Н.А.Яковлева
Русское иконописание:
благодатный образ на Руси и в России
(публикуется по рукописному тексту, представленному автором)
Библиографическая ссылка: Н.А.Яковлева, «Русское иконописание: благодатный образ на Руси и в России» (подарочное издание), издательство «Белый город», 2010г., ISBN 978-5-7793-1914-0, твердый переплёт с иллюстрациями, 480 с.
об автореЯковлева Нонна Александровна – доктор искусствоведения, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, член Союза художников, член Ассоциации искусствоведов (АИС). Статья в биографическом словаре «Знаменитые люди Санкт-Петербурга (2007). Автор более 130 научных, научно-методических и публицистических работ, в т.ч. книг по истории искусства, учебных пособий, детских книг о Петербурге, о русской исторической живописи, иконе.
Более подробная информация размещена на
личном сайте автора:
http://nonna3553.narod.ru/index.htmlПРЕДИСЛОВИЕ
Как на дне души человеческой, в неведомой ему самому глубине хранится животворная память о некогда впервые склонившемся над его колыбелью материнском лице и впервые распахнувшемся бездонном небе, так в душе народа не умирает память о его святынях, не иссякают чистые родники, его душу вспоившие. Под наслоениями времен, под толстой корой бед и страданий хранятся в ней Вера, Надежда и Любовь, оберегающие от безумия в этом мире, кажется, навсегда утратившем способность различать добро и зло, забывшем значение слов «грех» и «добродетель», предавшем и поругавшем лучшее в себе.
Девять столетий православные русские люди утром и вечером обращали свой взор к иконе, и невозможно представить без святых образов русское жилище. Девять столетий матери русские учили детей, только вставших на ножки, осенять себя крестным знамением, возводя взор к лику Божию в красном углу жилища, украшенном вышитыми рушниками с искусно выплетенным кружевом, засушенными цветами и душистыми травами. И невозможно было представить образ Отчизны без иконы – охранительного и целительного образа Божия.
Издревле оберегал Русскую землю чудотворный крест: в сердце его – Владимирская икона Божией Матери, с севера Руси ее заступница – Тихвинская, с юга – Иверская, с запада - Смоленская, с востока – Казанская иконы Богородицы.
Как бы и не замечая того, шаг за шагом ступала Россия по тропе утраты веры. И настал час, когда впавший во искушение и обезумевший народ стал сбрасывать на землю колокола, и они с тяжелым стоном распадались на части. Накинул железные канаты на тонкие шейки, возносящие к небесам купола церквей, и сбросил эти купола вместе с узорными крестами в пыль сельских улочек и городских площадей. Взлетели на воздух стены каменных соборов. В пламени погибли деревянные храмы, искусно срубленные без единого гвоздя и крытые серебряной чешуей осиновых лемехов. Запылали костры, сложенные из богослужебных книг и кощунственно расколотых топорами древних досок с потемневшими скорбными ликами.
Оскудела русская душа, как храм без креста, онемела, как безъязыкий колокол.
На долгие десятилетия икона ушла из жизни народа. Она покинула дома – и дома стали холодными и беззащитными. Она покинула пределы государства, и многие чудотворные образа ушли за рубежи осиротевшей Русской земли. Лишь по заброшенным деревням, в старых избах на почерневших бревенчатых стенах оставались гонимые образы, и благословенные русские старухи – хранительницы веры предков – тайком крестили внуков и правнуков да по-прежнему вечерней порой шептали Богу истовые молитвы о прощении их детей, не ведающих, что творят.
Может, потому, слыша эти смиренные тихие голоса, и не забыл Господь Россию. В годину бедствий, когда запылала земля и черная гарь понеслась над ней, заметая следы обескровленных воинских частей, отступавших на восток, когда враг дошел до Волги, сдавил кольцом блокады город на Неве, вплотную приблизился к сердцу страны – Москве, чудотворные русские иконы охранительно встали на защиту Руси, как вставали почти тысячу лет. В 1941 году, когда немцы рвались к Москве, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) в каменном подземелье молился иконе Божией Матери. Через трое суток бдения Владычица явилась ему и объявила, что по всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов и из тюрем. Сейчас готовится к сдаче Ленинград – сдавать его нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если все это не будет исполнено, Россия погибнет.
По каналам Красного Креста митрополит передал услышанное советскому правительству, и по приказу Сталина повеление Божией Матери было исполнено. В осажденном Ленинграде было открыто десять храмов. Той черты, которая была проведена крестным ходом, фашисты не переступили. Такое же чудо сотворила Богоматерь и в Сталинграде. И среди руин города уцелело единственное здание – церковь Казанской Божией Матери.
В октябре 1947 года по приглашению Сталина митрополит Илия побывал в СССР, посетил Ленинград, где во Владимирском соборе была отслужена малая вечерня. Митрополит был награжден Сталинской премией, но деньги пожертвовал на благотворительность.
Это лишь один из тысяч и тысяч примеров возвращения к людям веры в силу и всемогущество Господне. А кто, кроме Бога, знает, сколько нательных крестиков было в тайниках одежды русских людей, сколько тайных молитв матери, жены, сестры со слезами вознесли к небу за воинов, бывших на полях сражений? Как из рук в руки передавались переписанные карандашом на клочках бумаги забытые молитвы – смиренные обращения к Богу?..
Так в страшную годину войны наступило отрезвление. (...)