Это уже спор больше о терминах. Назови мудростью дух, а дух разумом (интеллектом или идеей), получится то же самое, что у Вас.
Это моя философская аксиоматика.
А зачем выдумывать свою аксиоматику? Чем тысячелетние традиции в наполнении смыслом слов "дух" и "душа" лично Вас не устраивают? С аксиоматикой не спорят, конечно, но хотелось бы как-то уложить эту аксиоматику в традицию и понять, зачем нужна новая аксиоматика, зачем переименовывать слова и перетасовывать устоявшиеся смыслы?
Да, я не мистик, я философ, поэтому вкладываю в эти слова философский смысл.
Философия на своих вершинах (экзистенциальная религиозная философия 20-го века) признала уже приоритет мистики и мифологии в последних вопросах бытия: о трансцендентном может говорить адекватно только мистика или мифология. Развитый разум осознаёт свои границы и не тщится их переступать. Глубины духа неподвластны разуму и философским системам и категориям - это уже область чистой мистики, о которой говорить можно лишь на языке символов и метафор.
Мы начинали с этого ветку - с невозможности выстроить единую систему, адекватно отражающую Истину (реальность абсолютную) в относительном мире, только - в разнообразных контекстах (проекциях) может выражаться какая-то часть истины относительной. Вы же, как я понял, верите в возможность построения единой метафизической системы, которая включает в себя все религиозные и мистические контексты, отсюда и примат философии над религией и мистикой, отсюда и примат мудрости (софии - в философском, но не мистическом смысле) над духом.
Это не у меня. Это в той системе, которая приравняла дух к Богу. Но я не приравниваю человеческий дух к Богу.
А что это за система такая, что "приравняла человеческий дух к Богу"? Высшее бессмертное "Я" человека - монада - духовно, но оно не является Богом, но обладает всеми свойствами божественного и сотворено Богом - и потенциально едино с Богом в любви. Богочеловек - это явленный нам идеал человека. Разве возможен Богочеловек без духовного родства с Богом, без духа? Дух познаётся только духом, подобное подобным. Если бы у человека не было богоподобного духа (по образу и подобию), человек бы никогда не пришёл ни к осознанию подлинности и первичности духовной реальности (все без исключения религиозные традиции об этом), ни к вере в Бога, ни к признанию богочеловеческой природы Христа. Нечем просто было бы это понимать и признавать. Такие истины разумом не берутся, только духовным прозреванием - рождением в духе, любовью - которая едина и у Бога и у человека.
Мудрость – это всеединство всех положительных предикатов, она заключает в себе и дух, и любовь, и свободу, и бытие, и добро, и красоту, и всю плерому.
И опять всё в одну кучу и через запятую. Что в Вашем понимании "дух" - совершенно непонятно. Если бы фраза выглядела так: "
Дух – это всеединство всех положительных предикатов, он заключает в себе и
мудрость, и любовь, и свободу, и бытие, и добро, и красоту, и всю плерому." Это было бы в контексте традиционного понимания. Только вот последний член цепочки - "плерома" - тут явно выбивается из ряда. О Плероме мы можем только молчать.
Но в философской традиции первичную реальность называют абсолютом. Все остальные реалии – такие, как мудрость, дух, душа, тело и даже материя – моды (модификации) Абсолюта.
В какой философской традиции, можно уточнить? Философских школ много, включая материализм, который вообще никакого духа и абсолюта не признаёт. Выстроить единую общеобязательную философскую систему невозможно, несмотря на таковые претензии. Философия, не опирающаяся на религиозное Откровение, мистическое Прозрение, мифологию, символизм и метафору - повисает даже не в воздухе, а в вакууме.
И ещё мне порою кажется, что духовному Вы приписываете значение интеллектуального, а мудрости значение духовного. Если под "духом" понимать интеллект (и шире - разум), а под "мудростью" дух и духовное, то тогда Ваша аксиоматика совпадает с христианской традицией. Я не вижу никакого смысла придавать "большим словам" иной, кроме традиционного, смысл - это не к взаимопониманию ведёт и не к синтезу, но к появлению новых и новых школ и сект, которые говорят только на понятном им самим языке.
Вне христианской традиции в контексте христианской культуры невозможна никакая "новая философия", а за пределами культурного лика нет вообще ничего. Не строить какую-то свою аксиоматику и метафизическую систему (с претензией на универсальность), а творчески развивать культурную традицию, невозможную вне культурного, мифологического, религиозного и национального лика, творимого тысячелетиями, и искать диалог (ансамбль, синтез) с другими религиозными традициями и культурными ликами. Не единую на всех систему-проекцию надо создавать (это обеднение, а не обогащение духа), а в диалоге и ансамбле проекций прозревать Единую Истину, не укладывающуюся ни в одну из своих проекций, ни в их сумму в принципе.
Перспектива философии "нового религиозного сознания", философии синтеза, не в создании единой метафизической системы, а в творческом и взаимно обогащающем диалоге с религией, мистикой, мифологией, символизмом искусства и новой наукой, сумевшей осознать свои границы и переставшей претендовать на единственность своей методологии. Для такого диалога нужен общий язык, и этот язык уже выработан тысячелетними традициями, создавать новояз (какое-то очередное эсперанто) не нужно (и даже вредно), но выходить в такой смысловой объём, где различные проекции истины не вытесняют, но дополняют друг друга - вот главная задача и для новой философии, и для нового искусства, и для новой науки, способных отвечать на вызов времени. Не новую религию надо искать, но диалог религий, а никакая религия невозможна без великой духовной традиции: традиция и есть духовный опыт поколений, отразившийся и сохраняемый в символике. Бережное отношение к этой символике - первый шаг к пониманию друг друга. Выдумывать свою символику и свою аксиоматику - занятие, на мой взгляд, лишённое и перспективы, и санкции Свыше.