Начинаю размещать аудиозаписи фестиваля. В целом они составят хронику, освещающую различные его стороны: концерты, семинары, непосредственные отклики на услышанное и просто человеческое общение.
Я вижу смысл в таком максимально полном и многоплановом отражении фестиваля, потому что ощущаю его как некое целостное явление, интенсифицирующее творческие силы каждого его участника, становящееся в той или иной степени узловым моментом в их жизни. Такая бОльшая концентрация творческой радости, радости узнавания новых явлений и близких по духу людей, воспринимается мною как временное присутствие в нашей жизни ее более высокого образца, более чистого и духовно насыщенного. И поэтому хочется сохранить об этом память; ведь такой памятью и являются многие произведения искусства, закрепляя достигнутую человеком высоту, спасая эту высоту от размывания и забвения.
В данном случае материалом для создания этого искусства становится сам жизненный процесс, его документальная фиксация. Разумеется, с последующей обработкой – отбором наиболее значимого, расстановкой акцентов, выстраиванием ритма – художественного, более сжатого и осмысленного, чем ритм обычного течения жизни. И при этом хочется сохранить ощущение спонтанности и многоплановости, открытости границ, когда внутрь фестивального пространства входит память о многих других явлениях жизни его участников.
Как мне пришлось наблюдать, существование человека на фестивале формируется вокруг нескольких устойчивых жанров. Как специально выстраиваемых – концерты, официальные части фестиваля, интервью (запись интервью и была основной задачей моей и Ирины Николаевой на фестивале), так и спонтанных, которые также исподволь направляют человека на одну из моделей поведения. Одним из самых интересных жанров становится общение на сцене после завершения концерта. В прошлогодних записях я это назвал «закулисьем», но это название не вполне подходит: речь не идет о чем-то скрываемом от непосвященных. Скорее, наоборот: здесь есть максимальная открытость, эмоциональность, выплеск творческой энергии, вызванный только что полученным художественным впечатлением. Нередко именно в этот момент происходит зарождение какого-то нового проекта, нового направления деятельности.
Поскольку рабочими языками этого международного фестиваля объявлены русский, украинский и английский, то и в записях и материалах фестиваля они представлены почти на равных. И немного латышский.