Впадаю в море
Объяснения в любви Грузии, людям и искусству: Габриадзе, В.Мельцер, Д.Бабунадзе

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

"Сталинград". Cпектакль театра марионеток Резо Габриадзе.
                                                     гастроли в ноябре 2012
 
Как удивителен Актер
С марионеткою в единстве:
Он крыльями ее - простерт,
Живой водой - ей возродиться.
И в напряжении Его ,
И в блеске глаз,
                          в движеньи тока
По мышцам,
                     сопряженным с ней,-
Любовь и Тайна,
                         Руки Рока!
 

            Вступление.
 
Солдат
           из войн безвестной ямы
 
Вслед памяти,
                     что будит краски,
                         
Воспрянет,
                  и звезду, и  знамя
 
Найдет, погладит,
                           после -
                                       каску
На вражий крест
                          он нахлобучит-
Удачней пугал
                       примененья
Для арсенала
                       не научишь...
                   
Затем уставши,
                        свой песок
Земли,что "пухом",
                           как подушку,
Под головою
                      подоткнет,
С ладони
                жизни миг
                                стечет...
И снова спать
                       уложат душу...
 
               ------------
   
Придя к Резо,
                    очнешься  вдруг,
Как в детстве,
                    в гуще превращений:
 
Фонарь волшебный
                              даст ведру
Роль поезда
                    простым вращеньем...
Промчатся
                  яркие купе,
Храм,
          печь,
                  заборы,
                              полустанки ,
И вспомнишь,
                       чтоб до дна
                                          допеть
Все,
       с чем доныне ты расстался...
Здесь
           старый Пинхас
                                  парадокс
Приправит
                 в цимес рассуждений,
 
Здесь    Яшина   любовь
                                        взойдет,
Крича
          от боли отверженья...
Здесь
          Паулюс
                       в песках веков
Домножит
                ливших кровь тиранов,
 
"Немножко лошади"
                               оков
Любви
           не сложат
                           даже в ранах.
Здесь муравья
                       тишайший шаг
Всем,
          землю взранившим,
                                          укором,
В кровавой пыли -
                           битвы  мрак...
Исторгни
                же
                         с в о и    раздоры !
 
В часы вернулся их песок,
В тебе - златая ночь рассказов...
И войн утихло безобразье.
Любовь -
               как солнца спелый сок
сияет в грозди виноградной.
А драгоценности миров
в глубинах душ,
  ушедших рано? -
Им в горних -
                    высшие награды.
 
О т с е л ь
                 другой себя найду
 
- И что грозить кому? -
                                   Не надо,
Внутри победам
                          - будем рады!
                               

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 20 Октября 2013, 20:48:43, ВОЗ»

Картины на выставке в Пушкинском музее

 
Когда устали чьи-то ушки
От ненаполненного "Пу-у-ушкин",
Он у Резо - маджари*
                               льется
                                         в души! -
И мифы глупые разрушив,
Новейшими
                   нас оглоушит!
 
------
* маджари - молодое вино


                 " Художник"

Сердце -
             Небесным Гранатом,
Лопнул-
             так жаждой налит.
Спелый Творения атом
Любит,
           лучится,
                          болит!



Портреты Стуруа

Се - Роберт
                 в бесконечных масках,
Что исторгают в Действа
                                      краски.
Здесь -
           статуарно маскараден.
 Где ж занавес?
                          Не под нарядом?!
Он весь!
              Он весь!!...
                                 ТЕАТРОГРАДОМ.

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 01 Декабря 2012, 22:33:43, Ира Цилинь»

Сердце -
             Небесным Гранатом,
Лопнул-
             так жаждой налит.
Спелый Творения атом
Любит,
           лучится,
                          болит!


Вот это понравилось. Над остальным, имхо, поработать бы.
Только обижаться не надо - это просто мнение.

Путинцева Т

Всем,
          землю взранившим,
                                          укором,
В кровавой пыли -
                           битвы  мрак...
Исторгни
                же
                         с в о и    раздоры !
По-моему, здесь лучше:
"В пыли кровавой"...


Спасибо, Ирина. Читательское (заодно и редакторское) пожелание: можно чуть побольше разместить здесь Ваших стихов?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ярослав, спасибо, что отозвались. Это место дергало и дергает. Сейчас не помню аргументы внутри, из-за которых предпочла между Вашим и оставленным вариантом. Кажется, "в пыли" куда-то из словосочетания уклоняется и = в мусоре, а устойчивость фразы "кровавая пыль" - то, что требовалось. На самом деле все закончилось некоторым успокоением на "в кровавой взвеси", но этот вариант куда-то исчез при пересылках. Так что пока выбор между "с кровавой пылью" и "в кровавой взвеси". Что из вариантов Вы как поэт ощущаете лучше, или пока все - не то?

Спасибо огромное за приглашение разместить побольше. Под Вашими стихами, фрагментом слева на шапке, который я друзьям цитирую, (и он потрясает всех, как меня! Знаете, наверное, давно Галича "когда я вернусь" такое в меня впечатали) и с Жениным уникальным даром помогать расправлять крылья - почту за честь разместиться!

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 02 Декабря 2012, 22:51:15, Ира Цилинь»

Волна цветастая толпы
курящей,
                потной,
Жадно ждущей чуда, -
И вот
            он здесь
 Печальный клоун Тито
Во весь экран...
И в зале -
                  тоже Тито!   


             
У керосинки дверца есть,
осинка рыжего стола
И - высохшая на газу -
Где синий занавес двух стен,
         за шумом
Росинка,
                одиночества слеза...



Зреть две подушки - изгнанной из счастья...



" Трудный разговор"
 
На зонтик обопрусь ,
Чтоб не упасть
                           от слов,
Которыми   о н а  изранит сердце...
Но,Боже,
              так  п р е к р а с н а  ,
Что трудно не простить...





Цветы
 
Цветы салютом
детское в душе
зачаровав
остановили.
Есть лестница,
                        кувшин
         и древо у порога -
         рекой с вершин.
Но юность
                  нахлынет вдруг
   И тень
                 любви мечтаний       
                                              согреет сердце.




Галактион,
                    едва укрытый,
                                              один в ночи -
С Возлюбленной,
                                без тени быта,
                                                         о н   н е   п о ч и л.
В нем - Бытие,
                            и хочешь плакать,
                                                            так боль звенит!..
Как встретишь,
                   будь самою лаской,
                                                согрей, прими!




Галактион
               считает муравьев,
Зрит их тишайший
                  шаг
И труд непрочный.
В спектакле у Резо
Бедняк с ним уравнен -
мир непорочных. 



Попутный грузовик,
                Его коза
И море, небо,
- СИНЬ -
В пути и ветре!



Портрет Ю. Норштейна

Два озера очей.
Любовь и горечь.
И нежность детства
В завитках златых!



Рамона
(картина)

Рамона - паровозик
подзорною трубой
к возлюбленному,
к их святой звезде.
Вот - зебристая
                              свинка
и красный
                 иероглиф
                                петуха...



Рамона
(после спектакля)
 
Златистых змеек
               шум во тьме
Рамоны ждущей
               боль во мне
Буза с хитринкой
               циркачей...
 
И Высочайший штиль речей
 
Двух сихварули*
 
Святых душ.
 
Но - паровозики?!
 
Но - Дух!!   
------
* сихварули – любимый, возлюбленный


 
На золотых
                ступеньках
                          приходят тихо,
С т и х и  как  ч у д о.


Троичность мира - триптихом гранатов.


Кормящие сосцы.
 Гранат.
  Праматерь.
   Цвета икон.
 


 Се - Руставели
очертаньем
свече
созвучный
Богу посвященной.
И с ним
сопреклоненны дерева.
 
Сопостиженье.

Ира Мясковская

Так что пока выбор между "с кровавой пылью" и "в кровавой взвеси". Что из вариантов Вы как поэт ощущаете лучше, или пока все - не то?
Если "кровавая" должно быть именно первым словом, то в данном конкретном случае точнее, мне кажется, "в кровавой жиже". Война - грязная и тяжёлая работа.

Спасибо огромное за приглашение разместить побольше. Под Вашими стихами, фрагментом слева на шапке, который я друзьям цитирую, (и он потрясает всех, как меня! Знаете, наверное, давно Галича "когда я вернусь" такое в меня впечатали) и с Жениным уникальным даром помогать расправлять крылья - почту за честь разместиться!
Я даже не понял сначала, о каком "фрагменте" речь... Спасибо за столь горячий отклик. Размещайтесь под нашей шапкой, места всем хватит))) А если у нас с Вами вдруг затеплится межпоэтический диалог - это будет так хорошо, так хорошо (мечтаю)! Ради этого, собственно, и Замок строить затевали...

Вот только три примера таких импровизаций, перекличек, межпоэтических диалогов, которые могут появляться в интерактивном литературном пространстве (это же так интересно!):
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=2862.0
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1070.0
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1301.0
(последний вариант - вообще сверхзадача)

Дар Евгения Морошкина уникален без всякого преувеличения - ДАР ПОНИМАНИЯ и Дар это понимание дарить людям. По широте и глубине я ничего похожего не встречал не только у современников, но и в прошлом - ни в критике, ни в искусствоведеньи. А понимать и есть "расправлять крылья" (любить).

Само собой, и просто публикация в нашем виртуальном пространстве качественных авторских сборников (без всяких дискуссий и перекличек) не теряет своей автономной ценности. Так что, Ирина, если Вы примите участие в нашем проекте - просто как автор стихов, эссе, бесед и т.д. - это будет, на мой взгляд, в любом случае безотносительное благо.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 11:18:43, Ярослав»

Ярослав, спасибо! Сейчас открою диалоги, а пока про "жижу". Она действительно входит - вливается - в эту лексику истребления, но не в пластику конкретного спектакля Резо. Там - ставший кровавым песок времени, максимум - взвесь отяжелевшей от крови пыли взрывов. В предложенном Вами варианте она так точно ложится на мой рассказ (выставки Фешина и Урманче) о Фешинском эскизе "Расстрел" - что сейчас полезу проверять, нет ли уже ее у меня там.

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 02 Декабря 2012, 22:42:27, Ира Цилинь»

Ярослав, не ошиблась - в статье  о прошедшей выставке Фешина и Урманче - эпизод (на двух эскизах, в коих точное понимание террора эпохи) - жижа там просто, натюрлих, образной кульминацией! Так что диалог пошел!!

Спасибо, прочитала по ссылкам - упоительно! Задача принята с радостью!
Для Карр: благодарю за отзыв, побуждающий к доработке. Предлагаю редакторски вернуться к теме после того, как удастся поместить те картинки Резо Габриадзе, с которых, собственно, отклики.

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 02 Декабря 2012, 22:44:38, Ира Цилинь»

как удастся поместить те картинки Резо Габриадзе, с которых, собственно, отклики
С размещением возникли какие-то технические проблемы, Ирина?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ирина, добрый день! Евгений уже представлял Ваши стихи и переводы в этой ветке, однако там только аудио, текстов нет. Моя просьба к Вам: разместите, пожалуйста, тексты, потому что меня Ваши стихи и переводы очень заинтересовали. В частности, с точки зрения верного ощущения востока. Но со слуха я не все могу воспринять, необходим текст перед глазами. И еще одно "но". Сегодня хотела переслушать те аудио файлы, а они не загружаются. Теперь просьба к Евгению проверить, что случилось.

Помню цельное и яркое впечатление от тех стихов (слушала, наверное, больше года назад, поэтому подробнее выразить свое впечатление не могу). В стихах этой ветки такой цельности я не почувствовала, но очень порадовал жанр - художественная критика в стихах! - мечта поэта! Обязательно выложите картины, на которые прозвучал Ваш отклик. И если есть еще стихи, неважно на какую тему, я буду ждать, когда они появятся в Замке.

Выбрала строки, которые для меня стали открытием. Мне кажется, в этих строках Ваше поэтическое своеобразие, Ваш особенный взгляд, Ваш путь постижения таинства жизни. Эти строки рассказали мне о Вас, в них я Вас узнала. Себя, кстати, тоже. (Как в любви, в искусстве читатель, узнавая автора и художественный предмет, возвращается к себе). Поэтому, Ирина, спасибо Вам! И никогда не жертвуйте поэтической концентрацией ради сюжета, развития мысли или фактического соответствия. В поэзии меняется плотность времени, пространства и истины. У истины гораздо больше измерений, чем человек может себе представить, поэтому никакой поэт никогда не выражает истину. Он только создает условия предчувствия, предвкушения истины, максимально приближается к новому измерению, значит - спрессовывает, сжимает смысл нашей привычной реальности в минимум средств выражения, создавая ощущение дополнительного пространства для многогранной истины. Она еще сокрыта от нас, но благодаря художнику мы начинаем осознавать, чувствовать ее неминуемое присутствие, ее неопровержимое бытие. Остальное - творчество читателя. Сможет поверить - или опять начнет проверять, оставаясь на берегу со своим песочным временем и своими песочными городами.

Вот, собственно, эти запомнившиеся строки:

И в напряжении Его,
И в блеске глаз,
                          в движеньи тока
По мышцам,
                     сопряженным с ней,-
Любовь и Тайна,
                         Руки Рока!

С ладони
                жизни миг
                                стечет...

В часы вернулся их песок,
В тебе - златая ночь рассказов...

Любовь -
               как солнца спелый сок
сияет в грозди виноградной.
А драгоценности миров
в глубинах душ,
  ушедших рано
Надеюсь, тут белый виноград? Прошлой осенью часто думала именно о застрявшем солнце в золотых виноградных гроздях, об этой полноте тепла и цвета... Поэтому для меня Ваши строки не только находка, но и воспоминание. Бывает, что память сохраняет картинку, эскиз момента. Не в движении, а просто статичным кадром. Но Вы нашли продолжение кадра, объявили смысл его.

На зонтик обопрусь
Тут хотела спросить: это сложенный зонтик-трость, упирающийся в землю, или раскрытый зонт, упирающийся в дождевое небо? Мне эта строка показалась особенной в случае второго варианта, когда лирический герой опирается на воздух... Именно в атмосфере целого стихотворения, в случае "трудного разговора" это особенно актуально и символично.

Цветы салютом
детское в душе
зачаровав
остановили.
Эти строки мне близки, потому что сама всегда в детстве думала, что цветы  в букете (во время моего детства это чаще всего были разноцветные, пестрые хохолки гвоздик) похожи на салют! Всегда была эта ассоциация.

хочешь плакать,
                                                            так боль звенит!..
Само звучание слова боль - как звон одинокого колокольчика. Боль всегда звенит. Этот парадокс делает боль еще больнее, как гораздо глубже становятся переживания, если их выдерживать с улыбкой. Боль звенит, улыбка на прощанье... А у индийцев красота соленая! Причем из глубины веков идет это представление. В санскрите есть слово "лаванья" - одновременно "красота" и "соленость", а в хинди - "намкин" - "соленый", "красивый". Соль, кстати, тоже звенит. У Мандельштама соль, беда и звезды:
       ..........................................
       Тает в бочке, словно соль, звезда,
       И вода студеная чернее,
       Чище смерть, соленее беда,
       И земля правдивей и страшнее.

И труд непрочный.
Почему-то вспомнился Чехов. Когда понимаешь непрочность труда, начинаешь реже судить окружающих.

и красный
                 иероглиф
                                петуха...
Лучше не сказать про минимум изобразительных средств в живописи! Да, именно так они делают, так проскальзывает талант живописца. Одной линией создать ощущение всей фигуры, ее позы и иногда настроения - например, Серов - "Портрет балерины Т.Карсавиной"... одним темным мазком под крышей изобразить солнечный день - Левитан "Золотая осень. Слободка."

Златистых змеек
               шум во тьме

И Высочайший штиль речей
Один вопрос - почему "высочайший" с заглавной буквы? Чтобы еще выше казался? ;)


очертаньем
свече
созвучный


Это стихотворение - в самое сердце сразу. Мастерски! Очень красочно, но при этом смыслы не на поверхности. Глубокая красота.
"Художник"

Сердце -
             Небесным Гранатом,
Лопнул-
             так жаждой налит.
Спелый Творения атом
Любит,
           лучится,
                          болит!

К этому стихотворению в качестве соседей мне хочется представить несколько стихотворений Ярослава. Вот одно из них. Даже названия совпадают::

          Художник
 
Суровой правдой полон океан,
как очи – тайной своего рожденья.
Скрипят веков смолистые ступени –
идёт по трапу твёрдо капитан.
И «плыть, не плыть» вопроса нет, когда
мерцают звёзды и смеются дети,
и на щеках солёная вода –
и слышит сердце пульс тысячелетий
и совести простые указанья.
И лечит душу полнота незнанья.


И то же эхо, лучистое мерцание соли, звезд, боли, свободы...

Еще одно стихотворение, по созвучию ставшее рядом. Ирина, обратите внимание, эти стихи - тоже пример понимания, пример того, как труд и творческий путь одного человека раскрылся в творческой воле другого. Родство Вашего "Художника" с этим стихотворением для меня в строке - "Спелый Творения атом". Такое же указание на ядерную, глубинную энергию, связывающую сердце художника со звездами, временем и вечностью.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 11:19:53, Ярослав»

Харивамшрай Баччан


       Капля

Свежая капля -
спасибо тебе,
что на ладонь мою брызнула ты,
когда доставали ведро из колодца -
из тесной, замкнутой темноты.
Как ясно увидел я в это мгновенье
странствий твоих бесконечные звенья:
весь океан животворных сил
мой взор охватил -
в тебе ощутил.

Бьёт в берега мировой океан,
в небе клубится, в недрах змеится, -
и всех бесчисленных волн и струй
ты - неотъемлемая частица:
всех нежных соков в стеблях цветов
и всех потоков,
ручьев, прудов,
каналов, арыков, бассейнов, каскадов,
яростных рек,
седых водопадов!



И еще, Ирина, меня Ваше стихотворение так просто не отпустило. Процитирую его опять, а дальше - уже мой этюд на гранатовых зернышках, родившийся, кстати, в Индии.


          Художник

Сердце -
             Небесным Гранатом,
Лопнул-
             так жаждой налит.
Спелый Творения атом
Любит,
           лучится,
                          болит!




                   ***

Многогранно граничит чудо
с повседневно-тугой рутиной.
Оступиться в него не трудно,
как начать диалог с картиной;
как в гранатовых зернах случайно
отыскать термоядерный смысл.
Окунувшись в спелую тайну,
ты молчания говор слышал.



На самом деле, это стихотворение - одна пятая часть небольшого цикла.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 11:20:28, Ярослав»

Александру Жихареву

Далеко летит клекот журавлей
Да колокольный звук плывет – Новолетие!
А в куполах над житом златых полей
Хлебов Спорительница ликом светится,

И Любовь лучится без гордыни,
                                                    целит,
Сбросить грусть,
                        а обиды – простить
                                                      ведет.
В сердце-храм
                        Добро с Милостью населит,
А ненавидевших отпоит
                                Живою водой.

Ай посадит следом
                              под яблоньку,
Как плодами напитает,
                                  так березе под косы,
С нею весело душе,
                              с нею ладненько
Заликуешь
                да умоешься
                                      в россыпях росы!..




Узбекскому музыканту Кохрамону Тураеву
(его игру на дойре я слышала осенью 2014 года
на фестивале «Музыкальная карта мира»)

Акын незрячий вслушивался в Звук…
Нур – свет с Вершин
                              втекал,
                                    чтоб стать рекой –
Волнения, что струны призовут,
Пресотворятся
                       в глубине
                                       в Покой.

У Жизни чаши
                         Виночерпий встал:
Войди в себя, чтоб отвечать Ему.
Путь начиная
                       с чистого листа,
Свой  Храм созижди
                         в сердце и в дому.

Гармония и радость
                                 – льется звук!..
Века, народы
                     и простая жизнь…
Касается и слушает струну
Сказитель,
                осмысляя рубежи.


Ира Мясковская


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика