Диалог культур
Гусли, Любовь Басурманова

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 09 Января 2013, 17:24:57 »
Гусли – древний русский инструмент, упоминаемый еще в источниках раннего средневековья. За последние десятилетия гусли, как и ряд других народных инструментов, были усовершенствованы, войдя в профессиональную концертную практику.

Любовь Басурманова – композитор, певица и исполнительница на современных концертных гуслях. Представленный здесь альбом «Колыбель солнца» (запись альбома в Фонотеке Замка) показывает широкий спектр выразительных возможностей этого инструмента, включающий музыку различного происхождения и стилистического решения. Здесь есть и песни под гусли, и чисто инструментальные композиции, а также своеобразный жанр сказа – опыт современного воспроизведения древнейших форм эпоса, исполнявшегося с инструментальным сопровождением. Таковы «Зорька» и «Новгородский колокол».

В ряде номеров гусли имитируют звучание балалайки («Вставало солнышко», «Яблонья», «Гдовский наигрыш»). В последнем примере, и еще явственнее в обработке песни «Уж ты сад», представлен жанр концертных вариаций, идущий от академической музыки, и более или менее органично применяемый в репертуаре народных инструментов.

Тип гитарного музицирования воспроизводится в инструментальной обработке песни «Степь да степь кругом», и в аккомпанементе к авторским песням («Волга», «Ой ты, песнь моя голубиная»).

Иногда в трактовке инструмента виден тот взгляд на гусли, который идет от оперных и оркестровых сочинений композиторов XIX века (например, хор берендеев из «Снегурочки») – как на инструмент, сопровождающий архаические торжественные, гимнические песнопения. Это чувствуется в песнях «Светло-светлая», «Волочебная», «Заздравный стих».

Гусли могут уподобится и целому оркестру с его богатством тембров – таковы обработка «Уж как пал туман» и песня «Как по морю» с ее импрессионистической нежностью красок. В сказе «Новгородский колокол», в инструментальных композициях «Колыбель солнца», «Отчего Москва загоралася» и «Вечерний звон» среди многообразия тембров особенно выделяются колокольные звучности, несущие сформированную в русской культуре богатую смысловую семантику.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 06 Января 2017, 16:10:54, Е. Морошкин»

« #2 : 09 Января 2013, 17:43:20 »
В беседе с Любовью Басурмановой речь шла о различных жанрах в ее творчестве, об ее учителе Давиде Локшине (именно им была создана современная версия концертных гусель), о поездках в Индию, о ее педагогической деятельности.

Привожу фрагменты еще двух бесед с Л. Басурмановой. В них она, в частности, рассказывает о поездках в Индию, о жизни в общине Гобинд Садан в Дели.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 10 Ноября 2015, 15:59:44, ВОЗ»


_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

« #4 : 17 Июня 2017, 10:08:57 »
Новый диск Любови Басурмановой – Сказания.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #5 : 16 Мая 2018, 09:11:00 »

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика