Мне хотелось бы подчеркнуть одну особенность Вашего, Ярослав, с С. Борчиковым труда: вы оба относитесь к истине как к особого рода результату высказываний (предикативный подход в отличие от системного). Если говорить о пути приближения к Истине как к вершине глобальной пирамиды со своей глобальной иерархией высказываний, то такой подход позволяет определить (или назначить) истинность или ложность в каком-либо локальном высказывании, связанным с другими высказываниями через контекстное поле общего смысла. И тогда такой общий смысл будет задавать оценки отбора. Но тогда такая истинность-ложность локальных высказываний будет мало влиять на истинность-ложность Целого.
Однако, контекстное поле при предикативном подходе не является системой, объединяющей все контексты в иерархии высказываний, если об этом не говорится специально. Ибо понятие системы хоть и включает смысл (контекст, предикативность), но придаёт ему, смыслу, особое значение критерия как оценки, меры, что абсолютно необходимо в отборе и на локальных уровнях, и, особенно, при приближении к глобальной вершине смысла. Если же подчёркивается, что глобальная Истина является целостной, то она будет являться одновременно и глобальным критерием для всей системы высказыванием. А это означает, что она задаёт главную оценку всей иерархии высказываний, определяющей главный отбор среди них. И тогда любая истина локального высказывания станет подчинённой Истине целостности всей системы иерархического содержания поля высказываний. Без этого можно легко потонуть в бесконечности предикативного материала.
Если рассматривать обсуждаемое с системных позиций, то необходимо ввести и главные качества главной оценки отбора. Без этого единый контекст (единый смысл) всех высказываний может оказаться настолько размытым, что сознание может отказаться от обобщения разнородной картины мира в единую, что необходимо для проявления истинности-ложности как частей, так и критериев всей критериальной иерархии картины мира.
В связи со сказанным Ваше: «Истина (как слово и как целое) отражается (воплощается) в бесконечных контекстах, каждый из которых – истинен и целостен» неверно, т.к. контекст может быть ложным, ибо он не есть пока ещё истина.
Ваше: «И задачей любого: философского, научного, религиозного, художественного, мифологического, метафизического, – творчества (индивидуального или коллективного) является создание ещё одного неповторимого живого контекста истины, которого не было раньше, но который уже есть в духе (в потенциальной глубине свободы) – как раскрытие Творческого Замысла Бога и как Богосотворчество» - тем более подчёрквает ту системную особенность, о которой говорю я: Бог являет нам Высшую Оценку (Высший Критерий) всей иерархии Жизни, которая подчиняет себе, ликвидируя многие степени свободы контекстов иерархических уровней ниже Бога. В художественном творчестве наоборот: можно задать произвольно любую Высшую Истину и ею наполнять и проверять целостность художественного произведения.
Что касается терминологии, то Ваше: «И начну от противного: истина есть не-ложь» может означать, что Вы применяете бинарную логику рассуждений, тогда как само движение к истине может проходить через логику многоцветную, когда степень неопределённости смысловой информации так высока, что выявить определённость типа «да-нет» не удаётся. То есть должен существовать алгоритм отбора смысловой определённости, который реализуется лишь в оценочной сфере.
Ваше: «Целое нельзя вместить в мир, в котором существует само разделение на целое и составляющие его части» - ошибочно с системных позиций, ибо системный подход требует смыслового подчинения частей целому в динамике, то есть во времени, если мы хотим, чтобы это целое существовало. Иначе оно не существует.
«Но космос не есть система» - это пока не доказано, хотя большинство философов, как мне кажется, придерживаются обратного мнения. Хотя Вы сами себе противоречите: «И система – путь от хаоса к космосу».
«Организм не есть система» - давно опровергнуто. И так далее: «Космос (организм) есть Целое. А Целое – не система, как не система – лицо. Система состоит из частей – целое состоит из целого» - сплошные противоречия, ибо система и целое – это фактически синонимы в современной науке.
Вы уж простите меня, Ярослав.