Песня как жанр
Пир во время чумы — Высоцкий

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 25 Января 2011, 12:08:18 »
                                            ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Им для того ниспослали и смерть и погибельный жребий
Боги, чтоб славною песнею были они для потомков.
Одиссея

1

Стекала по жилам бетонная жижа
медленной жизни...

Улыбаясь, шутя и играя,
пугая царей,
прогоняя взашей
санитаров-чертей,
злых посредников трезвого рая,
ты был действием действий –
глаголом "петь".

Скорость света спокойно стояла у края
вдохновенной своей тишины...

И они:
то ли мёртвые рельсы,
то ли скорая смерть,
то ли время
(его измеренья
туннельного так не хватало), –
покорились тебе, поэту-нахалу,

очень нужному там, в темноте –
в немоте.


2

Расписные, дикие, злющие,
неуёмные, грубые, хрипло-орущие,
жуткие, чуткие песни твои –
вёрсты Пушкинской в сути любви.


3

Касса. Билет.
Джинсы. Свитер. Вакансия.
Табурет.
Скипетр.

Рискнуть и поверить –
и не умереть:
сдать экзамен
на зрелость поэта.


4

Не залить, не задобрить огня...
Чужие врождённые страсти, вы снова
будете резать меня?
Согласен. Но лишь – по живому.


5

Меня узнать могли бы по глазам,
но ваши зеркала не верят нашим снам.
И в этом мире, полумёртвом, полузлом,
искусства участь – только символ, только стон:
"И снизу лёд, и сверху, – маюсь между"...

Как не понять Поэзию умом,
так не вместить её свободу и надежду,
любовь и связь единую раздвоенным сердцам.
Пой – ради Бога – не оспоривай глупца.


1989 – 1999

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 28 Августа 2013, 04:34:46, Ярослав»

« #2 : 26 Января 2012, 23:30:20 »
ВысокО-высОко, там, где храм высокий,
Высится над высью рай твоей мечты...
Там тебя, как прежде все зовут - Высоцкий!
Поднимая шумно за тебя тосты...

Успокоен шумом вод и трав небесных,
Соловьёв не слышишь в этой тишине.
Барабан гитары утомлённой треснул,
Грезишь по ночам о родной, о ней.

И невольно там же вспоминаешь горы,
Пик Орлионтаны всё не покорив.
И поёшь о них, сам с собою споря,
Разрывая словом огненный мотив.

Бей по струнам буйным, есть ещё, есть время
Петь немую правду, клясть слепую ложь!
Да, услышит глас твой молодое племя,
Пусть от этой песни обуяет дрожь!

И оглохнут черти в самой преисподней.
И стряхнёт Отчизна лихолетье с плеч.
Пой Поэт бесстрашный, пой Поэт свободный,
Вознеси над миром свой поющий меч!

Шелестят деревья. Смолкли струны лиры.
Небо скрыло солнце в мягких рукавах.
Спи Поэт спокойно, далеко от мира,
ВысокО-высОко в ангельских краях...


М-Шах.
25 ян.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #3 : 31 Января 2012, 21:18:54 »
Не знаю, сюда ли эту ссылку или в другой раздел. Пока размещу здесь. Фильм произвёл впечатление, хотя и двойственное.

Высоцкий. Спасибо, что живой.
http://kinonabis.ru/news/vysockij_spasibo_chto_zhivoj_2011/2011-12-18-2765

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 01 Февраля 2012, 10:54:26, Maratshah»

« #4 : 25 Января 2013, 14:06:16 »
Владимир Высоцкий

В забавах ратных целый век...

В забавах ратных целый век,
В трудах, как говорится,
Жил-был хороший человек,
По положенью — рыцарь.

Известен мало, не богат —
Судьба к нему жестока,
Но рыцарь был, как говорят,
Без страха и упрёка.

И счастье понимал он так:
Турнир, триумф, повержен враг,
Прижат рукою властной.
Он столько раз судьбу смущал,
Победы даме посвящал
Единственной, прекрасной!

Но были войны впереди,
И от судьбы — не скрыться!
И, спрятав розу на груди,
В поход умчался рыцарь.

И по единственной одной
Он тосковал, уехав,
Скучало сердце под бронёй
Его стальных доспехов,

Когда в крови под солнцем злым
Копался он мечом своим
В душе у иноверца.
Так счастье понимать он стал:
Что не его, а он достал
Врага копьём до сердца.

1975


В плен — приказ: не сдаваться...

В плен — приказ — не сдаваться! Они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только чёрные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.

Бог войны — по цепям на своей колеснице.
И, в землю уткнувшись, солдаты лежат.
Появились откуда-то белые птицы
Над трупами наших солдат.

После смерти для всех свои птицы найдутся,
Так и белые птицы — для наших бойцов.
Ну а вороны — словно над падалью — вьются
Над чёрной колонной врагов.

1965

отрывки из песен

Ах, откуда у меня грубые замашки...

Ах, откуда у меня грубые замашки?
Походи с моё, поди, даже не пешком...
Меня мама родила в сахарной рубашке,
Подпоясала меня красным кушаком.

Дак откуда у меня хмурое надбровье?
От каких таких причин белые вихры?
Мне папаша подарил бычее здоровье
И в головушку вложил не "хухры-мухры".
...................................................................
1976.

В куски разлетелася корона...

В куски
Разлетелася корона,
Нет державы, нету трона.
Жизнь, Россия и законы —
Всё к чертям!
.............................................
1965

Воздушные потоки

.........................................................
Ветер в уши сочится и шепчет скабрёзно:
"Не тяни за кольцо — скоро лёгкость придёт..."
До земли двести метров — сейчас будет поздно!
Ветер врёт, обязательно врёт!

Стропы рвут меня вверх, выстрел купола — стоп!
И — как не было этих минут.
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют!

Мне охлаждают щёки
И открывают веки —
Исполнены потоки
Забот о человеке!
Глазею ввысь печально я —
Там звёзды одиноки —
И пью горизонтальные
Воздушные потоки.

1973

Заживайте, раны мои...

Заживайте, раны мои,
Вам два года с гаком!
Колотые, рваные,
Дам лизать собакам.
....................................
1969

Нет меня — я покинул Расею...

Нет меня — я покинул Расею,
Мои девочки ходят в соплях!
Я теперь свои семечки сею
На чужих Елисейских Полях.
..................................................
1970

Где-то дышит женщина — нежно, привлекательно...

Где-то дышит женщина — нежно, привлекательно —
То ли сверху, то ли снизу, то ли за стеной...
Слышимость, товарищи, — это замечательно:
Кажется, что женщина — рядышком со мной.
................................................................................
1976

***

Если б я был физически слабым...

Если б я был физически слабым,
Я б морально устойчивым был:
Ни за что не ходил бы по бабам,
Алкоголю б ни грамма не пил!

Если б я был физически сильным,
Я б тогда — даже думать боюсь! —
Пил бы влагу потоком обильным,
Но... по бабам — ни шагу, клянусь!

Ну а если я средних масштабов —
Что же делать мне, как же мне быть? —
Не могу игнорировать бабов,
Не могу и спиртного не пить!

1960

Есть на Земле предостаточно рас...

Есть на Земле предостаточно рас —
Просто цветная палитра.
Воздуху каждый вдыхает за раз
Два с половиною литра!

Если так дальше, так — полный привет! —
Скоро конец нашей эры:
Эти китайцы за несколько лет
Землю лишат атмосферы!

Сон мне тут снился неделю подряд —
Сон с пробужденьем кошмарным:
Будто — я в дом, а на кухне сидят
Мао Цзедун с Ли Сын Маном!

И что — подают мне какой-то листок:
На, мол, подписывай, ну же,
Очень нам нужен ваш Дальний Восток,
Ох, как ужасно он нужен!..

Только об этом я сне вспоминал,
Только об нём я и думал:
Я сослуживца недавно назвал
Мао — простите — Цзедуном!

Но вскорости мы на Луну полетим,
А чего нам с Америкой драться —
Мы: левую — нам, правую — им,
А остальное — китайцам.

1965

О знаках Зодиака (Неправда! Над нами не бездна, не мрак...)

Неправда! Над нами не бездна, не мрак —
Каталог наград и возмездий.
Любуемся мы на ночной зодиак,
На вечное танго созвездий.

Глядим — запрокинули головы вверх —
В безмолвие, в тайну и в вечность —
Там трассы судеб и мгновенный наш век
Отмечены в виде невидимых вех,
Что могут хранить и беречь нас.

Горячий нектар в холода февралей,
Как сладкий елей вместо грога,
Льёт звёздную воду чудак Водолей
В бездонную пасть Козерога.

Вселенский поток и извилист, и крут,
Окрашен то ртутью, то кровью.
Но, вырвавшись мартовской мглою из пут,
Могучие Рыбы на нерест плывут
По Млечным протокам к верховью.

Декабрьский Стрелец отстрелялся вконец,
Он мается, копья ломая,—
И может без страха резвиться Телец
На светлых урочищах мая.

Из августа изголодавшийся Лев
Глядит на Овена в апреле.
В июнь к Близнецам свои руки воздев,
Нежнейшие девы созвездия Дев
Весы превратили в качели.

Лучи световые пробились сквозь мрак,
Как нить Ариадны конкретны,
Но и Скорпион, и таинственный Рак
От нас далеки и безвредны.

На свой зодиак человек не роптал.
Да звездам страшна ли опала?
Он эти созвездия с неба достал,
Оправил он их в драгоценный металл —
И тайна доступною стала.

1973

Корабли постоят — и ложатся на курс...

Корабли постоят — и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоду...
Не пройдёт и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти,
чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе,
я не верю судьбе, а себе — ещё меньше.

И мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою — не пройдёт и полгода.

Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в делах,
Я, конечно, спою — не пройдёт и полгода.

1966

Когда я спотыкаюсь на стихах...

Всем делам моим на суше вопреки
И назло моим заботам на земле
Вы меня возьмите в море, моряки,
Я все вахты отстою на корабле!

Когда я спотыкаюсь на стихах,
Когда не до размеров, не до рифм,
Тогда друзьям пою о моряках,
До белых пальцев стискивая гриф.

Так всем делам моим на суше вопреки,
Так назло моим заботам на земле
Вы за мной пришлите шлюпку, моряки,
Поднесите рюмку водки на весле!

Любая тварь по морю знай плывёт,
Под винт попасть не каждый норовит,
А здесь, на суше, встречный пешеход
Наступит, оттолкнёт — и убежит.

Так всем делам моим на суше вопреки,
Так назло моим заботам на земле
Вы меня возьмите в море, моряки,
Я все вахты отстою на корабле!

Известно вам — мир не на трёх китах,
А нам известно — он не на троих.
Вам вольничать нельзя в чужих портах,
А я забыл, как вольничать в своих.

Так всем делам моим на суше вопреки,
Так назло моим заботам на земле
Вы за мной пришлите шлюпку, моряки,
Поднесите кружку рома на весле!

1972














Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 29 Января 2013, 11:32:46, Ярослав»

« #5 : 10 Июля 2018, 09:53:38 »
                               Соглядатаю Высоцкого

Пей смеха, смелости и смерти
хмельную смесь.
Под храп коней вой круговерти
ты снежной взвесь.
Затем суди, на свет гляди,
как будто вечность позади.

                                                июль 2018

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 10 Июля 2018, 17:34:10, Ярослав»

« #6 : 13 Августа 2019, 22:41:37 »
К 80-летию Владимира Высоцкого.

О чем поет Высоцкий? Сегодня, в год когда ему исполнилось бы 80 лет, можно ответить на этот вопрос иначе, чем ровно 50 лет назад в статье с таким же названием (9 июня 1968 года в газете «Советская Россия»).
(см. здесь https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/1992592-echo/ )

Тогда было сказано: "В песнях Высоцкого под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных."

Сегодня совершенно ясно, что он стал для нашего века энциклопедией русской жизни советского периода. Но главное не только в палитре его персонажей, их языка, гениальных рифм и бешенно натянутого нерва, на котором все это написано, а еще и в нескольких слоях, которые есть в каждой песне помимо прямого содержания.

1) Это всегда что-то из личной жизни самого Высоцкого, которого и спасали, и предавали, и делали козлом отпущения, и пытались управлять им, как иноходцем или истребителем.

2) Это образ всего народа, жившего в пьянстве и буйстве, но в стремлении выбраться на стремнину, освободиться от судьбы кривой и нелегкой, бьющегося между тюрьмой и войной, но не теряющего загадочным образом, даже на самом дне, своей человечности, своей души.

3) И самое главное - это голос и лик настоящего человека, поэта и пророка, который восстает против мнений света и полусвета, мнений тьмы и толпы. Один, как прежде, как во все века, чувствуя трагичность и фатальность исхода, но выбирающего "восстать, вооружиться, победить", и своей жизнью выйти из колеи, вырваться за флажки и раздвинуть горизонты.

Попробуйте переслушать его песни и увидеть эти слои. Вы получите несравненно больше наслаждения. А он получит то, чего не дополучил при жизни - внимание и понимание умных людей.

«Последнее редактирование: 14 Августа 2019, 23:18:34, Андрей Охоцимский»

« #7 : 14 Августа 2019, 22:00:11 »
Признанность Высоцкого при жизни беспрецедентна, такого баловня судьбы, пожалуй, и не было больше в русской поэзии. И наверное, уже не будет. Гонения со стороны государства тоже не стоит преувеличивать. Куда как трагичнее была участь Мандельштама, любовью народа тоже совсем не избалованного при жизни. А уж судьбы современных поэтов настолько глухи, что их и не видно вообще (это ли не самое тяжёлое испытание для поэта). Нужно ли было печатать стихи Высоцкого - тоже вопрос... Не стоит преувеличивать и противостояние Высоцкого строю и власти (на этой ноте слишком спекулировали после его смерти). Он никогда не был диссидентом. Его трагедия глубже и безысходнее. И борьба серьёзнее. Это борьба - с внутренним врагом... Приведу только одно, страшное, беспримерное по внутреннему трагизму стихотворение Высоцкого:

ЖЛОБ

Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в бочке камень,—
Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками.

Когда, мою заметив маету,
Друзья бормочут: "Скоро загуляет",—
Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
Он кислород вместо меня хватает.

Он не двойник и не второе "я" —
Все объясненья выглядят дурацки,—
Он плоть и кровь, дурная кровь моя,—
Такое не приснится и Стругацким.

Он ждёт, когда закончу свой виток —
Моей рукою выведет он строчку, —
И стану я расчётлив и жесток,
И всех продам — гуртом и в одиночку.

Я оправданья вовсе не ищу —
Пусть жизнь уходит, ускользает, тает,—
Но я себе мгновенья не прощу —
Когда меня он вдруг одолевает.

Но я собрал ещё остаток сил,—
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
Пусть жрёт, пусть сдохнет — я перехитрил!

1979

Вот где настоящий враг! Первопричина всех наших смут. Иррациональная воля к саморазрушению. По сравнению с таким врагом и такой бедой все оппозиционеры и революционеры выглядят детьми, скользят по поверхности. Не с государством боролся Высоцкий, а с внутренней бездной.

К слову, напечатанные стихи Высоцкого очень проигрывают (за редким исключением) в сравнении с тем впечатлением, что они оказывают в авторском исполнении. Эти тексты выглядят полуфабрикатами. Их неинтересно перечитывать (в отличие от песен). Песенный текст и поэзия - это не один и тот же жанр. Многие этого не понимают и пытаются втиснуть в песенную форму классические стихи (почти нет удач; иногда получается что-то удобоваримое, только когда поэтика текста близка песенной изначально).

Высоцкий (как и Шукшин) уже одной ногой в новой эпохе, в которой кардинально меняется сама культурная парадигма (отсюда, кстати, глухая невостребованность нынешних поэтов). Это уже целостный феномен синтеза - и не только разных жанров (песни, актёра, режиссёра), но синтеза искусства и жизни - Судьбы. Мы, хотим того или нет, воспринимаем Высоцкого как Судьбу, в единстве его человеческого пути и его слова, в единстве созданного им образа не только в песнях. Прозу Шукшина, к слову, читать интереснее, чем тексты Высоцкого. Хотя немногочисленные опыты в прозе у Высоцкого блестящи.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 14 Августа 2019, 23:20:29, Андрей Охоцимский»

« #8 : 14 Августа 2019, 22:19:33 »
Мы, хотим того или нет, воспринимаем Высоцкого как Судьбу,

Можно сказать, как Две Судьбы - Нелегкая (алкоголизм) и Кривая (наркомания). Послушайте эту песню с этим ключом; "Не до жиру! Быть бы живу! Сколько горя над обрывом, а в обрыве - зла!" Он видел, как Достоевский бездны зла в себе, и во всех нас, в русских, широких до развращения и отвращения, но рвущихся за флажки, на свободу, вверх, вслед за куполами, к Небу. "Лед надо мною, надломись и тресни..."


« #9 : 14 Августа 2019, 22:33:16 »
Можно сказать, как Две Судьбы - Нелегкая (алкоголизм) и Кривая (наркомания).

Я имел в виду - восприятие поэзии Высоцкого как Судьбы и целостного образа, не отделимого от созданных им образов в театре и кино в том числе. Про его алкоголизм и наркоманию можно вообще ничего не знать, от этого восприятие глубочайшего внутреннего трагизма и напряжения при внешнем небывалом для поэта успехе не изменится. Алкоголизм, наркомания - тоже ещё внешние круги (сюжет, если хотите, а не суть), как эпилепсия и игромания у Достоевского. Да, Высоцкий многое выразил русской души... Но целостно, всей Судьбой (тексты его хотя и талантливы, но в отрыве от всего остального не дают того грандиозного впечатления - словно сама русская душа хрипит и рвётся...) Поэзия же, классическая, должна сама в себе содержать ВСЁ (можно вообще ничего не знать о биографии поэта, вообще его не представлять себе как человека). Высоцкий же - это уже размывание границ между искусством и жизнью. Этот процесс (стирания границ) только набирает обороты, мы ещё не можем представить, к чему он приведёт культуру (не обязательно, кстати, к хорошему и высшему).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #10 : 14 Августа 2019, 23:43:33 »
Моя молодость прошла в эпоху Высоцкого. Что он для нас значил - объяснить очень трудно. Понять это - то же что понять всю позднесоветскую жизнь, т. наз. "застой". Его рвущий струны и душу лирический герой рвался из застоя куда-то ... но куда? на волю, в настоящую жизнь - среди сильных чувств и сильных людей? Он действительно не был диссидентом, но он был противоположен всякой официальности, которую мы на дух не выносили и на которую у всех был хорошо поставлен нюх. Его слушали все - и диссиденты, и секретари парткомов - и те и другие, пусть в разном смысле, ощущали себя в "колее" из которой хотелось вырваться. Он был певцом России, уже беременной перестройкой, но этого еще не осознавшей.

Пригласить его на концерт могли позволить себе далеко не все организации, так как он запрашивал приличные суммы, измеряемые в сотнях рублей. Как правило, он пел в "ящиках", секретных институтах, где информация о концерте не могла просочиться в официальную прессу - официально он как бы не существовал, хотя его знали и любили абсолютно все. Для меня его харизма до сих пор остается загадкой, но я хорошо помню как проводил долгие часы у магнитофона слушая десятки раз одни и те же кассеты с его песнями, которые распространялись, естественно, неофициально и бесплатно - от друзей  к друзьям.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 15 Августа 2019, 15:45:08, Андрей Охоцимский»

« #11 : 15 Августа 2019, 00:01:24 »
Он был певцом России, уже беременной перестройкой, но этого еще не осознавшей.

Он был и есть певец русской души, беременной русской идеей и великой миссией России, а не какой-то "перестройкой". Представить Высоцкого в родившую в итоге тотальную жажду наживы и шкурничества "перестройку" совершенно невозможно. Сейчас бы он был не востребован, как и многие-многие талантливые люди. Это кажется невероятным - невостребованность Высоцкого, но ещё более невероятным была бы вписанность Высоцкого в рынок (в его неолиберальном российском варианте). Финансовый тоталитаризм и поэзия две вещи несовместные. И ни одна яркая звезда не загорится ни в русской, ни в западной поэзии, пока не рухнет к чёртовой бабушке этот глобальный морок со всем его скотским благополучием (ничего, что я по-французски?)

кассеты с его песнями, которые распространялись, естественно, неофициально и бесплатно - от друзей  к друзьям

Это идеальный вариант для поэта. Самый чистый. Самый исконно-посконный. Но в результате "перестройки" никакие кассеты (тогда были бобины) из рук в руки не распространяются, несмотря на интернет-лёгкость. Люди в потребительском беге утратили многие качества, без которых что-то общее (как Высоцкий) между ними стало невозможным. Общее только счёт в банке или политические взгляды. Возрождение человеческого общения и достоинства начнётся с небольших культурных лакун, с общего творчества... Театр станет интерактивным.

P.S. Пушкин был певцом декабризма. a^a^ А Лермонтов буревестником Октябрьской революции и борцом с проклятым царским режимом.  :|:|:
Но в "перестройку" и Пушкин, и Лермонтов и прочие феты и тютчевы также сошли в утиль...
И боюсь, что сейчас ни один молодой человек не сможет услышать в Высоцком "певца перестройки" (сколько ему это ни растолковывай - покажется полным бредом). А вот сможет ли услышать душу русскую, со всеми её безднами, зависит от меры ожирения сердца.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Августа 2019, 15:46:34, Андрей Охоцимский»

« #12 : 15 Августа 2019, 00:28:11 »
p. P.S. Последний сравнимый с Высоцким по народной любви (со скидкой на возраст) певец-поэт, Виктор Цой, погиб, как только попал в струю коммерческого искусства... И больше эта струя ничего всенародного (в хорошем смысле слова) не дала. За 30 лет. И на Западе - аналогичная история...

Официозу же (любому) противостояла истинная поэзия и культура во все века. Это коренится в самой онтологической противоположности культуры и государства, несмотря на их неизбежное сосуществование и гибель обеих сущностей в случае разрушения государства с его официозом. Официоз - неотъемлемое свойство государства, как неизбежное старение - человека.

А все эти публицистические штампы, вроде "застоя" и "перестройки", "авторитаризма" и "демократии", так же далеки от истинных трагических противоречий, как раскрученные попсовые мальчики от Высоцкого. Ничего не говорят ни уму, ни сердцу, ни историческому чувству, ни пониманию народа и страны.

Штампам и противостоит поэзия, и не важно официозом они порождены или "свободной демократической прессой", "застой" это или "перестройка" - штампованная безликость и пошлость в обоих штампах присутствуют. Главный враг поэзии - пошлость, а не государство (любое). А пошлость - в сердцах и умах. Общество потребления и есть торжество пошлости. И поэту нет места в нём. Физически (экономически).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Августа 2019, 07:14:20, Ярослав»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #13 : 15 Августа 2019, 16:18:46 »
Он был и есть певец русской души, беременной русской идеей и великой миссией России, а не какой-то "перестройкой". Представить Высоцкого в родившую в итоге тотальную жажду наживы и шкурничества "перестройку" совершенно невозможно.

Перестройка началась не с приватизации, а со свободы слова и политического плюрализма. Строго говоря перестройкой, мне кажется, надо называть горбачевский период, т.е. последние годы СССР, а то что после приватизации - это уже результат перестройки. Перечислю, что лично мне дала перестройка:

1. Стали публиковать Библию и её стало возможно купить и прочитать.
2. СМИ стали говорить о том, что реально интересовало людей. Исчезли запретные темы.
3. Прекратилось тотальное господство официоза в печатной продукции.
4. Опубликовали моего любимого Гумилева и массу других запретных вещей.
5. Перестали контролировать копировальные машины - стало можно копировать и распространять все что хочешь.
6. Появилось много религиозной литературы и народ повалил в церковь.
7. Я крестился и с тех пор считаю себя христианином.
8. Появилась свобода выезда, которой я в конечном счете воспользовался.
9. Появилась свобода политических объединений и реальная созтязательность в политике. Я стал членом СДПР и выдвигался от Дем. России в райсовет и принимал участие в разных выборах.
10. Появилась экономическая свобода и я организовал свое предприятие.

Короче говоря, для меня перестройка открыла двери в большую жизнь и я никогда не соглашусь сводить её к наступлению капитализма и монетаризации. По-моему представители более молодого поколения слишком легко восприняли как должное все что было завоевано в начальный период перестройки. И я совершенно осознанно связываю все это с теми стремлениями и идеалами, которые были сформированы под влиянием Высоцкого. Никому не советую говорить о перестройке негативно. Если бы не она - не было бы и никакого Воздушного Замка. И в Высоцком мы все видели именно порыв к свободе, и именно это дала перестройка. А как народ воспользовался полученной свободой - это уже другой вопрос ...

По-моему, мотивы русской идеи и "миссии России" Высоцкому были совершенно чужды. Мы очень много про него говорили, и никто в нем такого не находил. Конечно, то что он поэт глубоко национальный по духу и передает русскую душу - это верно. Но "русская идея" и "русская душа" - это не одно и то же. "Душа" органична, "идея" придумана.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #14 : 15 Августа 2019, 23:26:30 »
Что Вам лично, Андрей, дала перестройка - это понятно. А что она дала России?

По плодам если судить, по итогам?

Потери России (по всем критериям, начиная от научно-промышленного потенциала и заканчивая убылью населения) за период конца 80-х до середины нулевых превосходят потери за период сталинских репрессий и войны - причём многократно. А культурные плоды? А сами люди - они стали добрее, образованнее? А отношения между людьми? А русская деревня - в такую пустыню она не превращалась никогда...

Если бы все воспользовались свободой перемещения - что бы осталось от России?..

Я понимаю, что мои вопросы риторические. Я бы мог привести десятки контраргументов. Только зачем?.. Сошлюсь на Вашу же статью об "эгоцентрическом и географическом" взглядах на вещи. Мы смотрим с разных позиций на одни и те же процессы, потому и оценки различны.

И последний и также риторический вопрос: Высоцкий тоже бы воспользовался свободой перемещения и покинул бы Россию, как Вы думаете?.. О том, что он мог вписаться в рынок, я даже предположения не строю, ввиду его абсолютной пошлости. И так ли тогда был преступен его алкоголизм, если в будущем для поэта не было места (принципиально, нигде)? Как и у "самоубийцы" Башлачёва. Как и у "погибшего в случайной автокатастрофе" Цоя. Как и у зарубленного топором "каким-то фанатиком" Александра Меня. Довлатов вот воспользовался свободой перемещения - и что в итоге? А то же - перейти рубеж 90-х было невозможно. Алкоголизм?

Впрочем, это настолько иного уровня проблема, что само слово "перестройка" смотрится в ней как тазик в океане... (Ничего личного, только метафора.)

последние годы СССР, а то что после приватизации - это уже результат перестройки

Никому не советую говорить о перестройке негативно.

Не видите противоречия в этих двух тезисах? По результатам и по плодам нужно судить или по благим намерениям? (Насчёт "не советую" хотел пошутить. Но воздержался. Не смешно.)

А как народ воспользовался полученной свободой - это уже другой вопрос ...

Ага, дикие арабы тоже не смогли воспользоваться свободой арабской весны... Известная европейская присказка про индейцев и негров...

По-моему, мотивы русской идеи и "миссии России" Высоцкому были совершенно чужды.

Да, его песня "Купола Российские" прямо в уши кричит об этой чуждости...

Но "русская идея" и "русская душа" - это не одно и то же. "Душа" органична, "идея" придумана.

Так же "придумана", как христианская идея, как православная идея, как русская культура, как Божий Замысел о народе и его судьбе, как все высшие идеи на свете... Всё это придумано, разумеется. Не придуман только комфорт, в котором органично может пребывать душа без идеи. (Платон нервно пытается научиться курить в пещере. Из-за чёрного громадного камня, хитро подмигивая друг другу, хихикают над нецивилизованным Платоном Пётр Первый и Последний из могикан.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 16 Августа 2019, 00:01:30, Ярослав»

« #15 : 16 Августа 2019, 21:03:08 »
Перечислю, что лично мне дала перестройка:

Андрей, но большинство перечисленного второстепенно ...
А меня перестройка лишила возможности осуществить свой творческий потенциал - в широком смысле этого понятия. И Воздушный Замок возник вопреки, а не благодаря...
Поэтому у меня свой личный суровый счет к авторам перестройки.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 16 Августа 2019, 22:36:50, Людмила Клешнина»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика