Первое время в Индии было словно в гипнозе. Потом ощущение гипноза осталось, просто я научилась в нем ориентироваться. Но поначалу все как-то сразу обрушилось: и новая страна с новым климатом, много новых людей, которых не избежать, даже если очень захотеть, новое ощущение, когда языковая среда поглощает и видоизменяет привычный обиход сознания… Новый быт, в конце концов! Без стиральной машины, без горячей воды или без холодной, зависит от времени года и суток… Иногда без воды вообще, часто без электричества, а значит – без вентилятора; без стола и первое время даже без стульев и их сородичей… без некоторых продуктов, без привычного равнодушия на улицах и лицах. Зато и неведомых ранее «с» добавилось огромное количество: с задушевным пением в гурудваре под окнами в 4:30 и в 7:30 утра, с дотошно звонящим в дверь мусорщиком ровно тогда, когда вторая серия гурудвары прекратилась; с жарой, муссонными дождями, летающими тараканами; с полуторачасовыми беседами на едва понятном языке с едва знакомыми людьми… А также с возможностью вдруг взять и уехать за тысячи километров, впрочем, еще не вполне осознанной.
После года в Индии чувствую себя пленником дорог: постоянно хочется ехать-ехать-ехать, качаться в развалюхе-автобусе, проплывать сквозь скомканную дремоту городов, исчезать не узнанным воспоминанием. Вжимаясь в угол окошка и кресла, разбавлять свои нелепые полусны грубой лепкой скользящей полуреальности. В дороге пространство становится динамичным, начинает подпевать времени. Для меня быть в дороге - первобытное счастье.
Индийцы сами постоянно циркулируют по стране, словно разные вещества по организму. А вот пересекать границы Индии издавна считалось чем-то нехорошим, по индуистской системе человека за подобные перемещения полагается исключать из слоеного пирога социума. Только решение деревенского совета-панчаята может реабилитировать "отступника". В последнее время все больше индийцев уезжают учиться/работать за границу, однако "все больше" - ничто в сравнении с традиционным населением деревень и маленьких городов.
Индийцы всегда путешествуют с какой-то целью. Чаще всего - повидать родственников, но опять не просто погостить, а наверняка по поводу того или иного обряда, праздника. Скажем, надо собрать все свое говорливое развесистое семейство, включая соседей и их соседей, и отправиться доброй половиной вагона на свадьбу единственного сына какой-нибудь тетушки жены младшего брата матери мужа старшей сестры свекрови лучшей подруги твоей любимой племянницы…
Вторая излюбленная цель – паломничество по следам богов. Без иронии: боги были, есть и до сих пор пребывают в Индии. В храмах красным помечают место, где находится Бог. Находится не символически и умозрительно, а в режиме реального времени. Вершина индуистского культа и цель любого обряда – даршан – созерцание божества. И ты созерцаешь Бога, и Бог созерцает тебя. В храмы люди идут в первую очередь, чтобы посмотреть на бога. Сериалы про богов – тоже даршан.
Характерная черта индийского паломничества: нет главного направления, но есть целые гирлянды паломнических маршрутов по священным городам и комплексам святынь. Туризм в нашем понимании традиционным индийцам не свойственен.
Первое, куда мы отправились, когда запаслись достаточным нетерпением, был один из четырех городов Индии, где некогда упали капли нектара бессмертия - амриты. Название у города самое что ни на есть индийское - Врата Господа - Харидвар, где двар - это созвучные с обыденной "дверью" врата. Здесь артерия индуизма Ганга выходит на равнину, а сам Харидвар открывает путь в горы, к другим прославленным святыням, как, например, ледники-истоки Ганги и Ямуны - Ганготри и Ямунотри.
До этих верхних точек добраться на самом деле не так трудно, но тогда мы слишком верили нашим индийским советчикам, по словам которых в сентябре из-за уходящего сезона дождей все дороги размыты и никуда значительно выше Харидвара не пробраться. Потом оказалось, что сентябрь - один из самых благоприятных месяцев для путешествий в горах Уттаркханда, а природа в это время уже успела выбраться из-под диктатуры дождя, но еще не успела превратиться в тощий гербарий.
На самом деле, в Харидвар мы ехать не планировали. Нам бы природу, буржуазные курорты, а именно: мы просто хотели отдохнуть от сумасбродства Дели и забраться куда-нибудь, где потише.
Думали, а не съездить ли в Шимлу, летнюю столицу англичан? Но тогда нам показалось, что добираться туда далеко и сложно, и готовиться надо обстоятельно, и за выходные мы не управимся: еще не приспособились пропускать учебу в таких масштабах, когда перестаешь замечать ее наличие.
В общем, решились на Ришикеш. Сядем с утра на автобус до Харидвара (около 200км к северо-востоку от Дели), а оттуда сразу же в Ришикеш на рикше за 40 рупий, благо расстояние небольшое – километров 25. Все примерные цены мы узнали, - первое правило любого торга: нужно быть в курсе реальной цены вопроса, тогда тебя никто не обманет. Мастерство торга - вести себя так, словно ты ее знаешь. Говорят больше – разворачиваешься и уходишь, с возгласами: «Что, у тебя мозг испортился?!» Если цена может быть меньшей, тебя обязательно окликнут. Если ты перегнул с притязаниями, не окликнут. Но в Индии это совсем нестрашно, потому что от торговцев, рикшей и прочих платных помощников не так-то легко отделаться. Если, конечно, ты не в каком-нибудь пригороде какого-нибудь неведомого полустанка среди ночи, а то, от чего ты сейчас отказался из-за лишних десяти рупий, было единственным автобусом в неделю.
Собирались в последний момент, около 10 утра вышли из станции метро, где неподалеку располагается государственный автовокзал: там автобусы на вид дряблые, но зато билеты дешевле и свет в «салоне» не выключают даже ночью. Места в большинстве своем нефиксированные или если ты существо женского пола, то всегда можешь попроситься на передние места - отказать не посмеют. По моим ощущениям и опыту, в государственных автобусах путешествовать безопаснее, чем в комфортных автобусах частных фирм, особенно если едешь куда-то один, тем более одна. Разница в цене иногда невелика, иногда ее вообще нет, а иногда, если расстояние большое или маршрут популярный, частные автобусы стоят в два-три-четыре раза дороже. Но среди частных автобусов есть так называемые слипперы – автобусы, где над сидячими местами полки для сна, которые еще и закрываются плотно, как египетские саркофаги. Мы внутри «саркофагов» ни разу не катались, и чаще всего там места не на одного человека, а минимум для двоих, но индийцы, естественно, туда забираются со всем урожаем своих отпрысков. Билеты на полки-слипперы раза в два-полтора дороже обычных мест.
Не успели мы выйти из метро и не найти искомого автовокзала (оказалось, запутались в семи выходах из метро), как нас уже окружил кондуктор частного автобуса. Именно окружил! Индийцы всегда умудряются окружать, даже пребывая в единственном числе. Мы решительно и гордо отказались, но потом, услышав цену билета в 350 рупий (200 рублей по-русски), покорились судьбе. Хотя на обратном пути, когда мы ехали из более далекого Ришикеша, билет на государственный автобус обошелся всего в 160 рупий. Наш первый практический урок освоения индийской ментальности.
Поначалу я удивлялась всему, пыталась все-все разглядеть, распробовать каждое впечатление. Свойство Индии в том, что желание вобрать в себя всю эту страну до последнего всплеска красок и поворота событий со временем только усиливается, потому что час разлуки приближается, а расставаться хочется все меньше и меньше.
Как можно сесть в автобус и заняться своими делами, когда под окнами сидит такое общество:
В Индии я очень редко умудрялась что-то делать в пути. Зато открыла в себе способность хоть 7, хоть 12 часов подряд с увлечением разглядывать асфальт и пыльные частоколы типичных видов. Словно на звёзды смотришь: за минуту столько домов, лавочек вдруг возникает, чтобы исчезнуть из поля зрения навсегда. А ведь это исчезают судьбы, лица, детства, надежды... чья-то первая любовь, чья-то забота о ком-то. Между тем, хозяин какой-нибудь лавочки, отмахнувшись ненадолго от приставучих дел, потягивает пряный чай и наблюдает, как мелькают грузовики, телеги, автобусы, а в них люди куда-то едут и что-то думают в такт дорожным колдобинам и ускользающей неповторимости жизни…