Лично я для себя склонен искать разграничение добра и зла в религии, а за искусством признавать право быть злым и греховным.
С той же меркой можно подойти и к религии: сатанизм - тоже религия. Культы с человеческими жертвоприношениями - тоже религия. Игил исповедует тоже религию. И т.д.
Сейчас мы пребываем в некоей постмодернистской растерянности, так как по привычке ищем, на что опереться, а опереться не на что.
В том-то и дело: опереться не на что. Только постмодернизм не столько эстетика, сколько идеология. В итоге, отказавшись от традиционных систем ценностей и внутреннего нравственного и эстетического критерия "
что такое хорошо и что такое плохо", мы приходим к элементарному "
всё позволено" (внутреннему хаосу).
Но так как идеология постмодернизма обслуживает-таки определённую Систему ценностей, которая вовсе не заинтересована в погружении общества в хаос (пока живы иные альтернативные системы), но лишь в тотальном насаждении своей "шкалы ценностей", остаётся один универсальный и незыблемый критерий (для искусства в т.ч.): "
продаётся - хорошо, не продаётся - плохо". Все остальные критерии спорны и не универсальны. Получаем в итоге "
религию денег", ставшую единственным универсальным критерием, структурирующим социум и не дающим ему провалиться в хаос.
Мировоззрение постмодернизма вовсе не освобождение несёт человеку (что провозглашается), но является инструментом для подавления конкурентов - любых иерархических систем ценностей, любых оценочных критериев, кроме одного - денег. Этому универсальному критерию и расчищается дорога. Что дальше? Тоже в общем-то несложно спрогнозировать.
Когда "продаётся - хорошо, не продаётся - плохо" станет окончательным универсальным критерием, вытеснив в новых поколениях память об иных иерархических системах ценностей, а юридическое понимание "добра и зла" станет обслуживать исключительно систему "денежного универсального критерия", тогда этот критерий (ставший единственным и не имеющим больше реальных конкурентов в сознании подавляющего большинства) будет просто выбит. Деньги никогда не смогут занять в сердце место Бога, но вытеснить Бога могут. Поэтому и сам денежный универсум будет выбит относительно легко (тотальным обрушением мировой финансовой системы, например) - и тогда духовно кастрированный человек, испугавшись хаоса внутри и снаружи, взалкает новой иерархии.
А так как внутри себя "опереться будет совсем уже не на что", то такая новая иерархия не может быть ничем иным, кроме сатанократии (по образу и подобию "Поэмы о Великом Инквизиторе" Достоевского). Посему не вижу никакого смысла говорить об искусстве (и о религии тоже) в рамках постмодернистского мировоззрения. Никакого смысла - вообще: это лишь инструмент для манипуляции сознанием, и цель его мне совершенно ясна. И советская "религия искусства", равно как и вообще советский период, здесь ну совсем ни при чём.
Хотя "религия искусства" несравнимо менее губительна для человеческого духа, чем "религия денег". В "религии искусства" есть онтологическая глубина, творческое начало, дающее связь с Творцом - по образу и подобию. Пусть и оторванная от нравственно-религиозной традиции, "религия искусства" не лишает человека внутренней опоры ("что такое хорошо и что такое плохо" не становится абсолютно релевантным и не подменяется примитивной функцией счёта в банке). Всё-таки красота - это воплощённая истина, и к ней можно прикоснуться через эстетическое чувство, а не только через этическое. В "религии денег" никакой онтологической глубины нет, никакой "воплощённой истины" и никакого "образа и подобия". Это чисто демоническая подмена любой шкалы ценностей, и воля её демонична по природе: "всё не-я должно стать мною". Никаких альтернатив такая "религия" и такая воля не будет терпеть по определению.
С позволения автора, я ниже продолжу раскрывать предложенные "три темы", но только не с позиций постмодернизма. А с позиций тех подходов к искусству, которые позволяют создавать внутренние оценочные системы, не противоречащие в целом как религиозным традициям, так и врождённому нравственному и эстетическому чувству (как это чувство развивается или калечится системой воспитания - отдельный разговор). Критику подходов к искусству с позиций постмодернизма я не воспринимаю как что-то значимое вообще: это банальная идеологическая обработка сознания в совершенно определённом направлении и с совершенно чёткой целью проводимая. Собственно, к искусству она вообще не имеет отношения.