Сергей Старостин - Дудачество
Фольклорные ансамбли. "Виртуальная деревня".

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

7-10 ноября прошлого года в Консерватории прошел фестиваль-конференция «Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI». Помимо научной части, она включала в себя несколько концертов, в том числе два концерта с участием фольклорных ансамблей из разных регионов России.

Фольклорные ансамбли – явление, вошедшее в музыкальную жизнь с 70-х годов прошлого века и уже занявшее в новейшей истории культуры свое неповторимое место. По сути это один из удачно найденных путей взаимодействия двух различных типов культур – традиционной и профессиональной. Основу такого ансамбля обычно составляют профессиональные музыканты (но, как правило, не вокалисты), регулярно участвующие в фольклорных экспедициях. Бывает, что в центре их внимания оказывается песенная традиция одного небольшого района, а иногда и одного села, если традиция там находится в хорошей сохранности. Из года в год соприкасаясь с ней, регулярно делая записи, текстовые и нотные расшифровки, участники экспедиции постепенно перенимают у местных исполнителей и множество тонких, невербализуемых особенностей исполнения: интонационных, синтаксических и тембровых, а также особую постановку голосового аппарата (совершенно не похожую на владение голосом в академическом вокале).

Так обычно складывается костяк фольклорного ансамбля (нередко он возникает при музыкальном или педагогическом училище или вузе), к нему затем могут присоединяться и другие участники, не обязательно имеющие музыкальное образование. Репертуар ансамбля может со временем расшириться за счет освоения песенных традиций других регионов, но может и остаться в первоначальных локальных рамках. Главная особенность этого явления в том, что песни, изначально вписанные в традиционный жизненный уклад, занимающие в нем свое строго определенное место, переносится ансамблями в другую среду существования – в концертную практику, где есть разделение на исполнителей и слушателей, где действуют другие законы протекания времени, более сжатого и насыщенного.

Постепенно возникли и другие формы деятельности, в том числе фестивали-слеты, где собравшиеся на нескольких дней десятки ансамблей, разбивая палаточный городок, создают некоторое подобие традиционного музыкального быта – то есть песни и синкретические музыкально-обрядовые действа воспроизводятся в более естественных, неконцертных условиях.

Первым ансамблем такого направления, привлекшим к себе широкое внимание, стал ансамбль Дмитрия Покровского. Это был коллектив ярко выраженной сценической природы, созданный из музыкантов большого артистического темперамента. Со временем, помимо чисто аутентичного исполнения народных песен, в его репертуаре появились и разного рода экспериментальные трансформации фольклорного материала; немалое внимание отводилось сценической режиссуре концертов. Ансамбль Покровского открывал и продолжает открывать новые пути обновления профессиональной музыки за счет восприятия ею элементов фольклора.

Однако большинство коллективов, которые сейчас называют себя фольклорными ансамблями, не идут по этому пути. Дело не только в их профессиональных возможностях, но и в главной установке: воспроизводить и сохранять в максимальной чистоте народную традицию исполнения, не привносить в нее элементов современной культуры.

Связанные с этим вопросы я довольно подробно обсуждал в беседе с Сергеем Старостиным, с Инной Лукичевой (там же, следующим постом) и с Наталией Гиляровой.

(Кстати, почему я пишу об этом в разделе Старостина? Немного терпения: скоро он появится здесь в качестве главного героя. А пока продолжаю рассказ.)

В концерте 7 ноября в Рахманиновском зале участвовали: недавно организованный небольшой коллектив студентов Гнесинской академии (с собранными в экспедициях песнями Брянской и Смоленской областей), московский ансамбль «Ромода» (песни Белгородской области) и ансамбль «Воля» при Воронежской академии искусств (песни Белгородской и Воронежской областей). Вела концерт Наталия Гилярова, многолетний руководитель ансамбля Московской консерватории (его концерт записан здесь). Кроме того, приехал ансамбль «Истоки» – это уже был не профессиональный коллектив, а носители живой непрерывной традиции из станицы Тбилисская Краснодарского края.

В качественно изданном буклете фестиваля-конференции рассказано обо всех участниках концертов (см. в приложении). Запись концерта – в Фонотеке.

После концерта, как обычно и бывает, его участники продолжали музицировать. Ребята из ансамбля «Ромода» и присоединившиеся к ним слушатели пели южнорусские и казацкие песни сначала под аркой у входа в Рахманиновский зал, а потом двинулись в направлении Никитских ворот.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1107/09.MP3

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Декабря 2016, 00:06:40, Е. Морошкин»

На следующий день выступали: семейный ансамбль «Горошины» из Брянской области, ансамбль «Межа» при Тверском музыкальном колледже (в их экспедиции я один раз участвовал), фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории (из его большого репертуара в концерте исполнялись песни Архангельской области и Карелии). Завершало концерт выступление ансамбля «Виртуальная деревня».

Этот ансамбль – не что иное, как вновь собравшийся первый, начала 80-х годов, состав ансамбля Гиляровой. Тогда он состоял из студентов и недавних выпускников консерватории, а репертуар составляли песни Рязанской и Пензенской областей (места ежегодных экспедиций Н. Н. Гиляровой), а с 1984 года, когда Старостин стал водить собственные экспедиции, к ним добавились песни и инструментальная музыка Тверской и прилегающих к ней областей.

За прошедшее время состав ансамбля сменился несколько раз: в него приходили новые студенты, а старые участники после окончания консерватории уходили в профессиональную деятельность, связанную иногда с фольклористикой, а чаще с совсем другими областями музыки.

Несколько лет назад, когда коллектив отметил свое 25-летие, многие участвовавшие в нем снова встретились и, как выяснилось, были вполне готовы к совместному музицированию, хотя долгое время не занимались народным пением. И тогда было решено возродить деятельность того первого состава ансамбля, раз в год собираясь для спевок и выступлений. Большую же часть времени эти люди разбросаны по разным городам России, Украины, Белоруссии и Франции, и только виртуальное общение делает их единым творческим целым. Поэтому вновь сложившемуся ансамблю, который пополнился и детьми некоторых участников, дали название «Виртуальная деревня».

И вот, 8 ноября прежние консерваторцы снова собрались вместе. Первый же день встречи был насыщенным: помимо выступления в Рахманиновском зале нужно было с другой программой выступить в училище при консерватории, где проходил вечер памяти недавно ушедшей из жизни Елены Михайловны Фраёновой, нашего педагога по народному творчеству. Перед этим надо было вспомнить весь репертуар, наметить программу еще двух концертов, запланированных на следующие дни. И еще продумать концепцию одного музыкально-сценического действа, на которое предстояло еще раз съехаться в декабре.

За три часа до первого выступления мы собрались в одном из помещений Мерзляковского училища. Всё было почти как прежде, на наших еженедельных спевках лет тридцать назад. Всё те же, почти не изменившиеся лица: Сережа Старостин, Оля Величкина, Света Концедалова, Миша Стародубцев, Надя Жуланова, Оля Цыганкова, Света Буцкая, Виталик Мошев. И я, как постоянный участник этих собраний, хотя я тогда был, так сказать, в запасном составе и в концертах не участвовал (если не считать одного случая, когда на концерте в Гнесинском зале я исполнил роль помощника осветителя; но это отдельная история).

Постепенно от общения перешли к репетиции: по первым интонациям песен быстро восстанавливалось в памяти всё остальное, многоголосная ткань как бы рождалась на глазах. Иногда приходилось включать давние экспедиционные записи, чтобы уточнить некоторые исполнителькие детали.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1108/01.MP3

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1108/02.MP3

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1108/03.MP3

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1108/04.MP3


Затем к шести часам пошли по сложной системе коридоров в основное здание училища, где начинался вечер памяти Елены Михайловны.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1108/05.MP3

На продолжении вечера мы присутствовать не смогли: через полчаса открывался концерт в Рахманиновском зале.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Мая 2014, 16:49:43, Е. Морошкин»

На этом встречи «Виртуальной деревни» не закончились. Вечером 9 ноября ансамбль в расширенном составе, с участием младшего поколения, дал концерт в книжным магазине «Гиперион» в Старосадском переулке, в районе Китай-города. Это был концерт-встреча, с обстоятельными рассказами и общением со слушателями. А исполняемая программа во многом предвосхищала намеченный на декабрь проект (внимательные читатели-слушатели, наверное, уже поняли, в чем он состоял).



После концерта
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1109/07.MP3


Еще одно жанровое решение концерта была продемонстрировано на следующее утро. Это был детский спектакль с песнями, жанровыми сценками и вовлечением зрителей в импровизированное действие. Прошел он в детском культурном центре в Беляеве.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 16 Июня 2017, 13:27:26, Е. Морошкин»

В конце февраля этого года многие участники «Виртуальной деревни» снова собрались вместе, включая Ольгу Величкину, приехавшую из Парижа с циклом лекций об этнической музыке Африки. Как и два с половиной года назад, книжный магазин «Гиперион» организовал камерный концерт-встречу. Там звучали, в основном, песни Рязанской области – это тот репертуар ансамбля, на котором он сформировался в начале 1980-х, во времена рязанских экспедиций. В исполнении Светланы Концедаловой прозвучали также несколько украинских песен.




Незадолго до этого прошел также концерт «Виртуальной деревни» в ДОМе. Вообще, сообщество фольклористов негласно объявило весь этот год годом Сергея Старостина, в связи с наступившим 1 января его 60-летием. На многих площадках устраиваются посвященные ему сборные концерты и мини-фестивали в разном формате, от масштабных до совсем камерных, с почти домашней атмосферой.

В культурном центре АРТ'ЭРИA фестиваль под названием «Старостин-Fest» прошел 28 февраля. АРТ'ЭРИA – особое, необычайно интересное явление в сегодняшней культурной жизни Москвы, об этом я когда-нибудь расскажу подробнее. Клуб находится в крипте под храмом Святителя Николая Чудотворца на Трех горах, его организовала художница Нина Кибрик, и там регулярно, иногда до трех-четырех раз в неделю происходят различные музыкальные, фольклорные, художественные и театральные акции.

Старостин-Fest начался с концерта духовной музыки, который прошел в самом храме Святителя Николая. В концерте, помимо Старостина, участвовали ансамбль «Сирин» под руководством Андрея Котова (обо всем этом – тоже будут рассказы позднее, пока же Котов представлен у нас как главный автор проекта «Душеполезные песни на каждый день»), фольклорный ансамбль «Кладец» и молодежный хор при храме Святителя Николая.

Затем в более камерной, дружеской обстановке фестиваль продолжился в крипте. Выступали исполнители и коллективы, которые в разные годы участвовали со Старостиным в различных совместных проектах. В их числе – народная исполнительница Лукерья Кошелева из села Линово Сумской области (тоже юбиляр: недавно ей исполнилось 90 лет).




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 06 Марта 2018, 10:36:01, Е. Морошкин»

31 января 2018 года в клубе АРТ'ЭРИA, о котором я уже немного рассказывал, прошел концерт Сергея Старостина и актрисы Татьяны Бондаренко. Они уже около трех лет выступают с программами, посвященными культуре русского Севера и творчеству писателей Бориса Шергина и Степана Писахова. Их основанные на северном фольклоре сказания и неожиданные, остроумные образцы современного мифотворчества звучат в сопровождении старинных песен, духовных стихов и гусельных наигрышей Старостина.

На этот раз прозвучали сказки Шергина «Волшебное кольцо», «Пронька Грязной» и апокрифическое сказание «Пинежский Пушкин».

Нина Кибрик, организатор АРТ'ЭРИИ, некоторые концерты и театрализованные акции проводит в режиме художественных сеансов: на них приглашаются десяток или два художников, которые в течение концерта создают его визуальный образ во всевозможных стилях и техниках – от живописи и акварели до вышивки. Называется это «Студия Ратнера», по имени художника из украинского города Сумы, который уже не один десяток лет ведет живописную летопись музыкальной и театральной жизни своего города. В этот раз сам Владимир Ратнер приехал в Москву специально на этот концерт и участвовал в сеансе. В конце традиционно проходит показ всех созданных за вечер работ и их обсуждение.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 07 Марта 2018, 09:41:30, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика