VI. Две модели – две крайности.
Год назад в статье «Дух и буква» я сосредоточился на критике закрытых, не интерактивных сетевых моделей на примере портала «Родон». Закрытость противоречит не только главному отличию Интернета от всего, бывшего ранее, – его интерактивности, но и самому духу новой эпохи: Роза Мира – это прежде всего атмосфера, в которой рождается творческий диалог (а не монолог концепции).
Цель – не диалог как таковой, а духовное обогащение: вовлечение в творческий акт через интерактивную среду читателя, зрителя, слушателя. Режиссёр нового искусства задаёт план и главный вектор, общую структуру, даёт первоначальный толчок – и начинается непредсказуемый процесс: зрители вовлекаются в него и становятся активными участниками спектакля, с возможностью смены ролей и параллельных сценариев единой пьесы, вплоть до смены в одном из них режиссёра; вернее, в одном из вариантов режиссёр сам становится актёром; в другом – играет главную роль, а в третьем – эпизодическую. Но это единый спектакль, протекающий как бы в параллельных временных потоках. Роль мудрой случайности возрастает неимоверно, следовательно возрастает творческая активность времени. Но увеличивается и опасность энтропии: система открытая. В такой нет и быть не может никаких гарантий успеха. Энтропия – главная опасность Интернета!
Всё, что обогащает духовно, есть благо. Всё, что обедняет, – зло. Цель не открытость, не интерактивность как таковая, даже не свобода ради свободы, а новая степень свободы ради новой ступени творчества. Творчество – создание небывшего – растёт по мере роста степеней свободы, открывающих возможности влияния на процесс активной составляющей той силы, что мы называем «временем». В этом принципе заключается духовная иерархия: чем ниже – тем меньше степень свободы, как следствие – беднее творчество и слабее вклад активного случая в процесс созидания, вплоть до автоматизма. Возрастание в духовной иерархии идёт по мере возрастания в любви: только следующая ступень любви раскрывает дополнительную степень свободы, открывающую в свою очередь новые возможности для активной творческой силы. Любое нарушение в этой последовательности ведёт к непоправимым искажениям смысла, к уродству и обеднению творчества, свободы, любви.
Если закрытая система (Родон) является одной крайностью, то другой крайностью является интернет-форум: интерактивность как таковая, взятая в отрыве от содержания и не имеющая ни цели, ни лица. Существуют разные системы управления форумами и разные тематики, которым эти форумы посвящены; но есть и общее для всех форумов, заключённое в самой структуре их устройства.
Структура форума есть структура газеты, а не книги: по принципу последнего сообщения. Если книгу читают с начала: от первой главы к последующей, то газету (форум) с конца: от последнего выпуска к предыдущему (и мало кто доходит до начала; то есть, уже в самом форуме заложена невозможность обозреть его в целом, как книгу).
Чем значимее произведение, тем реже оно появляется, так как требует от своего создателя сил, уединения, труда, времени. Таких же сил, труда и времени оно требует для своего осмысления: процесс чтения (понимания) такой же творческий процесс и требует от читателя (зрителя, слушателя) не меньших усилий души и не меньшего духовного напряжения и сосредоточенности, чем от самого художника. Чем значимее произведение, тем иллюзорнее его шансы стать передовицей в газете или хитом на форуме, просто из-за их горизонтально-временной структуры.
Интерактивное искусство включает зрителя в сам творческий акт с невиданной ранее степенью погружения и полнотой восприятия. Но структура форума оставляет на поверхности пену, «пустые бочки, что громче и чаще гремят», а все глубокое и редкое тонет. Подобное тянется к подобному: прочитать большой текст по диагонали и тут же отреагировать, как и умение быстро и много писать, требует определённых способностей (хлестаковщины). Постепенно – по «закону Архимеда-Хлестакова» – формируется среда, – и форум через 2-3 года существования обретает своё лицо, которое выражает «актив форума» (те, кто умеют постоянно держаться на поверхности благодаря своим специфическим способностям). Кто может тратить силы и время изо дня в день на форуме и стать его активом? – только те, у кого эти силы и время освобождены от чего-то более интересного и менее иллюзорного, чем разговоры по кругу.
Так формируется «костяк среды» (её психический эгрегор).
Любой форум, с любой системой управления, формирует свою среду. За несколько лет эта среда становится замкнутой на себя и подчинённой одним и тем же законам – законам количества и усреднения. Бороться с энтропией форум успешно может первые три-пять лет, потом в силу своего устройства (горизонтально-количественного) он неизбежно входит в необратимый процесс увеличения энтропии.
В любом сообществе, устроенном по типу форума, формируется среда, которая будет выдавливать из себя всё необычное. Это своего рода закон "дедовщины" (жёсткость проявления его зависит от системы управления форумом, но не меняет сути).
Без перехода в новое качество любой форум (клуб) может творчески плодоносить не более пяти лет. Потом происходит одно из трёх: окоснение (консервация), распад или преображение. Последнее – самое трудное и требует смелости и новаторского чутья от "дедов"; но этого у них как раз и нет (отбор средой шёл по противоположному принципу). На момент, когда необходимо сделать качественный рывок, наступает "заслуженное успокоение": всё задуманное более-менее (на их взгляд) осуществилось и катится по инерции в нужном направлении. Возникает самая распространённая из человеческих аберраций: так будет всегда или, как минимум, ещё долго. И любой кризис сваливается как снег на голову...
Форум способствует высвобождению исключительно душевной стихии, а не духовной: горизонтально-временной, а не вертикально-качественной. Форумная жизнь создаёт иллюзию жизни, иллюзию творчества и иллюзию общения; и как любая иллюзия имеет побочный эффект – похмелье, перерастающее в зависимость и требующее увеличивать «дозу». Это всё равно что пить солёную воду. На форуме самые вечные ветки – это ветки скандальные, бесконечные выяснения отношений: либо борьба среды с чужеродными элементами, либо иллюзия творческого кипения внутри самой среды, якобы имеющая какое-то значение.
Делать ничего (выражение Толстого) хуже, чем ничего не делать. Бурно, годами «сидеть активно» на форуме хуже, чем не общаться вовсе.
Среда, формируемая самой структурой форумов (вне зависимости от системы их управления), – это среда антитворческая, враждебная всему новому, талантливому, неординарному. Структура, ориентированная на новенькое, враждебна новому (это тоже закон), и коснее такой среды нет: суета хуже застоя, потому что лишена потенции: в ней нет глубины, в которой может что-то созревать и прорастать в будущее.
Форум не только не обогащает духовно, но выхолащивает и опустошает душу, обманывая её иллюзией бурного кипения. Это буря в стакане воды. Точно такая же зависимость от суррогата общения, как алкогольная любовь, наркотический экстаз, игровой азарт. Это замена качества количеством, внутреннего – внешним: вместо жизни – похоть жизни, не знающая насыщения и глубины, требующая постоянно увеличивать дозу: вместо общения – похоть общения, вместо творчества – похоть творчества, вместо чтения – похоть чтения. Газета, доведённая до крайности и заменившая собой всё: книги, созерцание, медитацию: живое – картонным, подлинное – фальшивкой. Результат – бесплодная пустыня и мерзость запустения, когда осядет душевная пена. Кипучее опьяненье окончено – наступают «похмелья суровые будни». Причём – наступают на свои же собственные грабли. (См. «Форум как новый жанр нового искусства»)
Культурная среда необходима. Но горе, если спутал её с бурлящей посредственностью: лучше атеизм, неверие, чем обезьяна Бога. Лучше вообще бездуховность, чем духовность тёмная. Тьмы нет: есть отсутствие света, создающее иллюзию, что оно и есть свет. Делать ничего не является альтернативой ничему. Делать ничего – это и есть тепловая смерть, торжество энтропии.
VII. Третья модель. Синтез.
Форум содержит в себе главную «изюминку» Интернета – его интерактивность. И этого ребёнка нельзя выплёскивать вместе с водой, как сделал «Родон». Но форум (всего лишь курилка, беседка, газета) может служить лишь необходимым дополнением к Главному (созданию нового духовно значимого искусства), а не наоборот: когда к форуму, несущему 99% активности, пристёгивается «сбоку бантиком» Избранное (лучшее). Курилка не должна занимать самое большое помещение в доме и подменять собой основную сцену в театре. Если закрытую модель «Родон» объединить с форумом, форум пожрёт Родона. Избранное тоже должно быть интерактивно, чтобы суметь противостоять форуму и уравновесить его. Альтернатива зависимости не тотальный запрет, а мера. Страсти надо не удалять, а обуздывать и перенаправлять в созидательное русло.
Дионисическую душевную стихию форума надо не истреблять, а просветлять солнечным духовным аполлонизмом, который без дионисизма (случайности, интерактивности) становится мёртвой схемой (застывшей концепцией, автоматом формы).
Жизнеспособны и плодотворны самые разные модели интернет-ресурсов, кроме двух крайностей: чистого Родона и чистого Форума. Сочетания и комбинации этих крайностей рождают разные жанры. Редколлегия определяет систему управления и лицо ресурса (редколлегия, а не среда!). Можно снимать разное кино: одного кино не может быть – без движения изобразительного ряда: в интернет-жанрах это – интерактивность (пример такого «странного рм-кино» – портал «Родон»). Но кино нет и без того, что искусство делает искусством: без отбора, меры, приоритета качества над количеством (пример такого «резиново-мыльного кино»: любой форум).
«Кино-форум» снять легко: выставил объектив в модном месте – и снимай себе (пока не надоест самому). В зависимости от места (темы) получается разное «кино». Но это не только не искусство, это подмена жизни – торжество энтропии, самодовольство посредственности (я тоже кино снимаю!). Искусство в частности и творчество вообще есть преображение жизни, её моделирование и инвариантность, а не тупое копирование или подражание ей.
Интернет позволяет нам создавать саморегулирующиеся модели – живые произведения искусства. Это как открытие Космоса в сравнении с открытием Америки: горизонты и возможности искусства будущего раздвигаются до невероятия: можно создавать целые миры, в которые будут приходить другие творцы и участвовать в том, что начал ты. Может, поэтому такое страшное затишье перед прорывом? такая глухота и раздробленность перед взрывом Диалога и Взаимопонимания? Перед новой потрясающей степенью свободы в творческой структуре мира – десакрализация всех структур и ценностей? Дай-то Бог…
Иначе – «спасение» лишь во всемирной диктатуре; другой альтернативы всесмешению просто нет: либо прорыв из хаоса в новый Космос, либо попытка обуздания распада при помощи вампирической тирании, что приведёт к окончательной тепловой смерти (смерти второй) – к трупной зелени подмороженного по краям хаоса.
Интернет сегодня как раз и представляет из себя такое всесмешение. Но уже начинается процесс его осмысления и структурирования: появляются островки, несущие внутри себя будущую модель сети. Создание подсетей, имеющих своё неповторимое духовное лицо, свой смысл и своё назначение является следующим шагом к саморегулирующимся открытым системам. (Эскиз построения одной из таких подсетей см. в статье «Культурный Поиск»).
Нынешний Интернет в лице его наиболее популярных островков (социальные сети, форумы, блоги и т.д.) является слепком с общественного лица (надеюсь, что не посмертной маской) – это всё та же перевёрнутая пирамида качества. Кристаллизация структуры начнётся с нижней точки и произойдёт очень быстро. Это взаимосвязанные процессы не только с материальной или психической реальностью символов, но и с иными планами бытия.
Сначала появляется идея. Модель. Произведение искусства. Слово. Жизнь вдруг влюбляется в искусство и начинает ему подражать. Не искусство подражает жизни: реализм искусства обманчив; вернее, его реализм больше реализм, чем сама реальность, сплошь состоящая из символики духовных событий. Материя является символом подлинной реальности, а не наоборот, как думают реалисты-прагматики (самые утопичные из утопистов в нашем символическом мире).
И однажды наступает момент, когда жизнь активно начинает подражать искусству: такие точки называют осевым временем. «Грядущее свершается сейчас.» (От себя добавлю: в мастерской художника или в столе поэта.)
У нас есть ещё немного времени для экспериментов, пока жизнь не влюбилась в наши игры…
Эксперименты в виртуальном пространстве, в отличие от экспериментов в материальном мире, не требуют кровавых жертв для осуществления своих утопий, но безмерно расширяют опыт и экономят время.
Темп суеты (а не жизни!) увеличился до невыносимости, не оставив места созерцательному, и стал переливаться в виртуальное пространство, туда и дорога: экспериментировать надо там и играть надо в куклы и солдатики, а не использовать для своих игр «живой материал».
Как структурируется в ближайшее десятилетие Интернет, так потом структурируется и реальность.
VI. Две модели – две крайности.
Год назад в статье «Дух и буква» я сосредоточился на критике закрытых, не интерактивных сетевых моделей на примере портала «Родон». Закрытость противоречит не только главному отличию Интернета от всего, бывшего ранее, – его интерактивности, но и самому духу новой эпохи: Роза Мира – это прежде всего атмосфера, в которой рождается творческий диалог (а не монолог концепции).
Цель – не диалог как таковой, а духовное обогащение: вовлечение в творческий акт через интерактивную среду читателя, зрителя, слушателя. Режиссёр нового искусства задаёт план и главный вектор, общую структуру, даёт первоначальный толчок – и начинается непредсказуемый процесс: зрители вовлекаются в него и становятся активными участниками спектакля, с возможностью смены ролей и параллельных сценариев единой пьесы, вплоть до смены в одном из них режиссёра; вернее, в одном из вариантов режиссёр сам становится актёром; в другом – играет главную роль, а в третьем – эпизодическую. Но это единый спектакль, протекающий как бы в параллельных временных потоках. Роль мудрой случайности возрастает неимоверно, следовательно возрастает творческая активность времени. Но увеличивается и опасность энтропии: система открытая. В такой нет и быть не может никаких гарантий успеха. Энтропия – главная опасность Интернета!
Всё, что обогащает духовно, есть благо. Всё, что обедняет, – зло. Цель не открытость, не интерактивность как таковая, даже не свобода ради свободы, а новая степень свободы ради новой ступени творчества. Творчество – создание небывшего – растёт по мере роста степеней свободы, открывающих возможности влияния на процесс активной составляющей той силы, что мы называем «временем». В этом принципе заключается духовная иерархия: чем ниже – тем меньше степень свободы, как следствие – беднее творчество и слабее вклад активного случая в процесс созидания, вплоть до автоматизма. Возрастание в духовной иерархии идёт по мере возрастания в любви: только следующая ступень любви раскрывает дополнительную степень свободы, открывающую в свою очередь новые возможности для активной творческой силы. Любое нарушение в этой последовательности ведёт к непоправимым искажениям смысла, к уродству и обеднению творчества, свободы, любви.
Если закрытая система (Родон) является одной крайностью, то другой крайностью является интернет-форум: интерактивность как таковая, взятая в отрыве от содержания и не имеющая ни цели, ни лица. Существуют разные системы управления форумами и разные тематики, которым эти форумы посвящены; но есть и общее для всех форумов, заключённое в самой структуре их устройства.
Структура форума есть структура газеты, а не книги: по принципу последнего сообщения. Если книгу читают с начала: от первой главы к последующей, то газету (форум) с конца: от последнего выпуска к предыдущему (и мало кто доходит до начала; то есть, уже в самом форуме заложена невозможность обозреть его в целом, как книгу).
Чем значимее произведение, тем реже оно появляется, так как требует от своего создателя сил, уединения, труда, времени. Таких же сил, труда и времени оно требует для своего осмысления: процесс чтения (понимания) такой же творческий процесс и требует от читателя (зрителя, слушателя) не меньших усилий души и не меньшего духовного напряжения и сосредоточенности, чем от самого художника. Чем значимее произведение, тем иллюзорнее его шансы стать передовицей в газете или хитом на форуме, просто из-за их горизонтально-временной структуры.
Интерактивное искусство включает зрителя в сам творческий акт с невиданной ранее степенью погружения и полнотой восприятия. Но структура форума оставляет на поверхности пену, «пустые бочки, что громче и чаще гремят», а все глубокое и редкое тонет. Подобное тянется к подобному: прочитать большой текст по диагонали и тут же отреагировать, как и умение быстро и много писать, требует определённых способностей (хлестаковщины). Постепенно – по «закону Архимеда-Хлестакова» – формируется среда, – и форум через 2-3 года существования обретает своё лицо, которое выражает «актив форума» (те, кто умеют постоянно держаться на поверхности благодаря своим специфическим способностям). Кто может тратить силы и время изо дня в день на форуме и стать его активом? – только те, у кого эти силы и время освобождены от чего-то более интересного и менее иллюзорного, чем разговоры по кругу.
Так формируется «костяк среды» (её психический эгрегор).
Любой форум, с любой системой управления, формирует свою среду. За несколько лет эта среда становится замкнутой на себя и подчинённой одним и тем же законам – законам количества и усреднения. Бороться с энтропией форум успешно может первые три-пять лет, потом в силу своего устройства (горизонтально-количественного) он неизбежно входит в необратимый процесс увеличения энтропии.
В любом сообществе, устроенном по типу форума, формируется среда, которая будет выдавливать из себя всё необычное. Это своего рода закон "дедовщины" (жёсткость проявления его зависит от системы управления форумом, но не меняет сути).
Без перехода в новое качество любой форум (клуб) может творчески плодоносить не более пяти лет. Потом происходит одно из трёх: окоснение (консервация), распад или преображение. Последнее – самое трудное и требует смелости и новаторского чутья от "дедов"; но этого у них как раз и нет (отбор средой шёл по противоположному принципу). На момент, когда необходимо сделать качественный рывок, наступает "заслуженное успокоение": всё задуманное более-менее (на их взгляд) осуществилось и катится по инерции в нужном направлении. Возникает самая распространённая из человеческих аберраций: так будет всегда или, как минимум, ещё долго. И любой кризис сваливается как снег на голову...
Форум способствует высвобождению исключительно душевной стихии, а не духовной: горизонтально-временной, а не вертикально-качественной. Форумная жизнь создаёт иллюзию жизни, иллюзию творчества и иллюзию общения; и как любая иллюзия имеет побочный эффект – похмелье, перерастающее в зависимость и требующее увеличивать «дозу». Это всё равно что пить солёную воду. На форуме самые вечные ветки – это ветки скандальные, бесконечные выяснения отношений: либо борьба среды с чужеродными элементами, либо иллюзия творческого кипения внутри самой среды, якобы имеющая какое-то значение.
Делать ничего (выражение Толстого) хуже, чем ничего не делать. Бурно, годами «сидеть активно» на форуме хуже, чем не общаться вовсе.
Среда, формируемая самой структурой форумов (вне зависимости от системы их управления), – это среда антитворческая, враждебная всему новому, талантливому, неординарному. Структура, ориентированная на новенькое, враждебна новому (это тоже закон), и коснее такой среды нет: суета хуже застоя, потому что лишена потенции: в ней нет глубины, в которой может что-то созревать и прорастать в будущее.
Форум не только не обогащает духовно, но выхолащивает и опустошает душу, обманывая её иллюзией бурного кипения. Это буря в стакане воды. Точно такая же зависимость от суррогата общения, как алкогольная любовь, наркотический экстаз, игровой азарт. Это замена качества количеством, внутреннего – внешним: вместо жизни – похоть жизни, не знающая насыщения и глубины, требующая постоянно увеличивать дозу: вместо общения – похоть общения, вместо творчества – похоть творчества, вместо чтения – похоть чтения. Газета, доведённая до крайности и заменившая собой всё: книги, созерцание, медитацию: живое – картонным, подлинное – фальшивкой. Результат – бесплодная пустыня и мерзость запустения, когда осядет душевная пена. Кипучее опьяненье окончено – наступают «похмелья суровые будни». Причём – наступают на свои же собственные грабли. (См. «Форум как новый жанр нового искусства»)
Культурная среда необходима. Но горе, если спутал её с бурлящей посредственностью: лучше атеизм, неверие, чем обезьяна Бога. Лучше вообще бездуховность, чем духовность тёмная. Тьмы нет: есть отсутствие света, создающее иллюзию, что оно и есть свет. Делать ничего не является альтернативой ничему. Делать ничего – это и есть тепловая смерть, торжество энтропии.
VII. Третья модель. Синтез.
Форум содержит в себе главную «изюминку» Интернета – его интерактивность. И этого ребёнка нельзя выплёскивать вместе с водой, как сделал «Родон». Но форум (всего лишь курилка, беседка, газета) может служить лишь необходимым дополнением к Главному (созданию нового духовно значимого искусства), а не наоборот: когда к форуму, несущему 99% активности, пристёгивается «сбоку бантиком» Избранное (лучшее). Курилка не должна занимать самое большое помещение в доме и подменять собой основную сцену в театре. Если закрытую модель «Родон» объединить с форумом, форум пожрёт Родона. Избранное тоже должно быть интерактивно, чтобы суметь противостоять форуму и уравновесить его. Альтернатива зависимости не тотальный запрет, а мера. Страсти надо не удалять, а обуздывать и перенаправлять в созидательное русло.
Дионисическую душевную стихию форума надо не истреблять, а просветлять солнечным духовным аполлонизмом, который без дионисизма (случайности, интерактивности) становится мёртвой схемой (застывшей концепцией, автоматом формы).
Жизнеспособны и плодотворны самые разные модели интернет-ресурсов, кроме двух крайностей: чистого Родона и чистого Форума. Сочетания и комбинации этих крайностей рождают разные жанры. Редколлегия определяет систему управления и лицо ресурса (редколлегия, а не среда!). Можно снимать разное кино: одного кино не может быть – без движения изобразительного ряда: в интернет-жанрах это – интерактивность (пример такого «странного рм-кино» – портал «Родон»). Но кино нет и без того, что искусство делает искусством: без отбора, меры, приоритета качества над количеством (пример такого «резиново-мыльного кино»: любой форум).
«Кино-форум» снять легко: выставил объектив в модном месте – и снимай себе (пока не надоест самому). В зависимости от места (темы) получается разное «кино». Но это не только не искусство, это подмена жизни – торжество энтропии, самодовольство посредственности (я тоже кино снимаю!). Искусство в частности и творчество вообще есть преображение жизни, её моделирование и инвариантность, а не тупое копирование или подражание ей.
Интернет позволяет нам создавать саморегулирующиеся модели – живые произведения искусства. Это как открытие Космоса в сравнении с открытием Америки: горизонты и возможности искусства будущего раздвигаются до невероятия: можно создавать целые миры, в которые будут приходить другие творцы и участвовать в том, что начал ты. Может, поэтому такое страшное затишье перед прорывом? такая глухота и раздробленность перед взрывом Диалога и Взаимопонимания? Перед новой потрясающей степенью свободы в творческой структуре мира – десакрализация всех структур и ценностей? Дай-то Бог…
Иначе – «спасение» лишь во всемирной диктатуре; другой альтернативы всесмешению просто нет: либо прорыв из хаоса в новый Космос, либо попытка обуздания распада при помощи вампирической тирании, что приведёт к окончательной тепловой смерти (смерти второй) – к трупной зелени подмороженного по краям хаоса.
Интернет сегодня как раз и представляет из себя такое всесмешение. Но уже начинается процесс его осмысления и структурирования: появляются островки, несущие внутри себя будущую модель сети. Создание подсетей, имеющих своё неповторимое духовное лицо, свой смысл и своё назначение является следующим шагом к саморегулирующимся открытым системам. (Эскиз построения одной из таких подсетей см. в статье «Культурный Поиск»).
Нынешний Интернет в лице его наиболее популярных островков (социальные сети, форумы, блоги и т.д.) является слепком с общественного лица (надеюсь, что не посмертной маской) – это всё та же перевёрнутая пирамида качества. Кристаллизация структуры начнётся с нижней точки и произойдёт очень быстро. Это взаимосвязанные процессы не только с материальной или психической реальностью символов, но и с иными планами бытия.
Сначала появляется идея. Модель. Произведение искусства. Слово. Жизнь вдруг влюбляется в искусство и начинает ему подражать. Не искусство подражает жизни: реализм искусства обманчив; вернее, его реализм больше реализм, чем сама реальность, сплошь состоящая из символики духовных событий. Материя является символом подлинной реальности, а не наоборот, как думают реалисты-прагматики (самые утопичные из утопистов в нашем символическом мире).
И однажды наступает момент, когда жизнь активно начинает подражать искусству: такие точки называют осевым временем. «Грядущее свершается сейчас.» (От себя добавлю: в мастерской художника или в столе поэта.)
У нас есть ещё немного времени для экспериментов, пока жизнь не влюбилась в наши игры…
Эксперименты в виртуальном пространстве, в отличие от экспериментов в материальном мире, не требуют кровавых жертв для осуществления своих утопий, но безмерно расширяют опыт и экономят время.
Темп суеты (а не жизни!) увеличился до невыносимости, не оставив места созерцательному, и стал переливаться в виртуальное пространство, туда и дорога: экспериментировать надо там и играть надо в куклы и солдатики, а не использовать для своих игр «живой материал».
Как структурируется в ближайшее десятилетие Интернет, так потом структурируется и реальность.