Работая над статьёй для журнала "Интегральная философия", написала эссе, которое очень близко той теме, которую поднимает здесь Роман Максович. Поэтому беру на себя смелось выложить это эссе в нескольких постах в слегка сокращённом виде. Может быть, потом будет целесообразнее разместить его отдельным текстом в библиотеке, а здесь дать ссылку. В полном тексте статьи есть также несколько важных рисунков, которые здесь не вставляю.
Для тех, кто заинтересуется текстом статьи, даю ссылку на наш журнал
https://allunity.ru/journals/J12.pdf. Проблематику мирологии обсуждали в течение года, дискуссии доступны в теме
"Видеозаписи докладов и дискуссий по интегральной философии".
Шесть шагов к каждомуДва маленьких введения
1. О центровом единстве
Констатация факта, что существуют разные парадигмы познания, разные подходы, изнутри которых люди смотрят на мир, не приближает нас к решению проблемы подлинного взаимопонимания. Этот факт объясняет только, почему проблема существует. И как бы мы ни углублялись в исследование разности парадигм, мы не найдём в их детализации ключ к сближению. Казалось бы, сближать «малые миры» ещё сложнее, ведь их (в отличие от парадигм) бессчётное множество, а работая с парадигмами, мы можем хотя бы говорить о единении в рамках одной из парадигм. Но это «периферическое» единение, а не «центровое». Настоящее сближение должно исходить из центров (внутренних глубинных корней существ). И оно возможно только в том случае, если «корень» выводит нас в некоторое общее пространство.
Таким образом, точка пересечения (она же «область взаимопонимания» или «область встречи миров») с необходимостью находится в другом измерении, попасть в которое можно только изнутри мира как живого и целого.
2. О проблеме языка
Хотелось бы указать на одно важное измерение — измерение «сложности-простоты». Оно ориентировано, в первую очередь, на адресата сообщения — на того, с кем ведётся диалог. Полюс «сложности» адресован
избранным — элитарному меньшинству, в совершенстве владеющему языком. Так математики разговаривают с математиками, феноменологи с феноменологами, эзотерики с эзотериками.
Полюс «простоты» адресован
каждому. И этот полюс — камень преткновения всех коммуникаций. Кажется, что нам не обойтись здесь без упрощения, редукции или, в лучшем случае, без популяризации передаваемых знаний. Но, на мой взгляд, возможен и совершенно иной подход — подход раскрывающий
каждого как другого из «основного слова Я-Ты» в буберовском контексте.
Например, у М.М. Пришвина (М. Пришвин «Незабудки») можно найти два совершенно разных «лица» простоты: одно из которых губит настоящий диалог, а второе, наоборот — впервые его рождает. Вот пример губительной простоты, блокирующей любые мирологические подходы: «В большом есть и то, что содержится в малом, но в малом, есть ли в малом большое? Это какое малое: в малом цветке содержится солнце, в капле росы –- вся вселенная. Даже в злом комаре можно видеть героизм, когда он впивается в человека… Но есть человек самый страшный, и такого существа нет в природе. В нем большое не отражается, и он о всем мире судит по себе. Сам же себя он называет
простым человеком». А вот примеры простоты созидательной, раскрывающим глубину миров: «Нужно целую вечность в себе самом открывать, чтобы сказать эти простые слова»; «Тема нашего времени — это найти выход из любви к каждому любовью ко всем, и наоборот: как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому?»; «Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем… Есть слова для всех? Есть!»; «Истинное слово требует от каждого творческого участия, в котором создаётся личность, и каждый из всех может сделаться личностью...».
К
избранному никогда не возникнет отношение Я-Ты, потому что избранность подразумевает определённые качества, например, образованность, ум, талант, уровень осознанности. А отношение Я-Ты случается там, где нет «индивидуальных» качеств, но проступают качества, превосходящие единичное, выводящие на простор всеобщей встречи внутренних миров. Тот, к кому обращён язык Ты — это
каждый, свой, простой. Но на деле — он ещё более редкий, этот «каждый», и искать его труднее, ведь нужно смотреть не только среди посвящённых (которых немного и которые хорошо видны), но среди всех. Этим «каждым» может оказаться толстый медведь, а не подготовленные Ученики — как в мультфильме «Кунг-фу Панда». Им может оказаться «мытарь», «блудный сын» или «блудница», а не ученые «фарисеи и саддукеи». Но как разбудить такого
каждого в любом, как встретить Друга в случайном прохожем? Для этого нужен
самый сложный из всех языков — язык простоты.
Шаг первыйПервый шаг заключается в том, чтобы «платить вперёд». Этот рецепт открыл ещё Сократ, без опаски вступая в предельные философские беседы со случайными прохожими. Суть в том, чтобы «авансом» предположить, что ты
уже нашёл «каждого» в первом встречном, в том самом «ближнем», которого нужно «возлюбить как самого себя». Вспомните фильм «Влюблён по собственному желанию». Или повести Михаила Анчарова: нужно смотреть на буфетчицу Сёмину как на Музу, и буфетчица Сёмина оказывается настоящей богиней (М. Анчаров «Поводырь крокодила»). Фильм Мими Ледер «Заплати другому» — тоже об этом.
Всегда надо платить вперёд, иначе мир никогда не изменится к лучшему. Ведь именно этому учит всех нас мама, которая любит не потому, что мы уже стали хорошими, а потому что всегда безошибочно видит в нас
возможность такими стать. Поллианна
сначала увидела тётю Полли близким человеком, любящей тётей, а
потом у тёти Полли уже не было другого выбора, как только действительно полюбить девочку всем сердцем (Э. Портер «Поллианна»).
Здесь расходятся пути эзотерика и мистика. Эзотерик скажет: «Не мечите бисер перед свиньями». Мистик пойдёт по пути матери Кендарат и будет готов «остатком жизни пожертвовать, чтобы обратить ублюдка на благой путь» (М. Семёнова «Волкодав»)…
Но нулевой шаг — это авансом поверить, что
искомый «каждый» есть в тебе самом. Встретиться с самим собой как с той глубиной, на которой все «концепции» и «специализации» сгорают без следа. Нечто подобное описано у Аль Фарида. Примером такого бунта «мистика против эзотерика» в самом себе является также путь Джидду Кришнамурти.