Выпуски Переклички вестников находятся в Библиотеке Замка.
Подписаться на рассылку выпусков.
(Прим.ред.)О вестничестве и поэтической рассылке (тексты, сопровождавшие открытие рассылки осенью 2007 г.):Для многих из нас картина мира, выстроенная Андреевым, пока воспринимается лишь в той части, где она покрывается понятиями историческими, общественно-политическими и философскими. И особенный акцент, по моим наблюдениям, делается именно на философии: мы пытаемся смысловой аппарат, разработанный к настоящему времени в философии, применить к явлениям, для которых, как это многократно подчеркивал Андреев, еще нет обозначений ни в нашем обыденном языке, ни в каких-либо специальных дисциплинах. Постепенно такой словарь будет возникать, но это будет происходить не быстрее, чем станет перестраиваться сознание человека, когда и трансперсональный опыт, и метаисторическое видение жизненного потока станут такими же приемлемыми для сознания вещами, как, например, наше ощущение свежести утреннего воздуха – ощущение трудно передаваемое словами, но все же не вызывающее сомнений в своей «нормальности» и могущее быть предметом разговора.
Такая эволюция сознания будет проходить, конечно, очень длительно, на протяжении жизни нескольких поколений. Что, однако, может этот процесс ускорить? Для некоторых людей, возможно, этому будет способствовать дисциплина мышления, умение ориентироваться в мировоззренческих построениях, переводить их в область веры, а затем взращивать в себе внутренние ощущения, созвучные, подтверждающие эту веру. Это – вполне реальный путь, но все же путь специфический, требующий определенного склада личности. Для большинства же людей такой путь не годится: у них слова «мировоззрение», и тем более «философская система», если и вызывают уважение, то все-таки относятся к понятиям чисто умственным, не рождающим живого душевного отклика.
Вместе с тем Д.Андреев обозначил явление вестничества и не только поставил его по своему значению выше философского осмысления (в его классическом понимании), но и привел пример, как вестничество принимает на себя задачи, неподъемные и для земной церкви (в России 19 века). Действительно, путь к человеку через искусство более универсален, он обращен ко всем способностям личности: и мыслительным, и эстетическим, и интуитивным, таинственным, скрытым от его дневного сознания. Одним из главных отличительных признаков вестника Андреев называл несводимость смысла его творчества к уже существующим, освоенным понятиям; вестник – это всегда сдвиг во что-то непознанное, необъяснимое, хотя бы это и опиралось на понятную, традиционную основу (например, на бытовой, реалистический сюжет). И не только для читателя (зрителя, слушателя), но и для самого автора это может быть игрой по неизвестным правилам – ведь передача запредельных смыслов, уловленных художником, не может быть буквальной, здесь всегда есть что-то вроде преломления лучей при переходе в тело другой плотности. И при таком переходе автор всегда один на один со своей интуицией, никакие готовые решения тут не помогают. Естественно, такое искусство ждет и от воспринимающего особой гибкости и широты восприятия, свободы от стереотипов.
Здесь можно условно противопоставить два подхода к искусству, назову их «философским» и «вестническим» (названия, наверное, не вполне удачны, но остановлюсь пока на них). Философский подход ждет от искусства подтверждения каких-нибудь из уже имеющихся в его распоряжении идей; при рассмотрении произведения искусства он стремится, отбрасывая частности и индивидуальные особенности, сконцентрировать внимание именно на идеях, обязательно закрепить их в строгих терминах, а если эти идеи недостаточно четко выявлены – то признает такое произведение неубедительным, не исполнившим своих задач. Напротив, вестническое восприятие признает право на индивидуальность решений и интуитивность, несформулированность первичных художественных посылов; при восприятии желательно как можно дольше воздерживаться от сведения смысла к знакомым, словесно оформленным величинам (особенно из сферы логического мышления). Такое удерживание восприятия «на весу», вне закрепленных понятий помогает приблизиться к настоящим истокам творчества автора, настоящим смыслам, скрытым, быть может, и от него самого.
Далее – философский подход рассматривает язык искусства, его условность как нечто мешающее восприятию; это – как бы неизбежное зло всякого художества, от которого лучше абстрагироваться, чтобы воспринять мысль в ее чистом виде. На самом же деле смысл искусства неотделим от формы его выражения. Язык и сам по себе несет определенную смысловую нагрузку: в нем откладывается психологический опыт поколений, строй мышления и чувств; в нем всегда читается своеобразие эпохи; претворяются традиции, уже переставшие быть осознанными традициями, перешедшие уже в сферу подсознательной психологической инерции. Если же речь идет о художнике-вестнике, то к этим функциям языка прибавляются и новые задачи. Когда он духовным наитием улавливает иноприродные смыслы, невместимые в обычные понятия, то для выражения этих смыслов ему на помощь приходят языковые средства, имеющееся только в искусстве. Одним из них становится система условностей и внутрикультурных ассоциаций – либо разработанная самим автором, либо переданная ему традицией, но художником переосмысленная, наполненная новым содержанием. Обычные, незаметные в других случаях выразительные приемы (например, в поэзии – ритм стиха, звуковые аллитерации) могут оказаться в руках вестника некими проводниками в другой, необъяснимый мир; и при переводе такого стиха в прозаическую форму обнаруживается, что и сами слова теряют несомый ими смысл.
Еще одно недоразумение: ожидание того, что в каждом произведении автора будет выражена конечная суть его творчества. На самом деле в каждом виде искусства существует сложная система жанров, и эти жанры разнятся по принимаемым на себя задачам. Одни из них наиболее приспособлены к выражению обобщающих, масштабных концепций, другие – к личностному высказыванию. Практически каждый художник испытывает потребность одновременно выражать себя в различных жанрах, на разных смысловых уровнях. Ему может быть свойственно углубляться в житейские частности, отдавать этим частностям свою душевную энергию, а в других произведениях – подниматься над обычным течением жизни, творить мир по собственным законам. Поэтому человеку, воспринимающему искусство, нужно уметь ориентироваться в разнообразии художественных задач: именно их многоплановость в совокупности может дать представление о многомерности человеческой души, а в творчестве вестника – и об отражении многомерности мира.
Не нужно упускать из внимания и внутреннюю эволюцию каждой индивидуальности. Некоторые художники с самого начала несут в себе присущие им внутренние качества, для них творчество является постепенным, все более полным раскрытием этих качеств. Для других творческий путь – это именно путь, поиск, и только в конце становятся видны его итоги.
Навыки ориентации в законах искусства и его языке помогают, таким образом, воспринять его результативно, в полной мере ощутить смыслы, в каждом произведении заложенные. Главный же принцип здесь – не ждать, чтобы художник говорил на языке для нас привычном и делал акценты на проблемах, которые для нас сейчас актуальны. Наоборот – нужно уметь пойти художнику навстречу, чтобы в личности другой эпохи и другого склада мышления увидеть человека себе близкого.
*********
Теперь появился повод продолжить разговор о вестничестве, опираясь на конкретные примеры.
Стали регулярно выходить выпуски поэтической рассылки «Перекличка вестников» (…) В каждом из выпусков – два или три стихотворения русских поэтов, объединенные в маленький осмысленный цикл. Предупреждая недоуменные вопросы, сразу скажу, что среди авторов будут иногда появляться и такие, которых я вестниками не называю. Но у многих поэтов время от времени случаются прорывы в особенную художественную и даже трансфизическую глубину. Если собрать крупицы таких единичных прозрений, то сложится весьма значительный и ценный пласт явлений, расширяющий наше представление о русском поэтическом вестничестве. В таком контексте здесь появятся Кюхельбекер, Языков и многие другие. По мере накопления материала станет видно, какие из поэтов появляются здесь особенно часто, и, соответственно – чей вклад в развитие вестнического потенциала поэзии я считаю более значительным.
Я не могу сказать, что у меня есть четкий критерий для определения присутствия вестнического прозрения. Знаю только одно: его нужно определять не у автора в целом, а в каждом конкретном произведении, опираясь на текст. (Возможно, полезно было бы знакомиться с текстами, не зная имени автора.) Каждое стихотворение говорит само за себя. Иногда впечатление от него не выходит далеко за пределы буквального смысла сообщенного. Но иногда за читаемыми словами явно встает другой, более значительный смысл, он сообщает новое свечение каждому из слов (как правило – очень простых), и можно почти физически ощутить парение мысли – даже не мысли, а какой-то особой духовной субстанции. Если это возникало, то я твердо знал – прозрение здесь состоялось.
Таким способом я отбирал стихи для «Библиотеки вестничества». По мере собирания материала я обнаруживал, что некоторые стихотворения – написанные разными авторами, в разное время, в совершенно различном историко-культурном контексте – будучи поставленными рядом, рождают какой-то смысловой резонанс, усиливают звучание друг друга. Так у меня возник замысел выстраивать мини-циклы.
Каждый из них складывался по наитию. Иногда можно ясно проследить центральную мысль, объединяющую части цикла; иногда мне даже удавалось добиться последовательного развертывания мысли от одного стихотворения к другому. В других случаях объединяющей становится какая-то стилистическая или интонационная совместимость, трудно определимая общность духа.
Вы увидите, что вестнические явления могут произрастать почти на любой почве. Будут, конечно, темы, особенно интенсивно здесь разрабатываемые, но в целом спектр тем, художественных подходов, психологических состояний, жанрово-стилистических сфер будет безгранично широк. В целом это должно создать впечатление огромного духовного простора, дающего некоторый намек на масштабы и потенциальные возможности русской метакультуры.
______________
Историческая справка (от 6 дек. 2009 года):Расскажу немного об истории этого проекта. Идея найти в творчестве русских поэтов и собрать воедино наиболее явные моменты вестнических прозрений оформилась у меня осенью 2006 года. Тогда мы с Володей Камским готовили к андреевской конференции DVD-диск, включающий текстовые, музыкальные и видео-материалы, связанные с Розой Мира. Я тогда составил первоначальную версию своей «Библиотеки вестничества», позднее я начал размещать ее в отдельном разделе форума. Теперь, уже в полном виде она появится здесь. Тогда же, три года назад, я написал и первый вступительный текст, поясняющий суть проекта.
По мере моего вхождения в материал стали складываться и стихотворные мини-циклы, ставшие затем выпусками рассылки.
Первые выпуски относятся к весне 2007 года, а систематически они стали выходить с сентября. В ветке М.Белгородского Феномен вестничества на примере Российской метакультуры я сначала привел текст о вестничестве (написанный раньше в другой связи), а затем объявил о начале рассылки. Выше приведены эти два поста.