Дмитрий Покровский – человек, которому мы обязаны формированием новой звуковой атмосферы, давно вышедшей за рамки индивидуально-авторского проекта и проникающей во многие области сегодняшней культуры. На глазах одного поколения произошел существенный сдвиг в звуковом созерцании, а через него, интуитивно – и в восприятии многих сущностных вещей.
Лет тридцать с небольшим назад понятие «народная музыка» у большинства людей не ассоциировалось ни с чем, кроме звучания оркестра народных инструментов и выстроенной вокруг этого субкультуры. Она, конечно, имеет право на существование и продолжает сегодня существовать, но связь ее с живым народным творчеством весьма опосредованная; кроме того, за много десятилетий своего развития она так и не показала своей способности достигать серьезных духовных высот (самостоятельно – если не рассматривать случаи ее включения в ткань театрального или другого синтетического искусства).
С другой стороны, существовала музыкальная этнография как предмет интереса определенного круга специалистов. Знания, накопленные ими, были только достоянием академической науки; никому тогда не могло прийти в голову, что они станут востребованы сначала музыкантами-новаторами, а потом и определят собою в значительной мере атмосферу различных пластов искусства.
Ансамбль, организованный Д. Покровским в середине 70-х годов, сразу же стал центром кристаллизации новых художественных явлений. Впервые в культурный обиход были введены новые основы пользования человеческим голосовым аппаратом, никак не связанные с академической вокальной культурой. Идущие от практики народного пения, они несли в себе огромный энергетический заряд. Новое тембровое пространство, более свободные отношения с европейской темперацией, энергия ритма – об этих свойствах народной песни до этого не догадывались слушатели, ориентированные на академическую музыку и знавшие о фольклоре только как о материале для профессиональной обработки.
Вместе со всем этим в музыке ансамбля чувствовалось и новое духовное наполнение, тогда трудно формулируемое, но сразу нашедшее отклик и подвигнувшее многих на практические шаги. Началось фольклорное движение, кроме профессиональных этнографов в него стали вовлекаться композиторы, люди театра, других художественных профессий, а затем и более широкие образованные круги. Участие в экспедициях, фольклорных ансамблях и синтетических художественных акциях становилось образом жизни, направлением мысли. Сегодня мы видим уже широкое и многообразное творческое поле, разными своими сторонами соприкасающееся и с международными театральными проектами, и с композиторской музыкой, и с культуроохранным и экологическим движением и многим другим. Вектор такого расширения значимости фольклора был уже задан Покровским и во многом им осуществлялся.
Я представляю здесь материалы одного из многочисленных CD-альбомов ансамбля: