Другая жертва
Исторический взгляд на событие, когда Авраам (Ибрахим - араб.) должен был принести в жертву своего сына (Исаака по библейской версии. Измаила по коранической.) рисует нам сложную религиозно-мифологическую картину той эпохи. Человеческие жертвоприношения снова обрели в жизни и культах послепотопного человечества своё место. На закате «золотых времён патриархов» люди вернулись к своим старым новым обычаям и культам. Человеческие жертвоприношения Ваалу - один из этих культов; ему поклонялись отдельные семитические племена от Финикии до Сирии. В этот исторический период, в сфере влияния данного религиозно-мифологического культа жил и пророчествовал Авраам.
Авраам вышел из Ура Халдейского, связанного тесными узами с культом вавилонского божества Мардук, одно из имён которого - Бэл (Баал).
«…Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Бытие 15:6,7)
И землю, и чистую веру в Единого Бога. В исламе Авраам признаётся основателем ханифитства, в иудаизме – иудейской религии. Путь Авраама к познанию Единого Бога был непрост в условиях того времени и вследствие упорного сопротивления окружающих его племён, исповедовавших различные древние культы племенных идолов. Больше того, ему пришлось встретить сопротивление и со стороны родных, так отец Авраама почитал древних племенных богов, пытаясь оказывать влияние и на сына, воспитанного в языческой среде. Но Авраам со своим семейством был выведен из «старой земли» в Новую, и Истинный Бог открылся ему.
"И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; будешь ты в благословление. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные". (Быт. 12:2-3).
Уже в Ханаане Авраам получил новое откровение:
“И явился Господь Аврааму, и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему” (Быт. 12:7)
Духовное совершенствование пророка Авраама обрело новое качество, наполнив иным, высшим смыслом его иерархическое служение. Но на протяжении лет, он продолжает встречать сопротивление окружения и отца своего Фарра. В исламе приводятся примеры этого противостояния. Авраам проповедует запрет на человеческие жертвоприношения, говоря о Боге, как о всемилосердном Творце всего сущего.
Следующим испытанием и искусом в судьбе Авраама стало событие, известное в библейской и коранической хронологии событий под разными углами религиозной истории. Мусульмане верят, что Авраам намеревался принести в жертву своего сына от Агарь Измаила, христиане и иудеи, что этим сыном был Исаак, о чём и утверждает первоначальный источник – Библия.
“...верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: “в Исааке наречется тебе семя”; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменовании” (Евр. 11:17-19).
Авраам был искушаем. Говорит Библия. Кем? Какими силами? Не теми ли, кто пытался вернуть своё положение в его духовном сознании и в людях, которые через веру Авраама приблизились к Богу Адама и Сифа? Искус – это испытание и часто в жизни Бог не вмешивается в свободу выбора человека. Однако человеческое жертвоприношение не может быть угодно Всевышнему, тем более, как доказательство веры в Него. Станет ли Бог действовать по логике подобных авторов, выстраивающих собственные гипотезы, основанные на рассудочном восприятии (мета-) истории?
«Бог приказал Аврааму принести во всесожжение своего долгожданного сына. Авраам построил алтарь и, сложив кучу хвороста, уложил на нее связанного Исаака. Он уже занес над сыном жертвенный нож, когда ангел, театрально появившись в последний момент, сообщил ему о перемене плана: бог, оказывается, просто шутил, "проверяя" Авраама и крепость его веры. Современному поборнику нравственно¬сти остается только гадать, сумеет ли ребенок когда-либо оправиться от такой психологической травмы. По нынешним стандартам данная история — образчик совокупного насилия над малолетним, издевательства вышестоящего над подчиненным и первого известного в истории случая применения оправдания, впоследствии звучавшего из уст обвиняемых на Нюрнбергском процессе: "Я только подчинялся приказу". Тем не менее эта легенда — один из главных мифов всех трех монотеистических религий. И опять же, современные теологи скажут, что историю о жертвоприношении Авраамом Исаака нельзя воспринимать буквально. И опять же, им можно ответить двумя способами. Во-первых, огромное количество людей и по сей день считают весь текст Священного Писания неоспоримой истиной; многие из них обладают реальной политической властью над другими людьми, особенно в США и в мусульманских странах. Во-вторых, если эта история — не буквальная истина, как прикажете ее рассматривать? Как аллегорию? Аллегорию чего? Вряд ли чего-то достойного. Или это — моральный урок? И какую мораль мы должны извлечь из этого жуткого рассказа? Нашей задачей является доказать — не забывайте, — что на самом деле наше понятие о нравственности не проистекает из Священного Писания. А если и проистекает, то мы выбираем из Писания "хорошие" куски и отбрасываем неприглядные. Но в таком случае мы уже имеем независимый критерий, позволяющий нам судить о том, какие куски являются нравственными. Источником этого критерия, откуда бы он ни взялся, само Писание быть не может. Кроме того, данный критерий имеется, похоже, у всех людей, вне зависимости от их вероисповедания.»
(Ричард Докинз)
Вряд ли автору этого рассуждения может быть понятен смысл противостояния двух станов Света и Тьмы, борьбы провиденциальных сил с врагами рода человеческого, вообще, возможность метаисторических реалий, стоящих за тем событием.
Авраам, будучи преисполнен любовью к Богу, Который открыл ему Себя, был готов полностью без остатка предать себя Его воле. Он верил в Божественное всемогущество и власть, способную воскресить отрока. Эту его преданность, готовность принести бесценную жертву могли использовать в своей игре враждебные Провидению силы. Но и эта мысль может быть лишь одной из версий, а на самом деле за этим событием стоит целиком и полностью Промысел Божий, без участия в нём низших начал. Но тогда фраза – «будучи искушаем», исторические реалии той эпохи, в лоне которой разворачивалась эта великая драма, вновь возвращают нас к нашим первоначальным размышлениям.
" Но воззвал к нему ангел Господень с неба …Авраам! Авраам!... не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Бога и не пожалел своего сына единственного ради Меня". (Книга Бытия гл. 22).
Глас Господень вещает через ангела Своего? Или ангел Господень передаёт волю Бога пророку? Или голос сливается воедино, венчая исход этой битвы, этой метаисторической драмы, произошедшей на стыке двух эпох? Отныне и навсегда людям через пророка ясно и исчерпывающе объяснено то, что человеческие жертвоприношения это результат заблуждения и греховного пути человеческого рода, этот культ не является культом милосердного Бога. Потомкам Сима – роду священническому надлежит блюсти чистый культ, свободный от запретного. Вместо человека в жертву принесён агнец, как символ будущей человеческой истории, когда Сын Человеческий за весь род будет
Самопожертвован. Авраам и его сын суть одно, как Бог и Его Слово (Христос) едино ЕСТЬ. Неслучайна мысль, что история Авраама и его сына это земное человеческое отображение Божественной Драмы на Голгофе.
Это событие, акт самопожертвования Авраама (самопожертвования, потому что Авраам больше себя любил Исаака-сына и,
убивая его, убивал себя.) возвысило его в любви к Богу превыше всего. Для великого пророка, будущего основателя
затомиса Нихорд - это высшая ступень духовного совершенства, без этой Божественной любви он бы не стал тем, кто он есть.
«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56).
Когда увидел Авраам День этот, будучи на Небесах, в
Элите или в час спасения единородного сына, в час воскресения Исаака, воскресения к Новой жизни, в которой семя пророческое и обитель Духа Божьего? Ведь родословие Иисуса Христа по Матери ведётся от Авраама и сына его Исаака.
“Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои” (Быт. 26:4-5).
Авраам слился воедино с волей Божьей, став выразителем Божественного «Я».
И сын Авраама, и Христос, оба с покорностью приняли свой крест во имя торжества Промысла Божьего, не искушая отца (Отца)…
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым».(Коран, сура 37:99–109)
«И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» (Св. Евангелие от Иоанна 13:27)
«Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.» (Св. Евангелие от Иоанна 13:36)
«Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Ев. Лук. 23, 46)
Новое время требует от человеческого разума иного подхода к различным вопросам и в частности к таким, как употребление в пищу мяса, жертвоприношение животных, ведь спустя тысячелетия большая часть человечества ни на йоту не изменила своё отношение к этой проблеме. Животное царство отдаёт дань человечеству, приносящему его в жертву по примеру Авраамову. Иисус очистил и эту жертву, обескровив алтарь жертвоприношения Богу. Милостыня, служение ближнему, любовь, обрезание сердец от греха, от всего мирского - главная, великая жертва Богу. Иисус и ученики уводили людей от прежних порядков и обычаев. Пророк Мухаммед считал лучшей пищей для человека - молоко и молочные продукты, стараясь воздерживаться от употребления мяса. Но культ мясоедения и жертвоприношения животных не изжил себя, наоборот, принял более масштабные и ритуальные формы.
Параллельный пример, приводимый в ветке «Горькая трапеза», демонстрирует иной вектор революции сознания. Сознание не
богов и не ангелов, а людей.
«Раньше на кухне Любимый Богами, Царь Пиядаси сотни и тысячи животных убивались каждый день для приготовления пищи. Но сейчас, при написании этого эдикта Дхармы убивалось только три животных – два павлина и один олень, и то, олень не всегда. Далее, не будут убиваться даже эти три животных.» («Ашока, Любимый Богами»).
Верующим нужны откровения и на основе их написанные и утверждённые законы и эдикты, без этого разум не в состоянии принять иной взгляд на вещи и явления. Убеждения, существующие веками, обросшие обычаями, традициями и соответствующими им ритуалами, прочно занимают своё место в сознании людей, в ортодоксальных догмах, не позволяя появиться качественно новому восприятию религиозных истин.
Но будущей Эпохе не нужны материальные, тем более кровавые жертвы. Лишь духовная жертва, исходящая от сердца и преисполненная любви к Богу, имеет высший смысл служения Ему. Дары творчества, которые человек в новом качестве преподносит (возвращает) Творцу, наполняя их смыслом прожитой им жизни, свершённой мыслью, высокой идеей, силой красоты духа - есть
другая Жертва, угодная Ему - Дарителю Огня творческого духа, высекшему в безжизненном теле человека искру жизни, стремление к богосотворчеству.
15 окт.