Творческая лаборатория
Культурный поиск (часть II)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Павел

« #1 : 13 Декабря 2009, 13:17:43 »
Автор статьи: Павел Яковлев.
(Аккаунт удалён по его просьбе).

Культурный поиск
(шаг за шагом –– от модели к реальности)

Критерий достойного или идеального бытия вообще
есть наибольшая самостоятельность частей
при наибольшем единстве целого.

Вл. Соловьёв

Тим Бернерс-Ли –– автор идеи Всемирной Паутины –– определил четыре фундаментальных принципа построения Глобальной Сети, как:
1) Возможность добавлять и редактировать информацию в Сети не менее важна, чем возможность просто находить ее.
2) Компьютеры, входящие в Сеть, могут быть использованы просто для «фоновых» процессов, помогающих общаться людям.
3) Каждая часть Интернета должна работать как паутина, а не как иерархия.
4) Ученые-программисты несут не только техническую, но и моральную ответственность за Интернет.

С таким подходом уже реализуется крупнейший коллективный проект в истории человечества: создание операционной системы Linux. Родившись как плод творчества одинокого финского студента, ныне это достояние общественности, принадлежащее всем и никому одновременно. Любой программист может внести в нее свои дополнения, которые становятся доступны широкой публике, и любой желающий может их использовать и изменять. Это стало возможным лишь при появлении нового творческого инструмента и пространства — Сети.

В статье «Интернет — что это?» Сеть рассматривается с философской и метаисторической точек зрения. В этой же статье нам хотелось показать, как это новое творческое пространство может повлиять на нашу жизнь –– привести к качественному прорыву через общение и сотворчество.

«Без общения само существование информационного поля немыслимо. Как нет моря без впадающих в него рек («уберите из моря воды всех рек, впадающих в него, и я его выпью» –– Эзоп). А реки не могут собраться в единое, сохраняя отдельные русла, но каждая река несет навстречу другим свою воду, –– и вместе они творят море. В информационном поле встречается все творчество. Пробивая скорлупу обособленной индивидуальности, оно раскрывает зерно индивидуальности художника и раскрывается для других. И только в общем вихре, в общении друг с другом, личность и творчество способны общаться со вселенной.» (А. Таран, П. Яковлев "Интернет — что это?")

Этот проект назван «Культурный поиск». Название отражает как его техническую, так и философскую составляющие. Его осуществление происходит в несколько этапов. Почему по ним нельзя скакать и что определяет возможность перехода на следующий этап, станет ясно только по прочтении всего текста.

Итак, перед нами поставлена задача охватить весь путь от ныне существующих одиночных сайтов до создания единой Сети и ее выхода в мир — создание ощущаемой культурной среды. Каждый шаг описывает идейную, техническую и финансовую части. И начать надо с самых азов: с того, что есть сейчас.


Шаг 0. Острова

Речь идет о том шаге, который многие уже сделали: создание личных проектов, одиночек, не связанных с прочими. Сейчас вся Сеть полна такими «островами». Легко объяснимо подсознательное желание людей создавать в Сети проекты, аналогичные тем, что мы видим в реальной жизни: журналы, библиотеки, новостные порталы и проч. Но, найденные в океане Интернета лишь некоторым людьми, они не реализуют и половины своего потенциала. Обособленное существование чуждо Сети, представляющей коллективно-индивидуальное пространство. Каждый сайт (являясь, по сути, всего одной, хоть, возможно, и полноводной «информационной рекой») в отдельности не может влиять на Сеть –– отражение «информационного моря» –– в целом.

Многие люди порождают столь разные точки зрения, что им становится тесно в рамках одного сайта. В связи с этим такие проекты либо подвергаются фрагментации, либо вовсе отмирают. При этом, даже в случае фрагментации, со временем такое деление вновь может повториться –– вплоть до уничтожения проекта. Сайты, не взаимодействующие друг с другом, не могут предоставить новому пользователю, в первую очередь, свободу выбора –– ведь на какой из них попадет новый посетитель, определяется зачастую только случаем. А поняв, что это «не то», возможности легко и быстро сменить место пребывания в такой ситуации практически нет. Обособленность проектов не дает возможности развития, постоянно теряя пользователей и отбрасывая проекты в начало пути.

Конечно, встречаются обособленные сайты, все равно живущие: пользователь Сети естественно ищет отражение реальности и, находя, с радостью клюет на архаичные источники информации. Но это сайты, в основном, не интерактивные, не дающие читателю возможности обратной связи: например, новостные порталы. Большинство сайтов все же стараются войти в единую структуру, поскольку в виду масштабности Всемирной Сети они тонут в общем потоке информации. Именно поэтому уже сейчас понятно, что будущая Сеть будет состоять из «массивных» объединений, а не из разрозненных страниц, обособленное существование которых стремительно подходит к концу.. Вопрос лишь в том, куда войдут нынешние и будущие культурно-религиозные проекты: в чью-то Сеть, где им уделяется периферийное внимание или в Культурную Сеть –– и на какой духовной основе и кем она будет создана. В итоге, так или иначе, первой задачей любого сайта является соответствие элементарным стандартам поисковой индексации и пользовательского интерфейса.

В случае основных РМ-островов Сети — форумов ORG, WS и других, «шагом номер ноль» стало бы создание грамотных «пристаней», обеспечивающих попадание на них не только через конкретное указание адреса в браузере или запроса «Роза Мира» в поисковике, но и по многим иным культурно-религиозным понятиям. Проглядев доступный широкому пользователю код страниц, я не обнаружил вообще каких-либо ключевых слов в метатегах для поисковиков, а в случае форума ORG даже файла, определяющего индексацию в этих самых поисковых системах, не говоря уже про маячки поисковиков и прочие незаметные детали, увеличивающие вероятность попадания на эти форумы (индексируются они все равно, но при этом могут не выдавать эту проиндексированную информацию на многие запросы). В этом вопросе далеко вперед ушел портал «Родон», являющий поисковым системам целый спектр ключевых слов прямо в заголовке (индексирующемся так же, как и специальные метатеги), даже тех, которые не совсем отвечают его содержанию. Использование как минимум слов «философия», «искусство» и «литература» для пары обсуждаемых форумов является обязательным. Ведь только культурный, творческий и духовный опыт может привести душу к пониманию идей, заложенных в книгах Даниила Андреева, как и само развёртывание того всемирного Процесса, которому поэт дал имя Розы Мира, должно быть не реализацией какой-либо концепции, а становиться гармоничным развитием культурно-религиозной среды. Соцветие форумов и личных страниц, радио-каналов и художественных галерей, философских статей и сайтов, посвященных, в частности, и новой, не технократической науке –– плодотворная почва для ростков грядущего и чаемого Золотого Века человечества.

Что же касается вопросов пользовательского интерфейса и структуры построения, то выделяются следующие проблемы, требующие немедленного решения:
• Выбор индексируемых разделов, из которых информация о новых темах будет выводиться в общую статистику.
• Разделение тем на статьи, заметки и прочие категории, как это уже сделано на ORG.
• Создание подраздела «Избранное» в каждом индексируемом разделе и назначение редколлегий для каждого раздела.

Это убережет от «ухода вниз» важные ветки под наплывом сиюминутных обсуждений. В интерфейсе, если уж идти в ногу со временем, приветствуется:
• Разделение статей и их обсуждений. Статьи — отдельный, нефорумный раздел с автоматически создаваемой связкой с соответствующей темой форума.
• Стили для мобильных платформ. Сидеть с КПК и читать нынешние форумы почти не реально.
• Большое количество модулей с частичной перегрузкой страниц — экономия трафика и меньшая нагрузка на сервер баз данных. Следовательно, меньше ошибок, которые периодически возникают на каждом форуме.
• Окна форматированного ввода сообщений. В эпоху существования сетевых операционных систем и web-версии OpenOffice не иметь нормальную форму ввода сообщения просто неприлично.

К этому же «шагу ноль» можно отнести создание «исходящих пристаней» –– списков ссылок на другие сайты-«острова». Шаг этот больше прогрессивный с точки зрения психологии, но имеет ощутимые плоды лишь при наличии неплохой посещаемости хотя бы одного из ресурсов, что без грамотной технической правки сайтов практически невозможно.

Таким образом, этот шаг позволяет с минимальными техническими и нулевыми финансовыми усилиями сделать портал популярнее и настроиться на долгий путь. Хоть форум, является структурой исключительно сетевой, но относится, скорее, к новой литературной форме, а значит имеет свое начало и конец (как любое явление в сфере культуры, имеющее смысл, включая человеческую историю). Построение же среды стоит делать на более долговечных основах — на взаимодействиях многих произведений.


Итого, требуется:
Технически: правка нескольких строчек в конфигурационных файлах и установка дополнительных модулей на существующие форумы.
Финансово: отсутствие финансовых вложений — все указанные усовершенствования делаются с помощью бесплатных, открытых модулей.
Времени: несколько дней, в зависимости от навыков администраторов.



Шаг 1. Кольцо

Возвращаясь к постулатам Тима Бернерса-Ли, обратим внимание на третий: «Каждая часть Интернета должна работать как паутина, а не как иерархия». Иерархии противны даже физическому построению Сети, а распределение информации в лестничном виде является явным архаизмом и переносом не лучших привычек из повседневной жизни. Искусственные иерархичные надстройки, типа DNS (Domain Name System) являются неудачными решениями, принявшими глобальный характер; однако, это не должно отвлекать от дальнейшего развития Сети, опирающегося исключительно на ее свободу и доступность, а не на личные амбиции.

Отходя от самоутверждения, работая на идею, автор сайта (не обязательно это программист или администратор, так что в дальнейшем будем называть его редактором) начинает размещать на своем сайте ссылки на альтернативные ресурсы, раскрывающие тему ресурса иначе, или же просто предоставляющие интересную (по мнению самого редактора) информацию. Это увеличивает возможности навигации и поиска, однако таким образом попасть на N-ный сайт становится возможным лишь пройдя несколько других, набредая на неактуальные нам ресурсы и вообще ориентируясь вслепую. Ведь название сайта и краткий анонс мало что может рассказать нам о людях и материалах сайта. Помимо неудобств пользователей, есть также в этой системе минусы и для самого редактора: сайты могут появляться и погибать, менять адреса, названия и тематику — каждый же раз вручную переписывать подобные списки ссылок крайне неудобно, что неизбежно ведет к устареванию информации и остановке процесса социализации сайта.

Одним из возможных решений представляется кольцо сайтов, объединенных единым модулем — маячком. Подобный шаг уже требует значительных технических вмешательств в архитектуру сайта, что, однако, является пунктом необязательным ввиду развития современных «движков» сайтов. Речь идет о создании двухмодульного компонента, устанавливающегося на те ресурсы, которые хотят войти в Сеть. Один из этих компонентов отвечает за сбор информации с сайта, другой — за ее предоставление. Понятно, что компоненты должны быть связаны между собой — то, что индексируется первым, показывается вторым. Причем не только по данному сайту, но и по всем сайтам, на которых установлены маячки.

Сбор информации — задача практически тривиальная. Для ее выполнения необходимы два условия: семантический вывод данных с сайта и единое для всего кольца хостинговое пространство для кэширования информации. Со вторым на сегодняшний день проблем нет: каждый пользователь Сети может позволить себе хостинг, а зачастую даже держать свой собственный. Настройка же скриптов зашифрованного приема, обработки и передачи информации — дело нехитрое. Главная проблема этого шага: создание стандартизированного формата вывода информации с сайтов, то есть создание Семантической Сети. Проще говоря, необходимо создать скрипты, которые со всех сайтов кольца, будь то форум, фотогалерея или личный сборник стихов, собирают информацию. Так как вывод информации пользователю на всех сайтах уникален (на форуме это таблицы тем, на фотогалерее — собственно фотографии, на поэтическом сборнике — отдельные страницы с произведениями), без обладания искусственным интеллектом система не способна отделить ключевую информацию от общего массива данных. Тогда на помощь приходят мировые стандарты подачи информации.

Самый популярный и всемирно одобренный формат — RSS (http://www.orss.ru/ –– информация на русском языке для неспециалистов). Написание небольших скриптов для каждого из сайтов позволит выводить информацию вторым потоком специально для маячка в едином формате, одинаковом как для форума, так и для библиотеки. Для самого же пользователя сайта ничего не изменится — возможности лишь расширятся, но он будет вправе это проигнорировать. Отдельно замечу, что большинство форумных движков и просто готовых систем управления сайтами уже имеют встроенные функции преобразования информации в RSS, так что многим не придется даже искать программистов или писать самим подобные скрипты. Так или иначе, человеческий фактор редактора, вынужденного что-то добавлять к уже отлаженной системе, в данном случае перевешивает технические затраты.

Собирая новую информацию с сайта и индексируя ее, первый компонент маячка отправляет ее покоиться на сервер, откуда она уже берется вторым компонентом — монитором. Монитор представляет собой компонент, предлагающий пользователю задать параметры актуальной для него информации (например, избранные ресурсы или же какой-то отдельный вид творчества). Монитор пытается предоставить пользователю максимальное количество актуальной для него информации, а так же неизменно отображает самые новые, самые обсуждаемые и просто избранные разделы сайтов. Монитор должен обладать хорошей настраиваемостью и представляться как отдельным полноэкранным модулем, так и компактным компонентом каждой страницы сайтов кольца.

Также нужно отметить, что на сервере необходимо создать систему автоматической премодерации по ключевым словам. Это защитит образовывающуюся Сеть от использования Маячка спамерами. Некачественной, но незапрещенной информации на данном этапе можно почти не бояться — маячок будет распространяться от сайта к сайту, к друзьям друзей. Появление здесь вызывающе низкоуровневых проектов практически невозможно, но даже их попадание в Сеть может быть урегулировано мнением редакторов и посетителей уже существующих проверенных сайтов.

Кольцевание сайтов — шаг очень прогрессивный. По сути уже на этом шаге появляется Сеть. Для набора критической массы сайтов он необходим. На этом шаге создается «костяк Сети» –– сайты, на которые впоследствии будут ориентироваться другие. Поэтому очень важно не пропустить этот шаг и не уйти с него раньше времени. Так же важно, чтобы локальные «редакторы» серьезно подошли к качеству информации на своих ресурсах, ведь именно от их предпочтений и предпочтений их пользователей будут формироваться данные, поступающие на маячок. Только в таком случае можно гарантировать дальнейшее развитие Сети.

Итого, требуется:
Технически: настройка сервера, создание маячка (за основу можно взять Rambler маячок), написание или установка rss-модулей.
Финансово: отсутствие финансовых вложений.
Времени: главный параметр — скорость набора «критической массы» сайтов в кольцо, работа технических специалистов — от месяца до полугода (и более), в зависимости от числа специалистов и их скорости работы.


«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 01:23:18, Ярослав»

Павел

« #2 : 14 Декабря 2009, 20:08:12 »

Шаг 2. Культурный поисковик

Как не может существовать страна без карты, так же не может существовать Сеть без поисковика. Если на весь город есть всего один магазин, то каждый житель будет вынужден знать его расположение и ходить лишь туда, когда же появляется возможность выбора, необходимо предоставлять информацию об особенностях того или иного места. То же и в Сети. Маячок является замечательным связующим элементом при создании Сети, однако по достижению достаточного количества сайтов, кольцо начинает не справляться со своей задачей, и пользователи лишаются возможности легко и быстро находить актуальную для себя информацию, поэтому разросшаяся Сеть должна предоставлять более современные системы.

В данном шаге идет речь о создании первой в образованной Сети поисковой системы. Разумеется, создание многих поисковых систем приветствуется и будет всячески поддерживаться, но их многообразие имеет смысл лишь при масштабе Сети, заметном непосредственно из Интернета. Тогда само создание многих поисковых систем будет ничем иным, как еще одним проявлением творчества, причем не столько технического, сколько редакторского — выбора алгоритма очередности вывода информации о проектах Сети и выбор самих проектов, индексируемых этим поисковиком. Но на этапе становления Сети необходимо, конечно, сконцентрироваться на создании единой поисковой системы, предоставляющей пользователям максимально качественную и актуальную информацию, собираемую со всех сайтов новорожденной Сети.

Переход на данный шаг возможен лишь после набора достаточного количества сайтов в кольцо. Это объясняется необходимостью первичного контроля поступающей в Сеть информации. Именно в первые месяцы после создания поисковой системы имеется самая большая опасность захламления Сети. Ведь маячок становится доступным практически для каждого, а значит помимо массовой атаки спамеров, с которой в принципе способна справляться система премодерации, необходима временная редколлегия, состоящая из нескольких десятков человек, пользующихся доверием пользователей уже существующего кольца. Именно на эту редколлегию возлагается задача постмодерации поступающих проектов: не вмешательство во внутреннюю структуру проектов, по-прежнему остающихся индивидуальными, но переговоры с редакцией сомнительных проектов и, возможно, их отключение от Сети. Однако это не значит, что редколлегия устанавливает свои правила и законы добавления сайтов в Сеть, отсев должен происходить лишь для сайтов, не несущих никакой культурной ценности. Видимо, в самом начале придется создать «Конституцию Сети», в которой будут прописаны права, задачи и методы комплектации редакции, а так же критерии оценки сайтов. Позднее, эта Конституция будет регулировать отношения в Сети уже без участия редакции, став «Договором Совести» проектов внутри Сети. Регуляция же качества Сети происходит за счет самой поисковой системы.

В Сети нет иерархий. Даже сравнение с паутиной подразумевает не концентрические круги разного радиуса, а связанные ячейки, каждая из которых занимает свое уникальное место. Поэтому в самой Сети не может быть никакой иерархии, в том числе иерархии качества. Очередность отображения сайтов по поисковому запросу не идет по каким-либо глобальным алгоритмам, но лишь по специфике самой поисковой системы, являющейся, по сути, такой же ячейкой Сети. Для поиска и отображения наиболее актуальной информации следует ввести несколько классических элементов в построение поисковой системы и, разумеется, дополнить их новыми:
• Категории сайтов Сети.
• Дополнительные категории для поиска по музыкальному/фото/видео контенту, а так же стихам, текстам песен — как отдельные режимы поиска. Это возможно при сохранении семантической Сети.
• Сохранение наиболее актуальных поисковых запросов и ведение журналов поиска.
• Вывод результатов поиска и каталогов в порядке понижения коэффициента ценности, составляющегося из поисковых обращений, посещений, количества избранных тем и влияния редколлегии.

Так же поисковый портал должен содержать в себе руководства и механизмы для добавления сайта в Сеть. На этом же этапе модифицируется структура маячка, который теперь имеет ссылки на поисковую систему, строку быстрого поиска как по сайту, так и по Сети в целом и делает выборку из того же каталога, в котором находится сайт. Данный Шаг является основным и закрепляет Сеть. Следующие два шага являются, скорее, повышением технических удобств. Сеть широкого масштаба создастся уже здесь, поэтому, переходя к следующему этапу, редколлегия поисковой системы должна естественным образом прекратить свое существование, либо должно быть создано большее число поисковиков. Сеть станет свободной, потеряет опасность качественного падения и будет естественно контролироваться самой атмосферой и кодексом чести, а не человеческим фактором. Слова, звучащие идеалистично сейчас, станут реальностью при переходе к следующим шагам, поскольку атмосфера, задаваемая большим количеством людей и проектов, уже будет существовать.

Итого, требуется:
Технически: написание поисковой системы (с использованием готового google или yahoo движка индексации), переписывание маячка.
Финансово: возможная зарплата программистов и/или временных редакторов.
Времени: от пары месяцев до года, в зависимости от работы программистов и скорости роста популярности новой Сети в Интернете.



Шаги 3 и 4. Социализация. Браузерная операционная система

Несколько дней назад в Санкт-Петербурге проходила международная конференция разработчиков программного обеспечения. Один из докладчиков попросил поднять руку тех, кто состоит хотя бы в одной социальной сети. Людей, не поднявших руку, я не увидел. Социальные сети направлены на создание в Интернете сообществ из людей со схожими интересами и/или деятельностью, а так же обеспечения их общения посредством внутренней почты и мгновенных сообщений. Но даже это не дает ответа на вопрос: чем нас привлекают социальные сети? Как это ни парадоксально, главное, чем привлекает любая социальная сеть — это тем, что она сеть.

Расшифровать этот парадокс поможет просмотр основных особенностей социальной сети:
• Все пользователи изначально оказываются в одинаковых условиях: как администратор сети, так и ее рядовой пользователь.
• Каждый способен менять свой сектор как угодно, при этом не нанося ущерб другим. Любая информация, связанная с другим пользователем этим пользователем может быть изменена.
• Все имеют равные возможности общения друг с другом.

По сути, социальная сеть — типичный пример Web 2.0 проектов,–– тех, что ошибочно называют технологией (обычно звучит технология Ajax –– асинхронной обработки страниц), но это является принципом построения Сети. Хотя, конечно, принципы и идеи требуют соответствующих технологий. Так, обрабатывающим Сеть серверам не хватит никаких мощностей для поддержания всех ее частей, если не использовать технологии частичного обновления страниц и построение конечного вида страниц непосредственно на стороне клиента (пользователя).

Что же стоит добавлять для социализации нашей Сети? Видимо, людям, развивающим изложенный план, нужно подавать пример, создавая первые социальные технологии: развивать их наиболее удобно на базе уже существующего к этому времени поисковика. Здесь фантазия может гулять как угодно, но в качестве тезисного плана зададим самые необходимые функции:
• Визуальный конструктор сайтов
• Хостинг и DNS-сервер
• Внутренняя почта
• Персонализированный вывод поисковика: новости, виджеты
• Учетные записи поисковой системы, создание пользователем собственных правил вывода результатов
• Создание системы партнерских интернет-магазинов
• Создание API для написания собственных расширений

Теперь несколько подробнее о некоторых пунктах. Сеть делается на культурно-религиозных основах, а потому редакторам совершенно не обязательно вдаваться в тонкости программирования. Для этого требуется создать простую и понятную систему для визуального конструирования полноценных интерактивных сайтов, уже обладающих маячком, RSS-выводом и всеми требованиями. Современные технологии позволяют создать подобный конструктор для работы прямо в окне браузера, причем не такой примитивный, как у Яндекса, но позволяющий создавать интересные неповторимые сайты. Разумеется, под эти сайты нужно предоставлять хостинговое пространство и доменные имена. Здесь впервые остро встает финансовый вопрос. Ниже приведенные цифры справедливы на середину апреля 2009 года: два мощных противоборствующих фактора –– финансовый кризис и научно-технический прогресс –– не позволяют предсказать суммы даже на месяц вперед.

Путей разрешения этого вопроса три:
1) Съем хостингового пространства. Плюсы: профессиональные инженеры, подобранное и настроенное серверное оборудование. Минусы: удаленный доступ, малое дисковое пространство, невозможность установки дополнительного программного обеспечения, высокая стоимость (с необходимым дисковым пространством и вычислительными ресурсами — около 15 тысяч рублей в месяц).
2) Установка собственных серверов. Плюсы: тонкая, детальная настройка с возможностью изменить все что угодно в любой момент, низкая стоимость регулярного обслуживания, возможность расширения. Минусы: единоразовая дороговизна при покупке серверов (порядка 45-50 тысяч рублей за один сервер + до 7-8 тысяч рублей в месяц за широкий канал подключения), серьезная зависимость от количества подключений и объема информации, хранимой пользователями.
3) Cloud Computing: съем «облачной» сети распределенных вычислений,–– когда, не зная мест физического расположения серверов и даже их количества, мы получаем великолепную систему безопасности и мощнейшие вычислительные ресурсы. Плюсы: неограниченное пространство, тонкая настройка посредством виртуальных сетевых операционных систем, высокая надежность и безопасность (информация дробится и дублируется, даже выход из строя части серверов не останавливает работу системы). Минусы: высокая стоимость (1$ за один час процессорного времени одного компьютера + стоимость дискового пространства, цена которого не оглашается).

Учитывая дальнейшее расширение Сети, самым оптимальным вариантом, разумеется, было бы использование «Облачных сетей», которые, однако, стоят дорого, а финансирование самой Сети регулируется лишь добровольными пожертвованиями и собственными заработками участников. Очень важно, чтобы любые пожертвования, включая меценатские, были не только добровольными, но и анонимными, –– это исключит конкуренцию за сферы влияния в Сети. Подобной системой финансирования уже руководствуется ряд сообществ, как классических, так и сетевых. Широко известен пример Википедии, набравшей за месяц 6,5 миллионов долларов лишь на добровольных пожертвованиях пользователей. Так же стоит помнить, что, учитывая стремительное развитие cloud computing, к моменту выхода на данный шаг цены, скорее всего, заметно упадут.

Вернемся к «социальным» функциям. Комментировать внутреннюю почту, думаю, не надо. Что же касается прочих пунктов (за исключением интернет-магазинов), то в исходную поисковую систему необходимо добавить авторизацию и личные настройки пользователей, такие как: виджеты с новостями, проигрыванием музыкальных и видеопотоков (радио и телевидение), быстрый доступ к интересующим ресурсам и интерактивное участие в их пополнении, визуальные редакторы текста, таблиц и т.д. Тут же пользователь может задавать собственные критерии очередности вывода информации при поиске и многое другое. Поисковая система становится персонализированной для каждого из ее пользователей. Следующим закономерным шагом стало бы создание виртуальной сетевой операционной системы, основы которой и закладываются подобными усовершенствованиями,–– персональной для каждого, но имеющей одинаковое ядро. Но перед этим немного об интернет-магазинах.

Описываемая Сеть не рождена исключительно воображением, этот проект построен в ходе наблюдения за другими Сетями и их исследованиями. В первую очередь, это Сети научные: от совсем глобальной — Сети сообщества Open Source –– до микросетей на базе технических университетов: такие, например, как проект студентов Математико-Механического факультета СПбГУ, представленного на мартовском Microsoft Tech Days. Там создавалась научная Сеть, целью которой был поиск математических и физических законов и примеров их применений. Руководствуясь мнением, что для решения любой задачи ответ должен быть не выведен, а найден, они основали Сеть, с помощью которой любой школьник может решить любую задачу, а ученый найти полную информацию по любому закону. Поисковая система Сети (она там пока одна) представляет собой сетевой расширенный калькулятор с возможностью записи условий задач. В состав Сети входят страницы Википедии и сайты многих научных издательств преподавателей Петербургских ВУЗов. Или –– компания Sun Microsystems уже несколько лет поддерживает социальную сеть OSUM для студентов, где они имеют возможность учиться, получать сертификаты и участвовать в реальных проектах, причем исключительно с открытым кодом.

Но попали в наше поле зрения и Сети коммерческие, построенные для зарабатывания денег. Это и классические примеры сетевого маркетинга, и Сети куда более высокого уровня. Несмотря на их потребительско-рыночное наполнение, в них зачастую применены самые передовые идеи и технологии. Одна из таких технологий — партнерские интернет-магазины. Идея состоит в том, чтобы наравне с конструктором сайтов предоставлять пользователям возможность создания интернет-магазинов, с возможностью их объединения и создания партнерских связей — размещения товаров других магазинов в своем с созданием автоматической переадресации на счет реального владельца. Только если в коммерческих Сетях такая система сделана с отчислением процентов конечному продавцу, то наша Сеть подразумевает бескорыстное продвижение трудов понравившегося автора. Вопрос с интернет-магазинами сложный, но уже сейчас понятно, что создание подобной системы позволит современным авторам продвигать свои работы и просто зарабатывать на жизнь. Правда, для того чтобы не превратиться в коммерческую Сеть, требуется элементарный кодекс правил и свод «технических законов», ограничивающих торговлю (просто техническая невозможность продажи неактуальных видов товаров и перепродажи чужих трудов).

Поисковая система с описанным техническим уровнем становится наравне с существующими виртуальными сетевыми операционными системами, такими как: Cloudo (http://beta.cloudo.com/), EyeOS (http://eyeos.info) и выдающийся проект Sun Microsystems –– DesktopTwo (http://desktoptwo.com). Существующие сетевые операционные системы дают возможность любому пользователю подключиться –– из любого места и с помощью любого устройства –– к виртуальному рабочему столу, вести работу с документами, обрабатывать музыку, фото и видео, хранить информацию, общаться и размещать ее в открытый доступ. По сути, любая сетевая операционная система состоит из некого хост-ядра и специального API для создания специализированных приложений под эту операционную систему. Каждый пользователь имеет возможность из любого места работать с личными данными и сетевыми программами, позволяющими, например, редактировать контент своих проектов. На таком этапе реализуется полный переход на идеологию (а не технологию!) Web 2.0, когда каждый пользователь способен полностью контролировать весь спектр своих проектов, данных и приложений, не мешая другим пользователям, но предоставляя им избранную информацию и не утрачивая возможности общения.

Напоследок скажу, что существующие сейчас Сетевые Операционные Системы строятся на сетевых интерпретируемых языках, а потому требуют специальных приложений,–– однако в настоящее время на одном из факультетов СПбГПУ преподавателями и студентами вместе разрабатывается виртуальная сетевая операционная система, поддерживающая параллельную виртуализацию, то есть способность запускать любые привычные программы и виджеты. Использование подобных технологий через несколько лет станет нормой. Сеть преобразится от сайтов-одиночек в один общий организм, облегчающий доступ к информации и средствам работы с ней. Слоган Sun Microsystems ”Компьютер — это Сеть” будет реализован в полной мере, все тенденции к тому уже есть. Поэтому так важно передовым культурным силам в первых рядах занять эту нишу Будущего, только в этом случае наша Сеть сможет действенно влиять на Интернет, а значит и на мир в целом.

Итого, требуется:
Технически: написание большого количества систем, таких как конструктор сайтов и проч., настройка кластера серверов (на одной из представленной технологий).
Финансово: зарплата программистам, большие финансовые расходы на аппаратное обеспечение.
Времени: от года и больше, в зависимости от скорости и качества работы программистов и развития сторонних используемых модулей.


«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 01:24:03, Ярослав»

Павел

« #3 : 14 Декабря 2009, 20:09:25 »

Шаг 5. Активный мир

В 1996 году компания Criterion Software выпустила физико-графический движок RenderWare. В этом же году этот движок был стандартизирован, как движок для Web3D. С его помощью уже тогда можно было создавать трехмерные web-страницы с динамической подгрузкой и ступенчатой полигонизацией объектов. Таким образом данная система позволяла создавать полноценные виртуальные миры уже на базе существующих тогда технологий соединения компьютеров (dial-up). Однако, в 1996 году данная технология, как средство создания трехмерной паутины была никому не нужна, а потому проект закрыли, а RenderWare получил лишь игровое развитие.

В 1998 году американская компания Active Worlds Co. стала развивать собственный проект Active Worlds (Активные миры) на базе проекта RenderWare. Уже спустя полгода появились первые трехмерные миры, в которых любой желающий мог гулять по виртуальной реальности, общаться, принимать любой облик, взаимодействовать с окружающими объектами и участвовать в строительстве мира. Принципиальное отличие от многопользовательских игр в том, что пользователь не стремится к получению новых усовершенствований персонажа: в этом мире все равны и различаются лишь методами творчества, для которого и были сделаны подобные миры. Персонаж является лишь средством отображения человека в виртуальности, а не самоцелью. По сути, виртуальные миры позволяют переносить и моделировать реальный мир в Сети. С мирами на базе Active Worlds мне довелось работать, как разработчику более двух лет, поэтому удалось взглянуть на систему изнутри. Я принимал участие в виртуальных конференциях и сидел на театральных представлениях; видел, как визуальные архитекторы буквально на глазах собирали здания и сам строил себе домик, программировал вспомогательные программы и катался на виртуальном транспорте, сильно ускоряющим передвижение по этому миру. На моих глазах за считанные месяцы возводился город, сопоставимый по размерам с Санкт-Петербургом. Уже сегодня существуют сотни обособленных миров, соединяющих тысячи людей по всему миру и способствующих их творчеству.

Но взглянем на Сеть послезавтрашнего дня. Веб-сайты, радиостанции, потоковое видео, сетевые операционные системы, фотогалереи... В Сети сегодняшнего дня существует множество разрозненных проектов разных видов. Единственное, чего не хватает Сети — сведения всего этого под единую оболочку, создание проектов, являющихся симбиозом всего человеческого творчества. Компания Sun Microsystems, являющаяся флагманом развития Сети уже сегодня (все социальные сети, поисковики, да и просто форумы используют её технологии), разрабатывает открытый и доступный проект для создания сети виртуальных миров. Проект, начавшийся как пространство для общения сотрудников компании Sun, ныне получил название Wonderland, и уже любой желающий может принять участие в его разработке и использовании уже сегодня. Его принципиальные отличия от других систем виртуальной реальности в том, что:
• Проект полностью открытый и является именно инструментом создания Web3D и их последующего объединения в Сети, а не миром как таковым.
• В проекте реализован мощнейший движок передачи звука и мимики.
• Проект позволяет создавать виртуальные миры огромного масштаба, от комнаты для общения до целых городов и стран.
• Каждый «житель» виртуального мира может создавать собственные дома, парки, театры, выставки, сцены, аудитории и размещать в них плоды своего творчества.
• Прямо из виртуального мира можно звонить на обычные телефоны в любую точку мира.

Wonderland является флагманом компании Sun. Необходимость реформирования Сети и приведение ее к наиболее простой (интуитивной) форме восприятия для любого ее пользователя стала назревать, когда Сеть сделалась доступной широкому кругу людей. Именно технологии построения трехмерных сетей способствуют наиболее качественному и жизнеспособному симбиозу самых различных проектов и зарождению новых видов творчества, отражению их в реальном мире и как следствие –– преображению его. И наша задача наполнить эти возможности духовным светом. Представьте себе виртуальный театр, на сцене которого играют персонажи настоящих людей, управляемые ими в режиме реального времени, — это принципиально новый вид искусства, уходящий корнями как в мультипликацию, так и в настоящий театр, где ошибка на сцене не может быть скрыта за десятком дублей. Представьте себе поэта, читающего свои стихи аудитории, состоящей из людей, собранных из десятков других городов. Представьте научный доклад с презентацией, который можно посмотреть из любого места. Город, построенный на существующих культурных проектах, который населяют Авторы и Читатели. Это возможность моделирования человеческих отношений, которые неизбежно будут проецироваться и в реальную сферу. Именно здесь можно проверять и оттачивать РМ-модели организации городов; воссоздавать рельеф и смоделировать будущий Экоцентр.

Трехмерный мир способен объединить всю построенную Сеть и продвинуть ее в первые ряды новой Сети Глобальной –– множества объединенных виртуальных миров. В нашем мире люди смогут гулять по виртуальному городу и заглядывать на форумы и выставки, слушать музыкальные концерты и стихи. А главное, общаться. Общаться везде и повсюду, встречаться с людьми, действительно духовно близкими. Возможности общения, работы с информацией, творчества и сотворчества вырастают на порядок. Даже формальный момент с флудом на форумах и бессмысленными комментариями отсекается подобной системой: большая часть будет уходить в беседы реального времени, которые любой нежелающий их слушать может игнорировать одним щелчком мыши.

Итого, требуется:
Технически: установка и настройка движка Wonderland, создание всей Сетью виртуальных городов.
Финансово: не требуются.
Времени: не ограничено.



Время последнего шага не может быть ограничено: построенный город может развиваться до бесконечности, повторяя и опережая окружающий мир, являясь и местом для творчества, и его объектом. Образуется настоящая культурная среда, в которой Читатель сможет находить близкое душе, а Автор свободно творить. Именно поэтому создание такого города не может происходить сразу: жизнь и развитие будут определять проекты в его основании –– их эволюция, связанная с приходом новых творческих сил и переходом их на новую ступень сотрудничества и сотворчества.
Лишь создав настоящую Культурную Сеть, создав настоящий синтез искусств, возможен этот следующий шаг, пока последний из тех, что видится нам. Придя к нему, пройдя длинный путь, шаг за шагом навстречу друг другу, мы испробуем различные модели человеческих взаимоотношений и выберем лучшие из них; мы создадим модель мира с атмосферой, в которой каждый способен творить. Создание такой модели станет залогом распространения этой атмосферы как по Сети, так и в окружающем нас пространстве и времени.

9 апреля 2009 года
Статья не была бы написана без участия Александры и Ярослава.


«Последнее редактирование: 01 Декабря 2014, 01:25:02, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика