Рассмотрю подробнее одну из линий в творчестве художника. Речь пойдет об архитектурных образах в его картинах, их постепенной эволюции. Здесь можно провести параллели с описаниями виденного Д.Андреевым, хотя и в другом ключе.
Свидетельствуя о затомисах, Андреев писал:
Ландшафты затомисов осложняются неким эквивалентом городов, очень мало, впрочем, походящих на наши, тем более, что жилищ, в строгом смысле этого слова, там нет. Назначение сооружений – совершенно особое; это преимущественно места общения братьев синклита с другими мирами и с духами других иерархий. Здания, где протекает их общение в его высших формах с монадами стихиалей, называются шериталами. И всё же в архитектуре затомисов угадываются стили, знакомые нам, но как бы возведённые на несравненно более высокие ступени. Это результат параллельных процессов, понять которые нелегко. Нелегко – но следует. Дело в том, что прекрасные архитектурные сооружения Энрофа, насыщаясь излучениями многих человеческих психик, приобретают этим самым душу, точнее – астрал: такие астралы пребывают в затомисах. Далее – об одном из более высоких слоев:
Приходится сделать предупреждение: дело дошло до понятий, весьма непривычных. Ибо Фонгаранда – слой пребывания шельтов великих творений архитектуры. Здесь они обладают способностью движения и роста; их изменение состоит в совершенствовании. Облик их близок к облику просветлённых стихиалей, но форма не струистая, как у тех, и лишённая способности телесного взаимопроникновения. И про сакуалу Трансмифов:
Моря сияющих эфиров – беру это слово за неимением более соответствующего, – блистающих красками, непредставимыми даже для синклитов метакультур, омывают в этих мирах сооружения, которые так же отдалённо можно было бы уподобить светящимся громадам гор, как и сооружениям невообразимой архитектуры. Исконное несходство между великими творениями человеческого гения и великими созданиями Природы там уже не имеет места, ибо оба начала слились, наконец, в непостижимом для нас синтезе. Для меня не вызывает сомнений, что виденный Черноволенко постоянно изменяющийся, бурлящий мир – это отдельные фрагменты надстоящих над Энрофом более высоких сфер Шаданакара. Они возникали перед его глазами стихийно, художник не мог управлять видениями, направлять их в определенное русло, точно отдавать себе отчет о координатах этих миров. Он даже нигде ясно не высказался о том, что это – миры восходящие, а не демонические. Однако атмосфера поздних картин, их духовная заряженность говорит сама за себя,
Картины Черноволенко до середины 60-х годов находятся в русле поисков художников «Амаравеллы». Особенно характерны несколько картин из «горного цикла»:
Хранители тайны
Ущелье
Две стихии
(Следует пояснить, что названия картин у Черноволенко никогда не предшествовали их написанию. Обычно они устанавливались позднее в ходе обсуждения среди ближайших друзей художника. Эти названия не старались передать неопределимый и многосложный интуитивный замысел, а давали восприятию более привычный и конкретный ориентир.)
Здесь природа, сохраняя в целом подобие земных форм, уже несет некоторый намек на то, что она создана какими-то мыслящими, разумными силами и несет отпечаток их мысли. Образы архитектурные также во многом параллельны изображениям архитектуры у товарищей Черноволенко:
Ночь
Летящие купола
Особняком стоит картина «Русь», созданная еще в 30-х годах:
Вполне земные формы церковных шпилей соединяются с изображением неба, где пространственные координаты естественным образом перерастают в духовно-этические. Верхняя часть картины увлекает взгляд в вышние сферы, непостижимые и бездонные.
С середины 60-х появляются картины, где архитектурные формы плавно переходят в природные, без четко обозначенной границы:
Древние лики планеты
Таинство утра
Недосказанное
Звездная радуга
Все больше обращает на себя внимание непривычное построение пространства, стремление преодолеть трехмерность:
Контрасты
Новый этап его творчества начинается в 1967 году (от картины № 97 по каталогу
http://www.roerich.com/galer1.htm ). Картины становятся более лапидарными, в них, как правило – не развернутая панорама, а изображение одного центрального объекта. Но все более глубоко художник проникает в качества нового, открывшегося перед ним пространства. Оно не укладывается в привычные представления, кажется разрастающимся во многих направлениях, просвечивающим, текучим, сущность предметов открывается в их внутренней фактуре и цветовой игре:
Мерцание гор
Беспредельное вечное
Структура планеты
Непобедимый дух
Отшельник
У истоков гармонии
В некоторых картинах явно предстают творения зодчества, и здесь трудно не провести параллели со словами Андреева о необычных, необъяснимых для нас назначениях этих зданий, и о преобразовании земных стилей:
В созерцании
Древний замок
Космическая архитектура
Маяк
Город друзей
В последние два года жизни (от картины № 150) художник вернулся к сложным, панорамным композициям, но уже на другой основе. Изображаемое пространство не подчиняется привычным законам гравитации, его структура подчеркивается сетевидным строением предметов и необычными цветовыми приемами, также создающими представление о невмещаемости его в земные формы.
Древние сказания
Птица судьбы
Равновесие
Образы творений обитателей этих миров или самой мыслящей природы занимают здесь значительное место:
Восточная мелодия
Огненное небо
Лабиринт
Восточный мотив
Ступени
Видение
Интересно, что иногда внутри плетения многомерных нитей можно уловить черты привычных нам земных интерьеров:
Волшебное зеркало
Стражи
Возможно, существа, проходившие когда-то земные пути, воссоздают среди новых условий дорогие для них фрагменты бывшей жизни.