Ирина, добрый день! Евгений уже представлял Ваши стихи и переводы в
этой ветке, однако там только аудио, текстов нет. Моя просьба к Вам: разместите, пожалуйста, тексты, потому что меня Ваши стихи и переводы очень заинтересовали. В частности, с точки зрения верного ощущения востока. Но со слуха я не все могу воспринять, необходим текст перед глазами. И еще одно "но". Сегодня хотела переслушать те аудио файлы, а они не загружаются. Теперь просьба к Евгению проверить, что случилось.
Помню цельное и яркое впечатление от тех стихов (слушала, наверное, больше года назад, поэтому подробнее выразить свое впечатление не могу). В стихах этой ветки такой цельности я не почувствовала, но очень порадовал жанр - художественная критика в стихах! - мечта поэта! Обязательно выложите картины, на которые прозвучал Ваш отклик. И если есть еще стихи, неважно на какую тему, я буду ждать, когда они появятся в Замке.
Выбрала строки, которые для меня стали открытием. Мне кажется, в этих строках Ваше поэтическое своеобразие, Ваш особенный взгляд, Ваш путь постижения таинства жизни. Эти строки рассказали мне о Вас, в них я Вас узнала. Себя, кстати, тоже. (Как в любви, в искусстве читатель, узнавая автора и художественный предмет, возвращается к себе). Поэтому, Ирина, спасибо Вам! И никогда не жертвуйте поэтической концентрацией ради сюжета, развития мысли или фактического соответствия. В поэзии меняется плотность времени, пространства и истины. У истины гораздо больше измерений, чем человек может себе представить, поэтому никакой поэт никогда не выражает истину. Он только создает условия предчувствия, предвкушения истины, максимально приближается к новому измерению, значит - спрессовывает, сжимает смысл нашей привычной реальности в минимум средств выражения, создавая ощущение дополнительного пространства для многогранной истины. Она еще сокрыта от нас, но благодаря художнику мы начинаем осознавать, чувствовать ее неминуемое присутствие, ее неопровержимое бытие. Остальное - творчество читателя. Сможет поверить - или опять начнет проверять, оставаясь на берегу со своим песочным временем и своими песочными городами.
Вот, собственно, эти запомнившиеся строки:
И в напряжении Его,
И в блеске глаз,
в движеньи тока
По мышцам,
сопряженным с ней,-
Любовь и Тайна,
Руки Рока!
С ладони
жизни миг
стечет...
В часы вернулся их песок,
В тебе - златая ночь рассказов...
Любовь -
как солнца спелый сок
сияет в грозди виноградной.
А драгоценности миров
в глубинах душ,
ушедших рано
Надеюсь, тут белый виноград? Прошлой осенью часто думала именно о застрявшем солнце в золотых виноградных гроздях, об этой полноте тепла и цвета... Поэтому для меня Ваши строки не только находка, но и воспоминание. Бывает, что память сохраняет картинку, эскиз момента. Не в движении, а просто статичным кадром. Но Вы нашли продолжение кадра, объявили смысл его.
На зонтик обопрусь
Тут хотела спросить: это сложенный зонтик-трость, упирающийся в землю, или раскрытый зонт, упирающийся в дождевое небо? Мне эта строка показалась особенной в случае второго варианта, когда лирический герой опирается на воздух... Именно в атмосфере целого стихотворения, в случае "трудного разговора" это особенно актуально и символично.
Цветы салютом
детское в душе
зачаровав
остановили.
Эти строки мне близки, потому что сама всегда в детстве думала, что цветы в букете (во время моего детства это чаще всего были разноцветные, пестрые хохолки гвоздик) похожи на салют! Всегда была эта ассоциация.
хочешь плакать,
так боль звенит!..
Само звучание слова боль - как звон одинокого колокольчика. Боль всегда звенит. Этот парадокс делает боль еще больнее, как гораздо глубже становятся переживания, если их выдерживать с улыбкой. Боль звенит, улыбка на прощанье... А у индийцев красота соленая! Причем из глубины веков идет это представление. В санскрите есть слово "лаванья" - одновременно "красота" и "соленость", а в хинди - "намкин" - "соленый", "красивый". Соль, кстати, тоже звенит. У Мандельштама соль, беда и звезды:
..........................................
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.
И труд непрочный.
Почему-то вспомнился Чехов. Когда понимаешь непрочность труда, начинаешь реже судить окружающих.
и красный
иероглиф
петуха...
Лучше не сказать про минимум изобразительных средств в живописи! Да, именно так они делают, так проскальзывает талант живописца. Одной линией создать ощущение всей фигуры, ее позы и иногда настроения - например, Серов - "Портрет балерины Т.Карсавиной"... одним темным мазком под крышей изобразить солнечный день - Левитан "Золотая осень. Слободка."
Златистых змеек
шум во тьме
И Высочайший штиль речей
Один вопрос - почему "высочайший" с заглавной буквы? Чтобы еще выше казался?
очертаньем
свече
созвучный
Это стихотворение - в самое сердце сразу. Мастерски! Очень красочно, но при этом смыслы не на поверхности. Глубокая красота.
"Художник"
Сердце -
Небесным Гранатом,
Лопнул-
так жаждой налит.
Спелый Творения атом
Любит,
лучится,
болит!
К этому стихотворению в качестве соседей мне хочется представить несколько стихотворений Ярослава. Вот одно из них. Даже названия совпадают::
Художник Суровой правдой полон океан,
как очи – тайной своего рожденья.
Скрипят веков смолистые ступени –
идёт по трапу твёрдо капитан.
И «плыть, не плыть» вопроса нет, когда
мерцают звёзды и смеются дети,
и на щеках солёная вода –
и слышит сердце пульс тысячелетий
и совести простые указанья.
И лечит душу полнота незнанья.
И то же эхо, лучистое мерцание соли, звезд, боли, свободы...
Еще
одно стихотворение, по созвучию ставшее рядом. Ирина, обратите внимание, эти стихи - тоже пример понимания, пример того, как труд и творческий путь одного человека раскрылся в творческой воле другого. Родство Вашего "Художника" с этим стихотворением для меня в строке - "Спелый Творения атом". Такое же указание на ядерную, глубинную энергию, связывающую сердце художника со звездами, временем и вечностью.