Параграф первый
Терминология и контексты
Сама идея «истины истины» может родиться только в том в мире, где возможен вопрос Пилата «Что есть истина?», – «истина истины» как поиск «того», что делает «истину истиной». Именно так возникает идея найти «путь», «критерий», «соль истины», «истину истины».
Цель моих заметок – показать, что
Истина – это подлинная реальность.
А «истина истины» – путь в эту подлинную реальность, в
подлинное существование.
И вопрос «Что есть истина?» возможен только в мире (в душе), где не всё есть истина, не всё есть подлинная Жизнь, где есть «ложь» и «ложное».
В мире, где нет лжи и нет ложного, где всё есть
подлинное существование, такого вопроса просто не может возникнуть, ибо в таком мире
истина есть всё и нет ничего, кроме истины. Сам вопрос об истине снимается в таком мире – за ненадобностью. Нет в таком мире и самого понятия «истина», ибо истина есть ВСЁ.
Так же не может возникнуть вопроса «что есть свобода?» в мире, где всё есть свобода и нет ничего от необходимости, никакого насилия извне, никакой «объективной реальности», насилующей «субъективную» реальность «Я». Вопрос о свободе возможен только в «царстве необходимости», где не всё есть свобода.
Так же не может возникнуть вопроса «что есть любовь?» – и не нужны никакие «критерии любви» – в мире, где всё есть любовь и нет ничего, кроме любви.
Так же не может возникнуть вопроса о Боге в мире, где всё есть Бог и нет ничего, кроме Бога.
Такой мир мы называем Царствием Божием – Духовной реальностью, которая внутри нас и в которой «всё во мне и я во всём».
Раскрытию этих тезисов, не живущих один без другого и не воспринимаемых по отдельности как «объекты» (пусть «объекты философские» – в качестве «понятий» или «категорий» проецируемые в реальность человеческого разума), и будут посвящены мои «заметки».
А начну – с терминологии: со слова как такового.
И начну от противного: истина есть не ложь.
Дать исчерпывающее определение ни одному «большому слову» (логосу, смыслу, понятию) или создать для него «систему систем» (претензия метафизики) невозможно в мире, в котором часть не может включать в себя целое как свою часть. Такая «математика» абсурдна в нашем мире и неприемлема для нашего разума, стремящегося к адекватному отражению «объективной реальности». Более того – в мире, где встаёт сам вопрос (а он встаёт перед каждым существом, живущим в таком мире и наделённым разумом) об «объективной или субъективной реальности», невозможно дать описание ни одному из понятий (лучше: слов – слово больше, чем его смысл), невозможно создать единый «контекст контекстов».
И главное препятствие – сама реальность такого мира, внутри которой невозможна единая система смыслов (невозможна в принципе). «Большие слова» – истина, любовь, Бог, человек, бытие и т.д. – символизируют Целое, которое не может быть ни вмещено в часть – в одну из своих «проекций», ни в сумму всех частей – в сумму всех возможных своих «проекций» – в «проекцию проекций».
Целое нельзя вместить в мир, в котором существует само разделение на целое и составляющие его части. Только в мире, где каждая часть в то же время есть Целое, а Целое есть часть каждой из своих частей, слово (понятие) включает в себя все свои контексты и контексты всех других слов (понятий) – неслиянно и нераздельно. Увы, такая философия и такая филология для нашего разума являются логическим противоречием.
Первый ход (чисто филологическое хулиганство), который мне пришёл на ум и я хотел сделать навстречу автору книги «Истина истины» и с которого можно было бы начать нашу «метафизическую партию», – это задаться вопросом(и):
А почему бы не пойти дальше и не написать «Истину истины истины»?
Или так – почему бы не издать серию книг: «Художественность художественности», «Красота красоты», «Гармония гармонии», «Добро добра», «Божественное Божественного», «Мудрость мудрости», «Поэзия поэзии», «Логос логоса», «Жизнь жизни», «Творчество творчества», «Любовь любви», «Свобода свободы» и т.д.
Это хулиганство, но в нём есть доля «истины истины».
Разум хочет системы и верит в систему. Не может не хотеть и не верить, иначе рехнётся. И эта вера разума в систему оправдана его свободой: всё-таки система лучше (свободнее) хаоса. И система – путь от хаоса к космосу. Но космос не есть система. И система не есть космос. Организм не есть система. Космос (организм) есть Целое. А Целое – не система. Система состоит из частей – целое состоит из целого. Каждая «часть целого» есть ВСЁ ЦЕЛОЕ: не только микрокосм, но и микротеос. Вселенная – Целое – входит в человека как часть…
Впрочем, я о «словах» (труднее всего писать словами о словах: о вещах легче намного).
Предположим, что нам удалось создать грандиозную метафизическую систему, где «большие слова» нашли каждое своё место и раскрываются при помощи других слов. Предположим, такая система создана. А дальше – что?
Дальше – смерть.
Только пока «метафизика» (пользуюсь авторским понятием «метафизики» из книги «Истина истины») не достигла своей цели – не создала единую метафизическую систему – она жива и она имеет смысл (свой неповторимый «живой контекст»).
В мире, в котором существует вопрос – «а что дальше?», – невозможна единая «система систем». Прежде чем строить систему понятий, нужно понять природу времени и природу «я». Эта «природа» (я-времени) и есть «истина истины». Это и есть любовь.
Я опять забежал вперёд (или назад?)…
В мире, где есть само понятие относительности, невозможно создать систему, адекватно отражающую (хотя бы отражающую, а не вмещающую) абсолютное. В таком мире абсолютное мыслится как что-то застывшее, так же мыслится и вечность внутри времени. Истина – это реальность абсолютного.
Относительное – проекция абсолютного (одна из).
Время – одна из проекций творящейся вечности (истинного времени).
Слово – проецируется в словах, создающих «живые контексты».
Каждое слово – в своей отдельности – непереводимо на язык других слов. Только в их окружении – в «живом контексте любви» – слово начинает понимать (узнавать) самого себя, узнавая другие слова в себе, а себя в них – каждое как неповторимость и единственность.
Это Слово может быть «человек» (имярек), Бог, Истина…
Слово включает в себя и понятие, и образ, и чувство и что-то ещё… – самое главное и невыразимое: свою глубину и тайну.
Существуют религиозные, мифологические, философские, мистические, символические, культурологические, научные, метафизические и т.д. и т.п. КОНТЕКСТЫ ИСТИНЫ.
Существуют национальные КОНТЕКСТЫ ИСТИНЫ.
Существуют личные КОНТЕКСТЫ ИСТИНЫ.
Истина (как слово и как целое) отражается (воплощается) в бесконечных контекстах, каждый из которых – целокупен и истинен. Вся совокупность этих контекстов (творящаяся бесконечность) является символизацией, отражением и воплощением творческого Духа Истины в нашем мире и во всех неисчислимых мирах космоса.
Бесконечность контекстов является символом Творящейся Истины. Если бы вечная истина была застывшей, объективной и раз и навсегда данной как «объект объектов», она б нашла способ отразиться в материальных мирах в виде пусть грандиозной, но системы. То есть – все контексты истины можно было бы объединить в один КОНТЕКСТ как его части (претензия науки вообще и «метафизики» – как науки – в частности).
Целое не является суммой частей. Никакого единого (общего) КОНТЕКСТА ИСТИНЫ нет и быть не может. Но есть множество цельных КОНТЕКСТОВ ИСТИНЫ, способных (потенциально) к общению друг с другом в любви, без смешения в каком-то одном «общем знаменателе». Такое общение контекстов и есть КОНТЕКСТ КОНТЕКСТОВ – максимальная полнота раскрытия абсолютной истины в мире относительном. Но этот «контекст контекстов» не есть сама Истина, лишь максимальная полнота её символизации и её творческого проявления себя вовне.
И задачей любого: философского, научного, религиозного, художественного, мифологического, метафизического – творчества (индивидуального или коллективного) является создание ещё одного неповторимого
живого контекста истины, которого не было раньше, но который уже есть в духе (в потенциальной глубине его свободы) – как раскрытие Творческого Замысла Бога и как Богосотворчество.
Каждый
контекст национальной культуры состоит из множества цельных истинных контекстов, не сводящихся к непротиворечивой логической системе в принципе, но дополняющих друг друга, как утро и вечер, осень и весна, религия и наука, мифология и философия, поэзия и математика…
И каждый из контекстов включает в себя все контексты.
И только в том или ином контексте мы можем прочувствовать и понять ещё одну грань любого «большого слова». Так же, как в индивидуальном лице мы можем понять (прочувствовать) реальность любви. Без лица любовь для нас является лишь умозрительной, абстрактной, предполагаемой, не становящейся ни нашей внутренней реальностью, ни реальностью мира.
Любая попытка свести все контексты к единому «общему знаменателю», в единую непротиворечивую «систему систем», приводит (в нашем мире!) к смерти «живого контекста», к утрате его неповторимого ЛИЦА.
ЛИЦО и есть контекст Истины.
И такие контексты творятся, а не складываются в систему как компиляции частей (других контекстов).
Научиться общению контекстов – главное и самое трудное искусство. Общение тоже творится…
Нельзя понять целое как сумму его бесконечных проекций (контекстов), но лишь символически – в этом бесконечном разнообразии «живых контекстов», творящихся «проекций истины», мы можем в глубине своего духа «прочувствовать» Истину – как подлинную реальность.
«Истина истины» есть глубинная память о подлинной духовной реальности, заложенная в каждом из нас. Человек принадлежит не только этому миру, но и миру Истины. Только поэтому мы способны воспринимать частные относительные истины, через которые просвечивает в нашем мире наша Живая Истина, не вмещаясь ни в одну из своих проекций, ни в один из своих контекстов. И только поэтому мы способны возмущаться лжи и отвергать ложное.
Истина жива внутри нашей Глубины – и мы узнаём её по отблескам в мире необходимости как свою Свободу, как свою Духовную Родину, узнавая в Ней и самих себя…
Истина есть Тайна.
Истина истины есть любовь – путь в Тайну, путь в нашу подлинную реальность…
И шаги на этом пути – творимые нами
живые контексты истины.
Конец первого акта.