О концлагерях, запертых изнутри
И там - в концлагерях, запертых изнутри, - люди будут предаваться культуре - хоть культуре потребления, хоть культуре самовыражения.
Павел Тихомиров #5 : 25 Сентябрь 2013Есть определенный символизм в том, что я решил затронуть эту тему именно в день Прощеного Воскресения, перед началом Великого Поста. Признаюсь, делаю это без особой охоты. Хулителей церкви сейчас хватает с избытком. Меньше всего хотелось бы оказаться в их числе. Но если не писать о церковных проблемах вообще, зачем тогда было начинать эту ветку?
Недели три назад я совершенно случайно (именно случайно!) наткнулся на сайт "Ахилла" (ahilla.ru). На этом сайте я прочитал о нашумевшей книге Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы". Книга вышла в начале февраля этого года в издательстве "Эксмо". Но ее уже можно скачать на "Флибусте", вот здесь: flibusta.is/b/462835
Так я и сделал, скачал книгу и погрузился в чтение. "Исповедь бывшей послушницы" задела меня за живое. К теме, вокруг которой написана книга, я неровно дышу еще со времен своего пребывания в "Богородичном Центре". Да даже и раньше, со времен "Белого Братства" на Украине.
Книга Марии Кикоть вызвала вполне предсказуемую реакцию в православных кругах. Эту реакцию приблизительно (по степени убывания агрессивности и неприятия книги) можно поделить так:
1. Мерзкая книжонка, написанная группой атеистов, выдающих себя за некую Кикоть, с целью дискредитации церкви;
2. Автор книги ровным счетом ничего не понял в монашестве и теперь что-то там пытается разоблачать. Нападки автора на "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника (один из классических шедевров аскетической литературы) вызывают недоумение;
3. Ну, да, есть отдельные проблемы в отдельных приходах и монастырях, но зачем это выносить на публику?
4. Все мы грешные, и церковь - это лечебница и лазарет для болящих душ. Так что, увы, отдельные моменты, описанные автором книги, вполне могут иметь место.
5. О темах, поднятых автором книги, надо говорить. И не только о монастырях, но и о проблемах церковной жизни вообще. В противном случае об этом будет говорить "желтая" пресса, раздувая и без того негативную реакцию общества на церковные скандалы. Если об этих проблемах не говорить, то церковь рискует скатиться на обочину жизни и стать одной из маргинальных сект. А такое положение дел может стать катастрофичным для всего общества, для всей цивилизации.
Лично мне ближе всего последний пункт. Поэтому я и решил обсудить эту не совсем приятную тему.
Читая "исповедь бывшей послушницы", мысленно ловил себя на двух моментах. Первое: вспомнил свое собственное пребывание в "монастыре" "Богородичного Центра". Получается, у "богородичников" еще ничего было, курорт. А ведь БЦ, по квалификации того же профессора Дворкина, признан тоталитарной сектой. А тут, казалось бы, традиционная религия, традиционный монастырь... Во-вторых, сразу вспомнились "концлагеря, запертые изнутри". Крылатая фраза Павла Тихомирова, сказанная им вначале этой ветки.
Павел, конечно, сказал это про деятелей культуры, что ради своего эгоистичного самовыражения ("культур-мультур"
) пренебрегают аскетическим деланием, не читают "правильные книжки", не имеют "правильного разумения и различения духов" и в итоге бегут от энергии Духа Святого в свои концлагеря, запертые изнутри. Но мог ли Павел предположить, что, и занимаясь тем самым аскетическим деланием, можно сотворить себе такой концлагерь, который не снился никакому самовлюбленному творцу?
Представьте себе замкнутое пространство (то есть, тот же монастырь). В этом монастыре живут люди, которые работают по 13-14 часов в день, хронически недосыпают, недоедают. В этом замкнутом пространстве царствуют доносительство и подозрительность (это называется "исповеданием помыслов", древней аскетической практикой, подлинным монашеством и т.п.), категорически не поощряется дружба и вообще проявление теплых чувств (это все мирское, греховное). Культ послушания и отсечения воли возведен в абсолют, в самоцель. В итоге, вместо духовного возрастания, потеря самостоятельного критического мышления, психозы, страх, вплоть до психического расстройства. Но при этом ворота монастыря не заперты снаружи. Монастырь не тюрьма - нет вышек с часовыми, нет колючей проволоки. Не нравится, пожалуйста, иди на все четыре стороны. Никто не имеет права тебя задерживать насильно. Но вот в чем беда - уйти очень непросто, психологически непросто. Ибо ворота монастыря заперты изнутри, эти ворота находятся внутри сознания послушника, монаха. И имя им - СТРАХ. Пару цитат из книги, ключевые, на мой взгляд, моменты я выделил жирным шрифтом (глава 9):
Я видела такое часто у сестер, которые попали в монастырь почти детьми и всю жизнь жили в послушании, отсекая свою волю во всем. Внутреннее состояние, как правило, тоже продолжало оставаться примерно на том же полудетском уровне. Они старели, не взрослея. Отсюда это повсеместное ябедничество и обидчивость, так свойственные детям. Этим сестрам это не казалось чем-то зазорным...
Чем больше времени человек живет в монастыре, тем труднее ему уйти, поскольку сама личность человека погружается в эту среду: с определенными эмоциями, убеждениями, мировоззрением, отношениями. Жизнь «в миру», если она была, постепенно забывается, становится чем-то нереальным. На занятиях и из книг сестра узнает, что весь предыдущий ее жизненный опыт был греховным, ведущим в погибель, а после прихода в обитель для нее начался путь спасения. Ее воля — греховна, доверять ей нельзя ни к коем случае. Все сомнения и размышления нужно считать происками бесов, непрестанно нашептывающих монахам всякие непристойности относительно их наставника и устава монастыря. Слушать эти «помыслы» нельзя, их нужно отгонять от себя и исповедовать. Вообще любая умственная активность, кроме Иисусовой молитвы, считается в монастыре неприемлемой и даже греховной. Сестра учится доверять не себе и своему опыту, своему видению действительности, чуть было не приведшему ее в ад, а наставнику - Матушке. Считается, что такое недоверие себе во всем и является самым главным в спасении души.
Недаром самыми ценными добродетелями в монастыре считаются безоговорочное послушание и преданность наставнику (интересно, что не Богу). Во многих книгах о монашестве, таких как Лествица Св. Иоанна Лествичника, говорится, что послушание наставнику включает в себя все остальные христианские добродетели, другими словами: истинный послушник исполнил все заповеди. Также говорится, что на Страшном Суде за послушника будет нести ответ тот человек, которому он предал себя в послушание... Много внимания уделяется в святоотеческой литературе и тому, что послушание должно быть «слепым», без рассуждения: достаточно вспомнить лук, который сажали ученики одного старца вверх корешками, и который «за их послушание» отлично вырос. Причем, судя по многим книгам, особенно современным афонским, наставник совсем не обязан быть прозорливым, духовным или даже просто нормальным, здоровым человеком. Можно вспомнить святого Акакия из той же Лествицы, которого его суровый наставник забил до смерти. Акакий получил спасение благодаря своему полному послушанию... Там еще много чего. Можно цитировать и цитировать. Причем я выбрал далеко не самые "жесткие" места. Немного возражу по поводу "слепого послушания". На самом деле, в той же святоотеческой литературе достаточно много говорится против такого вот слепого послушания. На эту тему особенно много рассуждал в 19 веке преподобный Игнатий Брянчанининов. Из современных православных мыслителей активно выступает против такого понимания послушания тот же профессор Осипов. Тем не менее, культ святого послушания продолжает цвести в церковно-монашеской среде. И брошюрки всяких афонских "старцев" как пользовались, так и пользуются спросом. Откуда сия тенденция? Об этом стоит поразмыслить.
Но чем же все-таки удерживаются двери, запертые изнутри? Еще пара цитат из той же главы:
Власть, которой наделяется духовный наставник, гораздо более сильная по сравнению с любой другой светской властью, поскольку подчиненный на самом деле верит, что только через послушание наставнику он может обрести спасение. Эта власть близка к абсолютной, и последствия ее могут быть самыми экстремальными...
Страх тоже помогает удержать сестер в монастыре: это и страх согрешить и усомниться в своем монашеском призвании, и страх Божьего наказания за уход из обители, и страх возвращения к неопределенностям и проблемам самостоятельной жизни, и даже большей частью страх и неспособность принимать самостоятельные решения, привычка доверять не себе, а определенному авторитету, на которого можно возложить всю ответственность за эту и последующую жизни. Постепенно сестры перестают вообще доверять себе и верить в свои силы, даже в выполнении незначительных задач.Страх. Страх Божьего наказания за оставление монашеского пути. Причем наказание как в этой жизни, так и в загробной. Страх вечного загробного воздаяния, богооставленности, проклятости. Человек в буквальном смысле ощущает себя евангельским Иудой. Ничтожной, проклятой душонкой. Страх перед такой вот участью и есть САМЫЕ НАДЕЖНЫЕ ЗАМКИ НА ВОРОТАХ КОНЦЛАГЕРЯ, ЗАПЕРТЫХ ИЗНУТРИ.
Добровольное рабство. Что может быть чудовищнее? Все тираны и диктаторы прошлого, которые там к чему-то принуждали, кажутся детьми, по сравнению с идолом добровольного рабства во имя спасения ради спасения.