Эта тема сначала была дискуссией, поводом для которой послужила Антропологическая теория искусства А. Джелла. Но самой теории Джелла, в связи с отсутствием знакомства с ней всех участников темы, за исключением Андрея Охоцимского, практически не касалась. Разговор сразу перешёл на обсуждение разных подходов к искусству и стал постепенно складываться в некий нелинейный ответ на линейный вопрос: "Что есть искусство?"
Искусство многопланово - это и то, и то, и то, и то, и ещё "нечто" (последнее можно обозначить словами "тайна" и "дар", расшифровать на вербальном уровне которые вряд ли вообще под силу нашему разуму). Поэтому любая теория, которая сосредотачивается на каком-то одном плане искусства по преимуществу и выносит другие планы за скобки, всегда грешит односторонностью. В идеале нужно рассматривать все теории и подходы, содержащие в себе зерно истины, в совокупности - как дополняющие друг друга, а ни в коем случае не отрицающие и не универсальные.
начнем с краткой характеристики двух более привычных подходов теории искусства: иконологического и эстетического
Дополнения ради: существуют ещё другие подходы, существенно дополняющие эти два и не укладывающиеся ни в один из них, это: религиозно-философский (к нему можно отнести и подход нравственный), мифологический, мистический и экзистенциальный (интерактивный). Последний - как теория - только зарождается, хотя он существовал - как практика - всегда, и без него невозможно вообще никакое активное восприятие искусства.
Очень кратко и потому условно (приведу знаковые примеры в основном из русской традиции и только из своего личного багажа, весьма ограниченного, чтобы просто обозначить направления):
- Религиозно-философский подход. Он намечен Вл. Соловьёвым; с большей полнотой раскрыт в работах, посвящённых искусству, у И. Ильина (о художественной критике, о художественном предмете и т.д.); много интересного есть и у Н. Бердяева. Этот подход не является частью иконологического: у него другие задачи и методы.
- Мифологический. Насколько могу судить, в русской традиции он с наибольшей полнотой раскрыт А. Лосевым. И этот подход тоже имеет свою специфику и раскрывает только ему доступные сферы в восприятии искусства, которые невозможно исчерпать ни иконологическим, ни религиозно-философским, ни другими подходами.
- Мистический. Этот подход рассматривает искусство как Весть иных реальностей, просвечивающих в произведениях искусства. Не религиозно-духовную весть как таковую, а именно - сквожение иных реальностей, обладающих иной материальностью. Такой подход преимущественно присущ, например, Даниилу Андрееву и назван им "сквозящим реализмом". У нас этот подход раскрыт в работах
Евгения Морошкина ("Два века прароссианства", "Сквозь природу" и др. статьях и заметках о музыке и живописи; ссылка ведёт на перечень всех основных работ автора). В определённой степени к этому подходу можно отнести и традицию русского космизма.
- Экзистенциальный (интерактивный). О нём - как о теории - говорить пока рано. Своеобразие этого подхода в том, что произведение искусства раскрывается творческим актом самого воспринимающего и входит во внутренний мир во всех взаимосвязях этого экзистенциального космоса. В таком подходе произведение искусства воспринимающий творит наравне с автором и является по сути полноправным его творцом. Примером подобного искусствоведения может служить проект "
Перекличка вестников" Е. Морошкина. Своеобразие этого подхода ещё в том, что он в будущем может породить не только новую теорию искусства и новый подход, но и новые жанры, в которых зритель (читатель, слушатель) становится непосредственным участником действа и активно входит внутрь произведения искусства. Это интерактивное искусство, аналоги его в мистериальном подходе. Из литературы пример - "Игра в бисер".
Ещё одно необходимое уточнение, на мой взгляд: символический подход можно рассматривать как самый общий, охватывающий в той или иной степени все подходы, дающий им глубину и "воздух", а не только как "операционная система" подхода иконологического. Следует также различать язык символа (как окна в иную реальность) и язык знаков: они о разном и несут разное. Насколько я понял, А. Джелл оперирует в основном знаковой системой.
Джелл избегает понятия «символ». Он предпочитает видеть в произведении искусства не отсыл в иные сферы, а орудие и усилитель межличностных отношений.
Интуитивно (так как с предметом незнаком): по-моему, это самое слабое и уязвимое место. Многих авторов без понимания того, что в их произведениях существует не просто отсыл в иные сферы, а непосредственное сквожение этих сфер - как полноценной реальности! - вообще понять невозможно (адекватно, разумеется). Понимание этого отсыла как символики либо социальных, либо культурных, либо даже религиозных смыслов (или ритуалов) не просто существенно сужает, но искажает сущность такого искусства. Оно прежде всего свидетельствует об иной реальности - как реальности! - многослойной и многоплановой, имеющей свою материальность и тесно связанной с нашей эмпирической реальностью и реальностью духовной. Такое искусство берётся по преимуществу подходами мифологическим, мистическим и экзистенциальным. И без них практически мертво: говорит и не о том, и не на том языке, то есть - вообще "ни о чём" (домыслы уводят в дурную бесконечность произвольных трактовок).
Из совокупности 16ти парных связей (4х4=16) создается узел-клубок, который Джелл называет Art Nexus.
Показалось излишней схематичностью, которая, конечно, даёт пищу рассудку, но ничего не говорит не только сердцу, но и уму. Могу ошибаться, так как сужу о предмете понаслышке.