и протестантской мысли проблема пола была исключительно проблемой социальной и моральной, но не была проблемой метафизической и космической, как была для мысли русской». Примечательно, что само это суждение у Бердяева возникает мимоходом, в контексте размышлений о причинах той исключительной важности, которую в русской религиозности приобрело Воскресение, Пасха, и, шире, о русском отношении к рождению и смерти. Так русские и воспринимают сегодня вопросы о женском священстве и об оправдании однополой любви, так и полагают их в один ряд с вопросами рождения, смерти и Воскресения, а вовсе не расширения или сужения прав человека, чего никак не может расслышать нечуткое западное ухо. И потому то, в чем западному человеку чудится слепая приверженность старине, застарелая ненависть к свободе и обновлению, неуважение к личности и невоспитанность чувств, может быть движимо в русском по существу живым и трепетным религиозным чувством, софийным благоговением перед творением Божиим, которым так щедро наделено восточное христианство. И напротив, то, в чем русский видит разнузданность чувственности, демонизм или духовную ущербность, иногда выступает на деле плодом последовательного достижения тех либеральных – и романтических – идеалов, которым с донкихотским упрямством служит обедненный космическим сознанием западный человек.

Книга «Обморок либерализма» продолжает тему христианского отношения к вопросам половой любви, поднятую в эссе «Церковь и пол», но переносит ее в более широкий международный контекст современной политической повестки.
Публикуется впервые.


   Уважаемый Фёдор Николаевич! Хочу выразить Вам свою читательскую и человеческую благодарность за опубликованные в библиотеке Замка Ваши книги и статьи; за "Обморок либерализма" - особую. Бывают такие встречи - с людьми, книгами, явлениями искусства,- которые случаются как нельзя более вовремя. Как будто судьба знает, когда и какая именно встреча даст самое необходимое знание или впечатление на данный момент.
  Проживала "Обморок либерализма" достаточно долго, с паузами для осмысления, возвращаясь не по одному разу к важным или проблемным для меня местам. Закончив, не удержалась и прочла одну из глав вслух дочери (иногда самые интересные и важные на мой взгляд вещи читаю своим взрослым детям вслух, как бывало в детстве; в моей семье было принято читать вслух, и я считаю, что такое семейное чтение - большое благо; мы обсуждали  это после публикации статьи Н.А. Яковлевой). Долго потом разговаривали с дочерью, и, мне кажется, тревоги и неуверенности в её душе поубавилось. Молодым сейчас тяжело. Конечно, трудно сейчас и старикам, и нам, живущим вторую половину жизни. Но молодёжи тяжело по-особенному: их убеждения зыбки, их мозги не знают отдыха, поглощая и переваривая терабайты информации, их сердца разрываются от жалости к нам и страха за своё будущее, на их души ведётся безнравственная и тотальная охота со стороны сил зла. Молодых запугивают и развращают одновременно. Помощь, оказанная хорошей мудрой книгой, всегда неоценима. Мне чрезвычайно импонирует Ваш стиль, сочетающий в себе две самые лучшие традиции в русской религиозной философии: горячее, искреннее, неподдельно сердечное переживание о судьбах человека и мира и кристально чистый и ясный, образный язык, которым Вы общаетесь с читателем.
   Отдельное спасибо за Ваше толкование трудов и идей В.В.Розанова, мне всегда казалось, что часто он понимаем слишком прямолинейно и даже пошло. После Вашего с Василием Васильевичем "диалога" душа моя как будто промылась и очистилась. Общество от нас, женщин, ожидает сопереживания и понимания, помощи и сочувствия, радости и лёгкости. Но редко кто задаётся вопросом, откуда женщине черпать силы на эти душевные траты. Женская душа прирастает общением с природой, с произведениями искусства. Главный же источник сил женщины - вера и любовь. А это такие сферы человеческого бытия, где без попечения мужского духа женщине выжить и сохранить свою душу очень сложно. Прекрасно, когда есть друзья (а авторов книг, пришедших как ответы на важные для меня вопросы, иначе назвать не могу), которые делятся своей мудростью, знанием, опытом, любовью к слову и к человеку, а главное - своими выстраданными ответами на последние вопросы бытия. В своё время Ваша книга "Искушение и победа Святого Иова" очень помогла мне выстоять в жизненных бурях, сейчас очень вовремя пришёл "Обморок либерализма". За это ещё раз благодарю Вас, Фёдор Николаевич. Глубокое уважение и искренняя признательность за доверие к нам, как к читателям.

«Последнее редактирование: 10 Марта 2017, 19:16:15, Елена»

Дорогая Елена, нет выше награды для автора, чем получить такой отзыв, как Ваш. Знаю по опыту, что будут и совсем другие реакции, но с той броней, в которую Вы одели меня, стрелы уже не будут доставать цели.
Как трогательно, что Вы читали отрывки моего эссе дочери! Я тоже часто сверяю свои мысли с тем, что думает моя дочь (ей 20 лет).  Вы совершенно правы, говоря о трудности жизни молодых. И главная, наверное, беда в том, что мы, родители, очень ограничены в нашей возможности помочь им. В кругах философов образования  муссируется догадка о том, что набирающий скорость технический прогресс и социальные изменения могут достичь некоторого  предела, после которого разрыв в 20-30 лет, т.е. разница в возрасте родителей и детей, соответствует такому глубокому изменению реалий, при котором взаимопонимание двух поколений становится невозможным. Это означает неизбежность массового духовного сиротства как довесок ко всем тем новым «вызовам информационной эпохи», о которых теперь знает всякий. Даже не знаю, кому сегодня труднее – юношам или девушкам. Девушкам, судя по всему, пока удается лучше справляться с ситуацией, но это не значит, что им легче. Женская красота в ее телесном и духовном выражении теряет свою неотразимость, и каждый чуткий человек, как мне кажется, должен увидеть в этом религиозную, апокалипсическую трагедию. Здесь тоже какой-то предел, критическая точка перехода из богозданного мира в царство киборгов и роботов. А для девушек эта трагедия личная.



«Последнее редактирование: 13 Июня 2018, 20:00:28, Золушка»

ОнлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Огромное спасибо Вам, Елена, за Ваше эссе. Удивительное по силе воздействия, цельное, по-хорошему эмоциональное, неравнодушное к боли, наполненное этой болью произведение. Я не случайно упомянул о боли и неравнодушию к ней. Нас, всю нашу цивилизацию европейского типа, медленно, но неотступно накрывает серое покрывало стерильной одинаковости, стерильного равноправия, которое неминуемо, если его не остановить, приведёт к стерилизации таких понятий, как: семья, мужчина, женщина, род, родство. За всем этим последует смерть, вырождение цивилизации. Она придёт настолько быстро, что Европа даже не успеет опомниться и как следует испугаться. То, что могло бы противостоять вырождению, в пробирке не вырастить, не выбрать в приюте и уж точно не одеть в одежды толерантного безразличия. По большому счёту толерантность, к которой нас настойчиво призывают со всех сторон, это не терпимость, это безразличие. Безразличие не болит. Безразличным человеком легче управлять.

Поэтому и болит! Поэтому и трогает до глубины души эта боль. Боль роднит...

А ещё низкий Вам поклон за то, что смогли передать в этом сравнительно небольшом тексте голос материнства, голос подлинной женственности, такой потрясающий и непостижимый. Вечный. Вечно зовущий. Живой.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 12 Апреля 2017, 21:00:19, Золушка»

 Сергей, спасибо за добрый отклик. Мне очень важно Ваше мнение. Спасибо, что поняли и оценили мою искренность и боль.


С момента написания книги Ф.Н. Козырева «Церковь и пол» прошло совсем немного времени, но реалии нашей жизни меняются с такой скоростью, что буквально на глазах складывается ситуация, когда, как мне кажется, церковь не просто примет и оправдает половую составляющую супружеской любви, но станет её главной защитницей. В противном случае не выживет ни семья, ни церковь...

Позволю себе в этой связи процитировать всего один фрагмент из "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви":

"Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор.6:19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения". https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s10

Вообще, половая составляющая супружеской любви в земной жизни не только принята и оправдана, но и освящена Церковью изначально, ибо освящена и благословлена Иисусом Христом - достаточно вспомнить, что одно из самых первых чудес, совершённых Им, совершено было на брачном пиру в Кане Галилейской. Догматически и канонически в Православии это остаётся неизменным вот уже почти две тысячи лет. Другое дело, принимается или нет позиция Церкви светским обществом, которое вне её. Но это уже дело свободы самих людей: не столько проблема Церкви, сколько личная проблема каждого человека - прислушиваться к Церкви или нет. К сожалению, доминирующая общественная тенденция такова, что требование "измениться" люди гораздо более склонны адресовать Церкви, нежели самим себе.

Но в Вашем эссе, Елена, этот момент - единственный, который лично у меня вызвал такой комментарий, который выше только что привёл. Во всём остальном, признаюсь, приятно поразило оригинальное сочетание краткости с многообразием затронутых аспектов проблемы, их комплексностью и глубиной - несмотря на всю краткость. А с учетом искреннего чувства, которым проникнуто всё эссе, впечатление производит очень сильное. И ещё, что очень ценно, на мой взгляд, - у Вас всё основано не на каких-то абстрактных темах, а на жизненном опыте. Например, к стыду своему вынужден признаться, что такое "простое" объяснение загадочной улыбки Моны Лизы мне никогда в голову не приходило. Да и не только мне, а и никому из философов-мужчин, чьи рассуждения на эту тему доводилось встречать (хотя, конечно, не могу сказать, что знаком со всеми рассуждениями). А реалии нашей жизни, действительно, меняются со всё возрастающей  скоростью - Вам хорошо удалось передать динамику этих тревожных изменений. И вопросов, конечно, пока больше, чем ответов.


Спасибо, Юрий! Я благодарна за Ваш тёплый отклик и за Вашу оценку, тем более, что здесь, в замке, я, чуть ли не единственная, не автор. Читатель по преимуществу.

вынужден признаться, что такое "простое" объяснение загадочной улыбки Моны Лизы мне никогда в голову не приходило. Да и не только мне, а и никому из философов-мужчин
Мужчинам вообще сложно бывает поверить в простые вещи. Их так и тянет поверить алгеброй гармонию. И к женскому голосу мужчины прислушиваются только тогда, когда мы говорим на "вашем" языке науки и логики. Между тем, наше понимание мира и жизни строится совсем на другом: на интуиции, целостном восприятии, невербальном общении с людьми и природой. Мой преподаватель высшей математики в политехе, Зоя Павловна Ордынская, говорила, что женщина-математик - это и не женщина, и не математик. Она была прекрасным преподавателем, на её лекциях мы не скучали, но она была ещё и очень мудрой женщиной, раз её слова я помню и сегодня. Рядом с вами, мужчины, существует параллельная цивилизация - женщины, а вы ищите в далёком космосе братьев по разуму. Присмотритесь и прислушайтесь к нам :).

Бог - это любовь. Если верить русским философам (а я им верю!!) , что творчество женщины - это её любовь, то чем больше женщина отдаёт сил доказательству своей разумности и логичности, тем дальше она от Бога, от его идеи о женской природе. Но мужчины ценят логику и предсказуемость. Так вот и живём. Скрываем  и не развиваем свои "инопланетные" способности ;D. А жаль...

«Последнее редактирование: 23 Апреля 2017, 11:46:59, Елена»

Мужчинам вообще сложно бывает поверить в простые вещи. Их так и тянет поверить алгеброй гармонию. И к женскому голосу мужчины прислушиваются только тогда, когда мы говорим на "вашем" языке науки и логики. Между тем, наше понимание мира и жизни строится совсем на другом: на интуиции, целостном восприятии, невербальном общении с людьми и природой...  Рядом с вами, мужчины, существует параллельная цивилизация - женщины, а вы ищите в далёком космосе братьев по разуму. Присмотритесь и прислушайтесь к нам :).

Лет десять назад на другом интерактивном ресурсе обсуждалась аналогичная тема, как раз с точки зрения логики, но в стихах. И вот сейчас Ваши мысли побудили припомнить один "стихо-логизм" (как для себя условно называю сей "жанр") - так сказать, о смысле сотворения человека. Благо, язык Библии весьма символичен, даже в именах: там "Адам" -   "человек", однокоренное со словами "земля" и "красный", древнее значения также "прах земной", по некоторым версиям буквальный древний перевод "красная глина", а  "Ева" означает буквально "жизнь", "дающая жизнь". И получается, что даже чисто логически смысл сотворения человека таков:

Чтоб сущего смысл увенчался незыблемым самым,
И акты творенья смогли завершиться сполна,
Все души живые явились предстать пред Адамом,
Поскольку лишь тот мог давать бытию имена.

Казалось, восходит исток в полноводную реку,
Как вдруг проявился коварный логический сбой:
Все смысл обрели предстоянием пред человеком,
Но только ему одному не предстать пред собой.

И крепко уснул, пребывая, как красная глина,
Творенья венец, оказавшийся слабым звеном -
Без мысли и воли во всём мирозданье едином...
И Бог явил Еву - ведь смысл Откровенья в ином.

С тех пор для людей открываются снова и снова
И бездна страстей, и познанья безмерная высь...
Хотя человек сотворён был из праха земного,
Но суть сотворенья его - жизнь, дающая жизнь.

Корявенький экспромт, конечно, (там и ещё были, насчёт соотношения мужской и женской логики, но где-то в старых файлах) однако смысл тот, что вершиной-то творения является и не Адам вовсе.  Вот ведь какие дела.


В одной из самых красивых шумерских поэм ("поэма о Гильгамеше") есть такая сцена. В город, в котором правит Гильгамеш, приводят дикого человека. Этот человек спал, ел и пил вместе с животными и считал себя одним из них. Жители города пытаются объяснить дикарю, что он человек, не зверь. Тщетно. Тогда к пойманному дикому человеку ночью приходит местная блудница. И только познав женщину, пойманный дикарь понимает, что он человек. Вот так. Впоследствии дикарь станет не только полноценным жителем города, но и другом, и спутником Гильгамеша в его нелегких странствиях в поиске бессмертия... По-моему, очень показательная история; насчет женской сексуальной (не люблю это слово, но не знаю, чем заменить :)) природы или энергии - ее силе и воздействии на противоположный пол (и наоборот). Эта сила может быть огромной.

Хочу сказать большое СПАСИБО Федору Николаевичу за книгу "Церковь и пол". Уже сама постановка вопроса в заглавии книги весьма смела. Иное дело, если бы книга называлась "Церковь и брак", "Церковь и семья" - о, это по-нашему, это хорошо и благочестиво. А тут - пол. Что значит пол? Это намек на что, на мерзкий греховный блуд, о котором даже помыслить (не то что этим заняться!) человеку "духовному" очень стыдно? Поэтому, наверное, книг, посвященных отношению церкви и семьи, детей, брака, видел предостаточно. А вот книги, посвященные проблеме пола, проблеме самой что ни на есть "плотской" любви между мужчиной и женщиной, мистики пола, как-то не попадались. (Конечно, это не значит, что их нет.) Ваша книга - исключение. Интересно, была ли какая реакция на книгу со стороны, скажем, консервативных кругов церкви. Да и вообще со стороны церкви?

Еще раз спасибо. За "Церковь и пол" и за "Обморок либерализма".

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 05 Марта 2018, 21:12:51, Золушка»

Вадим, сердечно благодарю за добрый отзыв! Касательно реакции на книгу, я к своему удивлению почти не получал отрицательных отзывов. Конечно, мнения расходились. Скажем, к примеру, в двух приходах, обычно называемых в числе наиболее либеральных,  реакция была весьма разная. В одном (петербургском) настоятель запретил продавать мою книгу, а мне лично сообщил, что я написал глупость. В другом (московском) настоятель с амвона во время проповеди хвалил ее и призывал прихожан ее читать. Из "консервативных" же кругов критики вовсе не исходило. Забавно, но первый положительный отклик в сети я нашел в году, наверное, 2008-м на достаточно консервативном в то время  сайте "Донбасс православный".


Размышление о семье и церкви.
Предлагаем вашему вниманию главу из книги-эссе профессора Федора Козырева «Церковь и пол» (2003): «Размышление первое: о семье и церкви». В этом тексте поднимаются глубокие вопросы отношения Церкви к половой любви, браку и семье.
ahilla.ru/razmyshlenie-o-seme-i-tserkvi/

Размышление о семье и церкви (окончание)
 Окончание главы из книги-эссе профессора Федора Козырева «Церковь и пол» (2003): «Размышление первое: о семье и церкви».
ahilla.ru/razmyshlenie-o-seme-i-tserkvi-okonchanie/


Это на православном сайте "Ахилла". Некоторые материалы с этого сайта я приводил, например, в этой теме. Сайт появился чуть больше года назад, но успел обрести определенную популярность.

Дух дышит, где хочет

Спасибо за ссылку, Вадим!



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика