Жанр хоральной прелюдии формировался у немецких композиторов на протяжении второй половины 17 века. Первоначально прелюдия (букв. вступление) выполняла вполне утилитарные задачи: перед тем как прихожане церкви запевали хорал, органист должен был напомнить им рисунок мелодии и задать тональность. Постепенно такое вступление превратилось в самостоятельную органную пьесу, где мелодия протестантского хорала (выросшая, в основном, из непритязательных интонаций немецкой народной песни) проходила в верхнем или среднем голосе в медленном движении, а ее окружал мелкий рисунок контрапунктирующих голосов.
Эту сложившуюся форму и унаследовал в первом десятилетии 18 века И. С. Бах и наполнил ее феерическим богатством образов, в том числе таких, которые никак не вписывались в понятие церковной музыки. От простодушной веселости до глубочайших медитативных погружений, от громового органного пафоса до скользяще-легких, почти импрессионистических скерцозных фантазий – такого диапазона состояний музыка до Баха еще не знала. Пожалуй, именно с появлением баховских хоральных прелюдий музыкальное искусство окончательно перестало быть «младшим искусством» и вошло в ряд высших человеческих достижений.
Композитором написано около 120 миниатюр на темы хоралов. 45 прелюдий собраны в «Органную книжечку», 18 прелюдий составляют Органную мессу, остальные объединены в небольшие циклы («Лейпцигские хоралы», «Шублеровские хоралы», «Прелюдии к катехизису» и др.).
Из Органной книжечки:
№ 1 - Nun komm, der Heiden Heiland BWV 599
№ 7 - Der Tag, der ist so freudenreich BWV 605
№ 21 - Christe, du Lamm Gottes BWV 619
№ 24 - O Mensch, bewein dein Suende gross BWV 622
№ 34 - Herr Jesu Christ, dich zu uns wend BWV 632
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/mat/bach/horal/1_7_21_24_34.mp3