Роза Мира - эпоха синтеза
Кризис «концептуального человека» в свете вселенского духовного сознания

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн

Вводное слово для настоящей интерактивной темы
Мне давно хотелось как-то обозначить то направление, к которому относили себя религиозные мыслители Григорий Померанц и Зинаида Миркина. Но направление чего? Мысли? И мысли тоже, конечно, но не только мысли. Чего-то гораздо большего, чем мысль. Вот и мыслителями я называю своих учителей условно. Скорее, они мудрецы.
Возможно, речь идет о некоем направлении мудрости? Но нельзя сказать, что мудрость держит куда-то путь. Она уже пришла. Мудрость всегда Дома. Я обратился к мудрецам как к моим учителям, а значит, речь идет о каком-то учении, которому они следуют или которое создали. Но Померанц и Миркина не создавали никаких учений, и не были адептами каких-то школ или традиций. Они старались идти по Божьему следу.
Но, опять-таки, куда идти? Вовне? Нет. Внутрь? Да. Но что такое внутрь? Внутрь –  это в свое бездонное Сердце. Я сказал в свое? Но оно не только мое, если оно бездонное. Это всеобщее Сердце. Внутрь не означает внутрь моего тела, или даже внутрь моей души, потому что на бездонной глубине моя душа соединяется со всеми душами. Именно это переживание и называется мистическим. Но, если я произнесу слово «мистика», то могу ввести в заблуждение человека, чья картина мира сформирована ценностными установками эпохи Просвещения, нужно признаться, здравствующими по сей день. Его величество Разум приравнял мистика к шарлатану. Словом, Разум не собирается делить трон с духовной интуицией.   
Несмотря на то, что слова постоянно поворачиваются к нам совсем не тем боком, я рискну, все-таки, назвать дело жизни Померанца и Миркиной учением. Каким?
Учением о вселенском духовном сознании.
Угадыванию очертаний этого учения и посвящена моя работа «Кризис «концептуального человека». Речь в ней идет о кризисном состоянии сознания, слишком далеко отошедшего от своего источника. Но грош цена нашим сетованиям, если мы не ищем путей выхода из кризиса. Однако, кто ищет выход? Уж точно не Сознание. Нужно ли куда-то выходить, если мы уже Дома. Осознать, что мы всегда Дома, и значит соединить наш инструментальный ум со вселенским духовным сознанием.

https://rmvoz.ru/sobor/roman-perelstein_essay_krizis-konceptualnogo-cheloveka/
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/krizis-konceptualnogo-cheloveka

Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания
«Последнее редактирование: 30 Апреля 2022, 16:25:28, Золушка»

Роман Максович, можно я скажу только большое сердечное «СПАСИБО» за Ваш текст, а обо всём остальном пока громко промолчу, чтобы случайно не дать слово своему «концептуальному я».


ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн
Наталия Андреевна, искренне благодарю Вас за отклик!

Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания

Выложила у себя на странице в ВК видео с таким вот "предуведомлением":
"Сказать, что это видео актуально или тем более «злободневно» будет неправильным. Здесь идёт разговор не о преходящем, а значит, он не может быть востребован в тот или иной момент, но только в любой, в каждый момент каждой человеческой жизни. Другое дело, что момент для восприятия сказанного может долго не случаться. А сегодня вероятность услышать очень велика. Во-первых, потому что речь о непреходящем идёт на материале близком нашей общей сегодняшней тревоге. А во-вторых, потому что сердца сегодня более открыты и чувства более обнажены. Я предлагаю всем, кто продолжает попытки понять, что происходит в мире, послушать небольшую статью Зинаиды Александровны Миркиной, прочитанную Романом Перельштейном в 2017 году.
Немного поясню, что значат для меня эти люди. Дело в том, что в период с 1918 до 2018 (ровно 100 лет!) в нашей стране жили два праведника: Григорий Соломонович Померанц (1918 - 2013) и Зинаида Александровна Миркина (1926 - 2018), которым суждено было встретиться уже зрелыми людьми, прошедшими огромный духовный путь, и быть вместе более 50-ти лет, бесконечно усиливая друг в друге внутреннее горение любви и мудрости. В конце 90-х они создали семинар, который назвали «Работа любви». На мой взгляд, этим названием всё сказано, потому что именно работа любви и была делом их жизни. В 2010 году на семинар пришёл Роман Максович Перельштейн — человек огромной нравственной чуткости, способный уловить дух (а не только букву) тихого подвижничества четы мудрецов. Сегодня он продолжает дело их жизни.
Осталось, наверное, сказать, что чем больше я погружаюсь в эти тексты и видеозаписи, тем чаще мне начинает казаться, что мир до сих пор не развалился на части, потому лишь, что такие люди порой живут среди нас. На самом деле их не так мало — это и Мартин Бубер, и Александр Мень, и Экхарт Толле, и Рильке, и Антоний Сурожский, и Энтони де Мелло, и Рабиндранат Тагор — список можно продолжать… Они легко узнают друг друга и перекликаются через века и страны, поверх религий и философий. Но Померанц-Миркина-Перельштейн — помимо их вневременности, ещё и настолько близки самому строю нашей души, стилистически понятны и естественны нашей культуре — нам бы только остановиться и послушать, хотя бы полчаса..."

https://youtu.be/7e1NzCBSS3k

А вообще лето - время утренних часов с текстами Григория Соломоновича, Зинаиды Александровны и Романа Максовича. В этом году у меня полный текст "Записок гадкого утёнка" Померанца. Бесконечное и захватывающее путешествие во внутреннее пространство, которое слово за слово становится общим - преодолевает границы отдельной судьбы и отдельной личности. Это и страшно чуть-чуть, и больно, иногда трагично, но при этом бесконечно важно и нужно! Как ещё научиться чувствовать общее для всех живых существ внутреннее измерение - тот корень, который делает нас объёмными, близкими друг другу, ... живыми. Надеюсь, что смогу также продолжить в Замке свои прошлогодние зарисовки в теме "Предисловие к книге «Старая дорога» (эссе, рассказы, пьесы, стихи)"

«Последнее редактирование: 21 Июля 2022, 21:11:58, Наталия Подзолкова»

ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн
Большое спасибо, Наталья Андреевна, за Ваше внимание к чете мудрецов, за глубокое понимание их роли в отечественной культуре. Благодарю Вас и за добрые слова в мой адрес. Всю жизнь Померанц и Миркина искали родственные души, и Вы, вне всяких сомнений, одна из них. Для меня встреча с ними не закончилась, она продолжается каждый день через воспоминания о них, через их книги, через их единоверцев. В их домирной стране, в их Небывалии никому не тесно. Небывалия прирастает новыми сердцами, а это значит –новыми далями. Их послания действительно пророческие. Но пророк это не тот, кто предсказывает будущее, а тот кто умеет отличать реальное от нереального, а значит, смотрит в корень вещей, где ничего не происходит. Но на глубине корней все события и завязываются. И не только события внешние, порою весьма и весьма драматические, но и события внутренней потаенной жизни, где несмотря ни на что бьют ключи радости и покоя. Померанц и Миркина еще не собрали свой улов из нас. Работа продолжается. Работа любви, работа собирания себя и мира в себе. Благодарю вас еще раз за Вашу готовность откликнуться на подлинное, настоящее. И я очень рад нашей встрече.

Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания
«Последнее редактирование: 22 Июля 2022, 21:55:08, Наталия Подзолкова»

Спасибо Вам, Роман Максович, за доверие! И низкий поклон за дело, которое Вы продолжаете с такой удивительной глубиной и искренней заботой.


Работая над статьёй для журнала "Интегральная философия", написала эссе, которое очень близко той теме, которую поднимает здесь Роман Максович. Поэтому беру на себя смелось выложить это эссе в нескольких постах в слегка сокращённом виде. Может быть, потом будет целесообразнее разместить его отдельным текстом в библиотеке, а здесь дать ссылку. В полном тексте статьи есть также несколько важных рисунков, которые здесь не вставляю.
Для тех, кто заинтересуется текстом статьи, даю ссылку на наш журнал https://allunity.ru/journals/J12.pdf. Проблематику мирологии обсуждали в течение года, дискуссии доступны в теме "Видеозаписи докладов и дискуссий по интегральной философии".

Шесть шагов к каждому

Два маленьких введения
1. О центровом единстве
Констатация факта, что существуют разные парадигмы познания, разные подходы, изнутри которых люди смотрят на мир, не приближает нас к решению проблемы подлинного взаимопонимания. Этот факт объясняет только, почему проблема существует. И как бы мы ни углублялись в исследование разности парадигм, мы не найдём в их детализации ключ к сближению. Казалось бы, сближать «малые миры» ещё сложнее, ведь их (в отличие от парадигм) бессчётное множество, а работая с парадигмами, мы можем хотя бы говорить о единении в рамках одной из парадигм. Но это «периферическое» единение, а не «центровое». Настоящее сближение должно исходить из центров (внутренних глубинных корней существ). И оно возможно только в том случае, если «корень» выводит нас в некоторое общее пространство.
Таким образом, точка пересечения (она же «область взаимопонимания» или «область встречи миров») с необходимостью находится в другом измерении, попасть в которое можно только изнутри мира как живого и целого.

2. О проблеме языка
Хотелось бы указать на одно важное измерение — измерение «сложности-простоты». Оно ориентировано, в первую очередь, на адресата сообщения — на того, с кем ведётся диалог. Полюс «сложности» адресован избранным — элитарному меньшинству, в совершенстве владеющему языком. Так математики разговаривают с математиками, феноменологи с феноменологами, эзотерики с эзотериками.
Полюс «простоты» адресован каждому. И этот полюс — камень преткновения всех коммуникаций. Кажется, что нам не обойтись здесь без упрощения, редукции или, в лучшем случае, без популяризации передаваемых знаний. Но, на мой взгляд, возможен и совершенно иной подход — подход раскрывающий каждого как другого из «основного слова Я-Ты» в буберовском контексте.
Например, у М.М. Пришвина (М. Пришвин «Незабудки») можно найти два совершенно разных «лица» простоты: одно из которых губит настоящий диалог, а второе, наоборот — впервые его рождает. Вот пример губительной простоты, блокирующей любые мирологические подходы: «В большом есть и то, что содержится в малом, но в малом, есть ли в малом большое? Это какое малое: в малом цветке содержится солнце, в капле росы –- вся вселенная. Даже в злом комаре можно видеть героизм, когда он впивается в человека… Но есть человек самый страшный, и такого существа нет в природе. В нем большое не отражается, и он о всем мире судит по себе. Сам же себя он называет простым человеком». А вот примеры простоты созидательной, раскрывающим глубину миров: «Нужно целую вечность в себе самом открывать, чтобы сказать эти простые слова»; «Тема нашего времени — это найти выход из любви к каждому любовью ко всем, и наоборот: как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому?»; «Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем… Есть слова для всех? Есть!»; «Истинное слово требует от каждого творческого участия, в котором создаётся личность, и каждый из всех может сделаться личностью...».
К избранному никогда не возникнет отношение Я-Ты, потому что избранность подразумевает определённые качества, например, образованность, ум, талант, уровень осознанности. А отношение Я-Ты случается там, где нет «индивидуальных» качеств, но проступают качества, превосходящие единичное, выводящие на простор всеобщей встречи внутренних миров. Тот, к кому обращён язык Ты — это каждый, свой, простой. Но на деле — он ещё более редкий, этот «каждый», и искать его труднее, ведь нужно смотреть не только среди посвящённых (которых немного и которые хорошо видны), но среди всех. Этим «каждым» может оказаться толстый медведь, а не подготовленные Ученики — как в мультфильме «Кунг-фу Панда». Им может оказаться «мытарь», «блудный сын» или «блудница», а не ученые «фарисеи и саддукеи». Но как разбудить такого каждого в любом, как встретить Друга в случайном прохожем? Для этого нужен самый сложный из всех языков — язык простоты.

Шаг первый
Первый шаг заключается в том, чтобы «платить вперёд». Этот рецепт открыл ещё Сократ, без опаски вступая в предельные философские беседы со случайными прохожими. Суть в том, чтобы «авансом» предположить, что ты уже нашёл «каждого» в первом встречном, в том самом «ближнем», которого нужно «возлюбить как самого себя». Вспомните фильм «Влюблён по собственному желанию». Или повести Михаила Анчарова: нужно смотреть на буфетчицу Сёмину как на Музу, и буфетчица Сёмина оказывается настоящей богиней (М. Анчаров «Поводырь крокодила»). Фильм Мими Ледер «Заплати другому» — тоже об этом. Всегда надо платить вперёд, иначе мир никогда не изменится к лучшему. Ведь именно этому учит всех нас мама, которая любит не потому, что мы уже стали хорошими, а потому что всегда безошибочно видит в нас возможность такими стать. Поллианна сначала увидела тётю Полли близким человеком, любящей тётей, а потом у тёти Полли уже не было другого выбора, как только действительно полюбить девочку всем сердцем (Э. Портер «Поллианна»).
Здесь расходятся пути эзотерика и мистика. Эзотерик скажет: «Не мечите бисер перед свиньями». Мистик пойдёт по пути матери Кендарат и будет готов «остатком жизни пожертвовать, чтобы обратить ублюдка на благой путь» (М. Семёнова «Волкодав»)…
Но нулевой шаг — это авансом поверить, что искомый «каждый» есть в тебе самом. Встретиться с самим собой как с той глубиной, на которой все «концепции» и «специализации» сгорают без следа. Нечто подобное описано у Аль Фарида. Примером такого бунта «мистика против эзотерика» в самом себе является также путь Джидду Кришнамурти.


«Последнее редактирование: 18 Августа 2022, 08:30:50, Наталия Подзолкова»

Шаг второй
Второй шаг на пути к каждому — это изменение точки отсчёта. Важно то, откуда мы смотрим на свой внутренний мир, где находится центр нашего познающего сознания. Взгляд из центра самости — начало самосознания, но также и начало иллюзии изолированности. Центрирование сознание создаёт Эго, которое, в свою очередь, генерирует ложную оптику восприятия внутреннего пространства как замкнутого само на себя. Удивительно, что сознание вообще может обойтись без точки отсчёта (может быть нецентрированным). Джидду Кришнамурти и многие восточные учителя говорят нам о «наблюдении без наблюдателя».

Чтобы самосознание стало осознанным, необходимо смещение взгляда (точки отсчёта) из своего центра к другим центрам. Но это должно быть смещение не на периферию нашего сознания (это невозможно, потому что периферия всегда будет отодвигаться), а в его глубину. Именно там можно приблизиться к другим центрам. Именно там лежит заветная территория интерсубъектности, в которой мерцают открытые трепетные огоньки — источники неэгоической самости.

Можно сказать, что попытки Эго смещать «угол зрения» в плоскости изолированной множественности малых миров — порождают только новые концепции, но не приводят к настоящей встрече, к подлинному диалогу миров. Мне кажется, о чем-то очень близком пишет и Р.М. Перельштейн: «Ускользающее от понимания чувство целого не сводимо ни к одной из мировоззренческих моделей. Концепция же Целого превращается лишь в отдаленное подобие неясного и неописуемого состояния «Я без я». Именно это состояние мы назовем главным событием нашей жизни.  Пока Целое переживается, оно искрится смыслом и озаряет всякую жизнь своим неотмирным светом. Но как только Целое становится предметом спекулятивного знания, сразу же возникает соблазн подменить его неким сговорчивым двойником, который является покровом, наброшенным на чувство целого» (Р. Перельштейн "Кризис «концептуального человека»").

«Последнее редактирование: 17 Августа 2022, 18:42:33, Наталия Подзолкова»

Шаг третий
Третий шаг — это изменение «плоскостной» причинности. Если искать основания для экзистенциально значимых событий не в плоскости взаимодействия множества изолированных малых миров, а в глубинных измерениях интерсубъектного пространства, то совершенно несвязанные (случайные) события могут оказаться соединёнными или даже тождественными. Как правило, «источниковость» (корень) всего самого существенного и значимого для внутренней жизни любого малого мира лежит совсем не там, где мы его ищем. Вспомним «неслучайные случайности» (я вслед за Джулией Кэмерон называю их «синхронностями» (Дж. Кэмерон «Путь художника»)), которые постоянно происходят в нашей жизни. Мы не можем объяснить, как «счастливый» билет, купленный в трамвае, связан с неожиданной встречей, перевернувшей жизнь, ведь физические причинно-следственные связи не имеют к переживанию связанности этих событий никакого отношения.

Мирология (В. Моисеев «Мирология») исследует новый вид причинности, возникающий из встречного движения смыслов с глубины общего интерсубъектного пространства. Так запрос о целесообразности направлен навстречу событию или поступку, а не вслед ему. Вот почему живое движение В.И. Моисеев называет обратным движением, а живую материю — обратной материей. Внутренний мир — это всегда ответ на вопрос, возникший в общем пространстве живых смыслов. Это пространство — как раз и есть та область, где любой становится неповторимым каждым, ведь здесь центрированные самости уступили место мерцающей области универкальных отношений (Н. Подзолкова  «Универкальность как новая оптика видения универсального и уникального»). Чем больше внутренний мир вовлекается в эти отношения, тем больше он оживает. А вовлечённость в отношение предполагает открытость. Вопрос и ответ, будучи устремлены друг навстречу другу, становятся взаимопрозрачными — в противном случае вопрос не будет услышан, а ответ не будет понят. На глубине зарождения общих смыслов можно утверждать, что единое преобладает над многим.

«Здесь важную роль играет концепт «обратного бытия» — такого типа бытия, в котором единое первично, многое — вторично («прямое бытие» определяется как тип бытия, где первично многое и вторично единое). В этом случае обратное бытие растёт как бы от противоположного онтологического полюса — полюса единого, где с трудом даётся дифференциация, разделение на многое, в то время как прямое бытие растёт от полюса многого, и ему с трудом даются интеграции многого единым. Оба типа бытия в своём развитии движутся навстречу друг другу — к состоянию многоединства, равновесия и взаимопроникновения единого и многого. В этом смысле жизнь, органическое бытие, как бы во многом перевёрнуто относительно неживого неорганического бытия, восполняя вторую половину своеобразной онтологической шкалы, простирающейся между полюсами многого и единого» (В. Моисеев «Мирология»).

Мир-наука, о которой пишет В.И. Моисеев, возникает только в диалоге — как в диалоге концепций, так и в диалоге слоёв. Только если научное мировоззрение, научный ум понимает, что за его пределами остаётся общая глубина, общая Тайна, фон-бытие, это мировоззрение становится мироподобным. И сколько бы ни расширялось и ни уточнялось научное знание — Тайна остаётся. Она рождается не от изолированных Эго, а от единения с Другим. Без Другого, без адресата для своих сентенций — ум вообще теряет смысл. Почему сейчас в мире всё стало по-настоящему: по-настоящему больно, по-настоящему трудно, по-настоящему непримиримо? Потому что остро почувствовалась связь всех со всеми и каждого с каждым — почувствовалась навсегда, всерьёз, буквально.

«Последнее редактирование: 18 Августа 2022, 08:38:35, Наталия Подзолкова»

Шаг четвёртый
Четвёртый шаг на пути к каждому — это синтетическое понимание приращения знания и новизны как таковой. Живое — это постоянно новое, значит малые миры обмениваются новой информацией. Но здесь возникает проблема разного отношения к новизне.
Для науки приращение знания — очень важный момент. Воспользоваться чужими наработками — правильно и естественно (конечно, с указанием, если это возможно, автора этих наработок). Не нужно переоткрывать велосипед! Например, в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач. Автор — Г.С. Альтшуллер.) существует банк стандартов на решения изобретательских задач, и прежде чем решать задачу, необходимо проверить, нет ли такой (или подобной) задачи в этом банке. Вдруг задача уже решена. ТРИЗ вообще создавалась, чтобы не повторяться, «не топтаться на месте» в научном поиске. Необходимость заново проводить эксперименты из-за того, что данные были утеряны, неправильно оформлены или своевременно не восприняты научным сообществом — это досадная помеха, тормозящая процесс приращения знаний. Бережное отношение к предшествующему научному опыту (даже если он был отрицательным) свойственно любой, в том числе, антикумулятивной модели научного знания. «Объём знаний, доступных современному изобретателю, настолько велик, что результаты многих проб могут быть предсказаны заранее. Изобретатель может при этом опираться не только на личные знания, но и на необъятную научно-техническую литературу, может консультироваться с другими специалистами. Всё это позволяет теоретически оценивать большую часть вариантов, не прибегая к реальным, вещественным опытам» (Г. Альтшуллер «Найти идею»).
Но сравните это с другим взглядом на открытие нового знания: «Истины глубочайшие, светоносные каждый раз открываются заново, как каждое утро заново встаёт солнце. То, что всегда есть, нельзя заучить и повторять. Его нужно каждый раз заново родить, участвовать в вечном рождении» (Р. Перельштейн «Старая дорога»). Для внутреннего измерения новое — это одновременно и то же самое. Как на таком парадоксальном «базисе» строить непротиворечивую теорию?
В мистическом миросозерцании невозможно ничего накопить, невозможно передать сложившееся знание. Каждый новый восход нужно встретить заново как первый и единственный. Именно так, как учил «тёмный» Гераклит. Мистик не говорит ученику: «Можешь не ходить смотреть восходы. Воспользуйся моими просмотрами! Я написал об этом в своей книге. Прочти и не теряй времени понапрасну на пешие прогулки». Нельзя воспользоваться вчерашним проживанием красоты восхода или прошлогодним переживанием любви к маме — только «здесь и сейчас», каждый миг заново, каждый раз с самого начала. При этом там в глубине ты найдёшь всегда только то, что уже есть.
То что есть сейчас — неинтересно со стороны (но только изнутри), совершенно лишено внешней эффектности и злободневности. Оно всегда очень просто, очень естественно (это хорошо знает даосская традиция и японская эстетика ваби-саби). В «здесь и сейчас» нет ни структурной новизны, ни внешне событийной, но есть истинная Новизна — новизна неповторимого мгновения. Эта новизна — творящее Время, сама живая ткань Вселенной. Это новизна — вечно становящееся знание, тогда как новизна науки — расширение бесконечной плоскости ставшего знания. Сократовский круг (графическое отображение принципа «Я знаю, что я ничего не знаю») принято рисовать как ставшую плоскость, хотя, возможно, сам Сократ имел в виду нечто более близкое гераклитовскому неставшему потоку.
Представьте на минуту, что остался бы только один вид новизны (научное приращение) — и все сразу умерли бы от скуки, точно попали на сеанс бесконечного фильма (с которого нельзя уйти), где актёры действуют со скоростью реального времени и 99% этого времени сюжет никак не развивается (ведь приращения случаются очень редко). А ведь мы так и живём, если бы не внутренне восприятие новизны, если бы не живое время «здесь и сейчас», которое всё меняет и делает каждый миг неповторимым.
С точки зрения ученого, мистик всегда «топчется на месте» и говорит об одном и том же: солнце всходит, деревья растут, душа совершенствуется. Учёный не видит здесь никакого приращения знания, никакого расширения кругозора. Тем не менее, «учёный» и «мистик» прекрасно могут «уживаться» в одном человеке. Их сосуществование подкрепляется работой левого и правого полушарий, хотя, конечно, проблема выходит далеко за пределы нейрофизиологии. Так мирология синтетически вбирает в себя оба подхода: то высвечивая новые области концептуального знания (потенциально доступные каждому в силу своей воспроизводимости и устойчивости), то освещая неповторимую новизну временящегося потока (актуально доступного каждому при обнуления эгоических концепций). Такое мерцающее виденье сродни тому, что Вл.С. Соловьёв называл «цельным знанием», а А.С. Хомяков — «живознанием».


Шаг пятый
Пятый шаг — это взаимная прозрачность и сквозное взаимодействие внутренних миров.
Научным теориям часто тесно вместе, особенно если они не вложены друг в друга, а являются альтернативными. Какая-то из них окажется вернее, а какая-то ошибочнее. Но с встречами рассвета так не получается. Не может быть, чтобы чьё-то виденье рассвета помешало другому виденью. Они прозрачны друг для друга. И чем более глубоки это виденья, чем меньше в них эгоизма, тем ценнее они друг для друга. «В истинное общение каждый привносит свой простор, и этим просторам не тесно вместе. Они не выталкивают друг друга из беседы, а делают её глубокой, и такая беседа заканчивается проникновенным молчанием, в котором рождается святыня» (Р. Перельштейн «Старая дорога»).
В традиции русского интуитивизма знание рассматривалось, как транссубъектная реальность — возможность выйти за пределы своего я и единиться с другим я. Но такое единение редко затрагивает центры самостей, а значит единение с другим через знание есть полумера. Другую перспективу открывает Мартин Бубер, для которого подлинное знание — всегда внутреннее, глубинное знание, а на глубине, где растворяется эго, загорается огонь Другого, преображающий «неприступный» центр самости в живое отношение Я-Ты.
Буберу вторит и Антоний Сурожский: «Нельзя отойти от мира и обратиться к вечности, пока не увидишь на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни… » (Р. Перельштейн «Старая дорога»). И вот мы спешим навстречу каждому: «Подлинность и достаточность «Я» проверяются не в сношениях с самим собой, но только в общении с цельной инаковостью, со всей путаницей безымянной толпы. Подлинное и достаточное «Я» зажигает искру «Я-бытия» всюду, где оно соприкасается с толпой» (М. Бубер «Проблема человека»).
Все эти удивительные метафоры нуждаются в осмыслении. Нельзя кинуться навстречу безымянной толпе, забыв своё я, отказавшись от выпестованного научного знания. И потому нужна мирология — новый логос для внутреннего измерения, чтобы теряя себя, тем не менее не потеряться, и разыскивая каждого, не найти лишь безликую толпу. Мирология и мистика пересекаются своими задачами, существенно помогая друг другу. Конечно, мирология гораздо шире проблемы взаимопонимания внутренних миров, а мистика не всегда обращена в сторону каждого, но те шаги, которые описаны в этой статье, они могут проделать вместе в направлении глубины, строгости и общезначимости.
На этом пути много непривычного: и обратное бытие, и живое время, и смещение всех точек отсчёта, и многослойная причинность и даже «новая новизна». Но это движение к Диалогу миров, в котором каждый из участников обретает самого себя.

Шаг шестой
И, наконец, шестой (последний) шаг является своеобразной платой. Если хочешь найти каждого, будь готов отказаться от определённости и потерять почву под ногами. Мирология — это не новая теория или парадигма в ряду других, а значит и она должна быть готова отказаться от «защитных поясов» (речь идёт о концекции научно-исследовательских программ Имре Лакатоса) и стать уязвимой для живого опыта малых миров.
Речь идёт о необходимости Тайны, где Тайна — это не отказ от напряжения познания, не неразгаданная загадка и даже не базовое свойство неопределённости (как «копенгагенская интерпретация» в квантовой механике). Нет, Тайна — это целая ткань бытия, которая всегда останется сложнее любой мироподобной части. В мирологии Тайной является фон-бытие (В. Моисеев «Мирология»), на котором разыгрывается судьба малых миров. Тайна — это бездна, которая не разъединяет, но связывает. «Пропасть разверзается тогда, когда людей уже не связывает бездна. Бездна нашего внутреннего человека...» (Р. Перельштейн «Старая дорога»). Так пропасть невежества — разъединяет, а бездна благоговения — связывает.
«Тайна в отличие от секрета всегда открыта. Она вовсе не прячется, но она находится на той глубине, куда люди боятся или ленятся заходить» (Р. Перельштейн «Старая дорога»). Тайна всегда должна оставаться неотсекаемой глубиной, тем океаном, в который мы погружены (Г. Померанц «Вавилонская башня цивилизации»). Любая попытка отсечь океан (редукционизм, позитивизм, научное самомнение), выстроить под ногами прочный фундамент — отсекает и подлинное отношение с Другим, возможность Встречи внутренних миров. Потому что почва для такой Встречи должна оставаться податливой, подвижной.
«Стоять ни на чём и держать всё» — говорит Григорий Померанц. О чём это? О том, что «как только ты нащупаешь почву под ногами, тебе сразу захочется свалить часть ответственности...» (Р. Перельштейн «Старая дорога»).
Так за шесть шагов в направлении глубинного каждого мы приходим к пониманию ответственности и необходимости серьёзной духовной работы.
Об ответственности, смирении и работе любви речь идёт в полном тексте статьи.

«Последнее редактирование: 18 Августа 2022, 08:58:51, Наталия Подзолкова»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика